Течение беременности на ранних этапах акушерство
Акушерство : Физиология беременности.
- Физиология беременности. Оплодотворение. Сперматозоиды. Сперматозоид.
- Яйцеклетка. Развитие яйцеклетки. Женская половая клетка.
- Цервикальная слизь. Капацитация сперматозоидов. Транспорт сперматозоидов.
- Сколько живет сперматозоид? Выживаемость сперматозоидов. Слияние половых клеток. Кортикальная реакция.
- Дробление яйцеклетки. Морула. Зигота. Транспорт оплодотворенной яйцеклетки.
- Имплантация плодного яйца. Эмбриобласт. Трофобласт. Плацента. Децидуальная оболочка.
- Ранний эмбриогенез. Развитие зародыша. Амниотический пузырь. Амниотическая жидкость. Оболочки.
- Что такое децидуальная оболочка? Строение децидуальной оболочки.
- Амнион (водная оболочка). Строение амниона.
- Плацента. Развитие и функции плаценты.
- Видео уроки физиологии размножения, оплодотворения, секса
- Когда делают кесарево сечение? Список показаний к кесареву сечению
Акушерство : Строение плаценты. Основные функции плаценты. Пупочный канатик и послед.
- Строение плаценты. Поверхности плаценты. Микроскопическое строение зрелой ворсины плаценты.
- Маточно – плацентарное кровообращение.
- Особенности кровообращения в системе мать — плацента — плод.
- Основные функции плаценты.
- Дыхательная функция плаценты. Трофическая функция плаценты.
- Эндокринная функция плаценты. Плацентарный лактоген. Хорионический гонодотропин (ХГ, ХГЧ). Пролактин. Прогестерон.
- Иммунная система плаценты. Барьерная функция плаценты.
- Околоплодные воды. Объем околоплодных вод. Количество околоплодных вод. Функции околоплодных вод.
- Пупочный канатик и послед. Пупочный канатик (пуповина). Варианты прикрепления пуповины к плаценте. Размеры пуповины.
Акушерство : Физиология плода. Развитие плода.
Опубликована новая тема в разделе “Физиология плода. Развитие плода.” Тема содержит подробные иллюстрации ( рисунки ).
1. Физиология плода. Развитие плода. Предымплантационное развитие.
2. Имплантация, органогенез и плацентация.
3. Плодный (фетальный) период. Развитие нервной системы у плода.
4. Развитие эндокринной системы плода.
5. Кроветворение. Кроветворение плода. Экстрамедуллярный гемопоэз.
6. Кровообращение плода и новорожденного. Желточный период. Аллантоидное кровоообращение. Плацентарное кровообращение.
7. Сердечная деятельность плода и новорожденного. Сердце плода и новорожденного.
8. Дыхательная система плода и новорожденного.
9. Обмен веществ плода и новорожденного.
10. Выделительная система плода. Иммунная система плода.
11. Система гемостаза плода. Кислотно-основное состояние крови плода.
12. Этапы развития ребенка. Подробная схема девяти месяцев развития ребенка
13. Сколько пить жидкости во время беременности? Отеки как результат нарушения питьевого режима беременной
14. Похудеть? Нет ничего сложного! Худеем после родов
15. Что такое скрининг беременной? Зачем беременной нужен скрининг?
Акушерство : Плод в отдельные периоды развития.Плод как объект родов. Изменения в организме женщины во время беременности.
Опубликована новая тема в разделе “Плод в отдельные периоды развития. Плод как объект родов. Изменения в организме женщины во время беременности.” Тема содержит подробные иллюстрации ( рисунки ).
1. Плод в отдельные периоды развития. Двух (II) месячный плод. Уровень развития двух (II) месячного плода.
2. Уровень развития трех – шести месячного плода. Признаки трех – шести месячного плода.
3. Уровень развития семи – восьми месячного плода. Зрелость новорожденного. Признаки зрелости новорожденного.
4. Плод как объект родов. Череп плода. Швы черепа плода. Роднички черепа плода.
5. Размеры головки плода. Малый косой размер. Средний косой размер. Прямой размер. Большой косой размер. Вертикальный размер.
6. Изменения в организме женщины во время беременности. Система мать – плод.
7. Эндокринная система женщины во время беременности.
8. Нервная система женщины во время беременности. Гестационная доминанта.
9. Сердечно – сосудистая система женщины во время беременности. Физиологическая анемия беременных.
10. Дыхательная система женщины во время беременности. Дыхательный объем беременных.
11. Пищеварительная система женщины во время беременности. Печень у беременных.
12. Вода для беременных. Потребление жидкости во время беременности
13. Беременность – это счастье. Что и как должно быть во время беременности
14. Как происходит выписка из роддома? К чему надо быть готовой?
15. Разрывы и разрезы промежности – как этого избежать. Готовимся к родам – делаем зарядку, учимся правильно дышать
Акушерство : Организм женщины во время беременности.
Опубликована новая тема в разделе “Организм женщины во время беременности.” Тема содержит подробные иллюстрации ( рисунки ).
1. Мочевыделительная система женщины во время беременности. Почки у беременных.
2. Органы кроветворения женщины во время беременности. Уровень сывороточного железа у беременных
3. Иммунная система женщины во время беременности. Антигены плода отцовского происхождения.
4. Система гемостаза женщины во время беременности. Система гемостаза плода.
5. Обмен веществ женщины во время беременности. Витамины во время беременности. Минеральный и водный обмен.
6. Опорно-двигательный аппарат женщины во время беременности. Симфизиопатия.
7. Кожа женщины во время беременности. Рубцы беременности. Стрии. Гипертрихоз.
8. Масса тела женщины во время беременности. Молочные железы во время беременности. Масса молочных желез.
9. Половая система во время беременности. Матка во время беременности. Масса матки во время беременности.
10. Яичники во время беременности. Влагалище во время беременности. Маточные трубы, cвязки матки во время беременности.
11. Беременная женщина и ребенок в животе. Что чувствует, видит и слышит ребенок в утробе матери?
12. Что ждет маму после родов? Приводим себя в прежнюю форму после беременности и родов
13. Можно ли принимать витамины беременной женщине? Здоровье будущей мамы
Болезни беременных.
Опубликована новая тема в разделе “Болезни беременных.” Тема содержит подробные иллюстрации ( рисунки ).
1. Цитомегаловирусы у беременной. Краснуха при берменности.
2. Токсоплазмоз беременных. СПИД при беременности.
3. Тромбозы и геморрой у беременных. Эмболии при беременности.
4. Неврологические заболевания у беременных. Цереброваскулярные нарушения у беременных.
5. Тошнота у беременных. Рвота при беременности.
6. Птиализм и пикацизм у беременных. Панкреатит у беременных.
7. Аппендицит у беременных. Воспалительные заболевания кишечника у беременных.
8. Болезни зубов у беременных. Гепатит у беременных.
9. Холестаз у беременных. Желчекаменная болезнь у беременных.
10. Хирургическая патология у беременных. Травмы живота беременных.
Беременность и сопутствующая патология.
Опубликована новая тема в разделе “Беременность и сопутствующая патология.” Тема содержит подробные иллюстрации ( рисунки ).
1. Курение при беременности. Прием алкоголя во время беременности.
2. Наркотики во время беременности. Беременность и кокаин.
3. Тромбоцитопения у беременных. Иммунная тромбоцитопеническая пурпура.
4. Наследственные коагулопатии у беременных. Дисплазия и рак шейки матки у беременных.
5. Рак молочной железы у беременных. Рак яичников и меланома беременных.
6. Дородовый разрыв околоплодных оболочек. Диагностика дородового разрыва околоплодных оболочек.
7. Обследование дородового разрыва околоплодных оболочек. Лечение дородового разрыва околоплодных оболочек.
8. Преждевременные роды. Причины преждевременных родов.
9. Обследование беременных с подозрением на преждевременные роды. Ведение преждевременных родов.
10. Артериальная гипертензия беременных. Классификация артериальной гипертензии беременных.
Лечение патологии беременных. Многоплодная беременность.
Опубликована новая тема в разделе “Лечение патологии беременных. Многоплодная беременность.” Тема содержит подробные иллюстрации ( рисунки ).
1. Патогенез артериальной гипертензии беременных. Оценка состояния при артериальной гипертензии у беременной.
2. Лечение преэклампсии. Тактика лечения преэклампсии у беременных.
3. Лечение приступа эклампсии. Синдром HELLP.
4. Изоиммунизация при беременности. Механизм изоиммунизации беременной.
5. Диагностика изоиммунизации беременной. Тактика ведения беременности при изоиммунизации.
6. Внутриутробное переливание крови плоду. Профилактика изоиммунизации беременности.
7. Многоплодная беременность. Частота многоплодной беременности.
8. Диагностика многоплодной беременности. Прием родов при многоплодной беременности.
9. Задержка внутриутробного развития плода. Причины задержки внутриутробного развития плода.
10. Диагностика задержки внутриутробного развития плода. Ведение задержки внутриутробного развития плода.
Эмбриология. Гаметогенез
1. Эмбриология. История эмбриологии
2. Эмбриология в системе медицинского образования. Проблемы обучения эмбриологии
3. Лабораторные работы по эмбриологии. Значения лабораторных работ
4. Органы размножения. Мужские и женские органы размножения
5. Гаметогенез. Наследственность и внешняя среда
6. От чего зависит наследственность? Первичные половые клетки
7. Развитие первичных половых клеток. Этапы созревания первичных гонад
8. Ранняя дифференцировка в семенниках. Сперматогенез
9. Ранняя дифференцировка в яичниках. Овогенез
10. Развитие фолликула. Последовательность развития яйцеклетки
Оплодотворение. Развитие эмбриона
1. Жизнеспособность сперматозоидов. Продолжительность жизни сперматозоидов
2. Передвижение сперматозоидов. Механизм передвижения сперматозоидов
3. Слияние гамет. Механизм оплодотворения и слияния гамет
4. Определение пола. Как формируется пол эмбриона?
5. Развитие эмбриона. Дробление яйцеклетки
6. Бластула. Дифференцировка бластодермического пузырька
7. Зародышевые листки. Образование энтодермы и мезодермы
8. Образование хорды. Механизмы формирования хорды эмбриона
9. Значение зародышевых листков. Функции зародышевого листка эмбриона
10. Строение ранних зародышей человека. Изучение эмбрионов раннего развития
Плацента и пуповина плода
1. Плацентация эмбриона человека. Образование плаценты плода
2. Амниотическая полость плода. Формирование хориона эмбриона
3. Строение хориальных ворсинок. Рост и развитие плаценты и хориона
4. Плацентация. Виды плацентации у млекопитающих
5. Особенности плацентации Placentalia (Eutheria). Этапы плацентации Deciduata
6. Виды гемохориальной плаценты. Гистиотрофный метод питания плода
7. Строение плаценты плода. Структура доношенной плаценты человека
8. Морфология плаценты плода. Особенности материнской части плаценты
9. Расположение плаценты плода. Патология плаценты
10. Пуповина плода. Строение доношенной пуповины
Формирование плаценты. Органогенез у эмбриона
1. Прикрепление пуповины. Функции плаценты
2. Проницаемость плаценты. Плодовые оболочки при многоплодной беременности
3. Однояйцевые двойни. Двуяйцевые двойни
4. Материнский организм при беременности. Течение беременности
5. Изменения матки при беременности. Психические изменения у беременной
6. Плодные оболочки при родах. Органогенез у плода
7. Развитие пищеварительной системы. Ранний период развития головы эмбриона
8. Жаберные дуги эмбриона. Первичная ротовая полость
9. Носовые ямки эмбриона. Формирование носа плода
10. Нарушения развития лица эмбриона. Вторая и третья жаберная дуга
УЗИ органов малого таза. УЗИ в ранний период беременности
1. Обследование матки. Исследование эндометрия матки
2. УЗИ яичников. Эхография структур малого таза
3. УЗИ маточных труб. Трансвагинальное узи круглых связок и кишечника
4. УЗИ в первый триместр беременности. Показания к трансвагинальному УЗИ в первый триместр беременности
5. Оборудование для УЗИ в первый триместр беременности. Методика эхографии в ранний период беременности
6. Нормальное УЗИ в 4-6 недель беременности. Среднеэмбриональный период развития
7. УЗИ плода в 7-8 недель. Нормальные показатели плода в 7-8 недель беременности
8. УЗИ плода в 9-11 недель. Развитие плода в 9-11 недель беременности
9. Патология первого триместра беременности. Выявление УЗИ отклонений в первый триместр беременности
10. Внутриматочная патология при беременности. УЗИ диагностика хромосомных аномалий
- Что включает в себя ведение беременности? Стоит ли платно вести беременность?
- Что нам поможет забеременеть? Учимся строить график базальной температуры
- Планируем беременность. Какие анализы нужно сдать маме для рождения здорового ребенка?
- Сами определяем беременность с помощью тест полоски
- Формула для расчета пола ребенка. Мальчик или девочка?
- Как предохранится от простуды и гриппа при беременности? Укрепляем иммунитет
- Биохимический анализ крови беременной женщины в норме. Что значат отклонения?
- Почему же беременность так и не наступает? Инфекции, о которых должны знать беременные
- Принципы правильного питания женщин во время беременности
- Ответы на вопросы, волнующие будущих мам. Можно ли беременной стричь волосы?
- Польза бананов при беременности. Сколько можно есть?
- От чего зависит зачатие мальчика и девочки? Посчитаем дату зачатия ребенка нужного пола
- В каком возрасте девушке заводить ребенка? Оптимальный возраст для первой беременности
- Как беременной женщине пережить летнюю жару? Последние месяцы беременности
- Опасаться ли запоров при беременности? Средства от запоров беременных
- Токсикоз беременных – как распознать и чем помочь?
- Можно ли вылечить мужское бесплодие? Причины бесплодности мужчин
- Норма спермограммы и как она сдаётся. Результаты анализа спермы
- Психогенная импотенция. Причины эректильных дисфункций
- Боль в копчике – кокцигодиния. Беременность и боль в копчике
- Как летать на самолете на ранних сроках беременности?
- Чем опасен резус-конфликт? Можно ли рожать, если резус отрицательный?
Источник
Äèàãíîñòèêà áåðåìåííîñòè
Óñòàíîâëåíèå íàëè÷èÿ áåðåìåííîñòè ÷ðåçâû÷àéíî âàæíî, ïîñêîëüêó îïðåäåëÿåò ñâîåâðåìåííóþ àäåêâàòíóþ òàêòèêó âåäåíèÿ ïàöèåíòîê. Îïðåäåëåíèå ôàêòà áåðåìåííîñòè èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå íå òîëüêî ó æåíùèí ðåïðîäóêòèâíîãî âîçðàñòà, íî è ó ïàöèåíòîê êëèìàêòåðè÷åñêîãî ïåðèîäà, ó äåâî÷åê äî íàñòóïëåíèÿ ìåíàðõå, êîãäà ïðè íåðåãóëÿðíûõ ìåíñòðóàöèÿõ èëè ïðè èõ îòñóòñòâèè íå èñêëþ÷àåòñÿ âîçìîæíîñòü íàñòóïëåíèÿ áåðåìåí-íîñòè.
Ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà áåðåìåííîñòè î÷åíü âàæíà íå òîëüêî äëÿ àêóøåðîâ-ãèíåêîëîãîâ, íî è äëÿ âðà÷åé ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëüíîñòåé, òàê êàê ãîðìîíàëüíûå, ôèçèîëîãè÷åñêèå è àíàòîìè÷åñêèå èçìåíåíèÿ, ñîïðîâîæäàþ ùèå áåðåìåííîñòü, ìîãóò ñóùåñòâåííî âëèÿòü íà òå÷åíèå ýêñòðàãåíèòàëüíûõ çàáîëåâàíèé (ñì. ãëàâó 13).
Äèàãíîñòèêà áåðåìåííîñòè, îñîáåííî â ðàííèå ñðîêè, èíîãäà ïðåäñòàâëÿåò îïðåäåëåííûå òðóäíîñòè. Íåêîòîðûå ýíäîêðèííûå çàáîëåâàíèÿ, ñòðåññû, à òàêæå ïðèåì ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ ìîãóò èìèòèðîâàòü ñîñòîÿíèå áåðåìåííîñòè, ââîäÿ â çàáëóæäåíèå è æåíùèíó, è âðà÷à.
 ñâÿçè ñ áåðåìåííîñòüþ ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà ôóíêöèé âñåõ îðãàíîâ è ñèñòåì æåíùèíû, ÷òî ñêàçûâàåòñÿ íà åå ñàìî÷óâñòâèè (ñóáúåêòèâíûé õàðàêòåð) è ñîïðîâîæäàåòñÿ îáúåêòèâíî îïðåäåëÿåìûìè èçìåíåíèÿìè.
Íàèáîëåå õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè áåðåìåííîñòè ìîãóò áûòü ïî çíà÷èìîñòè äëÿ äèàãíîñòèêè ðàçäåëåíû íà òðè ãðóïïû: ñîìíèòåëüíûå, âåðîÿòíûå è äîñòîâåðíûå.
Ïðåäïîëîæèòåëüíûå (ñîìíèòåëüíûå) ïðèçíàêè áåðåìåííîñòè. Ê ýòèì ïðèçíàêàì îòíîñÿòñÿ ðàçëè÷íîãî ðîäà ñóáúåêòèâíûå îùóùåíèÿ.
1. Òîøíîòà, ðâîòà, îñîáåííî ïî óòðàì, èçìåíåíèå àïïåòèòà (îòâðàùåíèå ê ìÿñó, ðûáå è äð.).
2. Èçìåíåíèå îáîíÿòåëüíûõ îùóùåíèé (îòâðàùåíèå ê äóõàì, òàáà÷íîìó äûìó è äð.).
3. Íàðóøåíèÿ ôóíêöèè íåðâíîé ñèñòåìû: íåäîìîãàíèå, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ñîíëèâîñòü, íåóñòîé÷èâîñòü íàñòðîåíèÿ, ãîëîâîêðóæåíèå è äð.
4. Ïèãìåíòàöèÿ êîæè íà ëèöå, ïî áåëîé ëèíèè æèâîòà, â îáëàñòè ñîñêîâ, ïîÿâëåíèå ïîëîñ áåðåìåííîñòè (ðèñ. 4.1).
5. Ó÷àùåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ.
6. Óâåëè÷åíèå îáúåìà æèâîòà, îùóùåíèå íàãðóáàíèÿ ìîëî÷íûõ æåëåç.
Ðèñ. 4.1. Ïîëîñû áåðåìåííîñòè
Ðèñ.4.2. Ïðèçíàêè áåðåìåííîñòè Ãîðâèöà-Ãåãàðà
Âåðîÿòíûå ïðèçíàêè áåðåìåííîñòè.
Ê äàííîé ãðóïïå îòíîñÿò îáúåêòèâíûå ïðèçíàêè, îïðåäåëÿåìûå â ïîëîâûõ îðãàíàõ, ìîëî÷íûõ æåëåçàõ, ïîëîæèòåëüíûå áèîëîãè÷åñêèå èììóíîëîãè÷åñêèå òåñòû íà áåðåìåííîñòü.
1. Ïðåêðàùåíèå ìåíñòðóàöèé (àìåíîðåÿ) ó çäîðîâîé æåíùèíû ðåïðî-äóêòèâíîãî âîçðàñòà.
2. Óâåëè÷åíèå ìîëî÷íûõ æåëåç, èõ íàïðÿæåííîñòü, ïîÿâëåíèå ìîëîçèâà èç îòêðûâàþùèõñÿ íà ñîñêå ìîëî÷íûõ õîäîâ ïðè íàäàâëèâàíèè íà ìîëî÷íûå æåëåçû (ó ïåðâîáåðåìåííûõ).
3. Ñèíþøíîñòü (öèàíîç) ñëèçèñòîé îáîëî÷êè âëàãàëèùà è øåéêè ìàòêè.
4. Èçìåíåíèå âåëè÷èíû, ôîðìû è êîíñèñòåíöèè ìàòêè.
Èç ïðèçíàêîâ, óêàçûâàþùèõ íà èçìåíåíèå ôîðìû è êîíñèñòåíöèè ìàòêè â ñâÿçè ñ áåðåìåííîñòüþ, âàæíåéøèìè ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå.
1. Óâåëè÷åíèå ìàòêè. Îïðåäåëÿåòñÿ íà÷èíàÿ ñ 5-6-é íåäåëè áåðåìåííîñòè: ìàòêà óâåëè÷èâàåòñÿ â ïåðåäíåçàäíåì ðàçìåðå (ñòàíîâèòñÿ øàðîîáðàçíîé), ïîçäíåå è â ïîïåðå÷íîì ðàçìåðå. Ê êîíöó 2-ãî ìåñÿöà áåðåìåííîñòè ðàçìåðû ìàòêè ñîîòâåòñòâóþò ðàçìåðàì ãóñèíîãî ÿéöà, â êîíöå 3-ãî äíî ìàòêè íàõîäèòñÿ íà óðîâíå èëè íåñêîëüêî âûøå ñèìôèçà.
2. Ñèìïòîì Ãîðâèöà Ãåãàðà. Áåðåìåííàÿ ìàòêà ïðè èññëåäîâàíèè ìÿãêàÿ, ðàçìÿã÷åíèå îñîáåííî âûðàæåíî â îáëàñòè ïåðåøåéêà. Ïàëüöû îáåèõ ðóê ïðè äâóðó÷íîì èññëåäîâàíèè ñîïðèêàñàþòñÿ â îáëàñòè ïåðåøåéêà ïî÷òè áåç ñîïðîòèâëåíèÿ (ðèñ. 4.2). Ïðèçíàê õàðàêòåðåí äëÿ ðàííèõ ñðîêîâ áåðåìåííîñòè è ÷åòêî îïðåäåëÿåòñÿ ÷åðåç 6 8 íåä îò íà÷àëà ïîñëåäíåé ìåíñòðóàöèè.
Ïðèçíàê Ñíåãèðåâà. Äëÿ áåðåìåííîé ìàòêè õàðàêòåðíà èçìåí÷èâîñòü êîíñèñòåíöèè. Ìÿãêàÿ áåðåìåííàÿ ìàòêà ïîä âëèÿíèåì ìåõàíè÷åñêîãî ðàçäðàæåíèÿ âî âðåìÿ äâóðó÷íîãî èññëåäîâàíèÿ óïëîòíÿåòñÿ è ñîêðàùàåòñÿ. Ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ðàçäðàæåíèÿ ìàòêà âíîâü ïðèîáðåòàåò ìÿãêóþ êîíñèñòåíöèþ.
Ïðèçíàê Ïèñêà÷åêà. Äëÿ ðàííèõ ñðîêîâ áåðåìåííîñòè õàðàêòåðíà àñèììåòðèÿ ìàòêè, îáóñëîâëåííàÿ êóïîëîîáðàçíûì âûïÿ÷èâàíèåì ïðàâîãî èëè ëåâîãî åå óãëà, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò ìåñòó èìïëàíòàöèè ïëîäíîãî ÿéöà. Ïî ìåðå ðîñòà ïëîäíîãî ÿéöà ýòà àñèììåòðèÿ ïîñòåïåííî èñ÷åçàåò (ðèñ. 4.3).
Ïðèçíàê Ãóáàðåâà è Ãàóñà. Óêàçûâàåò íà ëåãêóþ ïîäâèæíîñòü øåéêè ìàòêè â ðàííèå ñðîêè áåðåìåííîñòè, ÷òî ñâÿçàíî ñî çíà÷èòåëüíûì ðàçìÿã÷åíèåì ïåðåøåéêà.
Ïðèçíàê Ãåíòåðà. Âñëåäñòâèå ðàçìÿã÷åíèÿ ïåðåøåéêà â ðàííèå ñðîêè áåðåìåííîñòè âîçíèêàþò ïåðåãèá ìàòêè êïåðåäè è ãðåáíåâèäíîå óòîëùåíèå íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè ìàòêè ïî ñðåäíåé ëèíèè. Îäíàêî ýòî óòîëùåíèå îïðåäåëÿåòñÿ íå âñåãäà (ðèñ. 4.4).
Ðèñ. 4.3. Ïðèçíàê áåðåìåííîñòè Ïèñêà÷åêà.
Ðèñ. 4.4. Ïðèçíàê áåðåìåííîñòè Ãåíòåðà.
Âåðîÿòíûå ïðèçíàêè áåðåìåííîñòè âûÿâëÿþò ñëåäóþùèì îáðàçîì:
1. ïóòåì ïàëüïàöèè ìîëî÷íûõ æåëåç è âûäàâëèâàíèÿ ìîëîçèâà;
2. ïðè îñìîòðå íàðóæíûõ ïîëîâûõ îðãàíîâ è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè âõîäà âî âëàãàëèùå;
3. ïðè èññëåäîâàíèè ñ ïîìîùüþ çåðêàë;
4. ïóòåì âëàãàëèùíîãî è äâóðó÷íîãî âëàãàëèùíî-àáäîìèíàëüíîãî èñ-ñëåäîâàíèÿ.
Îñìîòð íàðóæíûõ ïîëîâûõ îðãàíîâ ïðîèçâîäÿò â ñòåðèëüíûõ ðåçèíîâûõ ïåð÷àòêàõ íà ãèíåêîëîãè÷åñêîì êðåñëå èëè êóøåòêå; æåíùèíà ëåæèò íà ñïèíå, íîãè ñîãíóòû â òàçîáåäðåííûõ è êîëåííûõ ñóñòàâàõ è ðàçâåäåíû; ïîä êðåñòåö ïîäêëàäûâàþò âàëèê. Íàðóæíûå ïîëîâûå îðãàíû îáðàáàòûâàþò îäíèì èç àíòèñåïòè÷åñêèõ ðàñòâîðîâ. Áîëüøèå è ìàëûå ïîëîâûå ãóáû ðàçâîäÿò II è I ïàëüöàìè ëåâîé ðóêè è îñìàòðèâàþò (íàðóæíûå ïîëîâûå îðãàíû (âóëüâó), ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó âõîäà âî âëàãàëè1ùå, íàðóæíîå îòâåðñòèå ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà, âûâîäíûå ïðîòîêè I áîëüøèõ æåëåç ïðåääâåðèÿ è ïðîìåæíîñòü.
Èññëåäîâàíèÿ ñ ïîìîùüþ çåðêàë. Ïîñëå îñìîòðà íàðóæíûõ ïîëîâûõ îðãàíîâ è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè âõîäà âî âëàãàëèùå ïðèñòóïàþò ê èññëåäîâàíèþ ñ ïîìîùüþ âëàãàëèùíûõ çåðêàë (ðèñ. 4.5). Äàííûé ìåòîä (èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëÿåò âûÿâèòü öèàíîç øåéêè ìàòêè è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè I âëàãàëèùà, à òàêæå çàáîëåâàíèÿ øåéêè ìàòêè è âëàãàëèùà. Ìîæíî ïîëüçîI âàòüñÿ ñòâîð÷àòûìè è ëîæêîîáðàçíûìè çåðêàëàìè. Ñòâîð÷àòîå çåðêàëî ââî[äÿò äî ñâîäà âëàãàëèùà â ñîìêíóòîì âèäå, çàòåì ñòâîðêè ðàñêðûâàþò, è 1øåéêà ìàòêè ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíîé äëÿ îñìîòðà. Ñòåíêè âëàãàëèùà îñìàòðèâàþò ïðè ïîñòåïåííîì âûâåäåíèè çåðêàëà èç âëàãàëèùà. Ïîñëå îñìîòðà øåéêè ìàòêè è ñòåíîê âëàãàëèùà çåðêàëà èçâëåêàþò è ïðèñòóïàþò ê âëàãàëèùíîìó èññëåäîâàíèþ.
Âëàãàëèùíîå (ïàëüöåâîå) èññëåäîâàíèå áåðåìåííîé. Ïàëüùàìè ëåâîé ðóêè ðàçäâèãàþò áîëüøèå è ìàëûå ïîëîâûå ãóáû; ïàëüöû ïðàâîé ðóêè (II è III) ââîäÿò âî âëàãàëèùå, I ïàëåö îòâîäèòñÿ êâåðõó, IV è V ïðèæàòû ê ëàäîíè, óïèðàÿñü â ïðîìåæíîñòü. Èññëåäóåòñÿ ñîñòîÿíèå ìûøö. I òàçîâîãî äíà, ñòåíîê âëàãàëèùà (ñêëàä÷àòîñòü, ðàñòÿæèìîñòü, ðàçðûõëåíèå), [ñâîäîâ âëàãàëèùà, øåéêè ìàòêè (äëèíà, ôîðìà, êîíñèñòåíöèÿ) è íàðóæíîãî çåâà øåéêè ìàòêè (çàêðûò, îòêðûò, ôîðìà êðóãëàÿ èëè ùåëåâèäíàÿ).
Äâóðó÷íîå (áèìàíóàëüíîå) èññëåäîâàíèå áåðåìåííîé. Ïîñëå ïàëüïàöèè øåéêè ìàòêè ïðèñòóïàþò ê äâóðó÷íîìó èññëåäîâàíèþ (ðèñ. 4.6). Ïàëüöàìè ëåâîé ðóêè áåðåæíî íàäàâëèâàþò íà áðþøíóþ ñòåíêó ïî íàïðàâëåíèþ ê ïîëîñòè ìàëîãî òàçà íàâñòðå÷ó ïàëüöàì ïðàâîé ðóêè, íàõîäÿùèìñÿ â ïåðåäíåì ñâîäå âëàãàëèùà. Ñáëèæàÿ ïàëüöû îáåèõ èññëåäóþùèõ ðóê, ïàëüïèðóþò òåëî ìàòêè è îïðåäåëÿþò åå ïîëîæåíèå, ôîðìó, âåëè÷èíó è êîíñèñòåíöèþ, ïîñëå ÷åãî ïðèñòóïàþò ê èññëåäîâàíèþ ìàòî÷íûõ òðóá è ÿè÷íèêîâ. Äëÿ ýòîãî ïàëüöû îáåèõ ðóê ïîñòåïåííî ïåðåìåùàþò îò óãëà ìàòêè ê áîêîâûì ñòåíêàì òàçà. Äëÿ îïðåäåëåíèÿ âìåñòèìîñòè è ôîðìû òàçà èññëåäóþò âíóòðåííþþ ïîâåðõíîñòü êîñòåé òàçà, êðåñòöîâîé âïàäèíû, áîêîâûõ ñòåíîê òàçà è ñèìôèçà.
Äîñòîâåðíûå ïðèçíàêè
Äîñòîâåðíûå, èëè íåñîìíåííûå, ïðèçíàêè áåðåìåííîñòè ýòî ïðèçíàêè,, ïîÿâëÿþùèåñÿ âî âòîðîé ïîëîâèíå áåðåìåííîñòè è ñâèäåòåëüñòâóþùèå î íàëè÷èè ïëîäà â ïîëîñòè ìàòêè.
1. Ïàëüïèðóþùèåñÿ ÷àñòè ïëîäà. Âî âòîðîé ïîëîâèíå áåðåìåííîñòè ïðè ïàëüïàöèè æèâîòà îïðåäåëÿþòñÿ ãîëîâêà, ñïèíêà è ìåëêèå ÷àñòè (êîíå÷íîñòè) ïëîäà; ÷åì áîëüøå ñðîê áåðåìåííîñòè, òåì ëó÷øå ïðîùóïûâàþòñÿ ÷àñòè ïëîäà.
2. ßñíî ñëûøèìûå ñåðäå÷íûå òîíû ïëîäà. Ñ ïîìîùüþ àêóøåðñêîãî ñòåòîñêîïà (ðèñ. 4.7) ñåðäå÷íûå òîíû ïëîäà âûñëóøèâàþòñÿ ñ íà÷àëà âòîðîé ïîëîâèíû áåðåìåííîñòè â âèäå ðèòìè÷íûõ óäàðîâ, ïîâòîðÿþùèõñÿ 120-140 ðàç â ìèíóòó. Èíîãäà óäàåòñÿ óëîâèòü ñåðäöåáèåíèå ïëîäà ñ 18-19 íåä. áåðåìåííîñòè. Ðåãèñòðàöèÿ ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé ïëîäà âîçìîæíà è â áîëåå ðàííèå ñðîêè ñ ïîìîùüþ ýõîêàðäèîãðàôèè (÷åðåç 48 äíåé ïîñëå .ïåðâîãî äíÿ ïîñëåäíåé ìåíñòðóàöèè) è ýõîãðàôèè (ñ 5-6 íåä áåðåìåíøîñòè).
3. Äâèæåíèÿ ïëîäà, îùóùàåìûå âðà÷îì ïðè îáñëåäîâàíèè áåðåìåííîé. Äâèæåíèÿ ïëîäà îáû÷íî îïðåäåëÿþòñÿ âî âòîðîé ïîëîâèíå áåðåìåííîñòè. Ñàìè áåðåìåííûå îùóùàþò äâèæåíèå ïëîäà ïåðâîðîäÿùèå ñ 20-é íåäåëè, à ïîâòîðíîðîäÿùèå ñ 18-é íåäåëè, íî ýòè îùóùåíèÿ ê äîñòîâåðíûì ïðèçíàêàì áåðåìåííîñòè íå îòíîñÿòñÿ, òàê êàê îíè ìîãóò áûòü îøèáî÷íûìè æåíùèíà ìîæåò ïðèíÿòü çà äâèæåíèå ïëîäà ïåðèñòàëüòèêó êèøå÷íèêà.)
Ðèñ. 4.5. Âëàãàëèùíûå çåðêàëà. à ñòâîð÷àòîå; á ëîæêîîáðàçíîå.
Ðèñ. 4.6. Äâóðó÷íîå âëàãàëèùíî-àáäîìèíàëüíîå èññëåäîâàíèå.
Íàèáîëåå äîñòîâåðíóþ èíôîðìàöèþ ïðè äèàãíîñòèêå áåðåìåííîñòè ïîëó÷àþò ïðè óëüòðàçâóêîâîì èññëåäîâàíèè (ÓÇÈ). Ïðè òðàíñàáäîìèíàëüíîì ñêàíèðîâàíèè íàëè÷èå áåðåìåííîñòè ìîæíî óñòàíîâèòü ñ 4-5 íåä, à ïðè òðàíñâàãèíàëüíîé ýõîãðàôèè íà 1 1,5 íåä ðàíüøå.  ðàííèå ñðîêè äèàãíîç áåðåìåííîñòè óñòàíàâëèâàþò íà îñíîâàíèè îïðåäåëåíèÿ â ïîëîñòè ìàòêè ïëîäíîãî ÿéöà, æåëòî÷íîãî ìåøêà, ýìáðèîíà è åãî ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé, â áîëåå ïîçäíèå ñðîêè áëàãîäàðÿ âèçóàëèçàöèè ïëîäà (èëè ïëîäîâ ïðè ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè).
Ðàñïîçíàâàíèå áåðåìåííîñòè òðåáóåò âñåñòîðîííåãî îáñëåäîâàíèÿ ïàöèåíòêè: ëèøü òùàòåëüíî ñîáðàâ àíàìíåç, âûñëóøàâ ñóáúåêòèâíûå æàëîáû, ïðîèçâåäÿ îñìîòð è ïàëüïàöèþ æèâîòà, ìîëî÷íûõ æåëåç, èññëåäîâàíèå íàðóæíûõ è âíóòðåííèõ ïîëîâûõ îðãàíîâ, âðà÷ ìîæåò íà îñíîâàíèè âñåé ñóììû ïðåäïîëîæèòåëüíûõ è âåðîÿòíûõ ïðèçíàêîâ ïîñòàâèòü äèàãíîç áåðåìåííîñòè. Êðîìå òîãî, â ñîìíèòåëüíûõ ñëó÷àÿõ íàëè÷èå áåðåìåííîñòè óòî÷íÿþò ïðè ÓÇÈ (äîñòîâåðíûé ïðèçíàê).
Äèàãíîç áåðåìåííîñòè ÿâëÿåòñÿ òî÷íûì äàæå ïðè íàëè÷èè òîëüêî îäíîãî äîñòîâåðíîãî ïðèçíàêà.
Ïîñëå óñòàíîâëåíèÿ ôàêòà íàëè÷èÿ áåðåìåííîñòè íåîáõîäèìî ïðîâåñòè òùàòåëüíîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòêè,
Источник