Театральные методы развития личности ребенка

Театральные методы развития личности ребенка thumbnail

Марина Столярова
Развитие творческой личности детей средствами театрализованной деятельности

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Знакомство детей с театром необходимо начинать с ранних лет. Каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию.

Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности; имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает в соответствии с ФГОС ДО по направлению художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Одной и задач, поставленным ОУ является приобщение дошкольников к миру театра, развитие творческой личности ребёнка дошкольника средствами театрализованной деятельности. Решение этих задач невозможно без работы по речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому познавательному развитию детей, так как ориентированность современных концепций дошкольного образования является изменение подхода к личности ребёнка, а значит, направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии.

Свою работу педагогическую строю исходя из понимания самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия, опираясь на личностно-ориентированный подход. Исходя из выше сказанного,я поставила перед собой:

Цель: создать оптимальные условия для развития творческой личности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности; объединить усилия педагогов и родителей для развития детей; повысить уровень профессиональной компетентности по теме.

Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

3. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами театров).

4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).

6. Способствовать самореализации каждого ребёнка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Работая в данном направлении со старшими дошкольниками, мною была составлена Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по театрализованной деятельности «Теремок», в основу которой была положена авторская парциальная программа «Театр – Творчество – Дети», Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович (развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства). Реализация данной программы рассчитана на 2 года с детьми 5-7 лет и интегрируется с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ по приоритетному художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

В дополнительной общеобразовательной программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, впервые научно обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства, использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения: музыкальная, литературная, игровая, коммуникативная, песенная, танцевальная, импровизация, игра на детских музыкальных инструментах, а также драматизация, кукловедение и театральная азбука.

Обогащать знания дошкольников об окружающем мире, развивать музыкально-двигательную эмоциональную сферу, эстетические чувства, формировать социальные навыки общения параллельно помогает интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО. Данная программа реализовалась в рамках кружковой работы по дополнительному образованию. В зависимости от наполняемости групп занятия проводятся по подгруппам или групповые, а также проводится индивидуальная работа с детьми.

Для каждой возрастной группы разработаны игры и упражнения, пластические этюды, пантомимы, этюды, обучающие детей приёмам кукловождения.

Для каждого вида театра предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие педагогам поставить кукольные и драматические спектакли, провести театрализованные игры, развивающие у детей способности к песенному, музыкальному, игровому и танцевальному творчеству. В соответствии с программой разработан перспективный план на каждую возрастную группу (5-6 лет, 6-7 лет).

Театрализованная деятельностьв детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включение во все виды занятий, в совместную деятельность детей и взрослого в свободное время, осуществление в самостоятельной деятельности детей. Также продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) вносятся в содержание праздников. Так, мною проведены осенние праздники с включением драматизации по сказкам «Стрекоза и муравей», музыкальная сказка «Муха-цокотуха»., тематический праздник, посвященный Дню защитника Отечества с использованием драматизации сказки «Каша из топора», новогодние праздники на основе сказок «Снежная королева», «Щелкунчик» и др.

Читайте также:  Влияние общения на развитие ребенка

В рамках программы «Теремок» мною составлен и реализован педагогический проект «Театр для всех», целью которого было познакомить детей с разнообразием видов театра, рассказать об истории театра и о его роли в жизни человека, формирование у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности. Так же были поставлены и выполнены соответствующие задачи. Работа над проектом построена в тесной взаимосвязи с сотрудниками ОУ, Сызранского Драматического театра им. А. Толстого.

В ходе реализации проекта использовала разнообразие форм, средств и методов работы с детьми и родителями, законными представителями воспитанников.Это: различные консультации и мастер-классы для родителей, беседы о видах театра; знакомство с театром, его историей и театральными профессиями через экскурсии; совместное посещение детских спектаклей; чтение литературных произведений детям; проведение различные дидактических, настольных, сюжетно-ролевых, словесных игр и упражнений, игр-драматизаций; пластических этюдов; упражнений на мимику, пантомиму и жесты; игры и упражнения на развитие сценической речи, на развитие четкости речи (скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика); упражнения на дыхание; пальчиковые игры; обыгрывание мини-сценки по знакомым произведениям; импровизация под музыку; показ пальчикового и кукольного театров детям младшего возраста; продуктивные виды деятельности детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование); совместное с родителями развлечение с использованием ЭОР и творческих заданий «Путешествие в театральную страну»; создание картотеки игр и упражнений, сборника сказок, придуманных детьми; создание уголка «Театр для детей»; привлечение родителей к изготовлению пособий и игр, атрибутов, костюмов, оборудования, разных видов детского театра в театральный уголок.

Для развития у детей навыков театрализованной деятельности мною было создано дидактическое пособие «Театр за ширмой».В набор входят: коробка, фигурки на палочках, фигурки для театра на прищепках, прищепки, наборы декораций, настольная ширма. Фигурками театра можно действовать, не только пересказывая любимые сказки, но и сочинять свои собственные. Что способствует развитию связной речи, воображения, фантазирования и мелкой моторики рук. Так же пособие можно использовать и в качестве проведения индивидуальной работы с детьми и во время образовательной деятельности по речевому развитию, используя наборы фигурок по выбору педагога, детей, по соответствующей тематике и т. д.

В ходе своей работы по развитию творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности возникла идея составления мною Авторской парциальной программы по театрализованной деятельности «Театральная палитра» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет, которая включает в себя курс подготовки по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятия по театрализованной деятельности содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребёнка.

Составленная мною парциальная программа «Театральная палитра» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, на развитие его природных способностей средствами театрального искусства и интегрируется с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ по приоритетному художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

Целевой раздел программы состоит из пояснительной записки.

Поставлена цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

2. Приобщать детей к театральной культуре: знакомство с устройством театра, театральными жанрами и видами театра (оперы и балета, юного зрителя, кукольный, драматический, пальчиковый, теневой, театр ложек, народный балаганный театр «Театр Петрушки»).

3. Обучать детей приемам манипуляции с куклами в различных видах театра.

4. Развивать актёрские способности детей, работая над выразительностью их речи, мимики, пластики.

5. Развиватьмузыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, слух и чувства ритма, музыкальное мышление и память.

6. Поддерживать каждое творческое стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя музыкальное движение, позу, речевую интонацию, импровизацию.

7. Развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию, креативность.

8. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

9. Воспитывать дружеские партнёрские взаимоотношения, умение действовать сообща в коллективном творчестве; направлять усилия на создание добросердечной атмосферы.

10. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности через постановку музыкально-драматических спектаклей, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, концертах, развлечениях.

11. Создавать условий для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

Сформулированы принципы к формированию программы: наглядность в обучении; доступность; проблемность; развивающий и воспитательный характер обучения; принцип создания условий для раскрытия личностного потенциала детей; принцип доступности материала и его увлекательности; принцип опоры на предыдущий жизненный опыт ребёнка и взращивания его опыта в специально моделируемых ситуациях.И подходы к формированию программы: личностно – ориентированный подход; деятельностный подход; индивидуальный подход; гендерный подход; дифференцированный подход; возрастной подход.

Описаны характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, составлены планируемые результаты освоения программы в виде мониторинга достижения планируемых результатов освоения программы.

В содержательном разделе программы описаны общее содержание; вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; составлен учебно-тематический план, примерное тематическое планирование. А также особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Организационный раздел состоит из: материально-техническое обеспечение программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок дня; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.

Имеются приложения: терминология театрального искусства; тексты для постановок драматизаций, спектаклей; картотека «Игр и упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста»; театр теней рук (более подробно с программой и опытом работы по ней можно ознакомиться в ОУ или на сайте ОУ).

Читайте также:  Педагогическая психология развития младшего ребенка

В результате проведённой работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности я повысила свой уровень знаний по данной теме; у родителей повысился интерес к театрализованной деятельности и развитию творческих способностей детей; у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы; увлечённое использование театрального уголка детьми в группе в самостоятельной деятельности; повысились показатели «актёрского мастерства» детей (более совершенствуются детские исполнительские умения, развивается чувство партнёрства). А также развивается связная речь детей, происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации); развитию психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии); личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки).

Практическая значимость: данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Перспективы: продолжение систематической работы в данном направлении.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.

2. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

3. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет» (пособие) М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

4. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности (обзор программ дошкольного образования). М.: ТЦ «Сфера», 2010 г.

5. Комарова Т. С., Соломенникова О. А. Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО. М.: «Мозаика – Синтез», 2015 г.

6. Маханёва М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009 г.

7. Мерзлякова С. И. «Фольклор-музыка-театр» М; 2003 г. – 2011 с.

8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр – творчество – дети». М.: АРКТИ, 2002 г.

9. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр: Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: АРКТИ 2002 г.

10. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий.Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов». М.: АРКТИ 2004 г.

11. Сорокина Н. Ф. «Пишем рабочую образовательную программу дополнительного образования дошкольников», Журнал «Современный детский сад». 2017 г.

Источник

Методы и приёмы театральной педагогики в развитии творческих способностей детей.

Личность, обладающая творческими способностями – существенное богатство для каждой страны и каждого общества тем более, для современного. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”, “Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)” делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. О реальности и даже необходимости раннего творческого развития детей говорят психологи П. Блонский, Л. Выготский, Б. Теплов и многие другие педагоги.

Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей человека, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.

Каждый человек по природе — творец, в нем изначально заложены творческие способности. И главная задача театральной педагогики — разглядеть эти способности, развить их.

Какие же конкретно качества развиваются?

Прежде всего – это внутренняя потребность в совершенствовании, потребность в творчестве. Творческое начало выражается еще и в подвижности души, ума и даже тела.

Очень важно обнаружить и развить эмоциональность, возбудимость, волевые, качества, которые выражаются в способности погрузиться – до конца поверить в то, что делаешь в театральной игре.

Не менее важное качество – способность к сопереживанию, состраданию, отзывчивости, умение посмотреть на мир глазами другого человека. Пожалуй, одно из самых главных качеств, на котором основывается театральная педагогика, это детскость.

“Речь идет не об инфантильности…, а о свободном, самостоятельном и непредсказуемом отношении к миру. Детскость — источник свободы и оригинальности оценок и суждений» (З.Я. Корогодский).

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства. Возможности театральной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Влюбом человеке любого возраста живет потребность, которую высоко ценил К.С. Станиславский, — потребность в игре.

Именно поэтому в театральной игре одинаково с удовольствием, активно участвуют и дети, и взрослые. О пользе игрового начала можно говорить много, но хочется отметить главное: почему человеку необходима игра.

Игра — та же жизнь (играем мы “здесь и сейчас”), но.особая форма жизни. В игре человек как бы моделирует жизнь. Но у жизни и у игры существуют важные отличия: жизнь необратима и опасна, а игра обратима (можно в игру вступать, сколько захочется и в любой момент из нее выйти) и безопасна (или относительно безопасна).

Читайте также:  Ребенок из двойни отстает в развитии

Игра является средством адаптации к настоящему и одним из способов моделирования поведения в будущем (в театре такой способ моделирования — это различные театральные игры, сценические этюды). Также в игре человек сбрасывает с себя ролевые “маски”, его поведение становится нетрадиционным, неадекватным, происходит своеобразная проверка своих сил, возможностей в экстремальных ситуациях. Таким образом, игра помогает развить и обогатить интуитивные способности человека, необходимые для любого творческого процесса. Условиями творческого познания мира и себя в мире являются:

1. Своеобразное мышление, позволяющее вести познание к творчеству, к творческим идеям, раскрыть неизвестные закономерности и свойства природы, особенности человеческих взаимоотношений и характеров.

2. Память, которая фиксирует наблюдения, представления, опыт чувств и воображения. Память посредством подсознания помогает использовать скрытые резервы творчества и извлекать из этого множество неожиданных ассоциаций, необходимых для возникновения творческого процесса.

3. Воображение, помогающее объёмнее, глубже и целостнее воспринимать природу людей; это рычаг, который переносит нас в будущее, моделирует новые явления материальной и духовной культуры. Воображение облегчает и ускоряет мышление, обуславливает интуицию. Поэтому, играя, создавая новые художественные образы и включая в игровой процесс все психические свойства, человек, несомненно, развивает свои ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Театральные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Театральная игра это впервую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Средствами театра можно ненавязчиво формировать в ребенке готовность к творчеств и развивать творческие способности. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Задачи театральных игр:

  • развитие воображения,

  • произвольного внимания,

  • памяти,

  • наблюдательности,

  • интуиции,

  • активизация ассоциативного и образного мышления.

Решая все эти задачи, театральные игры, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.

В основу реализации нашей театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Игры в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;

  • театрализованная деятельность (в разных формах), гдекаждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на группы.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

В театральных играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Вывод:

Театральные игры призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они воспитывают отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка.

Усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее если в процессе урока использовать творческие игры. Дети меньше устают на уроке, а это важно и для последующего урока (в школе). Дети более сближаются с педагогом, больше ему доверяют.

После занятий, на которых ребёнок смог творчески самореализоваться и которые вызывают, у него положительные эмоции дети чувствуют себя раскованно, уверенно, что положительно влияет на их успешность. Это помогает не только процессу обучения, но и дальнейшей жизни.

Источник