Театральная деятельность как способ развития ребенка

Театральная деятельность как способ развития ребенка thumbnail

Снежана Чыпый-оол
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребенка

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития ребенка»

Воспитатель Чыпый-оол С. К.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста,с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, – невозможно. С. Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Умело, поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал Б. М. Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать проблемные ситуации опосредованно от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Вывод, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Изучив современную методическую литературу, я пришла к выводу, что используя данный материал можно решить ряд задач, поставленных перед собой и внедрить их в практику.

Задачи:

Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

Расширять представления детей об окружающей действительности.

Закреплять представление ребенка о различных видах кукольных театров.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказать сказки.

Развивать память, мышление, воображение, внимание.

Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

Воспитывать желание играть театральными куклами.

Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Формы и методы работы

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

Игры драматизации.

Упражнение для социально-эмоционального развития детей.

Коррекционно – развивающие игры.

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения.

Упражнения на развитие детской пластики.

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

Упражнения на развитие выразительной мимики.

Упражнения по этике во время драматизаций.

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

На первом этапе своей работы я провела мониторинг.В качестве критериев я использовала следующие положения:

• Устойчивый интерес к театрализованной деятельности

• Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности

• Владение выразительностью речи

• Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое

• Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц

• Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала:

– высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

– низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Проанализировав результаты мониторинга, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи, где учитывала индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально – личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;возрастные и полоролевые особенности:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

5. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.

6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В группе создавала необходимые условия, составила перспективный план, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а также маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребенком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовой материал, ткани, костюмы для ряженая. Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание,форму и методы я стремилась к достижению трех основных целей:

развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

созданию атмосферы творчества;

социально-эмоциональному развитию детей.

Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребенка. При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но, ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить его только в эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребенок боялся выйти на «сцену». Поэтому предлагая ребенку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочередно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»;Игры: «Капуста», «Перестройся по росту» и т. д. Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы-мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» эти тренинги помогают развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствамиречевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А также использовала задания-упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда.», «Я грущу, когда…».

Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории»например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки,его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?

2.Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

3. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительной пластикой и мимикой. Для развитияпластической выразительности я предлагала детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно нравились детям упражнения для развитиявыразительной мимики: соленый чай, ем лимон, сердитый дедушка, лампочка потухла, зажглась, грязная бумажка, тепло-холодно, рассердились на драчуна, обиделись, мне грустно, показать как кошка выпрашивает колбасу. А также я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребенок испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребенком.Свои занятия я строила по схеме:

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

Театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.Для этого я использовала разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познании мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, непроизвольно впитывает в себя, то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру ли злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работая над театрализацией сказки,я использовала следующий план:

I. 1. Чтение сказки

2. Беседа по содержанию

II. 1. Рассказывание сказки по ролям

2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1.Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика

2. Индивидуальная работа

3. Закрепление

IV. Генеральная репетиция

V. Премьера.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, потребовалась участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли самостоятельно использовать дома. Так же организовала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», музыкальная сказка (на новый лад) «Репка», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).

Рекомендации родителям:

Чтение художественной литературы, устного народного творчества.

Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

Посещение театров.

Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

Основы драматизации и актерского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях. В конце учебного года была проведена контрольная диагностика. Сравнив результаты мониторинга, я пришла к тому,что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах: интерес к театрализованной деятельности, умение давать оценку поступкам, владение выразительностью речи, понимать эмоциональное состояние, сопереживание героям сказок, вживание в образ.

Результат проделанной работы:

У детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности;

Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа;

Расширились представления детей об окружающей действительности;

Обогатился и активизировался словарь детей;

Усовершенствовалась интонационная выразительность речи;

Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей;

Усовершенствовалось умение у детей правильно оценивать свои и чужие поступки;

Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое;

В дальнейшем, я планирую продолжать работу над своей темой, так как она эффективна в развитии и воспитании детей.

Источник

МБДОУ №27, г. Полысаево, Кемеровская обл.

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Редькина Л.В. Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников // Совушка. 2016. №2. URL: https://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030066.html (дата обращения: 13.11.2020 ).

Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог выбирать свой жизненный путь и реализовывать его.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.
Любовь детей к кукольным представлениям заложена в особенностях психики, так как кукольные персонажи воспринимаются ими практически как самостоятельные живые персонажи. Этот сказочный, игровой мир манит и завораживает детей, увлекает и незаметно воспитывает их.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, – невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: ” Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам “. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. “В процессе этого сопереживания, – как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые”.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. “Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место”, – утверждал Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Исходя из этого основная цель моей деятельности:
Вырастить творчески мыслящего ребёнка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: педагогика из “дидактической становится развивающей”, а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог, в данном случае – я, воспитатель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В ходе этой деятельности реализуются следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
  3. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
  5. Обогащать и активизировать словарь детей.
  6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  7. Развивать диалогическую и монологическую речь.
  8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
  9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  11. Воспитывать желание играть театральными куклами.
  12. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Формы, методы и приемы работы:

  • Традиционные методы (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях;
  • Метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
  • Метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  • Игры драматизации.
  • Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры – превращения (“учись владеть своим телом”), образные упражнения.
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Свою работу я начала с изучения и анализа литературы. Книги Т. Н. Караманенко “Кукольный театр в детском саду”; Т. Н. Петрова “Театрализованные игры”; Л. Б. Баряева “Театрализованные игры”.

Провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна речь.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
На основе наблюдений составила перспективный план работы театрального кружка “Скоморошки”.
В рамках деятельности театрализованного кружка я занимаюсь с детьми с октября по май по утвержденному администрацией ДОУ перспективному плану. Занятия проходят 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддержать активный темп и избегать переутомления воспитанников.
В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

  • индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
  • особенности его эмоционально – личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

В группе оборудовала театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения. Уголок оснащён различными видами театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, баночный, театр би-ба-бо. Так же имеются у нас ширмы и различные домики. Костюмы и декорации, выполненные совместно с детьми и родителями. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми.
Для создания условий персонифицированного общения с каждым ребёнком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
В результате проведенной мною диагностики выявила классификацию игровых позиций детей.

  1. Ребенок – “режиссер” – имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет “сцену”, руководит игрой и ее развитием)
  2. Ребенок – “актер” – наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.
  3. Ребенок – “зритель” – обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).
  4. Ребенок – “декоратор” – наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной игре – каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – “спрятаться” за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.
Моя работа как руководителя кружка “Скоморошки” строится в тесном контакте с профильными специалистами: музыкальным руководителем, учителем – логопедом, которые помогают детям в разучивании стихов, развитии ритмопластики.

Занятия ведутся по развитию:

  • Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
  • Самостоятельности – от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  • Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
  • Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного” стиля поведения на продуктивный.
  • Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
  • Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.

Для занятий театрализованной деятельностью подобран и систематизирован материал: специальные упражнения, этюды, задания, которые проводятся в игровой форме, позволяя вовлекать застенчивых и нерешительных детей. В соответствии с темой и временем года подбираются этюды, игры на развитие сценической речи (“Мыльные пузыри”, “Удивлённый бегемот”, “Раздумье”). Большое внимание уделяется играм на актерское мастерство, в которых ребенку легко удается выразить свои эмоции (“Солнышко и паровозик”, “Чудесные превращения”, “Вкусные конфетки”).
Используются релаксационные упражнения для предупреждения психоэмоционального напряжения: “Волшебный сон”, “Раздумья”, “Сон на берегу моря”.
Я реализую принцип современной педагогики – принцип сотрудничества. Ребенок-воспитатель-родители.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

  • основы домашнего театра;
  • мастерство руководства игрой;
  • обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
  • театральная гостиная;
  • творческая мастерская;
  • совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
  • консультации по вопросам творческого развития детей;
  • родительские собрания;
  • фотоотчёт.

Наш кружок мы называем “семейным”, потому что на одной сцене играют дети, воспитатели и родители. Своё творчество дети проявляют во всём, от подготовки спектакля до его премьеры. А с какой гордостью они играют роли вместе с воспитателями и родителями. Ведь они чувствуют себя рядом с ними более раскрепощёнными, более эмоциональными, более свободными. Всем представлениям предшествует кропотливая работа: тренинги, этюды, упражнения, превращения, музыкально – пластические импровизации. Богата театральная зона набором декораций, костюмов, кукол разных видов, масок и шапочек, которые изготовлены руками детей, воспитателей и родителей. Хотя игрушки для кукольного театра имеются в продаже, по опыту, наиболее выразительны и востребованы самодельные игрушки.
Результаты моей работы по театрализованной деятельности меня радуют: ребята стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; стали более самостоятельными и инициативными; у детей появился интерес к театрализованной игре.

Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть детям возможности и способности и укрепляют детско-родительские отношения.