Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка thumbnail

Отдел по образованию администрации города Заринска

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №1 «Березка»

Театрализованная  игра как средство развития связной речи дошкольников

Тазетдинова Алёна Евгеньевна

воспитатель

тел.: 71 – 2 – 49

e-mail: berezka.1966@mail.ru

Заринск 2013

Театрализованная  игра как средство развития связной речи дошкольников

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело.

 Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю, услышанную от кого-либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать текст сухо – т.е. изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-образное оформление речи.

Уровень речевого развития многих современных дошкольников, как показывает сегодняшняя реальность, не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов и родителей.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Связность речи, по мнению Рубинштейна С. Л., – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.

Связная речь, по мнению Ерастова Н. П., характеризуется наличием четырех основных групп связей:

– логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

– функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

– психологических – отнесенность речи к сферам общения;

– грамматических – отнесенность речи к структуре языка.

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.

Речь считается связной, если для нее характерны:

  – содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

 –  точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

 – логичность (последовательное изложение мыслей);

 – ясность (понятность для окружающих);

 – правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Рассмотрим их более подробно.

Первичная по происхождению форма речи – диалоговая. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций, он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.

Под монологической речью понимается связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольникавиды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

 Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

 Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

 Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем егомногообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. Впроцессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Театрализованная игра – универсальное средство, которое отражается в каждой образовательной области, однако в контексте рассматриваемой проблемы необходимо особо обратить внимание на интеграцию театрализованной игры в такие образовательные области как «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»:

«Чтение художественной литературы»: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи.

Обращается внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепления прочитанного произведения, можно использовать пальчиковый театр, в котором действия и содержание производят сами дети. В случае затруднения, воспитатель оказывает необходимую помощь.

«Коммуникация»: формирование и развитие речи как средства общения. Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную воспитателем, а так же на свободную тему, разучивание диалогов.

 Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления,взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.

На втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями и игрой.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

 Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

 Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

 У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного и экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь,понимать ее содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведется работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 -3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

 С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

 У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение составлять рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

 Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

 У детей подготовительного к школе возраста расширяется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения полученных знаний. Экспрессивная речь обогащается сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, словами-синонимами.

Развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку.

У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи – куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

 Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

 Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

 Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.

Библиография

1. “Детский сад: теория и практика” № 3/2012 “Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста”

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т.1. М.: Педагогика,

1989

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001

4.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС”, 2003

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

Источник

Светлана Владимировна Мосина
Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста

Актуальность

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Театрализованные игры являются одним из эффективных средств развития связной диалогической речи, имеют игровую и коммуникативную мотивацию, проходят живо, интересно и весело.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

Цель: Развивать связную диалогическую речь у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры.

Задачи:

– Развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;

– Обогащать словарь детей, активизировать его;

– Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

– Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.

Развитие связной речи[/b], в том числе диалогической, является центральной задачей речевого воспитания детей, а также условием полноценного развития ребёнка.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

Параметры исследования

Объект – личность детей дошкольного возраста.

Предмет – развитие связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Цель – определить влияние театрализованных игр на развитие связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Задачи работы

– Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

– Изучить своеобразие диалогической речи у детей дошкольного возраста.

– Определить уровни развития связной диалогической речи у дошкольников.

– Апробировать программу, направленную на эффективное развитие связной диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованных игр.

– Дать методические рекомендации педагогам и родителям по использованию театрализованных игр, способствующих развитию связной диалогической речи.

Гипотеза исследования

Уровень развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если будет уделяться должное внимание следующим условиям:

– Учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей дошкольников.

– Широкое применение театрализованной практики в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности (использование театрализованных персонажей и ситуаций, вовлечение детей в активную театрализованную деятельность с помощью атрибутики и личного примера взрослых, специальный подбор текстов, выступления детей на утренниках и театрализованных развлечениях, работа над выразительностью речи в диалогах и невербальной коммуникации детей).

– Систематическое использование разнообразных видов театра в разных видах детской деятельности.

– Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов и декораций.

Именно эта тема была выбрана мною в связи с тем, что у дошкольников слабо развита диалогическая речь, они по своей природе эгоцентричны – слушают себя и говорят часто для себя. А ведение диалога требует внимания к собеседнику, умения встать на его позицию, увидеть мир его глазами, речь идёт о наличии вербальных и невербальных средств языка.

Одной из важных задач развития связной речи ребёнка является совершенствование диалогической речи, которая является основной формой общения детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция театрализованной деятельности с образовательными областями

[/b]

Коммуникация

– Познание

– Безопасность

– Физическая культура

– Труд

– Музыка

– Здоровье

– Художественное творчество

– Социализация

– Чтение художественной литературы

Виды театрализованных игр

Игры – драматизации

Ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Режиссёрские игры

Ребёнок не является действующим лицом, а организует деятельность как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.

Важным моментом является правильная организация предметно-развивающей среды – пополнение разными видами кукольного театра, удовлетворяющими любознательность и исследовательский интерес детей, а также отвечающими требованиям программы и потребностям.

Игровой материал должен периодически обновляться, ориентироваться нужно на интересы разных детей.

Необходимо пополнять уголок ряженья атрибутами, декорациями, костюмами к спектаклям и уголок для чтения художественной литературы – подбор репертуара для детского творчества, соответствующий возрасту.

Тщательно подбиралась художественная литература, соответствующая возрастным особенностям и потребностям детей. Для более образного восприятия книги для чтения и рассматривания были все с красочными иллюстрациями разных художников.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

Уголок для родителей был пополнен тематическим стендом: “Всё о речи: информация для родителей”, консультациями: “Диалогическое общение детей шестого года жизни”, “Виды театра”, “Играем дома” и папкой – передвижкой ” Значение театрализованных игр в развитии связной речи дошкольников”.

Центр театрализованной деятельности был пополнен разными видами театров.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности мы разместили разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

При разучивании ролей дошкольники учились изображать разнообразные человеческие эмоции и совершенствовали свои умения выразительно передавать настроение, а также образы героев в движении с помощью пантомимических игр, учились использовать мимику и интонацию голоса и давать характеристики сказочным персонажам.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенкаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

Заключение

Гипотеза подтвердилась полностью: уровень развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если регулярно и систематически использовать во всех видах детской деятельности различные виды театрализованных игр.

Проведённая работа по развитию у детей дошкольного возраста связной диалогической речи посредством театрализованной игры оказалась очень эффективной, нужной и полезной, в чём и заключалась цель исследования.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию театрализованных игр

1. Вовлекать дошкольников в диалогическое взаимодействие, организованное посредством театрализованных игр.

2. Воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

3. Поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Стимулировать желание детей организовать режиссёрскую игру, вступать в диалоги со сверстниками, использовать средства художественной выразительности.

5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

6. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, организовать сотрудничество детей и взрослых на всех этапах организации театрализованной игры или представления.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

Спасибо за внимание!

Источник