Театрализованная деятельность как средство развития речи ребенка

Театрализованная деятельность как средство развития речи ребенка thumbnail

 Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

        Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр– способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Читайте также:  Факторы развития ребенка в семье

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке – вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр –развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Список литературы

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
  2.     Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания  [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  3.     Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева,  Зверева, О.Л.  — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
  4.  Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

Источник

Екатерина Апрелкова
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Подготовила воспитатель: Апрелкова Е. В.

Доклад на тему: Театрализованная деятельность,

как средство развития речи дошкольников

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваютсявсе психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Читайте также:  Игрушки для этапы развития ребенка

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А. Барто «Лошадка», «Прогулка по лесу»). Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко,меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

-настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры, сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона, вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли, лепные (из глины по типу дымковской игрушки, деревянные резные (по типу богородской игрушки, пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки, движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла

театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

Куклы на тростях (основа такой куклы–гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

куклы системы «люди–куклы».Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Источник

Театрализованная деятельность как средство  речевого развития дошкольников.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Читайте также:  Индивидуальный план развития ребенка с овз в школе

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста

Какой бы вид представления не был выбран, театральная деятельность активно способствует умению говорить четко и связно. Монологи и диалоги этюда прописаны заранее, поэтому в процессе заучивания и последующего произношения ребенок развивает сразу несколько навыков.

Озвучиваем персонажей

При длительном высказывании одного персонажа активизируется речь в форме монолога. Ребенок учится выразительно говорить, расставлять акценты, делать паузы в нужных местах.

Все это способствует навыку не просто излагать свою мысль, но делать это так, чтобы собеседнику было интересно слушать.

Диалогическая речь также получает условия для развития. Дошкольники часто ограничиваются короткими фразами, перескакивают с мысли на мысль, перебивают собеседника. Разыгрывая роль в театре, они обучаются выдерживать последовательность реплик, обогащать слова подходящими интонациями, держать темп, соответствующий ситуации.

Истинный актер никогда не стоит на сцене в статической позе, поэтому навык красиво и правильно говорить развивается одновременно с драматизацией и умением использовать жесты, выразительные движения ,мимику.

Также художественно- речевая деятельность дошкольников – отличный способ для увеличения словарного запаса и обогащения его синонимами. Если пьеса написана в стихах, то дополнительно ребенок учится чувствовать ритм стихотворных строк, красоту рифмованных фраз ,классификацию игровых позиций детей.

Хотите, чтобы ребенок с выражением читал стихи? Тогда наши советы Вам очень пригодятся.

   – сделайте акцент на вашем выразительном чтении стихотворения. Повторите его несколько раз, при этом не забывайте про эмоциональность. Читайте небольшими четверостишиями, обязательно расставляя акценты на рифмах. Ориентируясь на эти своеобразные звуковые маяки, ребенку будет легче воспроизводить заучиваемое стихотворение. Еще лучше учить стихотворение построчно, в таком случае количество повторений будет увеличено.

    – главное увидеть яркую картинку того, о чем говорится в тексте. Совершенно необязательно самим рисовать иллюстрации к заучиваемым стихам. Хотя это тоже неплохой способ. Практически все детские книжки снабжены прекрасными картинками. Однако еще лучше, если вы, прочитав стихотворение или отрывок из него, предложите малышу закрыть глаза и пофантазировать, представить изображаемую в стихотворении ситуацию. Потом пусть малыш откроет глаза и нарисует все, что он представил. Получится такой комикс по стихотворению. После того, как картинки будут готовы, попросите малыша рассказать стихотворения, опираясь на собственные рисунки. Если это вызывает затруднения, попробуйте рассказать стихотворение вместе с ним, только не забывайте о выразительности.

   – предложите ребёнку такую игру: по дороге в садик или на прогулке проговаривайте   текст стихотворения построчно. Очень хорошо, если это занятие будет сопровождаться какими-то манипуляциями с пальцами или просто жестами. В идеале каждой строчке должен соответствовать какое-то определенное движение.

Когда стихотворение полностью выучено, предложите ребенку поиграть. Пусть он попробует рассказать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль и расскажите сами или вместе с малышом разученное стихотворение.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Источник