Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к театру одновременно, что наиболее близко природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению, открытости, яркости, неповторимости.

Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в процессе деятельности создаются условия для развития:

1. Познавательных способностей. Разнообразная тематика, яркость сюжетов, богатство жанров художественных произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.

2. Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению. Дети учатся наблюдать, анализировать ситуации, поведение героев, сравнивать, рассуждать, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию умственных способностей.

3. Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, усваивают образец, своеобразный эталон правильного произношения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной выразительности.

4. Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.

5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.

6. Нравственных качеств. Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.

7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.

8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.

Итак, театрализованная деятельность позволяет успешно разрешить многие образовательные, воспитательные, развивающие, психологические задачи. Таким образом, педагогическая задача усложняется, так как в ней весь спектр способностей личности интегрируется и находит свое выражение в самых разнообразных видах детской творческой активности:

1) в словесном творчестве – дети сами изменяют текст художественного произведения, сочиняют новый сюжет;
2) в изобразительной деятельности и техническом моделировании – подготовка декораций, костюмов, атрибутов;
3) в музыкальном воспитании – исполнение песен;
4) в хореографии – выражение эмоций, переживаний с помощью движений, пластики;
5) в самой игре.

Театрализованная деятельность приносит детям счастье и радость, является эффективным средством личностного развития и создания благоприятной психологической обстановки.  

Приобщать ребенка к искусству и творчеству нужно постепенно. Во-первых, необходимо познакомить с культурой зрителя. Во-вторых, по мере возможности организовывать посещение детских театров или просмотр видеозаписей театральных постановок. В-третьих, нужно обсуждать увиденное, чтобы обратиться к чувственному восприятию театрализованного действа:

  1. Что тебе понравилось/не понравилось в спектакле?
  2. Что запомнилось?
  3. Какой самый яркий (напряженный, страшный, интересный) момент?
  4. Кто из героев тебе наиболее интересен? Почему? На кого из действующих лиц ты хотел бы быть похож?

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и зрителя.

Для того, чтобы театрализованная деятельность эффективно решала педагогические задачи, при ее организации важно учитывать, что проведению спектакля предшествует цикл подготовительных занятий:

  1. Знакомство со сказкой и ее персонажами.
  2. Адаптация готового драматического или прозаического текста для постановки в семейном театре с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  3. Подготовка ребенка к режиссерскому и актерскому воплощению драматургического материала.
  4. Сама игра-драматизация, показ спектакля. На представление можно пригласить близких родственников и друзей семьи.
Читайте также:  Протокол собрания значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Организованная таким образом театрализованная деятельность становится эффективным средством развития личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Помимо этого у детей совершенствуются организаторские, коммуникативные умения и навыки, формы и виды общения, складываются взаимоотношения со всеми членами семьи.

Литература:

  1. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций / С. Шмаков, Н. Безбородова. – М., 1995.
  2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М., 1995.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / Учебное пособие. – М., 2009.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов. – СПб, 1998.

Источник

Любовь Сеидова
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась, как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение – креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо “живой” игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Читайте также:  Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта

ЦЕЛЬ: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;

ЗАДАЧИ:

• Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;

• Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;

• Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;

Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;

• Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.

• Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусств.

• Работа над культурой и техникой речи детей.

• Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

• Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Сентябрь

1 Консультация для родителей «Искусство хвалить ребенка»

2 Театральная постановка на сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

3 Беседа с детьми на тему «История театра».

4 День осени. Утренник.

Октябрь

1 Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».

2. Беседа с детьми различных видах театра.

3. Игра «Покажи эмоцию».

4. Создание и обновление театрального уголка.

Ноябрь

1. Изготовление масок своими руками.

2. Консультация родителей «Читайте сказки по ролям» (совместная деятельность ребенка и родителей).

3. Игра «Расскажи стихи руками»

4.Презентация на тему: «Виды театра».

Декабрь-Январь

1. Консультация родителей «Игры на выразительность мимики».

2. Иготовление новогодних декораций, для оформление группы.

3Театральные этюды по изображению сказочных персонажей.

4. Новогоднее представление.

5. Конкурс поделок.

Февраль

1. Консультация родителей «Искусство хвалить ребенка».

2. Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений (проигрывание фрагментов сказок с разными детьми.)

3. Конкурс рисунков «Эмоции на нашем лице».

Март

1. Сочинение собственной сказки. Введение новых героев и персонажей.

2. Вылепливание героев сказок собственного сочинения.

3. Консультация родителей «Воспитание чувств у ребенка».

4. Постановка придуманной сказки.

Апрель

1. Чтение сказки «ДЮЙМОВОЧКА». Подражание голосам персонажей, описание их характера.

2. Зарисовка наиболее запомнившихся фрагментов сказки.

3. Пересказ сказки по своей картинке.

4. Консультация родителей «Не делайте из ребенка кумира».

Май

1. Коллективный творческий проект.

а) постановка собственной сказки.

б) изготовление декораций.

в) Представление, выступление в актовом зале. Приглашение родителей на представление.

Результат – формирование креативных качеств личности и креативного мышления:

• Отсутствие стереотипов в мышлении – оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;

• Способность создавать большое разнообразие замыслов;

• Творческое воссоздающее воображение;

• Способность ассоциировать неоднородные понятия;

• Мобилизация генерации идей;

• Творческое воображение;

• Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;

• Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.

Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.

Источник

Белгородская область, г. Старый Оскол

МБДОУ детский сад №71 «Почемучка»

Черницких С.В., Труфанова Л.Н.

Тел: 89507117283

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к театру одновременно, что наиболее близко природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению, открытости, яркости, неповторимости.

Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в процессе деятельности создаются условия для развития:

Читайте также:  Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка

1. Познавательных способностей. Разнообразная тематика, яркость сюжетов, богатство жанров художественных произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.

2. Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению. Дети учатся наблюдать, анализировать ситуации, поведение героев, сравнивать, рассуждать, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию умственных способностей.

3. Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, усваивают образец, своеобразный эталон правильного произношения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной выразительности.

4. Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.

5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.

6. Нравственных качеств. Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.

7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.

8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.

Итак, театрализованная деятельность позволяет успешно разрешить многие образовательные, воспитательные, развивающие, логопедические, психологические задачи. Таким образом, педагогическая задача усложняется, так как в ней весь спектр способностей личности интегрируется и находит свое выражение в самых разнообразных видах детской творческой активности:

1) в словесном творчестве – дети сами изменяют текст художественного произведения, сочиняют новый сюжет;
2) в изобразительной деятельности и техническом моделировании – подготовка декораций, костюмов, атрибутов;
3) в музыкальном воспитании – исполнение песен;
4) в хореографии – выражение эмоций, переживаний с помощью движений, пластики;
5) в самой игре.

Приобщать ребенка к искусству и творчеству нужно постепенно. Во-первых, необходимо познакомить с культурой зрителя. Во-вторых, по мере возможности организовывать посещение детских театров или просмотр видеозаписей театральных постановок. В-третьих, нужно обсуждать увиденное, чтобы обратиться к чувственному восприятию театрализованного действа:

  1. Что тебе понравилось/не понравилось в спектакле?
  2. Что запомнилось?
  3. Какой самый яркий (напряженный, страшный, интересный) момент?
  4. Кто из героев тебе наиболее интересен? Почему? На кого из действующих лиц ты хотел бы быть похож?

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и зрителя.

Для того, чтобы театрализованная деятельность эффективно решала педагогические задачи, при ее организации важно учитывать, что проведению спектакля предшествует цикл подготовительных занятий:

  1. Знакомство со сказкой и ее персонажами.
  2. Подготовка ребенка к режиссерскому и актерскому воплощению драматургического материала.
  3. Сама игра-драматизация, показ спектакля. На представление можно пригласить близких родственников.

Организованная таким образом театрализованная деятельность становится эффективным средством развития личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Помимо этого у детей совершенствуются организаторские, коммуникативные умения и навыки, формы и виды общения, складываются взаимоотношения со всеми членами семьи.

Источник