Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития ребенка
Елена Малышева
Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу особенности мышления детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако, им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельноеучастие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечёт к себе ребёнка. Ребёнок ещё не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создаёт мир своим магическим «как будто». Играя, ребёнок стремится найти сюжет, то есть выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Он распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы. Ведь театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного вида искусства. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое, предоставляя им место для встречи.
Современное общество выдвигает перед педагогами задачу воспитания гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Как уже упоминалось ранее, в дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробует себя в разных ролях.
Связь между игровой и театрально-игровой деятельность заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества.
Театральную деятельность в дошкольном детстве называют театрально-игровой. Театрально-игровая деятельность – творческий вид деятельность, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни, требующей достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений.
Итак, театрально-игровая деятельность, являясь своеобразным видом игровой деятельности дошкольника,имеет свои особенности: она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей (сказочных персонажей, их взаимоотношений в соответствии с сюжетом и содержанием произведения с обязательным внесением элементов творчества. Театрально-игровая деятельность является свободной, добровольной деятельностью, для которой характерны самостоятельность, высокая активность, контактная зависимость участников, способность к творчеству в целом.
Функции театрально-игровой деятельности
Театрально-игровая деятельность является для ребёнка игрой, общением, трудом, учёбой, отдыхом. Она имеет множество функций.
Наиболее важными из них являются:
1) Эстетическая функция. Это специфическая особенность театра, позволяющая формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты, обогащаются эстетические чувства, эмоции.
В процессе театрально-игровой деятельности развиваются такие творческие способности детей, как поэтический слух, умение сохранять яркость впечатлений, передавать их при создании образа героя (при помощи голоса, мимики, пантомимики, выражать своё отношение к нему, способствуют быстрому и глубокому восприятию содержания литературного произведения при условии его понимания.
2) Развлекательная функция. Как и эстетическая, сопровождает и окрашивает все функции театрально-игровой деятельности. Она связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, стимулирует положительные эмоции, отвлекает от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, позволяет приятно и весело проводить время, пробуждать интерес к данной деятельности. В процессе театрально-игровой деятельности ребёнок испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие, радость, желание проявить себя, свои способности и возможности.
3) Коммуникативная функция. Позволяет установить связь между педагогом и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе театрально-игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, осуждать элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешать, помогать) по отношению к близким, родственникам, сверстникам, героям произведений. Дети учатся проявлять свои эмоции и чувства так, чтобы быть понятными другим.
4) Социальная функция. Театрализация обеспечивает ребенку не только удовлетворение потребностей в самовыражении, но и позволяет обогатить социальный опыт. Социокультурная функция способствует усвоению ребенком богатства культуры, формированию его как личности. С помощью театрализованного искусства, художественной литературы, малых форм фольклора осуществляется приобщение ребенка к национальной и мировой культуре, обогащается и углубляется круг детских представлений о данной сфере человеческого наследия, воспитывается ценностное отношение к ней, формируются интеллектуальные, эстетические чувства и эмоции.
5) Коррекционно-развивающая функция. Обеспечивает соотнесение характеристик игровой деятельности с условно-нормативными данными (по конкретному возрасту). Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка. Театрально-игровая деятельность по средствам данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности, развитию нравственных чувств у дошкольников.
6) Психотерапевтическая функция. Театр как метод психотерапии активно практикуется во многих странах мира. В работе с детьми театр довольно широко используется врачами, психологами и педагогами как наиболее адекватное специфике детства средство коррекционного и развивающего воздействия. Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых – разыгрывание ролей для зрителей. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено.
7) Воспитательная функция. Данный вид деятельности способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности. Например, тематика и содержание многих театрализованных игр детей-дошкольников – имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке.
8) Обучающая функция. Театрально-игровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе овладения таким видом деятельности ребенок более полно и глубоко познает мир, успешно развиваются его интеллектуальные чувства.
Рассмотрев наиболее важные функции театрально-игровой деятельности, можно сделать вывод, что данная деятельность является многогранным явлением в жизни ребёнка данного возраста, средством удовлетворения его потребностей, средством получения знаний и умений, средством выражения и развития личности, средством формирования его эмоциональной и чувственной сферы.
Для полноценного развития ребёнка в театрально-игровой деятельности необходимо выделить и реализовывать следующие приёмы организации этой деятельности.
Основные принципы организации театрально-игровой деятельности:
1) Принцип эвристичности (исследование, обнаружение чего-то нового).
Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. При создании такой среды необходимо руководствоваться этим принципом, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением чего-то нового, оригинального решения проблемы.
2) Принцип единства процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности.
Основой этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Этот принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.
3) Принцип отсутствия принуждения.
Данный принцип предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
4) Принцип поддержания игровой атмосферы.
Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приёмов.
5) Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесён в жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, на занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что способствует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей.
Для реализации принципов организации театрально-игровой деятельности педагог может использовать множество приемов. Подбор приемов зависит от цели деятельности, от уровня знаний и умений детей, от их возрастных особенностей, от творчества педагога.
С целью организации театральной деятельности можно использовать как прямые приемы (объяснение, вопрос, образец, указание, так и косвенные (подсказка, совет, реплика, напоминание). Словесные приемы сочетаются с наглядными.
Прежде всего, необходимо позаботиться о возникновении и поддержании интереса к игре.С этой целью используются игровые приемы: внезапное появление театральной куклы или педагога в костюме какого-либо героя с предложением поиграть; игровые действия с пальчиковыми куклами; пересказ произведения с помощью куклы; принятие воспитателем игровой роли на себя; игровые упражнения; беседы о посещении театра с показом действий актёра.
С целью поддержания игровой атмосферы используются приёмы: внесение новой игрушки, декораций; доброжелательная реплика, совет; обогащение репертуара; анализ игровых действий с детьми; строительство декораций из крупного строительного материала.
При распределении ролей воспитатель может использовать такие приёмы,как: назначение на роль по желанию детей; предложение роли ребёнку педагогом исходя из того, какая роль ему будет полезна (также с согласия ребёнка); выбор на роль по итогам игровых занятий (смастерил в сотворчестве с родителями куклу, старался выразительно рассказывать сказку, спеть песню, придумал диалог героев, сделал маску и т. д.); а также исполнение роли по очереди и т. д.
Организуя театрализованные игры, следует иметь представление об основных особенностях, отличающих одни игры от других, т. е. о стилях. В театрализованных играх дошкольниковможно выделить два стиля игры:
актерский;
режиссерский.
Актерский стиль – это когда ребенок разыгрывает роль одного персонажа, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику. Ребенок использует различные атрибуты, которые символизируют типичные свойства персонажа, его признаки.
Если ребенок не принимает на себя конкретной роли, обозначенной сценарием, а оперирует предметами и игрушками, действует за всех персонажей, проговаривая реплики всех действующих лиц, и оценивает происходящее с точки зрения каждого героя, то речь идет о режиссерском стиле игры.
Но каким бы стилем ни отличались театральные игры, все они направлены на обогащение различных видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического, оказывают благотворное влияние и на развитие эмоциональности ребенка, формирование его чувств, коммуникативных навыков, личностных новообразований.
Классификация театрализованных игр
В педагогической литературе, адресованной работникам дошкольных учреждений, театрализованные игры классифицируются по-разному (в зависимости от художественного оформления, от средств изображения).
Анализируя различные подходы к классификации театрализованных игр, необходимо выделить, прежде всего, 4 вида данных игр, которые ориентированы на социализацию личности ребенка и характерны для детей дошкольного возраста.
1. Игры и упражнения на подражание;
2. Игры-драматизации;
3. Игры инсценировки;
4. Игры-импровизации.
В этих играх дети играют с куклами или входят в образ сами.
Игры и упражнения на подражание
Подражание используется ребенком на протяжении всего детства. Оно не носит характер обязательности. Воспитатель не настаивает на точном повторении движений. Он дает примерный образец и предлагает детям в соответствии с характером образа (птичка летает, зайчики прыгают, лисички заметают следы).
Игры-драматизации
Игра-драматизация занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа. Игра-драматизация – «школа морали в действии». Это игра – одна из первых форм коллективной жизни, где детей объединяют общие переживания. Они учатся действовать согласованно, подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива.
Игры-инсценировки
Игра-инсценирование в детском саду – это вид самостоятельной художественной деятельности детей, который заключается в разыгрывании эпизодов из жизни или литературного произведения, переработанного в пьесу, специально подготовленную и отрепетированную. В практике дошкольных учреждений утвердились такие виды инсценирования, когда присутствуют зрители (дети, взрослые):
• инсценирование разными видами театра, кукольные спектакли;
• инсценирование актерами-детьми – драматический спектакль;
• инсценирование актерами – детьми совместно с актерами-куклами в руках детей, т. е. элементы кукольного театра гармонично сосуществуют с элементами драматического;
• инсценирование актерами-детьми совместно с актерами-взрослыми (педагогами, родителями) в «живом плане» и в куклах.
Игры-импровизации
В данной игре ребенок без предварительного обдумывания импровизирует на какую-либо тему, находит новое решение в создании образа, сюжета, быстро и гибко реагирует на возникающие задачи.
Как мы видим, что театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом для развития эмоциональной сферы дошкольника, его интеллектуального уровня, коммуникативных навыков, личности в целом. Знание особенностей ее организации в дошкольном учреждении и систематическое ее использование как в процессе специально проводимых занятий, так и в свободной деятельности позволяет развивать личность, способную к восприятию и пониманию состояния и эмоций окружающих и своих собственных, дает возможность ребенку успешно адаптироваться в современном мире.
Источник
Мазаева Екатерина
Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников
«Мы понимаем, что главное в детстве – игра,
Преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек,
В сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –
Учим идти их по жизни дорогой добра…»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал театрализованной деятельности. Кукольный театр – первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного представления в глазах воспитанников загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников. Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает каждое слово.
Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоциональног о развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества. Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы с другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной.
Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках, конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики, пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.
Решение задач эмоционального развития необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения из связей с окружающим миром.
.В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять симпатию, у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.
Действенным средством для этого является творческая театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни можно использовать разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Курочка Ряба” и др.). Привлекать детей к участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки “Репка” малыши “тянут” репку, при разыгрывании сказки “Курочка Ряба” изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованнаяигра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр -театрализациинеобходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может поставить перед собой такую цель – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни
Источник