Театр как средство развития личности ребенка
Любовь Сеидова
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.
Главная цель, которая раньше определялась, как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение – креативность.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.
Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо “живой” игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;
ЗАДАЧИ:
• Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
• Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
• Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
• Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
• Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.
• Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусств.
• Работа над культурой и техникой речи детей.
• Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.
• Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Сентябрь
1 Консультация для родителей «Искусство хвалить ребенка»
2 Театральная постановка на сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
3 Беседа с детьми на тему «История театра».
4 День осени. Утренник.
Октябрь
1 Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».
2. Беседа с детьми различных видах театра.
3. Игра «Покажи эмоцию».
4. Создание и обновление театрального уголка.
Ноябрь
1. Изготовление масок своими руками.
2. Консультация родителей «Читайте сказки по ролям» (совместная деятельность ребенка и родителей).
3. Игра «Расскажи стихи руками»
4.Презентация на тему: «Виды театра».
Декабрь-Январь
1. Консультация родителей «Игры на выразительность мимики».
2. Иготовление новогодних декораций, для оформление группы.
3Театральные этюды по изображению сказочных персонажей.
4. Новогоднее представление.
5. Конкурс поделок.
Февраль
1. Консультация родителей «Искусство хвалить ребенка».
2. Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений (проигрывание фрагментов сказок с разными детьми.)
3. Конкурс рисунков «Эмоции на нашем лице».
Март
1. Сочинение собственной сказки. Введение новых героев и персонажей.
2. Вылепливание героев сказок собственного сочинения.
3. Консультация родителей «Воспитание чувств у ребенка».
4. Постановка придуманной сказки.
Апрель
1. Чтение сказки «ДЮЙМОВОЧКА». Подражание голосам персонажей, описание их характера.
2. Зарисовка наиболее запомнившихся фрагментов сказки.
3. Пересказ сказки по своей картинке.
4. Консультация родителей «Не делайте из ребенка кумира».
Май
1. Коллективный творческий проект.
а) постановка собственной сказки.
б) изготовление декораций.
в) Представление, выступление в актовом зале. Приглашение родителей на представление.
Результат – формирование креативных качеств личности и креативного мышления:
• Отсутствие стереотипов в мышлении – оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;
• Способность создавать большое разнообразие замыслов;
• Творческое воссоздающее воображение;
• Способность ассоциировать неоднородные понятия;
• Мобилизация генерации идей;
• Творческое воображение;
• Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;
• Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.
Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.
Источник
Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к театру одновременно, что наиболее близко природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению, открытости, яркости, неповторимости.
Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в процессе деятельности создаются условия для развития:
1. Познавательных способностей. Разнообразная тематика, яркость сюжетов, богатство жанров художественных произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.
2. Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению. Дети учатся наблюдать, анализировать ситуации, поведение героев, сравнивать, рассуждать, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию умственных способностей.
3. Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, усваивают образец, своеобразный эталон правильного произношения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной выразительности.
4. Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.
5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.
6. Нравственных качеств. Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.
7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.
8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.
Итак, театрализованная деятельность позволяет успешно разрешить многие образовательные, воспитательные, развивающие, психологические задачи. Таким образом, педагогическая задача усложняется, так как в ней весь спектр способностей личности интегрируется и находит свое выражение в самых разнообразных видах детской творческой активности:
1) в словесном творчестве – дети сами изменяют текст художественного произведения, сочиняют новый сюжет;
2) в изобразительной деятельности и техническом моделировании – подготовка декораций, костюмов, атрибутов;
3) в музыкальном воспитании – исполнение песен;
4) в хореографии – выражение эмоций, переживаний с помощью движений, пластики;
5) в самой игре.
Театрализованная деятельность приносит детям счастье и радость, является эффективным средством личностного развития и создания благоприятной психологической обстановки.
Приобщать ребенка к искусству и творчеству нужно постепенно. Во-первых, необходимо познакомить с культурой зрителя. Во-вторых, по мере возможности организовывать посещение детских театров или просмотр видеозаписей театральных постановок. В-третьих, нужно обсуждать увиденное, чтобы обратиться к чувственному восприятию театрализованного действа:
- Что тебе понравилось/не понравилось в спектакле?
- Что запомнилось?
- Какой самый яркий (напряженный, страшный, интересный) момент?
- Кто из героев тебе наиболее интересен? Почему? На кого из действующих лиц ты хотел бы быть похож?
Постепенно у ребенка вырабатывается понимание искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и зрителя.
Для того, чтобы театрализованная деятельность эффективно решала педагогические задачи, при ее организации важно учитывать, что проведению спектакля предшествует цикл подготовительных занятий:
- Знакомство со сказкой и ее персонажами.
- Адаптация готового драматического или прозаического текста для постановки в семейном театре с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Подготовка ребенка к режиссерскому и актерскому воплощению драматургического материала.
- Сама игра-драматизация, показ спектакля. На представление можно пригласить близких родственников и друзей семьи.
Организованная таким образом театрализованная деятельность становится эффективным средством развития личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Помимо этого у детей совершенствуются организаторские, коммуникативные умения и навыки, формы и виды общения, складываются взаимоотношения со всеми членами семьи.
Литература:
- От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций / С. Шмаков, Н. Безбородова. – М., 1995.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М., 1995.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / Учебное пособие. – М., 2009.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов. – СПб, 1998.
Источник
Снежана Чыпый-оол
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребенка
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития ребенка»
Воспитатель Чыпый-оол С. К.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста,с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, – невозможно. С. Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Умело, поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал Б. М. Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать проблемные ситуации опосредованно от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Вывод, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Изучив современную методическую литературу, я пришла к выводу, что используя данный материал можно решить ряд задач, поставленных перед собой и внедрить их в практику.
Задачи:
Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Закреплять представление ребенка о различных видах кукольных театров.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивать диалогическую и монологическую речь.
Совершенствовать умение связно и выразительно пересказать сказки.
Развивать память, мышление, воображение, внимание.
Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
Воспитывать желание играть театральными куклами.
Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Формы и методы работы
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
Игры драматизации.
Упражнение для социально-эмоционального развития детей.
Коррекционно – развивающие игры.
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
Задания для развития речевой интонационной выразительности.
Игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения.
Упражнения на развитие детской пластики.
Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
Упражнения на развитие выразительной мимики.
Упражнения по этике во время драматизаций.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
На первом этапе своей работы я провела мониторинг.В качестве критериев я использовала следующие положения:
• Устойчивый интерес к театрализованной деятельности
• Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности
• Владение выразительностью речи
• Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое
• Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
• Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Каждый критерий я оценивала:
– высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
– средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
– низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Проанализировав результаты мониторинга, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи, где учитывала индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально – личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;возрастные и полоролевые особенности:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
5. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.
6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
В группе создавала необходимые условия, составила перспективный план, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а также маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребенком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовой материал, ткани, костюмы для ряженая. Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание,форму и методы я стремилась к достижению трех основных целей:
развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
созданию атмосферы творчества;
социально-эмоциональному развитию детей.
Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребенка. При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но, ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить его только в эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребенок боялся выйти на «сцену». Поэтому предлагая ребенку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.
Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочередно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»;Игры: «Капуста», «Перестройся по росту» и т. д. Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы-мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» эти тренинги помогают развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствамиречевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А также использовала задания-упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда.», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории»например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки,его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
2.Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительной пластикой и мимикой. Для развитияпластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно нравились детям упражнения для развитиявыразительной мимики: соленый чай, ем лимон, сердитый дедушка, лампочка потухла, зажглась, грязная бумажка, тепло-холодно, рассердились на драчуна, обиделись, мне грустно, показать как кошка выпрашивает колбасу. А также я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребенок испугался медведя.
Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребенком.Свои занятия я строила по схеме:
Введение в тему, создание эмоционального настроения;
Театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.Для этого я использовала разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познании мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, непроизвольно впитывает в себя, то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру ли злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работая над театрализацией сказки,я использовала следующий план:
I. 1. Чтение сказки
2. Беседа по содержанию
II. 1. Рассказывание сказки по ролям
2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III. 1.Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика
2. Индивидуальная работа
3. Закрепление
IV. Генеральная репетиция
V. Премьера.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, потребовалась участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли самостоятельно использовать дома. Так же организовала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», музыкальная сказка (на новый лад) «Репка», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).
Рекомендации родителям:
Чтение художественной литературы, устного народного творчества.
Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
Посещение театров.
Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.
Основы драматизации и актерского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях. В конце учебного года была проведена контрольная диагностика. Сравнив результаты мониторинга, я пришла к тому,что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах: интерес к театрализованной деятельности, умение давать оценку поступкам, владение выразительностью речи, понимать эмоциональное состояние, сопереживание героям сказок, вживание в образ.
Результат проделанной работы:
У детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности;
Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа;
Расширились представления детей об окружающей действительности;
Обогатился и активизировался словарь детей;
Усовершенствовалась интонационная выразительность речи;
Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей;
Усовершенствовалось умение у детей правильно оценивать свои и чужие поступки;
Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое;
В дальнейшем, я планирую продолжать работу над своей темой, так как она эффективна в развитии и воспитании детей.
Источник