Танец как средство всестороннего развития ребенка
Надежда Шадрина
Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души…» На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.
Шло время. Человечество открыло тайны мироздания, и танцы постепенно утратили своё первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность. Танцевал простой народ на праздниках, танцевала знать на балах. Танцевали актёры в драматических и оперных представлениях. И, наконец, более четырёх веков назад родился балет.
Русское хореографическое искусство прошло сложный путь развития. От древнейших народных плясок до мирового признания в начале XX века «Русские сезоны» в Париже.
В последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребёнку свой жизненный и духовный опыт, приобщить маленького человека к миру прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребёнка. Просмотры спектаклей, видеофильмов, посвящённых танцу, посещение концертов хореографических коллективов – всё это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребёнок становится на время актёром, творчески осмысляющим происходящее. Но грош цена успехам дошкольника, если не суметь привить ему необходимых нравственных качеств. Необходимо понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим ребёнку красоту танца, музыки. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда это ещё маленький человек, но всё равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.
Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка. Занятия хореографией призваны:
– развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
– укреплять здоровье;
– способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;
– формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;
– избавлять от стеснительности, комплексов;
– учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.
«Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к мышлению.
Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей. Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест, именно поэтому я выбираю музыку, доступную детям для восприятия, чтобы воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия. Сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. На занятиях хореографии я обращаю внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. В моей группе есть не только способные дети в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные, которым я помогаю обрести чувство уверенности в своих силах. Главное в моей работе – это приобщение к движению под музыку, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что движения под музыку детей с патологиями в развитии имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Каждое занятие я начинаю с ходьбы под марш. Именно это упражнение позволяет наглядно убедиться в том, как дети воспринимают счёт на 4/4. Затем я проверяю, насколько органично осваивается счёт на, придающий иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняю, как чутко улавливается разница между форте и пиано, аллегро и адажио, диминуэндо и крещендо. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включаю в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления выбираю какое-нибудь предназначенное для детей сочинение. Это может быть «Детский альбом» П. Чайковского, миниатюры Д. Кабалевского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, Т. Ломовой и других композиторов, современных и классиков.
Для танца в младших и старших группах использую игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.
Вся моя работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.
Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю так и зрителю – хореография раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Источник
Хореография как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души… » На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.
Шло время. Человечество открыло тайны мироздания, и танцы постепенно утратили своё первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность. Танцевал простой народ на праздниках, танцевала знать на балах. Танцевали актёры в драматических и оперных представлениях. И, наконец, более четырёх веков назад родился балет.
Русское хореографическое искусство прошло сложный путь развития. От древнейших народных плясок до мирового признания в начале XX века «Русские сезоны» в Париже.
В последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребёнку свой жизненный и духовный опыт, приобщить маленького человека к миру прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребёнка. Просмотры спектаклей, видеофильмов, посвящённых танцу, посещение концертов хореографических коллективов – всё это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребёнок становится на время актёром, творчески осмысляющим происходящее. Но грош цена успехам дошкольника, если не суметь привить ему необходимых нравственных качеств. Необходимо понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим ребёнку красоту танца, музыки. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда это ещё маленький человек, но всё равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.
Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка. Занятия хореографией призваны:
– развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
– укреплять здоровье;
– способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;
– формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;
– избавлять от стеснительности, комплексов;
– учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.
«Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к мышлению.
Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей. Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест, именно поэтому необходимо выбирать музыку, доступную детям для восприятия, чтобы воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия. Сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. На занятиях хореографии следует обращать внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. В группах есть не только способные дети в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные, которым необходимо помогать обрести чувство уверенности в своих силах. Главное – это приобщение к движению под музыку, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что движения под музыку детей с патологиями в развитии имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Каждое занятие необходимо начинать с ходьбы под марш. Именно это упражнение позволяет наглядно убедиться в том, как дети воспринимают счёт на 4/4. Затем нужно проверяю, насколько органично осваивается счёт на, придающий иной характер движению. И, наконец, параллельно выяснять, как чутко улавливается разница между форте и пиано, аллегро и адажио, диминуэндо и крещендо. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включаю в занятия музыкальные этюды и игры, танцевальные импровизации. Вот некоторые примеры:
Импровизация. ” Представьте, что Мы находимся в лесу. Идем Мы по лесной тропинки в дивим дерево. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Мы посмотрели вверх и увидели как на небе стали появляться грозовые тучки. И вот пошел дождик. Наши руки, как капельки дождя падают медленно с верху в низ. В начале быстро, затем все медленнее и медленнее, и вот дождик заканчивается. Снова засияло солнышко, рядом с нашим деревом появился маленький зелёный росток, который стал изо всех сил тянуться в верх к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Вот на наш цветочек прилетела красивая бабочки. Присела не его лепесточки и затем взлетела высоко-высоко к самому солнышку”.
Игра“Танцующие молекулы”. Педагог предварительно объясняет правила игры, которые заключаются в том, что все дети представляют собой молекулы – частички одного целого организма. Например, как воздух, которым мы дышим, состоящий из молекул и наполняющих комнату. По команде, молекулы (танцоры) объединяются для танца то парами, то тройками, то еще каким либо количеством (число называет ведущий игры). Когда же подается команда ВСЕ ВМЕСТЕ, это означает, что надо объединится для совместного танца. Проигравших и победителей здесь нет, что доставляет несомненно удовольствие всем.
Для танца в младших и старших группах используют игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.
Например: Дети идут, берут мягкие игрушки и встают по залу в шахматном порядке на обозначенные места. Игрушка перед собой – крутим её вправо, влево. Ножки вместе – пружинка.
1 куплет.
1фраза. Ставим ножку на каблук с поворотом вправо и игрушку вправо.
2фраза. Прыжки на двух ногах – игрушка перед собой.
3фраза. Ставим ножку на кабоук с поворотом влево и игрушку влево.
4фраза. Прыжки на двух ногах – игрушка перед собой.
5,6 фраза. Кружение на носочках – игрушка вверху Проигрыш. Ставим игрушку на пол перед собой. Стоим слегка поворачиваясь вправо-влево, ручки на поясе. 2куплет.
1часть. Присели на одно колено – грозим игрушке пальчиком.
2часть. Прижав игрушку, гладим, покачивая.
Поклон. Уносим игрушки на место.
Вся работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.
Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю так и зрителю – хореография раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Источник
Галина Калашникова
Танец — как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста
Поскольку танцу присуще образность, сюжетность, это придает ему черты драматургии, которая является корнем, основой детского творчества.
Танец, как деятельность, характеризует его игровые особенности, которые благоприятно влияют на развитие у дошкольников творческих способностей. Это еще раз подтверждает, что танец является видом художественной деятельности наиболее оптимальным для развития детского творчества, средством крепкого сочетания умственного и физического развития детей.
Наше тело и его процессы — это фундамент личности, через него мы понимаем сущность человека, через тело мы строим и развиваем эту сущность. Во все времена хорошее воспитание было неразрывно связано с физическими упражнениями.
Полноценный человек выглядит стройным, энергичным, с хорошей осанкой, умением пластично двигаться, то есть полностью управлять своим телом. Свобода и раскованность внешне связаны с внутренней свободой, телесным и душевным покоем.
В человеке связано движение, дыхание и нервная система, управляющая ими. Мышечное бездействие губительно сказывается на здоровье, недостаток физических нагрузок приводит ко многим плохим последствиям.
В спорте, как правило, задействованы отдельные мышцы (в зависимости от вида спорта, часто оставляя не развитыми другие мышцы.
Танец — это синтез музыки и движения. Воспринимаемая слухом музыка воздействует на общее состояние всего организма человека.
Давно уже доказано, что под влиянием музыки в организме человека можно вызвать возбуждение, радость, восторг, или слезы. Танец задействует все группы мышц, – от стопы до мимических мышц лица. Танец присущ человеку так же, как само дыхание. Танец — это переживание и восторг, это праздник, который всегда с тобой.
Природа с рождения закладывает в ребенке возможность постижения красоты. Но эти возможности могут быть реализованы только в условиях художественно-эстетического воспитания и обучения. Поэтому очень важно с детства знакомить детей с миром искусства, развивать эстетическое воспитание на образцах мирового художественного творчества.
Принцип эстетики ребенка требует от педагога общения с детьми по законам красоты, преподнесения им радости. Все это воспитывает в детях эстетическое восприятие, образное мышление, высокие духовные потребности.
Хореография воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик.
Занятия танцами очень влияют на общую культуру детей. Педагогу необходимо чередовать задания, чтобы ребенок учился сообразительности, организованности. Исполняя танец, необходимо следить, чтобы ребенок вовремя начал и закончил его, не отставая и не перегоняя музыку, подчиняясь ей.
Таким образом, хореография создает все условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.
Занятия хореографией связаны с умственными процессами, так как все время требуют внимания, сообразительности. Дети прислушиваются к музыке, учатся разбираться в темпе и характере произведения.
На занятиях хореографией дети с большим удовольствием комбинируют движения танца, придумывая что-то свое.
Любой танец или пантомима побуждают детей характеризовать какой-то персонаж, используя мимику, жесты, движения. У ребенка возникают задачи, заставляющие мыслить, проявлять фантазию.
Таким образом, хореография является важным средством всестороннего развития личности дошкольника.
Источник