Талантливый и способный ребенок выявление развитие поддержка
Система поддержки талантливых детей.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей, как главный источник развития научного и творческого потенциала общества. Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому на школу ложатся важнейшие стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Программа развития школы на 2007-2010 гг. предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося. В ОУ разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются:
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:
- Выявление одаренных детей и талантливых детей
Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы. В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей, учителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольным учреждением. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено добровольное портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое может предъявить при поступлении в ВУЗ.
И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.
В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.
В Красноборской школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебный план ОУ включаются программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов (начальная школа – математика, 8 класс – черчение, 9 класс – экономика).
Школа реализует программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: экономике, истории, физике, химии и т.д.
Для поддержки и развития творческих способностей мы используем дополнительное образование: клубы, кружки, спортивные секции. За последние 3 года охват учащихся кружковой и клубной деятельностью значительно вырос. Руководители кружков, спортивных секций стараются разнообразить формы проведения занятий, поддержать и развить творческие способности детей. Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры конкурсов различных уровней. Благодаря умелому руководству своих наставников они стараются не просто добиться успеха, а расти дальше, совершенствуя свои умения. Среди руководителей кружков – педагоги, которые воспитали не одно поколение «звездочек» (Макарова В.И., Махонина М.А., Колебанов И.Е. и др.).
Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Из приведенных таблиц, диаграмм видно, что наши ученики добиваются успеха в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В прошлом учебном году
В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами районных олимпиад по праву, истории и технологии, увлеченность данными предметами в школе, а также умелое управление наклонностями детей в той или иной области знаний помогли многим нашим выпускникам с дальнейшим выбором профессии. Так выпускница 2009 года Сибирина Ксения, призер олимпиад по праву и истории продолжает свое обучение на юридическом факультете НГУ им. Лобачевского, Степанцев Артем, призер районных олимпиад по праву, обществознанию и истории – курсант Нижегородской академии МВД, победительница районной олимпиады по праву 2010 Кучина Ксения также определилась с выбором профессии в дальнейшем. Этот список можно продолжить. Данные примеры подтверждают, что педагогический коллектив школы на правильном пути. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно – исследовательская работа. Среди педагогов школы можно назвать тех, кто активно внедряет данную форму для развития творческого потенциала детей: учитель химии и биологии Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель истории Степанцева И.В., воспитатель ГПД Кузовлева Т.А. и др. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.
- Поощрение одаренных детей.
Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Вручение грамот, объявление благодарности предоставление возможности побывать в интересных поездках, публикации в СМИ и др.
- Работа с родителями.
Для родителей часто тоже возникают трудности в воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с ними, осуществлять психологическую поддержку, проводить индивидуальные консультации, а также вовлекать родителей в совместное с детьми творчество. Семьи Ильиных, Еристовых, Кудяшовых, Грязевых являются не только активными участниками творческих конкурсов, но и их победителями, а также призерами в различных номинациях.
- Совершенствование профессиональных качеств учителя
Каждый талантливый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога. Учитель, работающий с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи. Известно правило: успешным ученик может стать только у успешного учителя. В нашем педагогическом коллективе есть учителя, которых можно смело назвать успешными. Добиваясь результативности в своей работе своим примером, своей креативностью, активной жизненной позицией они вовлекают детей в творчество. Ученики хотят быть похожими на них (кинофрагмент). Участники национального проекта «Образование», победители и призеры конкурсов различных уровней: учитель химии высшей категории Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель начальных классов Махонина М.А., учитель технологии Макарова В.И. и мн.др.
- Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности условий
В основе деятельности ОУ лежат принципа активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к данной проблеме. Школа взаимодействует с учреждениями культуры района, музыкальной школой, библиотекой, учреждениями высшего образования (АГПИ, НГСА).
Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:
- Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.
- Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.
- Ориентация УВП школы на психологические и личностные особенности одаренных детей
Источник
В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится очень серьёзно правительством и Президентом. Минобрнауки России уделяет особое внимание работе по поддержке талантливых детей и молодёжи в нашей стране, подготовке команд для участия в различных международных олимпиадах и форумах. Такая работа проводится поэтапно – от младшей школы до специальной поддержки молодых учёных.
Сегодняшние дети – это будущие граждане нашей страны, в руках которых будет судьба России, её развитие и благополучие, поэтому необходимо сделать всё, чтобы выявить и полностью раскрыть таланты детей, помочь в их развитии.
Ещё одним немаловажным аспектом данной проблемы является задача недопущения утекания талантливой молодёжи за границу или вовлечения её в деструктивные общества и движения, которые действуют во вред интересам самих детей и подростков или мира и согласия в нашей стране.
Какого ребёнка можно считать одарённым?
Официальная формулировка гласит, что одарённость – это возможность совершать какие-то уникальные достижения с высокими результатами, превышающими норму для данного возраста.
На основе врождённых задатков, данных человеку природой, формируется совокупность личных наработок, которые принято называть способностями. Они помогают успешно осваивать различные области знаний, добиваться успехов в разных отраслях трудовой деятельности.
Но, исходя из своего многолетнего педагогического опыта в качестве классного руководителя в младших классах, я могу сказать, что детей, у которых вообще отсутствуют таланты и творческие задатки, не бывает. Следует только внимательно подходить к каждому ребёнку, стараясь эти задатки и таланты выявить, чем раньше, тем лучше. К сожалению, педагог в младших классах сейчас очень загружен. Но при неравнодушном, творческом подходе к воспитанникам он обязательно найдёт время для раскрытия и поддержки талантов детей.
Мероприятия по выявлению талантливых учащихся
В нашей стране система по работе с талантливыми детьми достаточно развита. К базовым мероприятиям можно отнести следующие:
- Школьные, районные, городские, региональные и Всероссийские и международные предметные олимпиады. Спортивные олимпиады и спартакиады для школьников.
- Всероссийские и международные предметные конкурсы для детей разного возраста. Примерами может стать математический конкурс «Кенгуру» или конкурс по русскому языку «Русский медвежонок», в которых могут принимать участие даже учащиеся младших классов.
- Работа кружков по интересам, факультативов и других организаций дополнительного образования.
Школа в данном вопросе делает упор на следующие формы работы:
На основе анализа учебной и внеучебной деятельности ребёнка делаются выводы по поводу его талантов и способностей.
- Ученикам, которые демонстрируют одарённость в определённых предметах, помогают развить свои способности и получить их признание и реализацию, что очень важно. Такие дети направляются в специальные кружки и секции, на олимпиады и конкурсы.
- Контролирование деятельности учащихся, проявивших одарённость и талант, недопущение вовлечения их в неконструктивные виды деятельности.
- Поощрение детей, которые работают над развитием своих способностей.
- Привлечение родителей талантливых учеников к школьным мероприятиям, поощрение тех родителей, которые поддерживают таланты своих детей.
В нашей школе для выявления талантов учащихся также проводятся дополнительные мероприятия, такие как:
- Защита творческих проектов, во время которых учитель с учениками разрабатывает конкретную тему, а затем на основе полученного материала готовят итоговое мероприятие. Эта форма помогает раскрыться детям с самыми разными способностями – художественными, литературными, аналитическими, организаторскими.
- Проведение недели самоуправления, во время которой учащиеся могут попробовать себя в роли учителей по самым разным предметам. Это помогает им определиться в своих наклонностях и более точно выбрать будущую специальность.
- Предметные недели, то есть одна из недель учебного года посвящается одной конкретной науке, конечно, не в ущерб всем другим предметам.
Как конкретно выявить талант ребёнка?
Педагог должен воспринимать каждого ученика не только как учащегося, который проявляет себя на уроках и внешкольных мероприятиях, но и как личность в целом. Нужно анализировать не только какие-то способности ребёнка, которые сразу заметны, но и весь спектр его умений, навыков, стремлений и достижений.
- Следует обращать внимание на одарённость не только по учебным предметам, но и в других сферах, не связанных с учебным процессом, например, в работе с людьми или в отношениях с живой природой.
- Выявление талантов дело не быстрое. Далеко не каждую способность ребёнка можно увидеть сразу. Воспитанников нужно наблюдать длительное время в различных ситуациях.
- Заметив способности ребёнка, которые превосходят типовые для его возраста, полезно для более чёткого понимания организовать специальные игры или занятия, чтобы ребёнок мог раскрыться полнее.
- Для снятия психологических проблем, которые иногда мешают детям проявить их таланты, полезна работа со школьным психологом, который может использовать различные тренинги.
- Для того, чтобы помочь способностям ребёнка максимально раскрыться, а также для того, чтобы предотвратить потерю интереса к слишком лёгкой для него программе, можно с помощью психолога выстроить для него по одному или нескольким предметам индивидуальный план обучения.
Типичные педагогические ошибки при работе с одарёнными детьми
В основном, ошибки в этом процессе вызваны нехваткой времени у педагогов, которые не могут уделить каждому ребёнку необходимого ему внимания.
- В одарённые с первого класса записывают детей, которые просто лучше своих одноклассников подготовлены к школе – хорошо читают, пишут и т.д. Это бывает, когда ребёнком целый день занимаются, когда в семье есть неработающие бабушки и дедушки, или старшие братья и сёстры. Через некоторое время знания всех детей в классе достигают того уровня, который изначально был у «одарённого» ребёнка, а с него продолжают требовать необыкновенных успехов, которые он просто не в состоянии продемонстрировать. Это часто приводит к психологическим травмам и тому, что тот, настоящий, талант, который у этого ребёнка есть, остаётся невыявленным.
- Часто талантливых детей в классе пытаются выявить с помощью какого-нибудь тестирования, которое проводится в первые же дни обучения. Разумеется, такой метод, да ещё проведённый одноразово, не может дать правдивых результатов, хотя вообще тестирования с целью определить способности и наклонности человека, безусловно, помогают психологам. Очень часто дети, которые первый раз сталкиваются с такими тестами, особенно дети, которые имеют способности творческого направления, показывают очень низкие результаты или вообще отказываются участвовать в тестировании.
- Несомненно талантливого ребёнка начинают неумеренно хвалить, поощрять, ставить в пример другим детям, что приводит к так называемой «звёздной болезни», а так же к изоляции и неприятию в классном коллективе.
- Прямо противоположная проблема – к талантливому ребёнку относятся слишком строго, его способностей «не замечают», он продолжает учиться по общей программе, выполнять общие задания. Это приводит к тому, что учиться такому ученику становится неинтересно, он перестаёт вообще выполнять домашние задания, в первое время добивается значительных успехов за счёт своих незаурядных способностей. Навыки учёбы у такого школьника остаются несформированными, как и привычка к регулярным занятиям. В результате этого талантливый ученик к старшим классам оказывается среди отстающих. Иногда школьник делает ошибочный вывод, что его способности «никому не нужны», что значительно тормозит его развитие.
- Неумение построить работу с родителями или вообще отсутствие контакта с родителями одарённого ученика. Проблемы с родителями бывают двух видов. Первый, который в наши дни встречается с каждым годом всё реже, это недостаточное внимание родителей к своему ребёнку и нежелание их признавать его одарённость. В этом случае нужно вести просветительскую работу среди всех родителей класса, а также индивидуальные посещения семьи талантливого ученика. В особых случаях целесообразно определение такого школьника в профильный интернат для одарённых детей. Второй тип родителей талантливых школьников вполне осознаёт наличие у ребёнка одарённости. Однако эта одарённость родителями преувеличивается. Они требуют особого отношения к своему ребёнку, создание ему специальных условий в классе. С такими родителями работать чрезвычайно сложно, они культивируют в детях такие отрицательные качества как заносчивость, хвастовство, пренебрежительное отношение к товарищам. В данном случае, как с родителями, так и с ребёнком требуется систематическая работа психолога.
- Чрезмерная нагрузка на талантливого ребёнка. Народная мудрость «Талантливый человек – талантлив во всём» в большинстве случаев верна. Поэтому иногда в школу приходят дети, у которых наблюдается не один, а сразу несколько талантов. Чаще всего, они охотно участвуют во всех мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Их родители охотно поддерживают своих детей и радуются их успехам. Однако со временем у таких детей накапливается психологическая усталость, которая может привести к развитию стресса. Поэтому, как ни велико у классного руководителя желание направить такого ребёнка на все возможные олимпиады, на которых он вполне очевидно, займёт призовые места, такую нагрузку всё-таки стоит дозировать. Нужно с помощью психолога и учётом мнения самого ребёнка внимательно определить направления, которые для него являются приоритетными. Это не только разгрузит психику школьника, но и, вполне возможно, поможет достичь ещё более существенных результатов в выбранных предметах.
- Чрезмерная концентрация на одном предмете. Иногда, выявив у школьника несомненную одарённость, например, в математике, учителя составляют ему индивидуальный план по данному предмету, допуская явные поблажки по всем остальным. В результате олимпиадник по математике с большим трудом сдаёт ЕГЭ по русскому и отчисляется из ВУЗа из-за банального неумения выразить словами свои мысли. Мы должны воспитывать гармоничную личность, уделяя внимание всем сторонам её развития, а не только тем, в которых у человека имеется явный талант.
Влияние деструктивных теорий на развитие талантливых детей
В начале 2000-х годов в нашей стране стала известна американская теория «Детей-индиго». В России это явление получило новое название «Дети нового сознания» и новые признаки, в дополнение к тем, которые назывались в США.
Краткая суть этих лжеучений состоит в том, что в конце 20 – начале 21 века в мир приходят дети, обладающие особыми необыкновенными способностями и «особым цветом ауры», которая у них, якобы, фиолетового цвета – «шестая раса». Такие дети, по мнению адептов этого учения, имеют выдающиеся способности в самых разных областях, они очень легко усваивают материал, часто знают то, чему их никогда не учили, для них не существует авторитетов, они часто ведут себя вразрез с правилами общества.
В США при описании этих детей делается упор на их экстрасенсорные способности, в России большее внимание уделяется их альтруизму, хотя и экстрасенсорика не исключается. Приверженцами этого учения в нашей стране являются даже вполне профессиональные известные педагоги, среди них, например, очень популярный в 70-80 годах прошлого века педагог-новатор Шалва Александрович Амонашвили. В результате десятки тысяч родителей, начитавшись статей на эту тему и насмотревшись соответствующих фильмов, начинают искать признаки «индиговости» у своих детей. Доходит до того, что просто плохо воспитанный, избалованный ребёнок, часто с явными признаками проблем с психикой, объявляется «ребёнком-индиго», и родители начинают требовать от учителей особого к нему отношения.
Такие дети, обнаружив у себя отсутствие экстрасенсорных проявлений, которых от них ждут взрослые, часто начинают эти способности симулировать, их жизнь превращается в сплошное шоу. Такими детьми, а особенно их родителями, часто манипулируют различные секты и около религиозные организации, чаще всего иностранного подчинения.
В результате, вместо того, чтобы развивать свои реальные таланты, ребёнок теряет ориентир, связь с действительностью, попадает под влияние вредных для него течений и не находит место во взрослой жизни. Такие люди очень часто спиваются, начинают принимать наркотики, рано погибают.
Задача педагога при помощи активного признания и развития способностей такого ребёнка, вовлечь его и его родителей в общешкольную жизнь, добиться того, чтобы они начали получать удовлетворения от его реальных, а не мнимых и сомнительных достижений.
Принципы, на которых должна строиться работа с одарёнными детьми и их родителями.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что работа с талантливыми детьми и их родителями не должна быть делом одного учителя, она должна опираться на общие принципы, которые признаны нашим государством и проводиться в тех формах, которые рекомендуются Министерством образования.
Основными принципами являются:
- Охрана прав и здоровья ребёнка. Никакие мероприятия для развития и выявления таланта не должны вредить здоровью детей.
- Учёт возрастных особенностей ребёнка. Даже очень талантливые дети должны иметь время не только на занятия музыкой или математикой, но и на игры, и общение со сверстниками.
- Учёт социально-экономических условий в семье. Социально-незащищённые семьи должны получать материальную помощь на развитие талантливых детей. Такие дети должны получать направления в специальные профильные лагеря или специализированные школы для одарённых детей. В данном вопросе рекомендуется привлечение местных органов власти и неравнодушных меценатов. Очень часто некоторые предприниматели в рамках благотворительных программ назначают одарённым детям стипендии, помогают с ремонтом жилых помещений, издают сборники детских работ на свои средства или оплачивают одарённым детям дополнительное обучение.
- Учёт индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка. Все талантливые дети должны находиться под особым вниманием школьного психолога. Родители таких детей тоже не должны оставаться без психологической помощи.
В завершение хочу сказать, что несмотря на все усилия государственных органов, выявление и помощь талантливым детям – это всё-таки сначала неравнодушная работа учителей, тех, которые видят детей каждый день, которые всегда могут, не смотря ни на какую загруженность, заметить искру таланта в ребёнке и сделать так, чтобы эта искра не угасла.
Список литературы:
Амонашвили Ш. А. Как любить детей, опыт самоанализа. – М. «Амрита-Русь», 2011 г. – С.
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997. – 402 с.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997. – 402 с.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. – 122 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997. – 96 с.
- Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 19 с.
- Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982. – 144 с.
- Зайцева Н.В., Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В., Калиш И.В. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003 гг.). – М., 2004. – 74 с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М., 2002. – 144 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. – Воронеж, 2003. – 464 с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии.-1960.-№1.
- Лосева А.А. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 1999. – 18 с.
Скачать статью (PDF)
Юханова С.В. – учитель начальных классов
Источник