Тактильное панно для развития ребенка

Тактильное панно для развития ребенка thumbnail

Зиля Шакировна Нугманова
Тактильно — дидактическое панно — универсальное средство работы с детьми.

С первых шагов малыш познает наш огромный мир. Начальная ступень этого познания – чувственный опыт. Ребенок смотрит, обоняет, осязает, т. е. воспринимает предметы, которые оставляют в его сознании неизгладимые впечатления. Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными,возрастает стремление самоутвердиться: “Я сам!”. Мы стараемся предлагать детям игры, удовлетворяющие познавательный интерес детей данного возраста и стимулирующие самостоятельную деятельность. Предлагаемые игры и игрушки привлекают ребенка не только своей яркостью, но и содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки, мы решили создать в нашей группе тактильно-дидактическое панно.

Дидактическое панно – это универсальное средство, которое помогает решать интегрировано задачи из разных образовательных областей.

За основу панно взят экран из ковролина размером 1м *1,5м. Тактильно – дидактическое панно представляет собой набор плоскостных и объёмных фигур, выполненных аппликационно из разноцветных, разнофактурных тканей. Элементы панно крепятся на экран с помощью липучек, кнопок, пуговиц, шнурков, ленточек.

Дидактическийматериал систематизирован по тематическим блокам:

• Времена года,

• Где что растет,

• Домашние и дикие животные,

• Перелетные, зимующие и домашние птицы,

• Новогодние чудеса,

• Профессии,

• Дорожная грамота,

• Одежда, обувь, головные уборы по сезонам,

• Семья,

• Насекомые,

• Транспорт (наземный, водный, воздушный,

• Сказки (пальчиковый, настольный театр)

Это позволяет оформить панно в форме сюжетной картины, элементы одного тематического блока органично вплетаются в сюжет другого.

Например: дидактический блок «Осень»состоит из следующих элементов:

• Дерево с дуплом крепятся на коврик с помощью липучек;

• Разноцветные листья крепятся на дерево с помощью липучек, пуговиц, кнопок;

• Облако голубого цвета с кармашком, закрывающимся на замок, а в нем «дождик»

из бусин;

• солнце;

• полянка желтого цвета, на которой крепятся с помощью липучек, пуговиц, кнопок

• грибочки, листья;

• веточки рябины

• птицы

Тактильно-дидактическое паннопозволяет решать задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития детей:

• развитие тактильных ощущений

• развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);

• формирование представлений о количестве;

• знакомство с цветом;

• развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений;

• расширение и обогащения словарного запаса,

• развитие художественно – эстетического вкуса детей, любознательности,

• конструктивных способностей

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. Данное тактильно-дидактическое панно позволяет реализовать этот принцип, так как, используя это панно, можно решать задачи из разных образовательных областей, организуя различные виды детской деятельности (познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественной, игровую, театрализованную). Этот яркий увлекательный материал может быть применен как наглядный, так и раздаточный. Через интеграцию различных видов деятельности данное пособие позволяет решать задачи образовательного процесса непосредственно и ненавязчиво.

Панно удобно в использовании, его мы применяем в образовательном процессе в режимных моментах, при проведении индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Тактильно-дидактическое панно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным интерьером для групповой комнаты. Варианты использования тактильно-дидактического панно разнообразны.

Так, например, после прогулки предложить детям на панно изобразить сезонные изменения. Дети самостоятельно из предложенных элементов панно выбирают элементы тематического блока «Осень» и составляют сюжет «Осенний пейзаж», отражающий результаты наблюдения на прогулке. При выполнении задания дети рассказывают и поясняют, какого цвета листья, сколько их, где находятся, почему желтые и красные опадают, а зеленые остаются на дереве. Далее предлагаю спеть песню «Листопад» О. Колесниченко и подвигаться под музыку (интеграция задач из образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»). Звучит мелодия «Дождь» из коллекции «Звуки природы». Детям предлагаем новый элемент – облачко, открываем замок – «сюрприз», высыпаются нити из бусин – «дождик». Предлагаем посчитать, сравнить бусины на ощупь, дать понятие – шар (бусы в форме шара). Информация детям о природных явлениях (дождь). Также детям можно предложить добавить в сюжет мальчика и девочку, одеть их по сезону.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 323 в красноярске

Использование тактильно-дидактического панно в образовательном процессе способствует формированию интегративных качеств ребёнка:

• Любознательный, активный. Ребенок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми.

• Эмоционально отзывчивый. Ребенок проявляет эмоциональную отывчивость.

• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре,в повседневном общении и бытовой деятельности: может спокойно играть рядом, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки.

У ребенка значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок освоил некоторые нормы и правила поведения.

• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.Ребенок активно участвует в разнообразных видах деятельности:

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его.

Тактильно — дидактическое панно — универсальное средство работы с детьми.Тактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенка

Источник

Татьяна Зырянова
Тактильно-сенсорное панно «Цветная поляна» как средство развития восприятия детей 3–7 лет с ОВЗ

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это задерживает формирование представлений об окружающем. Дети с нарушением интеллекта имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форму, величину, недостаточно ориентируются в пространстве.

Главным недостатком в развитии сенсорных функций умственно отсталых детей является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально развивающимися детьми. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, цвет, форму, картину и т. п.).

Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить работу по развитию цвето- и формовосприятия и цвето- и форморазличения.

Для этого я изготовила в своей группе тактильно-сенсорное панно «Цветная поляна». Панно выполнено своими руками на листе фанеры (размером 150Х80 см.)из различных материалов: фетр, виниловая кожа, флис, резиновые коврики, ковролин, молнии, пуговицы, липучка.

Оно предназначено для индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми 3 -7 лет.

Элементы сюжета могут меняться в зависимости от поставленных развивающих задач. На панно расположены предметы, стимулирующие формирование опыта тактильных ощущений при самостоятельном обследовании панно, и при выполнении игровых развивающих упражнений.

Тактильно-сенсорное панно «Цветная поляна» как средство развития восприятия детей 3–7 лет с ОВЗТактильное панно для развития ребенка

Использование тактильно-сенсорного панно в работе с детьми с нарушением интеллекта даёт возможность решать различные коррекционно-образовательные задачи:

1. Развивает зрительное (сенсорное) и тактильное восприятие.

2. Стимулирует развитие мелкой моторики пальцев рук.

3. Знакомит со структурой материала и формирует тактильную чувствительность.

4. Развивает зрительно-моторную координацию.

5. Формирует у детей пространственные представления при работе на плоскости.

6. Стимулирует развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти).

7. Развивает навыки количественного счета предметов.

8. Воспитывает умение детей действовать: совместно со взрослым, по простой инструкции, самостоятельно, играть рядом с детьми.

Для решения этих задач использую следующие игровые упражнения:

1. «Солнышко лучистое».

– Расстегни (застегни) лучи у солнышка.

На поляне мы гуляем,

И за солнцем наблюдаем,

Есть у солнышка лучи,

Их попробуй, расстегни,

А потом застегни,

Ярче солнышко свети!

Тактильное панно для развития ребенка

2. Что на поляне колючее? (ежик, елка)

Что на поляне мягкое? (облако)

Что на поляне пушистое? (трава)

У нашей елочки колючие иголочки,

Кто еще колючий? Еж!

Он на елочку похож!

Тактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенка

3. «Соберем урожай».

– Собери для ежика грибы (яблоки, какие скажу (желтые, красные, зеленые).

– Скажи, какое по цвету яблоко (гриб, какое яблоко по форме?

– Покажи большой (маленький) гриб.

– Собери груши большие и маленькие.

– Скажи, какая по размеру груша (большая, маленькая).

– Где находится яблоко? (вверху, внизу, под яблоней).

– Посчитай грибы для ежика.

– Сколько яблок висит на яблоне, посчитай и скажи. Одно яблоко упало, сколько осталось?

На поляне нашей яблонька растет,

Урожай богатый яблонька дает,

Яблочки красные, желтые, зеленые,

Как их много посмотри и в корзинку собери.

Читайте также:  Художественное развитие ребенка от трех

Тактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенка

4. «На рыбалке».

– Поймай для кота рыбку, какую скажу (красную, желтую, синюю, зеленую).

– Скажи, какая по цвету рыбка?

– Ловись рыбка, мала и велика (поймай большую, маленькую рыбку).

– Скажи, какая по форме рыбка (круглая, треугольная, овальная).

– Куда плывет рыбка? (вверх, вниз, влево, вправо).

– Посчитай рыбок для кота.

Очень любит рыбку кот,

Котик к озеру идет,

Мы у озера гуляем,

Рыбку для кота поймаем,

Ты (Андрюша) не зевай,

Рыбку (красную) поймай,

Ты (Егорка) не зевай,

Рыбку (круглую) поймай.

Тактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенка

5. «Украсим поляну цветами».

– Собери цветы, какие скажу (красные, желтые, синие).

– Скажи, какой по цвету цветок?

– Посмотри и найди, где растут большие цветы, а где маленькие?

– Посчитай, сколько выросло цветов на поляне.

– Посчитай сколько бабочек прилетело на поляну.

– Посмотри и найди цветок и бабочку красного (синего, желтого) цвета.

– Скажи какая по цвету бабочка?

Цветы на поляне разные,

Желтые, синие, красные,

Ты на цветочки погляди,

Какой скажу тебе, найди.

Тактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенка

6. «Разные деревья».

– Покажи высокое дерево (яблоня) и низкое дерево (елка).

Таким образом, данное пособие помогает решать все поставленные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Источник

Татьяна Мельниченко
Тактильно-сенсорное панно «В мире животных» для детей раннего возраста

Тактильные ощущения играют чуть ли не самую главную роль в сенсорном развитии детей раннего возраста. Без них малыш не научится правильно понимать формы и поверхность объектов.

Для этого я изготовила в своей группе тактильно – сенсорное панно “в мире животных”,

которое содержит в себе четыре темы:”Дикие животные”, “Домашние животные”, “Насекомые” и “подводный мир”.

Тактильно-сенсорное панно «В мире животных» для детей раннего возраста

Панно предназначено для индивидуальной и погрупповой деятельности с детьми 1,5 – 3 лет, а также прекрасно украшает интерьер групповой комнаты.

Использование тактильно – сенсорного панно в работе с детьми дает решать следующие задачи:

– развивать зрительное тактильное восприятие;

– стимулировать развитию мелкой моторики пальцев рук;

– формировать тактильную чувствительность;

– стимулировать развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти);

– развивать у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения;

– расширять и обогащать словарный запас;

– формировать представления об окружающем нас мире;

– воспитывать умение детей действовать: совместно со взрослыми, самостоятельно, играть рядом с детьми.

На панно расположены элементы, стимулирующие формированию опыта тактильных ощущений при самостоятельном обследовании панно и при выполнении игровых развивающих упражнений, в которых решаются следующие образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие и художественно – эстетическое развитие.

Ребенок, прикасаясь к зонам панно, изучает различные покрытия и ощущения, описывая их : отвечает на элементарные вопросы воспитания.

Описание панно.

Панно выполнено своими руками на стеновой панели 2 метра длинной из различных материалов.

Дикие животные

Тактильное панно для развития ребенка

Медведь изготовлен из натурального меха- норки, обитым шнурком и белым бисером. По всему меху пришиты мелкие колечки коричневого цвета. Малышам очень нравится их искать.

Заяц изготовлен из длинного искусственного меха, обшитым шнурком. По меху тоже пришиты мелкие колечки, только светлые.

При изготовлении грибов использовались следующие материалы: белая липучка, пуговицы (в форме цветочков), мелкие колечки. Травка у ножек грибов вышита зеленым бисером.

Морковь и капуста вышиты бисером и обшиты шнурком разной толщины.

Ежики изготовлены из меха норки, искусственного меха, черной липучки, украшенные мелкими деталями: бусинами, яблоками и листочками, вырезанные из мягких пазлов – вкладышей.

Насекомые

Тактильное панно для развития ребенка

При изготовлении гусеницы использовались следующие материалы: яркая мочалка для ванны двух цветов, белый шнурок, носик – из искусственного меха, пластмассовая божья коровка, украшение – ягодки, маленькие бантики; мелкие детали – бусины, пуговицы и колечки от маленьких счетов.

Домашние животные

Тактильное панно для развития ребенка

Миленькая кошечка сделана из мягкой ткани (фактура ткани – мелкие каральки, на которой пришиты мелкие колечки. Элементы на мордочке (носик, глазки, усики) вышиты бисером, на ушках – пуговицы. Обшита кошечка плоским зеленым шнурком.

При изготовлении забавной собачки использовались следующие материалы:

натуральный мех – лапки, ушки

бисер- элементы мордочки (глазки, ротик)

мягкая ткань – мячик

черная липучка,бусины,декоративные камешки, колечки от счетов-украшения мячика.

Читайте также:  Роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье

Контур собачки обшит шнурком.

Подводный мир

Тактильное панно для развития ребенка

Туловище рыбки обклеено мягкой зеленой таканью, на ней пришиты декоративные камешки и украшения (объемные на ощупь). Плавники,жабры и глаз вышиты разноцветным бисером. Также использовались шнурки. Пузырьки сделаны из искусственного меха, обшитые шнурком.

Водоросли сделаны из розовой мочалки для ванны, на которой пришиты мелкие колечки. Контур водорослей обшит коричневым круглым шнурком.

Основа для дна сделана из мягкой желтой ткани, на которой пришиты настоящая ракушка, декоративные камешки неопределенной формы (используются для украшения цветочных горшков, искусственный мех, мелкие бусины, пуговицы, колечки.

Тактильное панно для развития ребенкаТактильное панно для развития ребенка

Так как панно изготовлено из мелких деталей, то моей задачей было сделать безопасным для их здоровья. Поэтому все детали пришиты на двойную леску, а не на нитки; силуэты – раскраски животных ламинированы и приклеены с помощью двухстороннего скотча на плотный картон,что дает прочность, после этого только начиналась обделка животных разными материалами.

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация “Использование тактильно – сенсорных панно в воспитательно – педагогической деятельности с дошкольниками

Использование тактильно -сенсорных  панно в воспитательно – педагогической де...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Использование тактильно -сенсорных  панно в воспитательно – педагогической де

Описание слайда:

Использование тактильно -сенсорных панно в воспитательно – педагогической деятельности с дошкольниками МДОУ №5 г. Можайск

2 слайд

Основными целями занятий с использованием тактильно - сенсорных панно являются:

Описание слайда:

Основными целями занятий с использованием тактильно – сенсорных панно являются:

3 слайд

Сенсорное панно «Путешествие на воздушном шаре»

Описание слайда:

Сенсорное панно «Путешествие на воздушном шаре» Данное панно направлено на решение следующих задач: –обогащать и накапливать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности; – сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) – воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами. Дидактические игры «Что изменилось?»
Сенсорное панно «Путешествие на воздушном шаре» Данное панно направлено на решение следующих задач: –обогащать и накапливать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности; – сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) – воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами. Дидактические игры «Что изменилось?»
«Найди такую же, такой же»
«Один — много»
«Что, где находится?»
Игры на развитие мелкой моторики рук и т. д.

4 слайд

Дидактическое панно по мотивам стихов А.Барто
-Знакомит со стихами А. Барто

Описание слайда:

Дидактическое панно по мотивам стихов А.Барто
-Знакомит со стихами А. Барто ; -облегчает усвоения материала с опорой на наглядность; -развивает память, внимание, мышление; -формирует положительное отношение к поэзии; -воспитывает бережное, чувственное отношение к персонажам стихотворений А.Барто

5 слайд

«Модница»
Задачи, которые помогает решить данные пособия:
•Формировать общу

Описание слайда:

«Модница»
Задачи, которые помогает решить данные пособия:
•Формировать общую сенсорную способность
• Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, координацию движений;
• Знакомит со структурой материала;
• Воспитывать умение играть рядом со сверстниками.

6 слайд

Данное пособие представляет собой конструктор из мягкого структурного  матери

Описание слайда:

Данное пособие представляет собой конструктор из мягкого структурного материала, помогает решать следующие задачи: – различать и называть цвета; -развитие конструктивных способностей; – умение выполнять действия по заданной схеме.
Дидактическая игра: « Собери клоунов»

7 слайд

Тактильное панно для развития ребенка

8 слайд

- КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ                                  -МОТОРИКУ, ТАКТИЛЬНОС

Описание слайда:

– КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ -МОТОРИКУ, ТАКТИЛЬНОСТЬ – ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ –ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НАВЫКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ – УСИДЧИВОСТЬ, АКТИВНОСТЬ -ВООБРАЖЕНИЕ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

9 слайд

Тактильное панно для развития ребенка

10 слайд

Тактильное панно для развития ребенка

11 слайд

Тактильно-сенсорное панно                                     «Чудо  дерево»

Описание слайда:

Тактильно-сенсорное панно «Чудо дерево»
Тактильно-сенсорное панно «Чудо дерево»

12 слайд

Тактильное панно для развития ребенка

13 слайд

«Космос»
Пособие направлено на:
речевое развитие; сенсорное развитие; разви

Описание слайда:

«Космос»
Пособие направлено на:
речевое развитие; сенсорное развитие; развитие мелкой моторики рук; развитие познавательного интереса; развитие навыков ориентировки и пространственных представлениях. Дидактические игры: «Построй ракету», «Полет вокруг солнца», «Обследуй космос» и т.д.

14 слайд

Тактильное панно для развития ребенка

15 слайд

Сенсорная комната

Описание слайда:

Сенсорная комната

16 слайд

Тактильное панно для развития ребенка

17 слайд

Спасибо за внимание !

Описание слайда:

Спасибо за внимание !

Тактильное панно для развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Тактильное панно для развития ребенка

Курс повышения квалификации

Тактильное панно для развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-626345

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник