Таблицы динамики развития речи ребенка
Диагностика коммуникативных навыков
- Коммуникативное поведение
1.1. Вокализации
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?
1.2. Взгляд
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,
людьми?
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в
поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
1.3. Мимика
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства
(радость, удивление, грусть, злость, страх)?
Соответствует ли выражение лица ситуации?
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию
высказывания?
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
1.4. Жесты
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по
отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения
в отношении определенных действий, среды, людей?
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
1.5. Интерактивное поведение
Реагирует ли он/она на обращение?
Реагирует ли он/она на разумные требования?
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
Каким образом он/она реагирует на недоразумения?
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
- Лингвистические способности
2.1. Восприятие и понимание
Реагирует ли он/она на собственное имя?
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?
Понимает ли он/она простые требования?
Узнает ли он/она названные объекты?
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?
Понимает ли он/она родовые понятия?
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?
Понимает ли он/она фразы с переносным значением?
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?
Понимает ли он/она бытовые вопросы?
2.2. Способность речевого выражения
2.2.1. Артикуляционная моторика
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?
2.2.2. Речь
Продуцирует ли он/она устные высказывания?
Понятны ли его/ее высказывания?
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?
2.2.3. Помощь при коммуникации
Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?
Может ли он/она задавать вопросы?
Может ли он/она отвечать на простые вопросы?
2.2.4. Чтение и письмо
Может ли он/она распознавать буквы и цифры?
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?
Может ли он/она осмысленно читать предложения?
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?
Может ли он/она писать знакомые слова?
Может ли он/она писать простые предложения?
- Двигательные способности
Каково его/ее общее моторное развитие?
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?
Как он/она располагается в кресле-коляске?
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к
выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?
Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?
Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?
4.Когнитивные способности
4.1. Внимание
Концентрирует ли он/она внимание?
Отвлекается ли?
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?
4.2. Восприятие
4.2.1. Зрительное восприятие
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?
Имеются ли особенности зрительного восприятия?
4.2.2. Слуховое восприятие
Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?
Каково состояние фонематического восприятия?
Может ли он/она сравнивать звуки?
4.2.3. Тактильное восприятие
Каково состояние тактильного восприятия?
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?
Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?
4.3. Знаково-символическая деятельность
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?
Понимает ли он/она символы?
Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?
Использует ли он/она игрушки?
4.4. Мышление и память
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?
Узнает ли он/она знакомые лица?
Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?
Распознает ли он/она структуры?
Может ли он/она решить задачу?
- Психосоциальные способности
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что
неспособен/на выразить свои желания и потребности?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении
возможности для включения в окружающую среду?
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/
она проявляет особый интерес?
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?
С какими другими людьми он/она преимущественно
контактирует?
В каких местах происходит коммуникация?
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?
Источник
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник
Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.
Что такое нормальное речевое развитие
Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:
- Подготовительный (от рождения до 1 года).
- Преддошкольный (от года до 3 лет).
- Дошкольный (3 – 7 лет).
Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.
Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.
Что влияет на правильное развитие речи?
Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:
- Биологические.
- Социальные.
К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.
Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.
На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.
Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.
Правильному развитию речи способствуют:
- Эмоционально положительное окружение;
- Спокойствие в семье;
- Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
- Чувство защищенности в семье;
- Терпение родителей по отношению к ребенку;
- Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.
Основные этапы развития речи
Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.
Речь ребенка от 2 месяцев до года
Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.
- Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
- Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
- Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).
В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми.
Количество месяцев от рождения | Речевые навыки |
2 | Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому. |
3 | Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки). |
4 | Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у». |
5 | Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». |
6 | Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми. |
7 | Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). |
8 | Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения). |
9 | Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета. |
10 | Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на». |
11 | Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). |
12 | Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания. |
Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет
Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:
- Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
- Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
- Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
- К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
- Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
- Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
- Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
- Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.
Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:
- В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
- Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
- Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
- Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
- Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
- Возникают сложности с буквами «л» и «р».
- Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
- Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
- Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
- Умеют рассуждать и делать выводы.
- Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
- Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:
- Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
- Точно называет предметы и их качества.
- Придумывает собственные слова и даже стихи.
- В речи много прилагательных, предлогов.
- Становится больше личных местоимений
- Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
- Происходит овладение монологической речью и пересказом.
- Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
- Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
- Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
- Говорит не быстро.
- Использует выразительную интонацию для чтения стихов.
Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
- Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
- Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
- Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
- Знает, где право, лево; сколько времени.
- Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
- Знает название страны, столицы.
- Оперирует географическими понятиями.
- Знает правила движения пешеходов.
- Склоняет существительные по числам и падежам.
- Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
- Верно использует все части речи
- Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.
Возраст ребенка в месяцах/годах | Речевые навыки |
18/1,5 | Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы. |
24/2 | Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?». |
36/3 | Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ. |
48/4 | Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов. |
60/5 | Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи. |
72/6 | Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса. |
84/7 | Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие логического мышления. |
Логопедические занятия по развитию речи
Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.
- Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
- Артикуляционная гимнастика
- Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
- Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
- Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
- Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
- Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
- Чтение.
- Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
- Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
- Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.
Упражнения на укрепление мышц
- «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
- «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
- «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
Ошибки родителей
Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:
- Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
- Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.
Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.
- Игнорирование задержек в развитии.
- Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
- Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
- Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
- Взрослые мало читают малышу.
Когда стоит обратиться к логопеду
Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.
- Не происходит гуления и лепета.
- К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
- Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
- Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
- Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
- Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
- Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
- К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
- Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
- Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.
То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.
Источник