Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитии

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Современные логопеды

Обсуждения

Просмотр темы20

ЗАБРАМНАЯ С.Д. СТРЕБЕЛЕВА Е.А.

Современные логопеды
13 мар 2016 в 16:26

Данный материал может пригодиться специалистам, работающим с системным недоразвитием речи.

Забрамная Курс лекций.doc

637 КБ

Забрамная С.Д. псих-пед исследование.docx

8.1 МБ

43

Нравится

Показать список оценивших

Жанна Травкина
13 мар 2016 в 16:28

Забрамная С.Д. Задания.docx

24 КБ

40

Нравится

Показать список оценивших

Жанна Травкина
13 мар 2016 в 16:44

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.rar

7 МБ

От диагностики к развитию.rar

5.1 МБ

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию Практический материал для проведения психолого-педагогическо..

460 КБ

42

Нравится

Показать список оценивших

Современные логопеды
13 мар 2016 в 16:50

Стребелева Е.А.

Стребелева Е.А Обследование методичка.doc

564 КБ

Стребелева Е. А., наглядный материал.doc

5.8 МБ

Стребелева Е.А., Формирование мышления у детей с отклонением в развитии.doc

4.2 МБ

Стребелева Е.А. Дидактические игры +++.doc

1.6 МБ

Коррекционная помощь детям раннего возраста.doc

1.1 МБ

63

Нравится

Показать список оценивших

Ирина Вахнина
19 сен 2019 в 14:10

Спасибо.

Нравится

Показать список оценивших

Светлана Кудряшова
29 сен 2019 в 18:43

Огромное спасибо!!! Очень большая помощь

Нравится

Показать список оценивших

Светлана Кудряшова
29 сен 2019 в 18:45

еще проблема с индивидуальной программой для ребенка с нарушением интеллекта 3 грода обучения

Нравится

Показать список оценивших

Александр Мещеряков

Александр Мещеряков
12 окт 2019 в 11:06

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Розалия Кушкарова
28 окт 2019 в 21:00

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Светлана Шевелева
1 ноя 2019 в 15:47

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Екатерина Иванова
11 ноя 2019 в 10:57

Спасибо!

1

Нравится

Показать список оценивших

Татьяна Гайдарёва
28 ноя 2019 в 16:25

Спасибо Огромное. Выручили.

1

Нравится

Показать список оценивших

Алёна Попова
29 фев 2020 в 20:56

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Ольга Гусарова
15 июл 2020 в 10:09

Жанна, спасибо огромное.

Нравится

Показать список оценивших

Надежда Гомза
25 июл 2020 в 11:12

Большое спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Юлия Мельникова

Юлия Мельникова
23 авг 2020 в 21:53

Большое спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

Ольга Праздничная
25 авг 2020 в 15:20

Спасибо

Нравится

Показать список оценивших

Наталья Дмитриева
13 сен 2020 в 19:11

Спасибо, добрые люди!!!

Нравится

Показать список оценивших

Анжела Шашкова
2 окт 2020 в 20:27

Спасибо

Нравится

Показать список оценивших

Наталья Петрова
4 окт 2020 в 8:33

СПАСИБО ЗА МАТЕРИАЛ

Нравится

Показать список оценивших

Источник

Содержание Методы
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких классах и в какое время обучался.) Изучение документации.
II. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни. Беседа с родителями. Изучение документации.
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Посещение семьи. Беседы с родителями.
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.), нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения. Наблюдения во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование.
V. Особенности познавательной деятельности ребенка 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций). Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, тестов, книг, таблиц и т.д.). Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ.
3.Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание. Способность сосредотачиваться; устойчивость внимания. Отвлекаемость, рассеянность. Переключаемость с одного вида деятельности на другой. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время.
4.Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи. Наблюдения на занятиях и вне их. Беседы с ребенком.
5.Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания. Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком.
6.Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли считать, читать, писать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений. Наблюдения за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях. Наблюдения на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей.
7.Интересы ребенка (отсутствуют, слабо выражены, «неравномерны»); чем интересуется (интерес к труду, пению, рисованию, танцам и т.д.).  
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость; ребенок неуравновешен, спокоен. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли удерживать себя от недозволенных действий. Наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, на экскурсиях, во время игр и т.д.
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. Наблюдения за ребенком в различных видах деятельности.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в психическом развитии такого ребенка.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболевай у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений; нарушение межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку cо стороны отца и матери, а также прародителей.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семейного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умственного и личностного развития.

При проведении социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:

уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия;

особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Проанализировать полученные социологические сведения поможет представленная ниже таблица «Социальная характеристика семьи».

Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.

Источник

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитии

Забрамная С.Д.

Забрамная София Давыдовна – профессор кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета.

Свою педагогическую деятельность начала в 1954г. учителем русского языка и литературы в школе. После защиты кандидатской диссертации стала активно заниматься вопросами изучения, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, проблемами дифференциальной психолого-педагогической диагностики. Выезжала с лекциями в различные регионы России (более 45 городов).

Неоднократно выступала с докладами на Международных конференциях за рубежом и в России; на научных сессиях, педагогических чтениях, педагогических марафонах. Руководит экспериментальными площадками в образовательных учреждениях. Оказывает консультативную помощь родителям. Проводит непосредственную психолого-педагогическую работу с детьми. Автор более 140 работ научного, методического и учебного характера, посвященных разным аспектам дошкольного, школьного и вузовского образования. Многие работы переведены в Германии, Венгрии, Монголии, Болгарии, Кубе; Экспонировались на ВДНХ, занимали призовые места на конкурсах научных работ.

Под руководством Софии Давыдовны защищено 18 диссертаций за успехи в учебно-воспитательской, методической деятельности награждена значком «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», медалью «Ветеран труда», орденом «За вклад в Просвещение», а также грамотами МПСССР, Государственного комитета СССР по народному образованию.

Забрамная С.Д. на видео

Книги (7)

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитииПрактический материал

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

Соавтор: Боровик О.В.

В пособии представлен практический материал для психолого-педагогического обследования детей с целью определения их возможностей в обучении и установлении вида образовательного учреждения.

Методические рекомендации к пособию

Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Соавтор: Боровик О.В.

Данное методическое пособие полностью соотносится с практическими материалами для проведения ПМПк авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.

Содержит подробное описания применения 115-ти таблиц для определения умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, опубликованных в практическом пособии.

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитииДидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1 класс

Соавтор: Костенкова Ю.А.

Пособие содержит материалы, которые могут быть применены как дополнительные при изучении математики и русского языка (раздел чтение), с учащимися первых классов средних общеобразовательных школ, так и учащимися различных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Материалами сборника могут воспользоваться родители для оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении.

Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии.

Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно отсталых детей.

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитииПсихолого-педагогическая диагностика

Соавтор: Левченко И.Ю., Добровольская Т.А.

Учебное пособие «Психолого-педагогическая диагностика» адресовано студентам факультетов специальной психологии и коррекционной педагогики (дефектологических факультетов) педагогических вузов. Основная цель издания — ознакомить студентов с теоретическими основами психодиагностики нарушений развития детей и показать различные подходы и пути изучения детей с разными отклонениями в развитии.

Учебное пособие содержит фактический материал, отражающий особенности психодиагностической процедуры обследования детей с ограниченными возможностями развития, а также характеристику методов и методик психолого-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций)

Соавтор: Левченко И.Ю.

Курс адресован психологам и дефектологам массовых и специальных образовательных учреждений. Его цель — сформировать теоретические, методические и практические подходы к изучению детей с различными отклонениями в развитии.

Предлагаемый курс лекций содержит материал, который входит в содержание программы по учебной дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика», а также может быть использован при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» для студентов всех дефектологических специальностей.

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитииПсихолого-педагогическая диагностика умственного развития детей

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.

Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его способностям и возможностям.

Страница: 12

Добавить отзыв

Источник

Статья “Методики изучения детей с отклонениями в развитии”

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
2015

 Методики изучения детей с отклонениями в развитии

         Для психолого-педагогического обследования детей можно  рекомендовать примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей детей и их возраста. Необходимо отметить, что экспериментально-психологические методики и тестовый материал используются, как правило, психологом. Задания, которые даны на таблицах в приложении, а также игровой материал применяются дефектологом в психолого-педагогическом обследовании.
 

Примерный перечень материалов

         Для исследования внимания
1. Бланки «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).
2. Таблицы для подсчета. разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова).
3. Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0…) (методика Рыбакова).
4. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25).
5. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).
6. Бланки к методике «Счет по Крепелину».
7. Бланки к методике Мюнстерберга.
 
        Для исследования- восприятия
1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой — фигуры Поппельрейтора).   
2. «Почтовый ящик» (коробка форм).
3. Доски Сегена разных вариантов сложности.
4. Кубики Кооса.
5. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной).        
6. Набор предметных картинок, разрезанных на 2—3—4 части.
7. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».
8. Методика «Эталоны».
9. Методика «Прогрессивные матрицы Равена».
 
         Для исследования мышления
1. Таблица с изображениями предметов, один из которых, не, подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).
2. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.
3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
5. Бланки к методикам «Простое аналогии», «Сложные аналогии».
6. Таблицы с пословицами и поговорками.
7. Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
9. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
11. Таблицы с загадками.
12. Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу).
13. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).
14. Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).
 
         Для исследования памяти
1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).
2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
3. Картинки для опосредованного запоми­нания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).
4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).
5. Бланки с текстами для воспроизведения.
 
         Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности
1. Таблицы с набором задач к методике исследования уровня притязаний.
2. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3. Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых усилий.
4. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
5. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга).
6. Бланки с методикой незаконченных предложений.
7. Таблицы к методике Рене-Жиля.
8. Серия картин (из методики ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д.
9. Рисунки со стимульным материалом из теста Роршаха.
 
        Источники
1.    Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.
2.    Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: – Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
3.    Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. СПб., 1992. – 180 с.
4.    Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. / Под ред. Н.М Стадиенко. – К.: Освита, 1991. – 96 с.
5.    Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
6.    Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития личности / С.Д. Забрамная. – М., 1980.
 

Комментарии

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитии

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитии

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитии

Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Источник