Таблица теории психического развития ребенка
Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.
Теория
Автор
Метод
Факты
Теоретические взгляды
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Рекапитуляции
С. Холл
Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.
Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.).
Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.
Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).
Развитие определяется генетическими механизмами.
- установил наличие закономерности в развитии ребенка;
- классифицировал игры.
- использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
- критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
- критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
- критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.
2. Трех ступенчатого развития
К. Бюллер
Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.
Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).
Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).
3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).
Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).
- ввел эксперимент;
- наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
- перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
- навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
- не учел роль активности субъекта в развитии;
- полностью исключено средовое влияние.
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).
Л. Гезелл,
Л. Термен.
Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.
Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)
Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.
- первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
- разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
- положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
- учитывали пол и порядок рождения ребенка;
- все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
- представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
- исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
- небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);
4. «Чистой доски»
Скиннер, Торндайк
Лабораторный (обучающий) эксперимент.
Законы научения:
- готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
- повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
- эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).
После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.
- естественнонаучный подход;
- учет влияния среды на развитие.
- игнорирование активной позиции ребенка;
- научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.
5. Конвергенции двух факторов
В. Штерн
Наблюдение, биографический метод.
Способности детей повторяют способности родителей.
Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.
- учет влияния и средовых и генетических факторов
- потребность в самосохранении является основой для психического развития.
- социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
- роль наследственности ведущая.
6. Психодинамическая концепция развития личности
З. Фрейд
А. Фрейд
Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).
- наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.
В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.).
СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.
- первая концепция личностного развития;
- открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
- формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
- разработка проблемы защитных механизмов;
- сведение побудительных сил развития к телесным;
- ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
- периодизация получена на клиническом материале (неврозы);
7. Эпигенетическая
концепция
Э. Эриксон
Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.
Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.
Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.
- единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
- человек сам определяет свою судьбу
- социальное начало двигатель развития;
- период старости не имеет негативного значения;
- не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
- не определения критерия перехода от стадии к стадии;
- человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.
8. Концепция развития интеллекта
Ж. Пиаже
Клиническая беседа
Особенности детского мышления:
- эгоцентризм;
- реализм;
- артифициализм;
- алогизм;
- трансдукция.
Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).
Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)
- введение метода клинической беседы;
- интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
- развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
- отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
- использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
- игнорировал влияние обучения на развитие;
- ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.
9. Культурноисторическая
Л. Выготский
Эксперимент (развитие понятий)
Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).
- введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
- среда источник развития;
- ввел представление о смысловом строении сознания;
- для развития необходима активность ребенка.
Источник
Фрейд
Эриксон
Пиаже
Колберг
Эльконин
Периоды/основание
Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия).
Развитие личности опред. тем, что общество ожидает от человека. На каждой стадии развития он приобретает определенное кач-во (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в послед. периоды жизни. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности.
Интеллектуальное развитие обеспечивает адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.
Уровень морального развития человека.
Деятельность-условие формирования психики. Критерии периодизации-ведущий вид деятельности (ВВД).
0-1 год
Оральная стадия.
Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.
Орально – сенсорная стадия.
+ доверие к окружающему миру, хочет познать мир, получает все, что хочет (мир уютен, люди достойны доверия)
– недоверие к окружающему миру, не получает должного, дискомфорт (боязнь людей, опасение за свое благополучие)
Сенсомоторный интеллект (0-2)
Овладение сенсорными и моторными способностями. ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе).
1-3 года.
Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх потерять контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей.
Мышечно – анальная стадия (2-3 год).
+ чувство автономности, ребенок начинает передвигаться, родители предоставляют возможность проявить себя (вырабатывается самостоятельность, ощущение своего тела)
– чувство стыда, неуверенности; нерешительность, скованнность малообщительность, ограничения со стороны родителей
Преддошкольный возраст.
ВВД-предметно-манипулятивный, предметно-орудийный. Ребенок овладевает речью, преобразование действительности: осваивает физические свойства предметов – расстояние, скорость, направление движения, свое место в пространстве относительно других предметов.
3-7 лет.
Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Интерес к своим половым органам и половым органам других детей. Половые отличия мальчиков и девочек. Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт решается отождествлением себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства.
Локомоторно – генитальная стадия (4-5 лет)
+ чувство инициативы, познавательная активность, границы дозволенного, сотрудничество со взрослыми ( я могу делать много удивительных вещей, мои способности волшебные)
– чувство вины, взрослые твердят, что игры не желательны, вопросы назойливы, наказывают за мелкие проступки ( я бываю таким ужасным, другие сердятся, готовы уничтожить)
Период дооперационального мышления (2-7 лет).
Образование понятий, понятия эгоцентричны, «ребенок считает себя центром, ребенок не может посмотреть на себя стороны. Рядоположенность детской мысли – ребенок стремится получить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Неправильное содержание и объем понятий. Моральные суждения исходят из образного представления о ситуации.
Преднравственный период (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций.
На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы. Например, брать конфетку без спроса нельзя, потому что накажут.
На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь. Например, мальчик, который без спроса взял конфету – хороший, потому что он ее очень хотел.
Дошкольный возраст.
ВВД-сюжетно-ролевая игра (с реальными людьми), важен сюжет. Подвижные игры, настольные игры, большая потребность в общении с другими людьми. Ребенок должен наиграться в детстве.
7-10 лет.
Латентный период (от 6 до 11 лет). Снижение сексуальной активности и интересов в сексуальным вопросам. Ребенок осваивает формы поведения , свойственные данному полу. Недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к неадекватному пониманию своей половой роли и половой роли противоположного пола.
Латентная стадия (6-11).
+ чувство компетентности, смелость, трудолюбие, родители поощряют любое творчество, хвалят, есть результат (интерес к жизни, умение ставить высокие цели)
– чувство неполноценности, не поощрение родителями, потеря авторитета у сверстников, развитие страха неудачи (я ничтожество)
Стадия конкретных операций (7 – 11 лет).
Есть понятие размера, числа. Может принять тоску зрения другого человека, не меняет своих «убеждений».
Младшая школа(8-10).
ВВД-учебная; чтобы хорошо учиться, нужно иметь учебную задачу; учебные действия, контроль и оценка должный перейти в самоконтроль и самооценку.
11-12-15 лет.
Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворения с партнерами противоположного пола Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить.
Кризис подросткового возраста (12-20)
+ идентификация Я, устойчивое мировоззрение, есть место в жизни, проекция будущего
– путаница ролей, чувство вины, неуверенность пред. развития (я не знаю кто я, и куда иду)
Стадия формальных операций (11-15 лет).
На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой – либо конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций.
На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. Например, мама похвалит, если спросить разрешения.
На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы. Например, воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения.
Подростковый(10-14-15).
ВВД-интимно-личностное общение. Зависимость от мнения окружающих, общение со сверстниками выходит на первый ряд, очень много противоречий .
15-20 лет.
Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций.
Ранняя юность (15-17).
ВВД-учебная, учебно-профессиональная д-ть. Формируется самосознание, повышается мера ответственности, самостоятельность.
20-50-60 лет.
Ранняя зрелость (20-25 лет).
+ близкие отношения, чувства к близким людям, сензитивный период для интимных отношений
-одиночество, не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться
Средняя зрелость (26-64)
+ общечеловечность, генеративность, интересуют проблемы общества
– самопоглощенность, застой, озабоченность собственными личными удобствами
Источник
1. История и современное состояние зарубежной психологии развития
2. История и современное состояние отечественной возрастной психологии
Практическое задание 1. На основании изученного материала заполните таблицу 1 с указанием списка использованной литературы.
1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.пед.вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 1992.
4. Лысенко Е.М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов /Е.М.Лысенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – (Краткий курс лекций для вузов). (Лекция 3. Обзор теорий личностного развития детей. – С.50-65)
Источник