Таблица развития ребенка второго года жизни

Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы “Дети и нервы” или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

(приблизительные ориентиры)

А

Н

15 месяцев

А

Н

18 месяцев

А

Н

21 месяц

1. ОРИЕНТАЦИЯ

Кубики: башня из 2.

Масса кубиков: башня из 3-4.

Масса кубиков: башня из 5-6.

Чашка-кубик: 6 кубиков в
чашке. (18 мес.)

Чашка-кубик: 10 в чашке.

Масса кубиков: имитирует
движущийся поезд (24 мес).

Рисование: начинает
имитировать линию.

Пилюли и бутылочка:
вытряхивает на просьбу.

Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).

Доска с формами: без
демонстрации помещает круглый блок.

Рисование: спонтанно скребет
карандашом (36 мес).

Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.

Доска с формами: обязательно
вставляет круглый блок.

Рисование:  подражая, 
проводит линию(24 мес.)

Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.

Доска с формами: нагромождает
3 блока (24 мес).

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Ходьба: несколько шагов,
начинает движение, останавливается

Ходьба: падает редко

Ходьба: во время игры
садится на корточки.

Ходьба: падает вдруг (18
мес.)

Ходьба: быстро бежит на
негнущихся ножках.

Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).

Ходьба: оставляет ползание.

Ступени: идет по ним вверх,
держась одной рукой.(21 мес)

Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).

Ступени: заползает наверх
(18 мес).

Маленький стул: садится сам.

Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).

Большой стул: карабкается на
него

Мяч: кидает (48 мес.)

Большой мяч: толкает всем
телом (21 мес.)

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Кубики: башня из 2 кубиков.

Масса кубиков: башня из 3

Масса кубиков: башня из 5-6
кубиков.

Пилюля: (без демонстрации)
помещает в бутылочку.

Книга: переворачивает
страницы по 2

Книга: помогает
переворачивать страницы (18 мес).

4. РЕЧЬ

Словарь: 4-6 слов, включая
имена.

Книга: разглядывает,
выбирает.

Словарь: 20 слов

Вокализация: использует
жаргон (24 мес.)

Словарь: 10 слов, включая
имена.

Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).

Книга: узнает картинки (18
мес).

Книга с картинками: называет
или указывает на одну картинку

Мяч: выполняет 3
последовательные команды.

Тестовые объекты: называет
мяч.

Мяч: выполняет 2
последовательные команды.

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кормление: не пользуется
бутылочкой. 

Кормление: отдает пустую
тарелку

Кормление: держит чашку
хорошо

Кормление: не хватает
тарелку.

Кормление: частично ест сам,
проливает (36 мес).

Общение: просит пить, есть,
в туалет.

Туалет: частичная регуляция
(24 мес).

Туалет: регулируется в
дневное время (24 мес).

Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)

Туалет: контролируется
дефекация.

Игра: тащит игрушку за собой
(30 мес).

Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).

Туалет: показывает мокрые
штанишки (18 мес.)                   

Игра: качает и обнимает
куклу (24 мес).

Общение: говорит
“та-та” или эквивалент.

Общение: указывает, называет
свои желания (21 мес).

Игра: показывает или
протягивает игрушки.

Игра: бросает игру или
отказывается играть (18 мес).

А

Н

21 месяц

А

Н

24 месяца

А

Н

30 месяцев

1. ОРИЕНТАЦИЯ

Несколько кубиков: башня из
5-6.

Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.

Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.

Несколько кубиков: имитирует
движущийся поезд(24 мес).

Несколько кубиков: берёт 2 и
более и возит(30 мес.)

Несколько кубиков: к
построенному из кубиков поезду добавляет трубу

Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).

Рисование: имитирует
вертикальную линию

Рисование: имитирует
вертикальную и горизонтальную линии

Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.

Рисование: имитирует
окружность (36 мес.)

Рисование: чертит две и
более линии, которые пересекаются

Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.

Доска с формами: укладывает
блоки на доску без демонстрации, не обязательно правильно по форме

Цветные фигуры: помещает
одну фигурку на карточку

Доска с формами: после 4-х
попыток правильно вкладывает блоки (30 мес)

Доска с формами: по просьбе
помещает 3 блока правильно

Чудесная коробка: вкладывает
квадратный блок

Доска с формами: после
поворота доски на 180° блоки вкладывает, но может допускать ошибки

Повторяет: две цифры (1-3
попытки)

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Ходьба: во время игры
садится на корточки

Ходьба: хорошо бегает без
падений

Ходьба: ходит на
“цыпочках” (после показа)

Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).

Ступени: один идёт вверх и
вниз

Прыжки: прыгает, отрывая обе
ноги от пола

Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).

Большой мяч: пинает (без
демонстрации)

Стояние: пытается стоять на
одной ноге

Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Несколько кубиков: башня из
5-6.

Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.

Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.

Книга: переворачивает
страницы по одной.

Рисование: держит карандаш
пальцами

4. РЕЧЬ

Словарь: 20 слов

Речь: слова могут быть
нечёткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный
жаргон)

Имя: говорит полное имя

Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).

Речь: предложения из 3-х
слов

Карта с картинками: узнает 7
картинок в карте, книжке

Мяч: выполняет 3
последовательные команды.

Речь: использует
“я”, “мне”, “ты”

Карта с картинками: называет
5 картинок

Карта с картинками: называет
3 и более

Тестовые объекты:
демонстрирует умение их использовать

Карта с картинками: узнаёт и
указывает 5 и более картинок

Тестовые объекты: говорит
названия 2-х

Мяч: выполняет 4
последовательные команды

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кормление:  хорошо держит чашку

Кормление: не переворачивает
ложку

Общение: говоря о себе
использует чаще местоимение, чем своё имя

Общение: просит пить, есть,
в туалет.

Общение: говорит о
непосредственных впечатлениях

Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)

Общение: просит дать что-то
“другое”, когда заканчивается то, что было до этого

Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).

Общение: обращается к себе
по имени (30 мес).

Игра: целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)

Одевание: одевает носки,
рукавички, шапку. Натягивает штанишки.

Игра: помогает убирать
игрушки

Игра: отдаёт чашку, полную
кубиков

Игра: может носить бьющиеся
вещи

Игра: подражание домашней
деятельности взрослых

Игра: в присутствии других
детей играет сам по себе(42 мес.) (параллельная игра)

Туалет: сухой ночью (36 мес)

Туалет: сообщает о своих
нуждах (42 мес.)

Источник

Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Пол ребенкаРост, смВес, кг
Мальчик84-8912-13,5
Девочка83-87,511,5-13

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.

В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища

  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

Двигательные навыки и координация движения

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.

Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Психоэмоциональное и социальное развитие

Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.

К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.

Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей

Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

МальчикиДевочки
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместеОценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папаПонимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам
Проявляют большую активность и шустростьЯвляются более спокойными и уравновешенными
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчествуБолее усидчивы, с лучше развитым воображением и речью
Свойственна самостоятельность во всемТребуют постоянного одобрения со стороны взрослых

Умственное и речевое развитие

В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

  • различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
  • уметь группировать предметы по цветам;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.

На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.

Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.

Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.

Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

  • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.

Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки

  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

  1. “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. “Нет” занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник