Таблица развития ребенка второго года жизни
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла
☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы “Дети и нервы” или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
(приблизительные ориентиры)
А
Н
15 месяцев
А
Н
18 месяцев
А
Н
21 месяц
1. ОРИЕНТАЦИЯ
Кубики: башня из 2.
Масса кубиков: башня из 3-4.
Масса кубиков: башня из 5-6.
Чашка-кубик: 6 кубиков в
чашке. (18 мес.)
Чашка-кубик: 10 в чашке.
Масса кубиков: имитирует
движущийся поезд (24 мес).
Рисование: начинает
имитировать линию.
Пилюли и бутылочка:
вытряхивает на просьбу.
Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).
Доска с формами: без
демонстрации помещает круглый блок.
Рисование: спонтанно скребет
карандашом (36 мес).
Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.
Доска с формами: обязательно
вставляет круглый блок.
Рисование: подражая,
проводит линию(24 мес.)
Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.
Доска с формами: нагромождает
3 блока (24 мес).
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА
Ходьба: несколько шагов,
начинает движение, останавливается
Ходьба: падает редко
Ходьба: во время игры
садится на корточки.
Ходьба: падает вдруг (18
мес.)
Ходьба: быстро бежит на
негнущихся ножках.
Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).
Ходьба: оставляет ползание.
Ступени: идет по ним вверх,
держась одной рукой.(21 мес)
Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).
Ступени: заползает наверх
(18 мес).
Маленький стул: садится сам.
Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).
Большой стул: карабкается на
него
Мяч: кидает (48 мес.)
Большой мяч: толкает всем
телом (21 мес.)
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА
Кубики: башня из 2 кубиков.
Масса кубиков: башня из 3
Масса кубиков: башня из 5-6
кубиков.
Пилюля: (без демонстрации)
помещает в бутылочку.
Книга: переворачивает
страницы по 2
Книга: помогает
переворачивать страницы (18 мес).
4. РЕЧЬ
Словарь: 4-6 слов, включая
имена.
Книга: разглядывает,
выбирает.
Словарь: 20 слов
Вокализация: использует
жаргон (24 мес.)
Словарь: 10 слов, включая
имена.
Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).
Книга: узнает картинки (18
мес).
Книга с картинками: называет
или указывает на одну картинку
Мяч: выполняет 3
последовательные команды.
Тестовые объекты: называет
мяч.
Мяч: выполняет 2
последовательные команды.
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кормление: не пользуется
бутылочкой.
Кормление: отдает пустую
тарелку
Кормление: держит чашку
хорошо
Кормление: не хватает
тарелку.
Кормление: частично ест сам,
проливает (36 мес).
Общение: просит пить, есть,
в туалет.
Туалет: частичная регуляция
(24 мес).
Туалет: регулируется в
дневное время (24 мес).
Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)
Туалет: контролируется
дефекация.
Игра: тащит игрушку за собой
(30 мес).
Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).
Туалет: показывает мокрые
штанишки (18 мес.)
Игра: качает и обнимает
куклу (24 мес).
Общение: говорит
“та-та” или эквивалент.
Общение: указывает, называет
свои желания (21 мес).
Игра: показывает или
протягивает игрушки.
Игра: бросает игру или
отказывается играть (18 мес).
А
Н
21 месяц
А
Н
24 месяца
А
Н
30 месяцев
1. ОРИЕНТАЦИЯ
Несколько кубиков: башня из
5-6.
Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.
Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.
Несколько кубиков: имитирует
движущийся поезд(24 мес).
Несколько кубиков: берёт 2 и
более и возит(30 мес.)
Несколько кубиков: к
построенному из кубиков поезду добавляет трубу
Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).
Рисование: имитирует
вертикальную линию
Рисование: имитирует
вертикальную и горизонтальную линии
Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.
Рисование: имитирует
окружность (36 мес.)
Рисование: чертит две и
более линии, которые пересекаются
Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.
Доска с формами: укладывает
блоки на доску без демонстрации, не обязательно правильно по форме
Цветные фигуры: помещает
одну фигурку на карточку
Доска с формами: после 4-х
попыток правильно вкладывает блоки (30 мес)
Доска с формами: по просьбе
помещает 3 блока правильно
Чудесная коробка: вкладывает
квадратный блок
Доска с формами: после
поворота доски на 180° блоки вкладывает, но может допускать ошибки
Повторяет: две цифры (1-3
попытки)
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА
Ходьба: во время игры
садится на корточки
Ходьба: хорошо бегает без
падений
Ходьба: ходит на
“цыпочках” (после показа)
Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).
Ступени: один идёт вверх и
вниз
Прыжки: прыгает, отрывая обе
ноги от пола
Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).
Большой мяч: пинает (без
демонстрации)
Стояние: пытается стоять на
одной ноге
Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА
Несколько кубиков: башня из
5-6.
Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.
Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.
Книга: переворачивает
страницы по одной.
Рисование: держит карандаш
пальцами
4. РЕЧЬ
Словарь: 20 слов
Речь: слова могут быть
нечёткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный
жаргон)
Имя: говорит полное имя
Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).
Речь: предложения из 3-х
слов
Карта с картинками: узнает 7
картинок в карте, книжке
Мяч: выполняет 3
последовательные команды.
Речь: использует
“я”, “мне”, “ты”
Карта с картинками: называет
5 картинок
Карта с картинками: называет
3 и более
Тестовые объекты:
демонстрирует умение их использовать
Карта с картинками: узнаёт и
указывает 5 и более картинок
Тестовые объекты: говорит
названия 2-х
Мяч: выполняет 4
последовательные команды
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кормление: хорошо держит чашку
Кормление: не переворачивает
ложку
Общение: говоря о себе
использует чаще местоимение, чем своё имя
Общение: просит пить, есть,
в туалет.
Общение: говорит о
непосредственных впечатлениях
Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)
Общение: просит дать что-то
“другое”, когда заканчивается то, что было до этого
Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).
Общение: обращается к себе
по имени (30 мес).
Игра: целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)
Одевание: одевает носки,
рукавички, шапку. Натягивает штанишки.
Игра: помогает убирать
игрушки
Игра: отдаёт чашку, полную
кубиков
Игра: может носить бьющиеся
вещи
Игра: подражание домашней
деятельности взрослых
Игра: в присутствии других
детей играет сам по себе(42 мес.) (параллельная игра)
Туалет: сухой ночью (36 мес)
Туалет: сообщает о своих
нуждах (42 мес.)
Источник
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник