Таблица развития ребенка школьного возраста
Возрастной этап
Признаки возрастного этапа
Социальная ситуация развития
Характеристика ведущей деятельности
Кризисные проявления
Основные новообразования
Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития
Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.
Новорожденность (1-2 мес.)
Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.
Полная биологическая зависимость от матери.
–
Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.
Комплекс оживления
Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .
Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.
Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )
Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.
Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”
Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.
Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.
Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)
Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.
Действия с предметами.
Раннее детство ( 1-3 года)
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.
Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.
Предметно-манипулятивная деятельность.
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.
Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.
«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.
Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.
Дошкольный возраст
(3 – 7 лет)
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.
Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок – дети”. Имитация мира человеческих отношений.
Сюжетно-ролевая игра.
Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.
Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.
Игра.
Младший школьный возраст
(7 – 11 лет)
Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.
Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.
Учебная деятельность.
“Я сам” в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.
Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.
«Школьная жизнь». Учеба.
Подростковый возраст
(11 – 15 лет)
Переход от детства к взрослости. Половое созревание.
Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.
Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.
Становление человека как субъекта собственного развития.
Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).
Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Стремление подростка занять положение в группе сверстников.
Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)
Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.
Первоначальный выбор жизненного пути.
Учебно-профессиональная деятельность.
Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.
Мировоззрение.
Профессиональное самоопределение.
Идеалы. Идентичность.
Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.
Учебно-профессиональная деятельность.
Юнность (от 17 до 20-23 лет )
Первый период взрослой, самостоятельной жизни.
Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.
Учебная, служба в армии или поиск работы.
–
Окончательное самоопределение.
Реализация жизненных планов или поиск себя.
Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.
Молодость ( от 20-23 до 30 лет)
Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.
Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.
Труд.
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.
Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.
Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» – образ.
Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.
Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)
Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.
Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Труд. Творческий труд.
Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.
Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.
Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.
Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.
Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)
Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе
Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел
Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.
Принятие своей жизни.
Жизненная мудрость.
Счастливая старость.
Интегрированность, цельность.
Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.
Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.
На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.
Преподаватель: Великановская Л. А.
Источник
Возрастные особенности младшего школьника
и младшего класса (1-3 классы)
Ведущие потребности:
– быть школьником (стремление своим поведением соответствует роли школьника);
– быть успешным в учебе, потребность в признании своей «школьности» учителем, а потом одноклассниками;
Образ «Я»:
– отражает осуществленность или не осуществленность стремление быть школьником (успешный или не успешный, умеющий или не умеющий в учении и общении, самодетерминация «Я – второклассник», «Я – Ашник», не «Бшник»).
В личностном развитии важную роль играет мир воображения («Я – принцесса», «Я как зверушка» и др.).
Деятельность – интенсивное формирование познавательной деятельности.
Развитие коммуникативной, общенческой деятельности.
Привлекательность деятельности:
– совместная, познавательная и игровая (как ролевая, так и подвижная) деятельность;
– содержание межличностного общения: инструментально-событийно-интуитивное (разговоры о том, что происходит «здесь» и «сейчас»);
– дифференцированное взаимоотношение (типичные группы общения – 2-3 человека).
Ожидаемые роли учителя: судья и защитник.
Рефлексия в учении, социальная рефлексия (1 этап осознанного отношения к общению и совместной деятельности, укрепление чувства успешности)
Возрастные особенности младшего подростка
и подросткового класса (4-6 классы)
Ведущие потребности:
– быть, казаться взрослым (что отождествляется подростком с самостоятельностью: «я не маленький», с независимостью от взрослых в общении, с самостоятельностью в реализации своих интересов).
Образ «Я»: сфера развития «Я» (и деформации развития) – восприятие себя как ценного, любимого товарищами и родителями. (ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия ребенком в глазах педагогов и родителей).
На образ «Я» влияет перенос на себя эталонов, соответствующих социокультурным образцам (в частности, идеалам мужественности и женственности).
Деятельность – начало интенсивной дифференциациизначимой деятельности (от учения и общественных дел до бродяжничества и мелких асоциальных поступков).
Внутренние критерии дифференциации – поиск деятельности, где «Я» – успешен, а если неуспешен, то свободен и самостоятелен.
Привлекательность деятельности:
– разнообразие и эмоциональность деятельности, создающей возможности для самоутверждения, признание сверстниками и самогрупповой идентификации (5 «б», а не 5 «а» и др.)
Групповое общение:
– обострение разделения групп общения по признаку пола;
– продолжение централизации содержания общения на событийности, совместных делах;
– расширение временного масштаба, втянутого в общение;
– «размягчение» заданной школьными правилами нормативности;
– развитие мотивации общения от «быть вместе» к признанию в группе.
Ожидание от педагога: справедливости, умения удивить тем, что ценится детьми в этом возрасте, а также организации интересной деятельности.
Развитие индивидуальности и социальности подростка.
Социальность в качестве умения товарищеского общения и умения демократически организовывать совместную деятельность.
Индивидуальность как развитие интереса к своему «Я».
Возрастные особенности старшего подростка
и подросткового класса (7-8 классы)
Ведущие потребности:
– освоение внешнего
«рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости(взрослые для подростка- ближайшие старшие и молодые, а не весь мир старших).
– стремление к самоутверждению себя в роли взрослого.
Образ«Я»: противоречивый, неустойчивый(сочетание детского «Я» и становящегося взрослым «Я»). Противоречиво всё: представление и отношение к своему изменяющемуся физическому облику;
– описание и отношение к своему характеру, способностям;
– оценка себя как субъекта деятельности.
Деятельность: нарастание избирательности, индивидуализации в выборе и освоении вида деятельности.
Осознанное стремление к деятельности, создающей «шансы» на самоутверждение и возможность самореализации.
Привлекательность деятельности:
деятельность, сочетающаяся с широким групповым общением и обособлением, помогающая идентифицироваться с ближайшей взрослостью – юностью, а также в формах, противостоящих «дальней» взрослости.
Общение:
– развитие общения на основе эталонов экспрессивной(выражающей чувства, отношения) и инструментальной(связанной с действиями, с предметной деятельностью) его сторонами.
Ожидания от педагога:
–позиции «советчика» в деятельности;
– признания воспитателем достижений подростка и подтверждения его подростковой взрослости.
– оценки педагогом подростка с позиций эталонов привлекательности, женственности(мужественности).
Побуждение к открытию себя как личности и индивидуальности. Опыт социально значимой деятельности с возможностями личного и группового самоутверждения. Освоение взрослых форм общения, символизация перехода от подросткового возраста к юности.
Возрастные особенности старшеклассников
(9- 11 классы)
Ведущие потребности:
– в общении, в обособлении, в жизненном самоопределении как более или менее осознанном принятии и выработке своей личной индивидуальной позиции в отношении мира, себя, своего настоящего и будущего.
Образ«Я»:
– открытие, познание мира своих переживаний;
– выработка отношения к ним;
– стабилизация образа тела и его возможностей(физическое «Я»),
– поиск своего взрослого поведения(в том числе укрепление представлений о себе как мужчины, женщины).
Деятельность:
– формирование деятельности, целенаправленно обращённой на своё «Я», на самопознание, самоопределение, самореализацию;
– построение избирательной, перспективно значимой деятельности.
Значимое в совместной деятельности:
– деятельность привлекательна как пространство общения и группового обособления;
– экстремальная деятельность, требующая повышенных усилий в формах, соответствующих молодёжным эталонам группового поведения.
Общение: групповое в смешанных группах. Содержание общения задаётся «самостью», т.е. стремление к самоопределению(групповому, личностному, ситуативному, стратегическому)
Ожидания от педагога:
понимания, а потом консультации в делах, общении
Всё, что побуждает к индивидуальному и групповому самоопределению, личностно-ориентированное проблемное.
Общение:
– ситуации выбора;
-социально значимая экстремальная деятельность
Источник
Оценка особенностей развития ребенка школьного возраста
Фамилия, Имя ребенка __________________ Возраст: ____лет______
Образовательное учреждение _______________________ Класс _______
Анализируемый показатель
Незначителен или отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка и наблюдается часто
Поведение ребенка
1
1. Импульсивен, расторможен. Нуждается в
многократном повторении заданий и контроле взрослого
2
С трудом подчиняется правилам и инструк’
циям, неусидчив на уроках, возбужден на переменах
3
Тормозим. Не сразу включается в работу,
долго «раскачивается»
4
Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен
Сумма по I гр:
Темповые характеристики деятельности
5
Заторможен, медлителен, не успевает
за другими детьми
6
Темп работы неравномерен.
Быстро устает, теряет интерес
7
Работает невнимательно, допускает много
ошибок, не следит за ходом урока, много
отвлекается
8
Темп работы быстрый, но работает
хаотично и «бестолково»
Сумма по II гр
9
Недостаточно сообразителен (затрудняется
в ответах на простые вопросы и задания
10
Постоянно нуждается в дополнительных
разъяснениях
11
Недостаточен объем знаний об окружающем
мире
12
Познавательно недостаточно активен
(мало чем интересуется)
Сумма по III гр:
Речевое развитие
13
Речь недостаточно разборчива.
Имеются трудности звукопроизношения
14
Словарный запас беден по сравнению с
другими детьми
15
Имеются нарушения грамматического
строя речи
16
Малоразговорчив. выраженные трудности
пересказа, старается говорить односложно
Сумма по IV гр:
Овладение программным материалом
17
С трудом осваивает программу по
письму (русский язык)
18
С трудом осваивает программу по математике
19
Имеются трудности чтения и пони’
мания (пересказа) текстов
20
Нуждается в дополнительных
занятиях с педагогом
Сумма по V гр:
Игра и общение со сверстниками
21
Предпочитает играть в одиночестве,
малоконтактен
22
Конфликтует с детьми, часто дерется, злится
23
Не умеет поддержать игру, принять роль
24
Чрезмерно общителен, бездистантен
Сумма по VI гр:
Эмоциональные особенности
25
Фон настроения повышен,
многоречив, «всюду лезет
26
Наблюдаются эмоциональные «перепады»
(аффективные «вспышки»), может быть
эмоционально неадекватен
27
Настроение снижено, плаксив, негативистичен
28
Проявляет агрессию по отношению
к детям и взрослым
Сумма по VII гр:
Моторное развитие
29
Плохо развита графическая деятельность,
почерк корявый, неразборчивый
30
. Нарушена общая координация.
Неуклюжий, неловкий
31
Неуспешен в таких предметах как
труд и рисование
2
32
Предпочитает (часто) работать левой рукой
2
Сумма по VIII гр:
Обработка результатов:
1
2
3
4
5
6
7
8
Общая сумма
Сумма по группам
Дата____________Специалист____________________________________ ______________________
должность подпись
Каждое из суждений оценивается по трем градациям:
“0”-выражено очень незначительно или отсутствует”
“1”-отмечается, но не постоянно”
“2”-характерен для ребенка и проявляется часто
В качестве первичной обработки предусмотрено суммирование по каждому м из четырех суждений для определения выраженности данного показателя и общая сумма выраженности негативных показателей. Ели обучающийся в по мнению педагога демонстрирует суммарно более, чем 32 балла, следует рассматривать в группе риска по необходимости организации для него специальных условий образования.
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития
ребенка Вашего класса. Это поможет Вам и специалистам школы организовать эф’
фективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного ут’
верждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно
из трех значений: «0», «1» или «2», что характеризует выраженность данного пока’
зателя поведения, развития или обучения на текущий момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отме’
чается значение «0»; если показатель отмечается, но не постоянно — «1»; по’
казатель характерен для ребенка и проявляется часто — «2». Будьте внима’
тельны, не пропускайте утверждений.
148
№ Анализируемый показатель Незначителен Отмечается, Характерен
пп. или но не для ребен’
отсутствует постоянно ка и наблю’
дается часто
I. Поведение ребенка
1. Импульсивен, расторможен. Нуждается в
многократном повторении заданий и контро’
ле взрослого 0 1 2
2. С трудом подчиняется правилам и инструк’
циям, неусидчив на уроках, возбужден на
переменах 0 1 2
3. Тормозим. Не сразу включается в работу,
долго «раскачивается» 0 1 2
4. Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен 0 1 2
Сумма по I гр:
II. Темповые характеристики деятельности
5. Заторможен, медлителен, не успевает
за другими детьми 0 1 2
6. Темп работы неравномерен.
Быстро устает, теряет интерес 0 1 2
7. Работает невнимательно, допускает много
ошибок, не следит за ходом урока, много
отвлекается 0 1 2
8. Темп работы быстрый, но работает
хаотично и «бестолково» 0 1 2
Сумма по II гр:
III. Познавательное развитие
9. Недостаточно сообразителен (затрудняется
в ответах на простые вопросы и задания) 0 1 2
10. Постоянно нуждается в дополнительных
разъяснениях 0 1 2
11. Недостаточен объем знаний об окружающем
мире 0 1 2
12. Познавательно недостаточно активен
(мало чем интересуется) 0 1 2
Сумма по III гр:
IV. Речевое развитие
13. Речь недостаточно разборчива.
Имеются трудности звукопроизношения 0 1 2
Обработка результатов:
Дата _____________ Специалист __________________ ____________
должность подпись
149
14. Словарный запас беден по сравнению с
другими детьми 0 1 2
15. Имеются нарушения грамматического
строя речи 0 1 2
16. Малоразговорчив. выраженные трудности
пересказа, старается говорить односложно 0 1 2
Сумма по IV гр:
V. Овладение программным материалом
17. С трудом осваивает программу по
письму (русский язык) 0 1 2
18. С трудом осваивает программу по математике 0 1 2
19. Имеются трудности чтения и пони’
мания (пересказа) текстов 0 1 2
20. Нуждается в дополнительных
занятиях с педагогом 0 1 2
Сумма по V гр:
VI. Игра и общение со сверстниками
21. Предпочитает играть в одиночестве,
малоконтактен 0 1 2
22. Конфликтует с детьми, часто дерется, злится 0 1 2
23. Не умеет поддержать игру, принять роль 0 1 2
24. Чрезмерно общителен, бездистантен 0 1 2
Сумма по VI гр:
VII. Эмоциональные особенности
25. Фон настроения повышен,
многоречив, «всюду лезет» 0 1 2
26. Наблюдаются эмоциональные «перепады»
(аффективные «вспышки»), может быть
эмоционально неадекватен 0 1 2
27. Настроение снижено, плаксив, негативистичен 0 1 2
28. Проявляет агрессию по отношению
к детям и взрослым 0 1 2
Сумма по VII гр:
VIII. Моторное развитие
29. Плохо развита графическая деятельность,
почерк корявый, неразборчивый 0 1 2
30. Нарушена общая координация.
Неуклюжий, неловкий 0 1 2
31. Неуспешен в таких предметах как
труд и рисование 0 1 2
32. Предпочитает (часто) работать левой рукой 0 1 2
Сумма по VIII гр:
Группы показателей 1 2 3 4 5 6 7 8 Общая сумма
Сумма по группам
Приложение 5.2
ПРОТОКОЛ № ________________
ПСИХОЛОГОМЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Фамилия ___________ Имя _________ Отчество _______________
Дата рождения ________ Дом. адрес, телефон __________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Кем направлен на ПМПк ___________________________________
Документы: _____________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Дефектолог _______________________________________________
Дефектологическое заключение _______________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Психолог _________________________________________________
Заключение психолога ______________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Логопед __________________________________________________
Логопедическое заключение __________________________________
_________________________________________________________
Источник