Таблица развития ребенка школьного возраста

Таблица развития ребенка школьного возраста thumbnail

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок – дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

“Я сам” в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» – образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

Преподаватель: Великановская Л. А.

Источник

Возрастные особенности младшего школьника

и младшего класса (1-3 классы)

Ведущие потребности:

– быть школьником (стремление своим поведением соответствует роли школьника);

– быть успешным в учебе, потребность в признании своей «школьности» учителем, а потом одноклассниками;

Образ «Я»:

– отражает осуществленность или не осуществленность стремление быть школьником (успешный или не успешный, умеющий или не умеющий в учении и общении, самодетерминация «Я – второклассник», «Я – Ашник», не «Бшник»).

В личностном развитии важную роль играет мир воображения («Я – принцесса», «Я как зверушка» и др.).

Деятельность – интенсивное формирование познавательной деятельности.

Развитие коммуникативной, общенческой деятельности.

Привлекательность деятельности:

– совместная, познавательная и игровая (как ролевая, так и подвижная) деятельность;

– содержание межличностного общения: инструментально-событийно-интуитивное (разговоры о том, что происходит «здесь» и «сейчас»);

– дифференцированное взаимоотношение (типичные группы общения – 2-3 человека).

Ожидаемые роли учителя: судья и защитник.

Рефлексия в учении, социальная рефлексия (1 этап осознанного отношения к общению и совместной деятельности, укрепление чувства успешности)

Возрастные особенности младшего подростка

и подросткового класса (4-6 классы)

Ведущие потребности:

– быть, казаться взрослым (что отождествляется подростком с самостоятельностью: «я не маленький», с независимостью от взрослых в общении, с самостоятельностью в реализации своих интересов).

Образ «Я»: сфера развития «Я» (и деформации развития) – восприятие себя как ценного, любимого товарищами и родителями. (ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия ребенком в глазах педагогов и родителей).

На образ «Я» влияет перенос на себя эталонов, соответствующих социокультурным образцам (в частности, идеалам мужественности и женственности).

Деятельность – начало интенсивной дифференциациизначимой деятельности (от учения и общественных дел до бродяжничества и мелких асоциальных поступков).

Внутренние критерии дифференциации – поиск деятельности, где «Я» – успешен, а если неуспешен, то свободен и самостоятелен.

Привлекательность деятельности:

– разнообразие и эмоциональность деятельности, создающей возможности для самоутверждения, признание сверстниками и самогрупповой идентификации (5 «б», а не 5 «а» и др.)

Групповое общение:

– обострение разделения групп общения по признаку пола;

– продолжение централизации содержания общения на событийности, совместных делах;

– расширение временного масштаба, втянутого в общение;

– «размягчение» заданной школьными правилами нормативности;

– развитие мотивации общения от «быть вместе» к признанию в группе.

Ожидание от педагога: справедливости, умения удивить тем, что ценится детьми в этом возрасте, а также организации интересной деятельности.

Развитие индивидуальности и социальности подростка.

Социальность в качестве умения товарищеского общения и умения демократически организовывать совместную деятельность.

Индивидуальность как развитие интереса к своему «Я».

Возрастные особенности старшего подростка

и подросткового класса (7-8 классы)

Ведущие потребности:

– освоение внешнего

«рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости(взрослые для подростка- ближайшие старшие и молодые, а не весь мир старших).

– стремление к самоутверждению себя в роли взрослого.

Образ«Я»: противоречивый, неустойчивый(сочетание детского «Я» и становящегося взрослым «Я»). Противоречиво всё: представление и отношение к своему изменяющемуся физическому облику;

– описание и отношение к своему характеру, способностям;

– оценка себя как субъекта деятельности.

Деятельность: нарастание избирательности, индивидуализации в выборе и освоении вида деятельности.

Осознанное стремление к деятельности, создающей «шансы» на самоутверждение и возможность самореализации.

Привлекательность деятельности:

деятельность, сочетающаяся с широким групповым общением и обособлением, помогающая идентифицироваться с ближайшей взрослостью – юностью, а также в формах, противостоящих «дальней» взрослости.

Общение:

– развитие общения на основе эталонов экспрессивной(выражающей чувства, отношения) и инструментальной(связанной с действиями, с предметной деятельностью) его сторонами.

Ожидания от педагога:

позиции «советчика» в деятельности;

– признания воспитателем достижений подростка и подтверждения его подростковой взрослости.

– оценки педагогом подростка с позиций эталонов привлекательности, женственности(мужественности).

Побуждение к открытию себя как личности и индивидуальности. Опыт социально значимой деятельности с возможностями личного и группового самоутверждения. Освоение взрослых форм общения, символизация перехода от подросткового возраста к юности.

Возрастные особенности старшеклассников

(9- 11 классы)

Ведущие потребности:

– в общении, в обособлении, в жизненном самоопределении как более или менее осознанном принятии и выработке своей личной индивидуальной позиции в отношении мира, себя, своего настоящего и будущего.

Образ«Я»:

– открытие, познание мира своих переживаний;

– выработка отношения к ним;

– стабилизация образа тела и его возможностей(физическое «Я»),

– поиск своего взрослого поведения(в том числе укрепление представлений о себе как мужчины, женщины).

Деятельность:

– формирование деятельности, целенаправленно обращённой на своё «Я», на самопознание, самоопределение, самореализацию;

– построение избирательной, перспективно значимой деятельности.

Значимое в совместной деятельности:

– деятельность привлекательна как пространство общения и группового обособления;

– экстремальная деятельность, требующая повышенных усилий в формах, соответствующих молодёжным эталонам группового поведения.

Общение: групповое в смешанных группах. Содержание общения задаётся «самостью», т.е. стремление к самоопределению(групповому, личностному, ситуативному, стратегическому)

Ожидания от педагога:

понимания, а потом консультации в делах, общении

Всё, что побуждает к индивидуальному и групповому самоопределению, личностно-ориентированное проблемное.

Общение:

– ситуации выбора;

-социально значимая экстремальная деятельность

Источник

Оценка особенностей развития ребенка школьного возраста

Фамилия, Имя ребенка __________________ Возраст: ____лет______

Образовательное учреждение _______________________ Класс _______

Анализируемый показатель

Незначителен или отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка и наблюдается часто

Поведение ребенка

1

1. Импульсивен, расторможен. Нуждается в
многократном повторении заданий и контроле взрослого

2

С трудом подчиняется правилам и инструк’
циям, неусидчив на уроках, возбужден на переменах

3

Тормозим. Не сразу включается в работу,
долго «раскачивается»

4

Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен

Сумма по I гр:

Темповые характеристики деятельности

5

Заторможен, медлителен, не успевает
за другими детьми

6

Темп работы неравномерен.
Быстро устает, теряет интерес

7

Работает невнимательно, допускает много
ошибок, не следит за ходом урока, много
отвлекается

8

Темп работы быстрый, но работает
хаотично и «бестолково»

Сумма по II гр

9

Недостаточно сообразителен (затрудняется
в ответах на простые вопросы и задания

10

Постоянно нуждается в дополнительных
разъяснениях

11

Недостаточен объем знаний об окружающем
мире

12

Познавательно недостаточно активен
(мало чем интересуется)

Сумма по III гр:

Речевое развитие

13

Речь недостаточно разборчива.
Имеются трудности звукопроизношения

14

Словарный запас беден по сравнению с
другими детьми

15

Имеются нарушения грамматического
строя речи

16

Малоразговорчив. выраженные трудности
пересказа, старается говорить односложно

Сумма по IV гр:

Овладение программным материалом

17

С трудом осваивает программу по
письму (русский язык)

18

С трудом осваивает программу по математике

19

Имеются трудности чтения и пони’
мания (пересказа) текстов

20

Нуждается в дополнительных
занятиях с педагогом

Сумма по V гр:

Игра и общение со сверстниками

21

Предпочитает играть в одиночестве,
малоконтактен

22

Конфликтует с детьми, часто дерется, злится

23

Не умеет поддержать игру, принять роль

24

Чрезмерно общителен, бездистантен

Сумма по VI гр:

Эмоциональные особенности

25

Фон настроения повышен,
многоречив, «всюду лезет

26

Наблюдаются эмоциональные «перепады»
(аффективные «вспышки»), может быть
эмоционально неадекватен

27

Настроение снижено, плаксив, негативистичен

28

Проявляет агрессию по отношению
к детям и взрослым

Сумма по VII гр:

Моторное развитие

29

Плохо развита графическая деятельность,
почерк корявый, неразборчивый

30

. Нарушена общая координация.
Неуклюжий, неловкий

31

Неуспешен в таких предметах как
труд и рисование

2

32

Предпочитает (часто) работать левой рукой

2

Сумма по VIII гр:

Обработка результатов:

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая сумма

Сумма по группам

Дата____________Специалист____________________________________ ______________________

должность подпись

Каждое из суждений оценивается по трем градациям:

“0”-выражено очень незначительно или отсутствует”

“1”-отмечается, но не постоянно”

“2”-характерен для ребенка и проявляется часто

В качестве первичной обработки предусмотрено суммирование по каждому м из четырех суждений для определения выраженности данного показателя и общая сумма выраженности негативных показателей. Ели обучающийся в по мнению педагога демонстрирует суммарно более, чем 32 балла, следует рассматривать в группе риска по необходимости организации для него специальных условий образования.

Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития
ребенка Вашего класса. Это поможет Вам и специалистам школы организовать эф’
фективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного ут’
верждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно
из трех значений: «0», «1» или «2», что характеризует выраженность данного пока’
зателя поведения, развития или обучения на текущий момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отме’
чается значение «0»; если показатель отмечается, но не постоянно — «1»; по’
казатель характерен для ребенка и проявляется часто — «2». Будьте внима’
тельны, не пропускайте утверждений.
148
№ Анализируемый показатель Незначителен Отмечается, Характерен
пп. или но не для ребен’
отсутствует постоянно ка и наблю’
дается часто
I. Поведение ребенка
1. Импульсивен, расторможен. Нуждается в
многократном повторении заданий и контро’
ле взрослого 0 1 2
2. С трудом подчиняется правилам и инструк’
циям, неусидчив на уроках, возбужден на
переменах 0 1 2
3. Тормозим. Не сразу включается в работу,
долго «раскачивается» 0 1 2
4. Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен 0 1 2
Сумма по I гр:
II. Темповые характеристики деятельности
5. Заторможен, медлителен, не успевает
за другими детьми 0 1 2
6. Темп работы неравномерен.
Быстро устает, теряет интерес 0 1 2
7. Работает невнимательно, допускает много
ошибок, не следит за ходом урока, много
отвлекается 0 1 2
8. Темп работы быстрый, но работает
хаотично и «бестолково» 0 1 2
Сумма по II гр:
III. Познавательное развитие
9. Недостаточно сообразителен (затрудняется
в ответах на простые вопросы и задания) 0 1 2
10. Постоянно нуждается в дополнительных
разъяснениях 0 1 2
11. Недостаточен объем знаний об окружающем
мире 0 1 2
12. Познавательно недостаточно активен
(мало чем интересуется) 0 1 2
Сумма по III гр:
IV. Речевое развитие
13. Речь недостаточно разборчива.
Имеются трудности звукопроизношения 0 1 2
Обработка результатов:
Дата _____________ Специалист __________________ ____________
должность подпись
149
14. Словарный запас беден по сравнению с
другими детьми 0 1 2
15. Имеются нарушения грамматического
строя речи 0 1 2
16. Малоразговорчив. выраженные трудности
пересказа, старается говорить односложно 0 1 2
Сумма по IV гр:
V. Овладение программным материалом
17. С трудом осваивает программу по
письму (русский язык) 0 1 2
18. С трудом осваивает программу по математике 0 1 2
19. Имеются трудности чтения и пони’
мания (пересказа) текстов 0 1 2
20. Нуждается в дополнительных
занятиях с педагогом 0 1 2
Сумма по V гр:
VI. Игра и общение со сверстниками
21. Предпочитает играть в одиночестве,
малоконтактен 0 1 2
22. Конфликтует с детьми, часто дерется, злится 0 1 2
23. Не умеет поддержать игру, принять роль 0 1 2
24. Чрезмерно общителен, бездистантен 0 1 2
Сумма по VI гр:
VII. Эмоциональные особенности
25. Фон настроения повышен,
многоречив, «всюду лезет» 0 1 2
26. Наблюдаются эмоциональные «перепады»
(аффективные «вспышки»), может быть
эмоционально неадекватен 0 1 2
27. Настроение снижено, плаксив, негативистичен 0 1 2
28. Проявляет агрессию по отношению
к детям и взрослым 0 1 2
Сумма по VII гр:
VIII. Моторное развитие
29. Плохо развита графическая деятельность,
почерк корявый, неразборчивый 0 1 2
30. Нарушена общая координация.
Неуклюжий, неловкий 0 1 2
31. Неуспешен в таких предметах как
труд и рисование 0 1 2
32. Предпочитает (часто) работать левой рукой 0 1 2
Сумма по VIII гр:
Группы показателей 1 2 3 4 5 6 7 8 Общая сумма
Сумма по группам
Приложение 5.2
ПРОТОКОЛ № ________________
ПСИХОЛОГОМЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Фамилия ___________ Имя _________ Отчество _______________
Дата рождения ________ Дом. адрес, телефон __________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Кем направлен на ПМПк ___________________________________
Документы: _____________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Дефектолог _______________________________________________
Дефектологическое заключение _______________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Психолог _________________________________________________
Заключение психолога ______________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Логопед __________________________________________________
Логопедическое заключение __________________________________
_________________________________________________________

Источник