Таблица развития ребенка двигательный аппарат

Таблица развития ребенка двигательный аппарат thumbnail

Графики роста, веса и других важных показателей развития детей по данным ВОЗ

Одним из наиболее точных способов контролировать развитие и здоровье ребенка в первые годы жизни является измерение физических параметров малыша. К самым весомым показателям относят вес ребенка, его рост, а также окружности головы и грудной клетки.

В результате деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) были разработаны различные нормы, которые в большинстве стран принимаются врачами за эталонные. Одними из них являются нормы, касающиеся роста и развития детей разного возраста.

ВОЗ является организацией, контролирующей вопросы здравоохранения во всех уголках нашей планеты. Ее создала ООН для решения проблем со здоровьем населения Земли.

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

На основе каких данных построены таблицы и графики?

До 1997 года нормы ВОЗ просто фиксировали параметры роста детей. При этом большинство таблиц было создано на основе статистики по детям на искусственном вскармливании. Сейчас же все нормы пересмотрены и в их основе находятся показатели детей на грудном вскармливании. Нормы показывают, как дети должны расти, а также помогают определить, требуется ли вмешательство, способное улучшить рост ребенка и его здоровое развитие.

Развитие ребенка ВОЗ

Разработка действующих сейчас норм проведена в интересах здоровья деток разных стран мира. Сравнение показателей физического развития ребенка с этими нормами помогает медицинским работникам вовремя выявлять чрезмерную либо недостаточную прибавку массы и других показателей.

В нижеприведенных графиках по горизонтали (оси X) ищите возраст ребенка, а по вертикали (оси Y) – рассматриваемый показатель.

  • Зеленую линию на графиках можно назвать золотой серединой, такой показатель характерен большинству детей и считается оптимальным.
  • Черные линии – границы нормального набора показателя, но приближение к ней не должно беспокоить.
  • Если вес выходит за пределы черных линий, стоит проконсультироваться у специалистов.

Графики увеличиваются при щелчке мышкой по изображению.

Нормы и проведение измерений

Рост

Измерение длины тела грудного ребенка проводится с помощью сантиметровой ленты. Малыша укладывают на стол или кровать так, чтобы его голова упиралась в бортик. Выпрямив ножки крохи, отмечают линию под пятками и измеряют расстояние от бортика до этой линии. Рост ребенка постарше определяют с помощью ростомера.

Рост девочек с рождения до 5 лет:

Рост девочек с рождения до 5 лет ВОЗ

Рост девочек с 5 до 19 лет:

Рост девочек от 5 до 19 лет по данным ВОЗ

Рост мальчиков с рождения с рождения до 5 лет:

Рост мальчиков с рождения с рождения до 5 лет ВОЗ

Рост мальчиков с 5 до 19 лет:

Рост мальчиков по данным ВОЗ

Вес

Взвешивание новорожденных и детей до года проводится на специальных детских весах. Для достоверности ребенок должен быть раздетым, а от полученного показателя отнимают вес пеленки, которая лежит на весах.

Вес девочек с рождения до 5 лет:

Вес девочек с рождения до 5 лет ВОЗ

Вес девочек с 5 до 10 лет:

Вес девочек с 5 до 19 лет ВОЗ

Вес мальчиков с рождения до 5 лет:

Вес мальчиков с рождения до 5 лет ВОЗ

Вес мальчиков с 5 до 10 лет:

Вес мальчиков с 5 до 19 лет ВОЗ

Окружность головы

Для измерения используется сантиметровая лента длиной 150 см, на которой имеются деления в миллиметрах. Спереди ленту (ее нулевое деление) прикладывают по наиболее выпуклой части лба выше бровей. После этого ее нужно обкрутить вокруг головы, начиная с правой височной области. Далее сзади она должна прикасаться к затылку, переходить на левую височную область и возвращаться к области лба.

Окружность головы девочек с рождения до 5 лет:

Окружность головы девочек с рождения до 5 лет ВОЗ

Окружность головы мальчиков с рождения до 5 лет:

Окружность головы мальчиков с рождения до 5 лет ВОЗ

Окружность плеча

Данный параметр определяют с помощью прорезиненной сантиметровой ленты, длина которой составляет 1,5 метра. На такой ленте для точности измерения присутствуют миллиметровые деления. Плечо измеряют в двух состояниях – расслабленном и максимально напряженном. Сначала определяют окружность плеча на опущенной вниз правой руке, накладывая ленту на самую утолщенную часть двуглавой мышцы. Далее руку следует согнуть в локте и максимально напрячь мышцы, после чего повторить измерение. Разница между полученными данными подскажет степень мышечного развития.

Окружность плеча у девочек с 3 месяцев до 5 лет:

Окружность плеча у девочек от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Окружность плеча у мальчиков с 3 месяцев до 5 лет:

Окружность плеча у мальчиков от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Толщина кожной складки под лопаткой

Измерение данного параметра используется для определения процента жира в организме. Поскольку для измерения применяют специальный прибор калипер, то определение толщины складки также называют калиперометрией. Кожу защипывают немного ниже любой лопатки так, чтобы образовавшаяся складка проходила под 45° к вертикальной линии. При этом складка должна быть направлена вниз от позвоночника к боковой части тела.

Читайте также:  Центр раннего развития для ребенка в митино

Толщина кожной складки под лопаткой у девочек с 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки под лопаткой у девочек от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Толщина кожной складки под лопаткой у мальчиков с 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки под лопаткой у девочек от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Толщина кожной складки над трицепсом

Толщина кожной складки над трицепсом характеризует процента жира в организме.

Для измерения ребенок должен опустить руки. В средней точке между акромиальным отростком лопатки и локтевым отростком локтевой кости оттягивают кожу, зажав ткань между большим и указательным пальцами. Штангенциркуль накладывают на середину расстояния между началом и концом кожной складки. Кожу не отпускают, а через 2 секунды с точностью до полмиллиметра измеряют толщину складки. Измерения обычно проводят 3-4 раза, а затем вычисляют среднее значение (показатели не должны отличаться более, чем на 1 мм.)

Толщина кожной складки над трицепсом у девочек от 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки над трицепсом у девочек от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Толщина кожной складки над трицепсом у мальчиков от 3 месяцев до 5 лет:

Толщина кожной складки над трицепсом у мальчиков от 3 месяцев до 5 лет ВОЗ

Как вычисляется индекс массы тела (ИМТ) и что он показывает?

Индекс массы тела помогает оценить, соответствует ли масса человека его росту, в результате чего определяется, нормальный ли вес, избыточный либо недостаточный.

Для определения такого показателя вес в килограммах делят на рост в метрах, взятый в квадрат.

ИМТ девочек от рождения до 5 лет:

ИМТ девочек от рождения до 5 лет ВОЗ

ИМТ девочек с 5 до 19 лет:

ИМТ девочку с 5 лет ВОЗ

ИМТ мальчиков от рождения до 5 лет:

ИМТ мальчиков от рождения до 5 лет ВОЗ

ИМТ мальчиков с 5 до 19 лет:

ИМТ мальчиков с 5 лет ВОЗ

Есть ли связь между нормами и типом вскармливания ребенка?

Нормы ВОЗ, которые действуют в нынешнее время, разработаны с учетом грудного вскармливания, поскольку эта организация сейчас следует стратегии поддержания кормления грудью и адекватного введения прикорма. Если ранее нормативы не учитывали особенности быстрого роста малышей первых 6 месяцев, получающих исключительно материнское молоко, то сейчас эталонные показатели изменены с учетом того, что у грудных малышей избытка массы тела не бывает.

Вскармливаемые грудью дети на данный момент считаются ВОЗ эталоном нормального развития ребенка в естественных условиях. Организация рекомендует кормить малышей младше 6 месяцев только грудью, а после полугода обеспечить детям поступление безопасного и адекватного по своей питательности прикорма, при этом продолжать грудное вскармливание до 2-летнего возраста или дольше.

Грудное вскармливание

Выступление по продвижению одной из инициатив ВОЗ по грудному вскармливанию вы можете посмотреть в следующем видео.

Стоит ли нормы воспринимать буквально?

На вес и рост ребенка грудного возраста влияют разные факторы, среди которых самыми значимыми выступают тип и частота кормления, проблемы с молоком у мамы или аллергическая реакция на смеси, недоношенность, наследственность, экологические факторы и разные заболевания.

Если показатели умеренно отличаются от норм в любую сторону, это не опасно, но может повлиять на состояние здоровья ребенка, например, малыш будет дольше выздоравливать, чем детки с нормальным весом. При сильных отклонениях и родителям, и медикам следует направить свои усилия на выявление их причин.

ВОЗ отмечает, что более половины смертельных случаев в раннем возрасте связаны со значительным отклонением массы тела ребенка от нормальных значений. Что касается больших отклонений в показателях роста, то они грозят проблемами с опорно-двигательным аппаратом ребенка.

Статистика показывает, что примерно 3% детей с сильными отклонениями от норм ничем не болеют и полностью здоровы. Однако нельзя быть уверенным, что ребенок с не укладывающимися в норму показателями относится именно к этим 3%, поскольку часто последствия проявляются через несколько лет. Поэтому любые отклонения в массе тела и росте должны привлечь внимание врача.

Как нормы помогают бороться ВОЗ с нарушениями питания детей?

Статистика, которую постоянно собирает ВОЗ, показывает, что ежегодно несколько миллионов детей умирает от недостаточного питания, а также минимум у 20 миллионов детей во всем мире имеется избыточная масса тела. Также данные организации подтверждают, что недостаточность питания выступает наиболее частой причиной смерти и нарушений здоровья малышей грудного возраста.

Разработанные ВОЗ нормы позволяют оценивать питание детей и контролировать его, что особенно важно в грудном и раннем возрасте. Оценивая показатели определенного контингента детей и сравнивая их с нормативами, определяют тенденции и риски для здоровья. Это касается как недостаточного питания малышей, так и избыточного.

Читайте также:  Ребенок с дцп 7 лет игры на развитие

В следующем видео ВОЗ вы можете узнать 5 ключевых принципов безопасного питания.

Источник

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

Читайте также:  Советы по развитию ребенка до года

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Этапы развития моторных функций в онтогенезе

Возраст

Развитие моторных функций

от 2 до 3 месяцев

У ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.

До 3, 5 – 4 месяцев

Движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.

В 4 – 4, 5 месяцев

Появляются простые движения рук при контакте с объектом.

От 4 до 7 месяцев

В развитии действий с предметами наступает этап простого “результативного” действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании.

В 6 месяцев

Он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения

От 7 до 10 месяцев

Возникает этап “соотносящего” действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 – 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.

У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.

С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев

Отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

В 1 год 3 месяца

Активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.

В возрасте 2-3 лет

Психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Четырехлетние дети

Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет

Функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет

Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.

В 6 лет

Моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности – заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.

В возрасте 6-7 лет

Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.

Между 7 и 10 годами

В связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные .

Источник