Таблица развития ребенка до 5 лет моторика

Таблица развития ребенка до 5 лет моторика thumbnail

Развитие ребенка от 1 до 4 лет: общепринятые нормыМалыш уже подрос и успешно освоил все навыки первого года жизни, о которых мы писали здесь. Он активно передвигается по комнате, а возможно, даже уверенно ходит. Произносит несколько слов и активно интересуется миром вокруг себя. Пришло время поговорить о навыках и развитии ребенка в период от 1 до 4 лет. Это время приобретения множества умений, овладения основами родного языка и формирования характера малыша. Какие задачи стоят перед ребенком в каждом полугодии, мы рассмотрим ниже, а вы сможете определить зону ближайшего развития по основным направлениям и организовать игры в жизни малыша так, чтобы его способности реализовывались в полной мере.

1 год – 1 год 5 месяцев

Мелкая моторика

  • Хорошо хватает предметы и учится их целенаправленно отпускать, бросать.
  • Умеет перекладывать некрупные игрушки из одной руки в другую.
  • Манипулирует одновременно 2-3 предметами.
  • У малыша сформирован «пинцетный захват». Ребенок берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.
  • Умеет вкладывать предметы один в другой (стаканчики, матрешки). Надевает колечки с широкими отверстиями на палочку – основание. При этом размер колечек не учитывает, т.е. собирает пирамидку как придётся.

Развитие речи

  • Имеет достаточно большой пассивный словарный запас.
  • Осознанно произносит до 30 — 40 слов, включая лепетные. Использует их при повышенной заинтересованности (напр. хочет получить игрушку, а взрослый по-другому не понимает).
  • Отдельными звуками выражает свои эмоции.
  • Учится подражать звукам животных.
  • Любит играть в ладушки и другие простые игры. По ходу игры хлопает в ладоши, и выполняет другие знакомые движения о которых говорит взрослый.
  • Выполняет простые просьбы или инструкции, которые сопровождаются жестами.

Физическое развитие

  • Может самостоятельно ходить, или ходить с поддержкой.
  • Самостоятельно поднимается в положение стоя и стоит без поддержки. Многократно меняет положение тела в пространстве (приседает, поворачивается, наклоняется).
  • Умеет слезать с дивана без посторонней помощи.
  • Ползает по наклонной поверхности или по лестнице вверх.
  • Из положения «стоя» наклоняется, достает руками до пола и выпрямляется.

Социальное развитие

  • Протягивает руки к «значимому» взрослому (который ухаживает и проводит с ним больше всего времени, чаще это мама).
  • Удерживает предмет, который пытаются отобрать.
  • Ярко и эмоционально реагирует на появление лица из-за платка (игра «Ку-ку»).
  • Улыбается себе в зеркале и играет со своим отражением.

Развитие логики и мышления

  • Ищет спрятанную игрушку, может пробовать прятать самостоятельно.
  • Складывает кубики в коробку или в большую корзину.
  • Различает предметы по размеру (если разница больше 3 см).
  • Показывает или называем желаемый предмет, чтобы получить его без плача.

Самообслуживание

  • Пьёт из чашки, но все еще может проливать жидкость на себя.
  • Пользуется расческой по назначению.
  • Самостоятельно ест ложкой твердую пищу, уверенно попадает ложкой в рот.
  • Снимает с себя носки, шапку. Подставляет ножки и ручки во время одевания.

1 год 6 мес. – 2 года

Мелкая моторика

  • Активно использует указательный жест.
  • Вынимает предметы из ёмкости и складывает их обратно. Манипулирует мелкими предметами.
  • Одной рукой удерживает два предмета.
  • Перелистывает тонкие странички книг.
  • Получается целенаправленно бросать предметы.

Развитие речи

  • Указывает на знакомые изображения и предметы по словесной инструкции.
  • Повторяет за взрослым отдельные слоги, слова и простые фразы.
  • Строит предложения из 2 слов. В речи использует глаголы.
  • Понимает простой рассказ по картинке и отвечает на вопросы.
  • Понимает запреты, но следовать им не всегда может ввиду высокой эмоциональности.
  • Начинает заменять лепетные слова правильными.

Игры для развития речи малышей читайте здесь.

Физическое развитие

  • Наклонившись, ребенок поднимает предмет с пола.
  • Ходит без поддержки. Может ходить и удерживать равновесие на бруске шириной и высотой 15-20 см.
  • Толкает коляску как большую, так и кукольную.
  • Самостоятельно влезает на стул, диван и кресло.
  • Подставляет стул, чтобы достать желаемые предметы.
  • Учится пятиться назад.

Социальное развитие

  • Показывает свою игрушку по просьбе взрослого или, приглашая поиграть с ним.
  • Помогает одеть себя, приносит одежду, обувь.
  • Хлопает в ладоши и выполняет разученные движения, когда слышит звуки знакомой песенки.
  • При игре целенаправленно откатывает или бросает мяч взрослому.

Развитие мышления

  • Строит простые постройки из кубиков: домик, ворота, башня.
  • Ориентируется в простых формах: куб, шар, кирпичик и т.д.
  • Сортирует предметы по одному из признаков: контрастный цвет (напр. синий и красный), форма, размер.
  • Ориентируется в понятиях: много, мало.

Подробнее об интеллектуальном развитии в 2 года читайте здесь.

Самообслуживание

  • «Помогает» взрослым по уборке дома, копируя их действия.
  • Приносит одежду и обувь. Самостоятельно надевает некоторые вещи с помощью взрослого.
  • Ест ложкой, самостоятельно поднося ее ко рту, как твердую, так и жидкую пищу.
  • Пытается чистить зубы, подражая взрослым.
  • Выбрасывает в корзину мелкий мусор.
  • Помогает загружать и разгружать стиральную машину.
  • Учится чистить яйцо, банан, мандарин.

Как развивать самостоятельность у детей 1,5-3 лет читайте здесь.

2 года – 2 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Чертит карандашом. Учится раскрашивать, но еще часто выходит за контур.
  • Проталкивает мелкие предметы в отверстие. Активно играет с самодельными и покупными сортерами.
  • Правильно складывает пирамидку, матрешку из 4 фигурок.
  • Расстегивает и застегивает липучки, кнопки, пуговицы, фастекс, молнию.
  • Снимает прищепки.
  • Учится совершать шагающие движения пальчиками и другие элементы пальчиковой гимнастики.
Читайте также:  Ребенок не соответствует развитию 5 лет

Игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет смотрите здесь.

Развитие речи

  • Активный словарный запас достигает 200-300 слов.
  • Обобщает простые слова по категориям: одежда, игрушки, животные.
  • Активно выражает свои желания не только жестами и плачем, но и словами.
  • В речи начинает использовать существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
  • Формирует фразу из 3 слов.
  • Называет себя по имени.
  • Появляются вопросы: Куда? Что это?
  • Понимает простые рассказы взрослого о событиях из прошлого. Понимает сюжет сказки без опоры на картинку.

Подробнее о развитии речи в 2 года здесь.

Физическое развитие

  • Поднимается по лестнице, помогая себе руками. Держится за перила и руку взрослого.
  • Учится поднимать предмет с пола, присев на корточки.
  • Может перешагнуть чередующимся шагом через препятствие высотой 15 см.
  • Учится стоять на одной ноге.
  • Любит активные прогулки на детской площадке: ходит по бордюру, лазает по лесенкам, бегает, подпрыгивает.
  • Любит играть в догонялки.

Подвижные игры для детей 2-3 лет в этой статье.

Социальное развитие

  • Помогает взрослым в работе по дому: вытирает пыль, подметает, пылесосит.
  • Обнимает и гладит игрушку. Демонстрирует эмоции героев сказок.
  • Говорит, рассматривая картинки. Называет предметы, изображенные на картинках, или озвучивает знакомый по сказке сюжет.
  • Может играть самостоятельно до 30 мин.
  • Радуется и бежит навстречу близким и родным.

Развитие мышления

  • Выполняет цепочку последовательных логических действий.
  • Подбирает по образцу сильно отличающиеся между собой и контрастные предметы.
  • Сортирует по 4 цветам: синий, красный, желтый и зеленый.
  • Ориентируется в трех размерах предметов с ярко выраженной разницей: большой, маленький, средний.
  • Строит башенки из 2-6 кубиков.
  • Собирает пазл из 2-3 кусочков.
  • По словесной инструкции приносит и относит предметы в другую комнату.

Самостоятельность

  • Ребенок может сам раздеться.
  • Моет руки с мылом и вытирает их.
  • Частично одевается: может одеть шапку, носки, штаны, кофту, свитер, платье, юбку.
  • Активно осваивает горшок. Большую часть времени остается сухим.
  • Вытирает тряпкой пролитую воду.
  • Учится выворачивать и складывать свои вещи.

2 года 6 мес. – 3 года

Мелкая моторика

  • Откручивает и открывает/закрывает крышки с разных баночек.
  • Нанизывает крупные бусины на толстую нить с жестким концом.
  • Предпочитает рисовать и раскрашивать рисунки пальцем.
  • Может скопировать вертикальную, горизонтальную линии, крест, круг.
  • Активно  играет с песком и с глиной: делает куличики, разыгрывает с песком сюжетные игры (обед, чаепитие, поиск клада и т.п.).
  • Учится пользоваться ножницами. Может разрезать лист А5 на 2 части.
  • Пересыпает крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложки.

Развитие речи

  • Заучивает короткие стихи.
  • В речи начинает активно использовать вопросительные слова: Где? Когда?
  • Понимает сложноподчиненные предложения: Когда покушаем, я буду делать…
  • Понимает простые вопросы: Что у тебя в коляске? И может на них ответить.
  • Выполняет двухступенчатую инструкцию: Сначала принеси ведерко, потом налей в него воду.
  • При наличии достаточного словарного запаса говорит сложными предложениями и использует придаточные.

Как развивать речь ребенка в 3 года читайте в этой статье.

Физическое развитие

  • Умеет бросать мячик из-за головы.
  • На лестнице ведет себя следующим образом: спускается, придерживаясь за перила, а поднимается самостоятельно без дополнительной опоры.
  • Может играть сидя на корточках.
  • Умеет прыгать на месте на двух ногах.

Социальное развитие

  • Активно играет в сюжетные игры, усложняя их логически последовательными действиями: кормит куклу, умывает, укладывает спать, поет песенку и т.п.
  • Начинает проявлять симпатию к посторонним и другим детям, особенно если раньше был к ним равнодушен.
  • С удовольствием принимает участие в домашних делах, радуется если ему дают «взрослое» поручение.

Развитие мышления

  • Самостоятельно правильно собирает пирамидку и складывает матрешку из 4 фигурок.
  • Строит башенку из 9 кубиков.
  • Собирает пазл из 6 частей.
  • Делает сюжетные постройки из кубиков или конструктора и дает им названия.
  • Подбирает по образцу основные геометрические фигуры и предметы, которые на них похожи.
  • Проводит сортировку предметов по основным  цветам в соответствии с образцом.

Самообслуживание

  • Ребенок умеет самостоятельно и достаточно аккуратно кушать ложкой.
  • Пьет из чашки или стакана, не проливая на себя.
  • Самостоятельно раздевается. Правильно надевает вещи. При этом могут быть освоены не все застежки, не завязывает шнурки.
  • Кладет свои игрушки на место.
  • Помогает разбирать покупки, раскладывает по местам овощи, консервы, крупы.
  • Делает бутерброды – раскладывает колбасу, овощи, зелень.
  • Помогает накрывать на стол.

3 года – 3 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Повторяет упражнения пальчиковой гимнастики
  • Может нарисовать по образцу простые фигуры.
  • Рисует достаточно ровные линии, обводит пунктирные.
  • Владеет ножницами. Может порезать лист А5 на несколько полос.
  • Успешно переливает воду из одной чашки в другую с минимальными потерями.
  • Лепит из пластилина шарики, колбаски, делает лепешки, размазывает по листу в пределах контура.
  • Застегивает и расстегивает все виды застежек, в т.ч. и шнурки.
Читайте также:  Зона перспективного развития это то что ребенок

Игры для развития мелкой моторики у детей старше 3 лет здесь.

Развитие речи

  • Разговаривает с игрушками, куклами и воображаемыми героями.
  • Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Часто задает вопросы: Зачем? Почему?
  • Легко запоминает стихи и песенки.
  • Пересказывает короткие рассказы и знакомые сказки.
  • Использует слова во множественном числе. Словообразование происходит не всегда правильно. Период отличается выраженным словотворчеством.

Физическое развитие

  • Может перепрыгнуть с разбега через нарисованную черту.
  • Перешагивает через препятствие высотой 20 см приставным шагом.
  • По лестнице может подниматься и спускаться, не держась за перила.
  • Умеет подбрасывать мяч вверх.
  • Ходит на носках, может пройти на них 3 метра.
  • Учится стоять на 1 ноге.
  • Катается на 3-х колесном велосипеде.
  • Спрыгивает с небольшой высоты обеими ногами.

Подвижные игры для детей 3-4 лет читайте здесь.

Социальное развитие

  • Ребенок говорит о себе в первом лице – «Я».
  • Охотно изображает животных.
  • С радостью выполняет поручения и стремится быть полезным.
  • Помогает складывать покупки в корзину в магазине и раскладывать дома по местам.
  • Любит смешить и веселить окружающих.
  • Здоровается со знакомыми взрослыми и детьми.

Развитие мышления

  • Правильно называет и показывает основные цвета.
  • Различает право/лево. Ориентируется на картинке и в жизни в предлогах: на, над, под, в, спереди, сзади, около.
  • Использует предметы в игре по назначению.
  • Находит одинаковые предметы на изображении, фрагменты картинок.
  • Сравнивает похожие картинки и находит 5 отличий.
  • Находит логические пары.
  • Может продолжить логическую последовательность и выбрать лишний предмет.
  • Классифицирует предметы.
  • Определяет на вкус и на запах разные продукты, знакомые специи.

Самообслуживание

  • Самостоятельно раздевается, может самостоятельно одеваться с небольшой помощью.
  • Умеет пользоваться салфеткой, носовым платком, полотенцем.
  • После еды убирает посуду в мойку, помогает загружать посудомоечную машину.
  • Моет игрушечную посуду.
  • Может сорвать зелень с грядки и мелко нарвать её для салата.
  • Протирает обувь губкой/тряпочкой.
  • Учится подметать, пылесосить, помогает мыть пол.
  • Вытирает пыль, поливает цветы при напоминании.

О развитии самостоятельности у детей старше 3 лет читайте здесь.

3 года 6 мес. – 4 года

Мелкая моторика

  • Ребенок умеет правильно держать карандаш, рисует ровные линии.
  • Копирует и обводит такие фигуры как: шестигранник, звезда и т.п.
  • Рисует пальчиком в воздухе знакомые фигуры/буквы/цифры.
  • Вырезает простые геометрические фигуры, полоски.
  • Играет с мозаикой, складывает счетные палочки/спички по образцу, нанизывает бусины.
  • Сортирует мелкие предметы (крупу, бисер).
  • Завязывает узлы, справляется со всеми видами застежек.
  • Ловко разворачивает конфету.
  • Аккуратно открывает спичечный коробок.
  • Лепит из пластилина/соленого теста/глины сюжетные фигурки по инструкции.

Развитие речи

  • Учится давать определения простым вещам, отвечает на вопросы: Что такое мяч? Что такое карандаш?
  • С удовольствием слушает длинные сказки. Понимает текст без опоры на картинку. Запоминает и может с помощью взрослого пересказать текст или ответить на вопросы по тексту.
  • Знает и называет свое имя и фамилию.
  • Понимает и правильно использует в речи предлоги: на, под, перед, к, сзади.
  • Отвечает на вопросы: Что ты будешь делать, если хочешь спать? А если хочешь кушать?

Физическое развитие

  • Ребенок может прыгать на 20 см в длину и на 5 см в высоту двумя ногами.
  • Может простоять на одной ноге 1 секунду, удерживая равновесие.
  • Хорошо ездит на 3-х колесном велосипеде.
  • Активно лазает по гимнастической лестнице, висит на руках.
  • В игре с мячом: подбрасывает вверх, бросает взрослому, ловит, отбивает от стены, попадает мячом в цель.
  • Проносит чашку с водой на расстояние 3 метра, не расплескав её.
  • Запоминает танцевальные движения и повторяет их, может импровизировать в самостоятельном танце.

Социальное развитие

  • Охотно играет с другими детьми, проявляет эмоциональный интерес при знакомстве.
  • Демонстрирует свои умения, хвастается новыми игрушками, гордится похвалой.
  • Радуется новым покупкам, игрушкам, одежде.
  • Задает много вопросов.
  • Проявляет эмпатию, может пожалеть другого ребенка, который плачет.

Развитие мышления

  • Считает до 5 и обратно, умеет записывать эти цифры.
  • Сравнивает количество предметов (больше, одинаково, меньше).
  • Знает и рисует геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Может сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. Устанавливает логические связи.
  • Складывает пазлы из 12-20 частей.
  • Способен запомнить до 8 картинок за 2 минуты.
  • Собирает простую постройку из кубиков по схеме или по образцу.
  • Помнит и рассказывает о событиях прошлого и позапрошлого дня.
  • Правильно определяет последовательность событий.
  • Может объяснить свои действия.
  • Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: дальше/ближе, справа/слева, сверху/снизу.

Самообслуживание

  • Самостоятельно одевается под присмотром взрослого.
  • Помогает собирать ягоды с кустов.
  • Помогает с уборкой: вытирает пыль, пылесосит, моет пол.
  • Убирает на место игрушки.
  • Застилает свою кровать.
  • Обращает внимание на опрятность одежды и свой внешний вид.
  • Развешивает на низкой веревке или сушилке свое белье. Активно пользуется прищепками.
Читайте также:  Роль родителей в развитии личности ребенка презентация

Если эта статья была вам полезной, поделитесь ею со знакомыми мамами!

Сохраните себе на стеночку социальной сети, чтобы всегда знать на что ориентироваться в оценке развития своего ребенка!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

  • Игры для изучения цветов
  • Игры по осенним сказкам
  • Во что поиграть, когда мама устала
  • Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
  • Зимняя прогулка с медвежонком Умкой

Источник

Крупная моторика

1 -4 нед.    –  Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны

1 мес.        –  Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону

1 мес.         –  Пытается поднимать голову, лежа на животе

1,5 мес.      –  Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10—20 сек, ноги при этом напряжены

2 мес.        –  В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами. Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)

2,5 мес.     –  Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)

3 мес.         –  Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня

4 мес.         –  Появляется опора на ноги

4,5 мес.      –  Активно поднимает голову из положения на спине. Переворачивается на бок

5 мес.         –  Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову

5,5 мес.     –  Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой

6 мес.         –  Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку. Сидит при пассивно приданной позе.

6,5 мес.     –  Переворачивается со спины на живот

7 мес.        –  Переворачивается с живота на спину. Ползание без включения тазового пояса

7,5 мес.     –  Синхронное ползание по-пластунски. Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок

8 мес.        –  Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие. Стоит в позе на коленях (на четвереньках).

8,5 мес.     –  Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно

9 мес.        –  Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно

10 мес.      –  Стоит у опоры, встает самостоятельно

11 мес.      –  Стоит самостоятельно

11,5 мес.    –  Ходит с поддержкой

12 мес.       –  Ходит самостоятельно

1 г. 3 мес.   – Ходит длительно, поворачивается

1 г. 6 мес.   – Перешагивает через препятствия

1 г. 10 мес. – Пытается бегать

1 г. 11 мес. – Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

2 г.              – Бегает. Самостоятельно приседает и встает. Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г. 6 мес.   – Стоит на одной ноге без поддержки. Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой). Умеет ездить на трехколесном велосипеде

3 г.              – Прыгает на двух ногах

4 г.              – Умеет делать кувырок вперед

4 г.              – Прыгает на одной ноге

5 л.             –  Выполняет одновременно два вида движений

Мелкая моторика

1 нед.    – Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами

2 мес.    – Открывает кулачок

2,5 мес. – Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот

3 мес.    – Иногда захватывает предмет кистью руки

3,5 мес. – Тянется к игрушке, хватает ее

4,5 мес. – Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает

5 мес.    – Начинает захватывать мелкие предметы

5,5 мес. – Перекладывает игрушку из руки в руку

7 мес.    – Активно манипулирует предметами

8 мес.    – Для захвата использует большой палец. Стучит игрушкой об игрушку

8,5 мес. – Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает)

9 мес.    – Пытается ставить кубик на кубик

10 мес.  – Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы

11 мес.  – Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки

12 мес.  – Может перелистывать страницы у картонной книжки. Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

1 г. 2 мес. – Переворачивает одновременно 2-3 страницы

1 г. 5 мес. – Рисует каракули, росчерки

1 г. 6 мес. – Разрывает бумагу

1 г. 8 мес. – Переворачивает по одной странице

2 г.            – Формируется предпочтение руки. По показу повторяет вертикальные и круглые линии

2 г. 6 мес. – «Правильно» держит карандаш

3 г.            – Копирует круг. Расстегивает пуговицы

4 г.            – Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами). Режет ножницами бумагу

5 лет         – Копирует треугольник. Верно рисует квадрат

Источник