Таблица развития ребенка 1 года жизни
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
1 месяц
…должен уметь |
|
…возможно, будет уметь |
|
…может быть, также будет уметь |
|
…может быть, даже будет уметь |
|
2 месяц
…должен уметь |
|
…возможно, будет уметь |
|
…может быть, также будет уметь |
|
…может быть, даже будет уметь |
|
3 месяц
…должен уметь |
|
…возможно, будет уметь |
|
…может быть, также будет уметь |
|
…может быть, даже будет уметь |
|
Таблица развития ребенка первого года жизни (4-6 месяцев)
Таблица развития ребенка первого года жизни (7-9 месяцев)
Таблица развития ребенка первого года жизни (10-12 месяцев)
Источник
Таблица развития ребенка первого года жизни
1 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- лежа на животе на плоской поверхности на короткое время приподнимать голову;
- фокусировать взгляд на лице;
… возможно, будет уметь
каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
… может быть, также будет уметь
- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
- издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;
- улыбаться в ответ на вашу улыбку;
… может быть, даже будет уметь
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- соединять руки;
- спонтанно улыбаться;
- смеяться вслух;
- визжать от восторга;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую).
2 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
- каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, затихая;
- издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;
… возможно, будет уметь
- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
… может быть, также будет уметь
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- переворачиваться (в одну сторону);
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
… может быть, даже будет уметь
- спонтанно улыбаться;
- соединять руки;
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- смеяться вслух.
3 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
… возможно, будет уметь
- смеяться вслух;
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- визжать от восторга;
- соединять руки;
- рассеянно улыбаться;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов – с одной стороны на другую (13 недель);
… может быть, также будет уметь
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- переворачиваться (в одну сторону);
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- обращать внимание на очень маленький предмет;
… может быть, даже будет уметь
- переносить часть веса на ноги вертикальном положении;
- тянуться к предмету;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
- поворачиваться на голоса, особенно голос матери;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- издавать фыркающий звук.
4 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
громко смеяться;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую);
… возможно, будет уметь
твердо держать голову в вертикальном положении;
лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
переворачиваться (в одну сторону);
держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
обращать внимание на очень маленький предмет;
тянуться к предмету;
визжать от восторга;
… может быть, также будет уметь
поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
поворачиваться в сторону голоса;
произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
издавать фыркающий звук;
… может быть, даже будет уметь
переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
сидеть без опоры;
возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.
5 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- переворачиваться (в одну сторону);
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- тянуться к предмету;
- визжать от восторга;
- спонтанно улыбаться;
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
… возможно, будет уметь
- переносить часть веса на ноги;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- произносить влажный фыркающий звук;
… может быть, также будет уметь
- сидеть без опоры;
- поворачиваться в сторону голоса;
… может быть, даже будет уметь
- подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- кормить себя крекером;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать какой-либо предмет из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.
6 месяц
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
… возможно, будет уметь
- переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;
- сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев);
… может быть, также будет уметь
- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- кормить себя крекером;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
- тянуться за игрушкой, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать предметы из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- поворачиваться в сторону голоса;
- произносить различные сочетания гласных и согласных
… может быть, даже будет уметь
- подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
- самостоятельно садиться из положения на животе;
- отчетливо произносить «мама» или «папа».
7 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
сидеть без опоры;
кормить себя крекером (6 1/4 месяца);
издавать влажный фыркающий звук;
… возможно, будет уметь
переносить часть веса тела на ноги, если его держат в вертикальном положении;
возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
перекладывать предметы из одной руки в другую;
искать упавший предмет;
подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
поворачиваться в сторону голоса (7 1/3 месяца);
произносить различные сочетания гласных и согласных;
играть в «ку-ку» (к 7 1/4 месяца);
… может быть, также будет уметь
стоять, держась за что-либо;
… может быть, даже будет уметь
подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
самостоятельно садиться из положения на животе;
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
отчетливо произносить «мама» или «папа».
8 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
переносить часть веса тела на ноги, если его держат в вертикальном положении;
кормить себя крекером;
перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 1/2 месяцам);
подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
поворачиваться в сторону голоса (8 1/3 месяца);
искать упавший предмет;
… возможно, будет уметь
стоять, держась за кого-то или что-то (8 1/2 месяца);
возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
играть в «ку-ку»;
самостоятельно садиться из положения на животе;
… может быть, также будет уметь
подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
… может быть, даже будет уметь
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
ходить, держать за мебель;
короткое время стоять без посторонней помощи;
понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).
9 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
искать упавший предмет;
… возможно, будет уметь
подтягиваться в стоячее положение из сидячего (9 1/3 месяца);
возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
стоять, держась за что-либо;
подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами (к 9 1/4 месяца);
неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
играть в «ку-ку»;
… может быть, также будет уметь
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
ходить, держать за мебель;
понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться);
… может быть, даже будет уметь
играть в мячик (катить вам мяч обратно);
пить из чашки без посторонней помощи;
аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
короткое время стоять без посторонней помощи;
отчетливо произносить «мама» или «папа»;
произносить еще одно слово, кроме «мама» и «папа»;
отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку).
10 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- стоять, держась за что-либо;
- пытаться встать из сидячего положения;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
- неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
- играть в «ку-ку»;
… возможно, будет уметь
- самостоятельно садиться из положения на животе;
- играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- поднимать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев;
- ходить, держась за мебель;
- понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться);
… может быть, также будет уметь
- короткое время стоять без посторонней помощи;
- отчетливо произносить «мама» или «папа»;
… может быть, даже будет уметь
- выражать свои желания другим способом, кроме плача;
- играть в мячик (катить вам мяч обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
- аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
- хорошо стоять без посторонней помощи;
пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить еще одно слово, кроме «мама» и «папа», «дай»;
- отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
- хорошо ходить.
11 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- самостоятельно садиться из положения на животе;
- поднимать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев (к 10 1/4 месяца);
- понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться);
… возможно, будет уметь
- играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- ходить, держась за мебель (курсировать);
… может быть, также будет уметь
- аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
- короткое время стоять без посторонней помощи;
- отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай»;
- произносить еще одно или несколько слов;
… может быть, даже будет уметь
- хорошо стоять без посторонней помощи;
- выражать свои желания другим способом, кроме плача;
- играть в мячик (катить вам мяч обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить 3 (или больше слова, кроме «мама» и «папа», «дай»;
- отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
- хорошо ходить.
12 месяцев
К концу месяца ребенок…
… должен уметь
- -ходить, держась за мебель (к 12 2/3 месяца);
… возможно, будет уметь
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание (большинство детей овладевают этими способностями к 13-му месяцу);
- без посторонней помощи пить из чашки (многие не умеют этого делать до 16 1/2 месяца);
аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев (к 12 1/4 месяца, многие дети не умеют этого делать до 15 месяцев);
короткое время стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого делать до 13 месяцев);
отчетливо произносить «папа» или «мама» (большинство детей произносят, по крайней мере, одно из этих слов к 14 месяцам);
произносить еще одно слово, кроме «папа» или «мама» (многие не могут сказать свое первое слово до 14 месяцев и позднее);
… может быть, также будет уметь
выражать свои желания другим способом, кроме плача (многие не могут достичь этой стадии еще долгое время после 14 месяцев);
играть в мячик (катить вам мяч обратно, многие не овладевают такой способностью до 16 месяцев);
- хорошо стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого до 14 месяцев);
пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке, половина всех детей начинают использовать свой жаргон только после первого дня рождения, и многие не делают этого до 15 месяцев);
хорошо ходить (трое из четверых детей не могут хорошо ходить до 13 1/2 месяца, многие начинают это делать лишь значительно позже; дети, которые хорошо ползают на четвереньках, могут поздно начать ходить; если другие показатели находятся в пределах нормы, задержка с самостоятельной ходьбой не должна вызывать беспокойство);
… может быть, даже будет уметь
- произносить 3 (или даже больше) слова, кроме «мама» и «папа» (добрая половина всех детей не достигают этой стадии развития до 13 месяцев и многие — до 16);
- отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку; большинство детей достигают этой стадии только после первого дня рождения, многие не ранее 16 месяцев).
скачано с сайта https://www.sv-mama.ru/page/316
Источник