Таблица развития моторных функций у ребенка
Этапы развития моторных функций в онтогенезе
Возраст
Развитие моторных функций
от 2 до 3 месяцев
У ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.
До 3, 5 – 4 месяцев
Движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.
В 4 – 4, 5 месяцев
Появляются простые движения рук при контакте с объектом.
От 4 до 7 месяцев
В развитии действий с предметами наступает этап простого “результативного” действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании.
В 6 месяцев
Он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения
От 7 до 10 месяцев
Возникает этап “соотносящего” действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 – 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.
У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.
С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев
Отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.
В 1 год 3 месяца
Активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.
В возрасте 2-3 лет
Психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
Четырехлетние дети
Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).
В 5 лет
Функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
В 6 лет
Моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности – заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
Между 7 и 10 годами
В связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные .
Источник
В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Общая моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе чуть позже будет происходить развитие более точных движений- мелкой моторикой.
Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и кроха сначала может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это общая моторика. Без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения.
Таблица 1 Возрастные особенности развития общей моторики
Возраст | Навыки двигательного поведения |
1 мес. | Реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову. |
2 мес. | Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения. |
3 мес. | Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет. |
4 мес. | Поворачивается со спины на бок. |
5 мес. | Подолгу лежит на животе. Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот. |
6 мес. | Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает. |
7 мес. | Хорошо и много ползает. |
8 мес. | Самостоятельно садится, сам встает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, за волосы. |
9 мес. | Свободно сидит. Появились шаговые движения, ходит неуверенно держась за предметы. |
10 мес. | Ходит придерживаясь рукой, поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца. |
11 мес. | Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «ладушки», «сороку». Пьет из стакана. |
12 мес. | Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях. |
1 г. 1 м. | Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет на повороте. |
1 г. 2 м. | Перешагивает через небольшие препятствия. |
1г. 3 м. | Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь. |
1 г. 4 м. | Может расшнуровывать ботинок |
1 г. 5 м. | Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч). |
1 г. 6 м. | Умеет влезать на препятствие высотой 10 – 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5 – 10 см. |
1г. 8 м- 2 года | Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться. |
2 г. 4 мес | Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более. |
2 г. 6 мес | Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешигивает через палку или веревку на высоте 20 – 28 см. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 – 90 см. Полностью одевается. |
2 г. 9 мес. | Ритмично двигается под музыку, хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу. |
2 г. 10 мес. – 3 г. | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30 – 35 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Владеет карандашом. |
Освоение разнообразных движений осуществляется детьми постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс [25, с. 76].
Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.
Таблица 1.1 Возрастные особенности развития мелкой моторики (в ходе выполнения предметных действий)
Возраст | Навыки двигательного поведения |
1-2 года | Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. |
2-3 года | Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. |
3-4 года | Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз. |
4-5 лет | Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки. |
Таблица 1.2 Возрастные особенности развития мелкой моторики
Возраст | Навыки двигательного поведения |
3-6 месяцев | Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. |
6-12 месяцев | Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку. |
1-2 года | Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий. |
2-3 года | Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. |
3-4 года | Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч. |
4-5 лет | Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат, звезду. |
5-6 лет | Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. |
В 4-4,5 месяца у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом, однако действия рук носят случайный характер. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка во взаимодействии с предметами наступает следующий этап простого «результативного» действия.
Хватание совершенствуется в 2-х отношениях [19, с. 73].
Во-первых, к восьми месяцам ребенок научится приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно.
Во-вторых, малыш научится удерживать предметы пальцами.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития движений и речи ребенка (в онтогенезе). Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
В ходе становления общей моторики (в период от года до трех лет) у детей развиваются четыре основных умения – ходьба, бег, лазание, метание. Параллельно развиваются и другие полезные движения, особенно двигательная функция кистей и пальцев рук. В последующем совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.
Источник
Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
Основные периоды психомоторного развития
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
- с рождения до 1 месяца;
- с 1 до 3 месяцев;
- с 3 до 6 месяцев;
- с 6 до 9 месяцев;
- с 9 до 12 месяцев;
- с 1 года до 3 лет.
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
- генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
- наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
- экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
- сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
- тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
- социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
- материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
- недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Динамика развития с точки зрения врачей
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
- слабая подвижность, вялость мышц;
- вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
- пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
- равнодушие к игрушкам, неумение играть;
- скудость или полное отсутствие эмоций;
- задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
- невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
- отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
- проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
- Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
- Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
- Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?
Источник