Таблица развитие общения ребенка со сверстниками
ПАРАМЕТР(ВОЗРАСТ)
3-4
4-5
5-6
6-7
МЫШЛЕНИЕ
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.
Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. У ребенка этого возраста усложняется умственная деятельность.
Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.
Ведущим является наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Ведущая деятельность -сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому.
ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.
Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.
Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание : помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В этот период восприятие в основном происходит с помощью зрения. В этом возрасте ребенок знает все основные цвета и их оттенки.
Дети начинают ориентироваться во времени
Дети этого возраста могут концентрировать свое внимание на одном виде деятельности примерно 1-1, 5часов.
Ребенок уже может запомнить больше предметов за один раз.
В этом возрасте память детей характеризуется фотографичностью, функционирует как кратковременная память, так и долговременная,
начинает преобладать наглядно образная память, а затем и словесно-логическая.
Осмысленное запоминание несомненно лучше механического.
произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
РЕЧЬ
Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.
формируется два важнейших компонента: фонематический слух (способность к распознаванию речевых звуков) и речевое внимание, которые подготавливают ребёнка к овладению звуковым анализом слова.
Совершенствуется звуковая сторона речи, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и cонорные). Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Словарный запас ребенка 5-6 лет составляет примерно 2500-3000 слов. Дети уже знают обобщающие слова, знают названия большого количества предметов и явлений. Постепенно дети осваивают правленое произношение всех слов. Уже к 6 годам дети не переставляют звуки и слоги в словах. В речи детей 5-6 лет присутствуют простые и сложные предложения, простые уже являются распространёнными. В этом возрасте дети уже знакомы практически со всеми частями речи. Дети уже достаточно хорошо воспринимают на слух и воспроизводят речь.Ребенок осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.
Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать им свои собственные требования.Начинают закладываться основы самооценивания. Он может подмечать, как действуют другие, сравнивать их результаты со своими, стремясь, чтобы у него тоже все получилось как можно лучше. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов, он хочет, чтобы его почаще хвалили и уважали.
Слушает мнения других людей.Оценивает себя на основе оценок старших.Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.Стремится действовать соответственно своему полу. Проявляет привязанность к сверстникам.Развито чувство стыда.Зарождаются мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.Появляются мотивы самоутверждения (лидерство).Мирный возраст и со взрослыми и с детьми.Переживает радость, огорчение, возмущение при нарушении общественных требований.
Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.У детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины.
Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника» Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины. Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников.
ТИП ОБЩЕНИЯ ПО М.И.ЛИСИНОЙ
Эмоционально-практическое общение (2-4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе – локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
Ситуативно-деловое общение (4-6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребёнка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения – деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.
Веситуативно-деловое (6-7 лет). На этом этапе становится возможным «чистое общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы. Возникает стойкая избирательность – хочу играть только с ним! У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу – значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общие секреты и тайны. В детской дружбе сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать. Если родителям не нравится лучший друг ребенка лучше никогда не критиковать его, тогда для ребенка он будет выглядеть еще привлекательнее. С возрастом избирательность привязанностей ребенка будет расти, все больше освобождаясь от
ситуативных воздействий (например, внешней привлекательности или дисциплинированности), а в школе у него появятся новые друзья.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу.
Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
В возрасте 5-6 лет детское воображение не отделимо от игрушек и игр. Именно в возрасте 5-6 лет начинается активация процессов воображения. Сначала появляется репродуктивное воображение, а потом формируется творческое воображение.
Воображение ребенка в этом возрасте выполняет определенные функции: позновательно-интелектуальную и аффектно-защитную. Познавательная знакомит ребёнка с окружающим миром, аффектная помогает ребенку защитится от лишних переживаний.
В 6-7 лет особенная активность воображения. Появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Источник
В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех выделенных параметров, определить этапы’, проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.
Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга этапа в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали предысторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребенка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06—2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей
1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.
Таблица 24
Динамика развития общения со сверстниками
у детей от рождения до 7 лет
Параметры общения | |||||||||||||||
Возраст, лет | 1. Содержание потребности (ведущий компонент подчеркнут) | 2. Основные мотивы | 3. Преобладающие средства | 4. Ситуативность — внеситуативность | 5. Выделенность в самостоятельные эпизоды | 6. Эффект «невидимого зеркала» | 7. Чувствительность к обращениям ровесника | ||||||||
0,03—0,08 = =0,10 | Потребности в общении нет.Есть два первых ее признака | Экспрессивно-мимические локомоции | Контакты полностью слиты с перцептивными действиями | Перцептивные контакты | Не «видит» другого (как субъекта) | Не слышит ровесника (как субъекта) | |||||||||
0,10—1,6= =2,0 | Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признаки | Экспрессивно-мимические локомоции, предметные действия | Контакты полностью слиты с ситуацией и конкретными действиями | Возникает взаимодействие с предметом | Не «видит» другого (как субъекта) | Не слышит ровесника (как субъекта) | |||||||||
2-3 | В соучастии, в доброжелательном вни- мании | Личностно-деловые (стремление к эмоцио- нальной разряд ке) | Локомоции, экспрессивно-мимические, предметные действия, речь (5% контактов) | Ситуативно полностью | Полностью слито с игрой | Смотрится в другого, но видит себя | Слышит, но не слушает | ||||||||
Параметр общения | |||||||
Возраст, лет | 1 – Содержание потребности (ведущий компонент подчеркнут) | 2. Основные мотивы | 3. Преобладающие средства | 4. Ситуативность – внеситуативность | 5- Выделенность в самостоятельные эпизоды | 6. Эффект «невидимого зеркала» | 7. Чувствительность к обращениям ровесника |
3—4 | В самовыражении (соучастии), в доброжелательном внимании | Деловые | Речь (75% контактов) с опорой не зрительные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действия | Ситуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуации | Полностью слито с игрой | Смотрится в другого, но видит себя | Слышит, но не слушает |
4—5 | В сотрудничестве, в признании(уважении), в доброжелательном внимании | Деловые, личностные | Речь (85% контактов) с опорой на.зрительные контакты, предметные действия | Ситуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуации | Переплетено с другими видами активности. Выделяются отдельные эпизоды (40% контактов) . | Смотрится в другого, видит партнера ревностным взглядом | Слышит и слушает |
5—6 | В сотрудничестве,в признании,в доброжелательном внимании | Деловые, личностные, познавательные | Речь (приобретает автономный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действия | Возникает внеситуативное общение, 50% контактов внеситуативны | Выделяются отдельные эпизоды (50% контактов) | Смотрится в другого, видит партнера ревностным взглядом | Чувствителен к обращению партнера |
6—7 | В сотрудничестве,в уважении,в доброжелательном внимании, в сопереживании и взаимопонимании | Деловые, личностные, познавательные | Речь | Возникает внеситуативное общение | Выделяются отдельные эпизоды (60% контактов) | Рассматривает другого и лишь вторично сравнивает себя с ним | Чувствителен к обращению партнера |
активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъекта (не видит и не слышит его как субъекта).
На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчетливо выделяются два периода. Первый — это собственно предыстория общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03—0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Контакты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).
Второй период предыстории общения (0,10—1,6—2,00) —время постепенного становления коммуникативной потребности. Появляются и к концу периода становятся стабильными третий и четвертый (специфические) признаки потребности в общении: инициативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потребности во впечатлениях, но и на потребности в активном функционировании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектного отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласковым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (заражение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).
Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому — возникновению и развитию собственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.
Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рассмотрения которого начали главу. Форма общения — это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2—7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о нескольких. Первый — этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.
Источник
1.1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте
В своей работе «Проблемы в онтогенезе общения» М.И. Лисина дает следующее определение понятия общения. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[15, C.92].
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных.
Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и.т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуется значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и.т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответственной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми.
Таким образом, перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам [17, C. 74-77].
В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника. Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстником.
▪ деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;
▪ личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т.е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;
▪ познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.
В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов: положение ведущих в 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.
В исследованиях М.И. Лисиной и А.Г. Рузской были выделены существенные особенности общения дошкольника со сверстниками, качественно отличающих его от общения со взрослым.
▪ большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон, что определяется богатым функциональным составом общения сверстников и большим разнообразием коммуникативных задач;
▪ сильная эмоциональная насыщенность, что выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и аффективной направленности действий по отношению к сверстнику;
▪ нестандартность и нерегламентированность общения детей, характеризующиеся особой раскованностью, ненормированность, действий, их незаданностью никакими образцами, использованием непредсказуемых и нестандартных средств общения;
▪ преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера и часто вызывает конфликты, протесты, обиды.
Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.
Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двух до четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правила, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспессивно-мимические движения.
Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.
В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.
Источник