Таблица психомоторного развития недоношенного ребенка

Таблица психомоторного развития недоношенного ребенка thumbnail

Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста.Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).

Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.

Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.

·Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.

·Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Также хотим обратить ваше внимание на то, что:

1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.

2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.

3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.

4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Источник

Особенности психомоторного развития
недоношенных новорожденных. (Перепечатка статьи О.Макеровой. Работа не моя.) Может быть кому-то пригодится.

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! В этой статье я расскажу об особенностях психического и моторного развития недоношенных новорожденных.

Недоношенными являются дети, родившиеся при сроке беременности от 28 до 37 полных недель массой тела от 1000 до 2500 грамм, ростом 35-45 см.

В зависимости от массы тела ребенка различают 4 степени недоношенности:
1-я степень – масса тела новорожденного от 2100 до 2500 г;
2-я степень – масса тела малыша от 1500 до 2000 г;
3-я степень – масса тела младенца от 1000 до 1500 г;
4-я степень – масса тела новорожденного менее 1000 г.

В это определение включаются и новорожденные гипотрофики (дети, родившиеся после 37 недель беременности, но с весом тела менее 2500 г). Следует отметить, что дети гипотрофики составляют значительный контингент (1/4-1/3 по статистике парижского профессора А. Минковского) из общего числа новорожденных с весом тела ниже 2500 г. Средняя частота недоношенных детей составляет 10% от общего числа новорожденных. Но за последние несколько лет этот показатель увеличивается по разным источникам от 15 до 30%.

Причины рождения недоношенных детей очень многочисленны и выявляются с трудом. Обычно причины не единичны, а сочетаются между собой. Но из дидактических соображений можно разделить на 3 группы.

1. Социально-экономические причины:
– несоблюдение общей гигиены беременности;
– недостаточное питание беременной женщины (диеты, отсутствие молочных продуктов в рационе беременной);
– курение, употребление алкогольных напитков;
– физическая и спортивная деятельность, требующая больших физических нагрузок;
– ночной труд.

2. Медицинские причины со стороны матери:
– конституционные (маленький рост, маленькая матка, генетическая предрасположенность к преждевременным родам);
– возраст матери (менее 18 лет и более 35 лет);
– короткий промежуток между последовательными родами;
– психические шоки;
– травмы, заболевания, предшествующие родам (сердечные, почечные, заболевания крови, эндокринные);
– застарелые инфекции;
– болезни во время беременности (инфекции, отравления, системные заболевания).

3.Медицинские причины, связанные с плодом или плацентой:
– беременность близнецами;
– врожденные пороки развития плода;
– больная плацента, низко расположенная плацента;
– инфекции плода.

Недоношенные дети представляют серьезные недостатки основных функций организма: терморегулирования (неспособность обеспечивать постоянную температуру тела), дыхания, коагуляции крови, энзиматических систем печени и почек, кислотно-щелочного равновесия, защиты от инфекций. У недоношенных новорожденных чаще всего возникает асфиксия и внутричерепное кровоизлияние, что влияет на психомоторное развитие ребенка. Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития, задержки речевого развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста. Именно поэтому настоятельный совет: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).

Предлагаю вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.

Ребенок с массой тела до 1000 г.
Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.
Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.
Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.
Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.
Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.
Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.
Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.
Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
Начинает произносить слова в 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.
Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.
Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.
Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.
Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.
Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.
Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.
Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.
Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.
Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.
Самостоятельно стоит в 9 месяцев.
Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.
Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что:

1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.

2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.

3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются “жаргонной” речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.

4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Советую ознакомиться с литературой, из которой вы более подробно узнаете об особенностях развития недоношенных новорожденных детей.

Литература.
1. Бомбардирова Е. П. “Нервно-психическое развитие недоношенных детей первых 6-ти лет жизни в зависимости от некоторых биологических и социальных факторов” Автореферат. Канд. дис.М., 1979 г.
2. Барашнев Ю. И. “Болезни нервной системы новорожденных детей” М., Медицина, 1971 г.
3. Луковцева З. В. “Специфика психического развития ребенка первого года жизни”.
4. Эмил Кэпрару, Герта Кэпрару “Мать и дитя” Медицинское издательство, Бухарест, 1987 г.
5. Теодор Хелльбрюгге, Герхард Дёринг “Ребенок от 0 до 6.” М., 1992 г.

Источник

Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.

Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.

Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.

Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.

В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.

В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем – чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.

Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки – взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.

Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.

Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.

Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.

А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.

Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.

Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.

Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.

Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.

Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.

Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.

Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.

Источник