Таблица психическое развитие ребенка от рождения до семи лет
Развитие ребенка от рождения до семи лет: возрастные нормы психического развития детей
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делиться на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.
С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название «кризиса 3-х лет». Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок должен достичь определенных результатов.
Источник
Возрастные нормы психического развития детей
от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.
С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым. К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок должен достичь определенных результатов.
Источник
Возраст
Когнитивное развитие
Эмоционально-личностное развитие
Общение
Младенческий возраст
(от рождения до 1 года)
Познание мира посредствам действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
Полная зависимость от матери.
Неразрывная связь ребенка со взрослым «МЫ».
Базовое доверие к миру, потребность в общении.
Ранее детство
(1-3 года)
Активная речь, накопление словаря. Внимание и память непроизвольны.
Сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяется словами “взрослой” речи (фразовая речь).
Сознание «Я сам».
Восприятие объектов и ситуаций, эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя), первичная самооценка (“я”, “я хороший”, “я сам”).
Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов.
Совместная деятельность со взрослыми.
Ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам»)
Психологическое отделение от близких, неразвитость устойчивых мотивационных отношений.
Появление фразовой речи.
Импульсивное поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные реакции на требование взрослых.
Дошкольный возраст
(3-7 лет)
Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление.
Интеллектуальная готовность К школе (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.).
Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания, имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным».
Формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
Личностная готовность к школе.
Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения.
Младший школьный возраст
(7-11 лет)
Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
В этом возрасте у ребенка словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами.
Адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.
Организация деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя.
Подростковый возраст
(11-15 лет)
Теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский.
Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека.
Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов).
Конформность, формирование национального и интернационального самосознания.
Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Освоение норм и отношений между людьми.
Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием.
«Я-концепция»
Перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация характера.
Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Эмансипация от взрослых и группирование.
Интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам.
Старший школьный возраст
(15-17 лет)
Освоение профессиональных знаний, умений.
Познавательная деятельность: совершенствование умственных процессов, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых, быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения.
Этап самоопределения «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.
Начало подлинной социально-психологической независимости во всех сферах. Независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.
Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в самом себе .
Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет ,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми.
Источник
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.
возраст
ведущая деятельность
причины кризиса
признаки кризиса
новообразования
Новорож
денность (от 0 до 2 месяцев.)
Ест, спит.
Процесс рождения: физиологические- отделение от матери, попадание в другие условия, психологические- ребенок перестает ощущать ежеминутное присутствие матери, появляется чувство тревоги, незащищенности.
Потеря в весе (в первые 10 дней)
Активизируются ориентировочные реакции, крик- как проявление негативных эмоций, улыбка- первая социальная потребность, комплекс оживления при появлении знакомых людей. Возникновение индивидуальной психической жизни.
Младенчество (от 2 месяцев до 1 года.)
Основную часть времени ребенок спит. Основная деятельность – эмоциональное общение со взрослыми. Деятельность носит манипулятивный характер.
Нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.
Данный кризис сопровождается внешними проявлениями: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Ярко проявляются упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость.
Развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими, а так же- хватание, ходьба и первое слово.
РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
Ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.
личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они.
Негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
Происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития : «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
ДОШКОЛЬ
НОЕ ДЕТСТВО (ОТ 3 ДО 6–7 ЛЕТ)
Ведущим видом деятельности является игра. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра в которой воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую.
Напоминает кризис 1 года: начинает регулировать свое поведение правилами. В этот момент у ребенка распадается единство аффекта интеллекта, происходит зарождение личности.
Проявляется демонстративная наивность, которая воспринимается окружающими, якобы не искренняя, применяет к окружающим нормы, к себе требует уважения.
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо.
3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными.
4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением.
5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Происходит половая идентификация.
6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)
Игровая, познавательная (в виде учебной).
Становление внутренней жизни, жизни переживаний. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку плохо, он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
Формирование произвольного поведения, планирования результатов действия и рефлексии. Система отношений разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». Отношения «ребенок – учитель» превращаются в отношения «ребенок – общество». К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ)
Общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
В этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.
Многие становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.
Чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ)
Учебная, интимно-личностная, общественно полезная (просоциальная), самоопределение, ролевое экспериментирование.
Личностное развитие молодого человека характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников. Так как подростки не уверенны в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются.
Склонны к эгоцентризму: им кажется, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы.
Склонность к депрессиям.
Развитие теоретического рефлексивного мышления, становление основ мировоззрения, интеллектуальное развитие.
Приобретение взрослой логики мышления. Интеллектуализация таких психических функций, как память и восприятие. Развитие воображения.
РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20–40 ЛЕТ)
Профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения), область досуга. В период ранней взрослости поведение человека характеризуется освоением им важнейших сфер жизни и активным участием в них.
Кризис обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека.
Происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.
Формирование личностной идентичности, устойчивое самосознание, наличие дифференцированной самооценки, потребность в самовоспитании, формирование мировоззрения. Происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений.
СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40 ДО 60 ЛЕТ)
Профессиональная сфера, межличностные отношения. Люди среднего возраста чувствуют ответственность как за семью, так и за работу; они должны заботиться о стареющих родителях, общаться с детьми, ставшими подростками.
Людям по мере взросления становится все сложнее реализовывать навыки, требующие скорости. Начинают осознавать личные ограничения и возрастающую физическую уязвимость.
В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит. Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно».
Переосмысление жизненных ценностей, обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.
ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ (60 ЛЕТ И СТАРШЕ)
Социальные и межличностные отношения в обществе.
Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни.
В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.
Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.
Источник