Таблица показателей развития ребенка от 3 до 7 лет
Возраст 3-7 лет является важнейшим этапом развития малышей-дошкольников. В этот период происходит закладка фундамента личности: развивается память, психика, появляются новые эмоции, формируется отношение к самому себе. Мамам и папам важно понимать, что происходит с ребенком, и помогать ему раскрывать свои способности и умения.
Мониторинг развития детей 3-7 лет
Мониторинг в случае с детьми дошкольного возраста — это деятельность, направленная на изучение особенностей каждого отдельно взятого ребенка для определения его индивидуальных черт, оценки его развития как субъекта познания, социальных взаимоотношений и деятельности, понимание детских поступков и мотивов, предугадывание модели поведения в зависимости от тех или иных обстоятельств.
И родители, и педагоги в детском саду оценивают следующие моменты, касающиеся маленького человека:
- интересы и склонности;
- особенности личности;
- деятельностные умения;
- поведение в различных ситуациях;
- взаимодействие со сверстниками;
- отношения со взрослыми людьми.
Эмоциональное развитие детей 3-7 лет
В 3-7 лет у детей активно развивается эмоциональная составляющая. Эмоции играют важную роль как для общего развития ребенка, так и для усовершенствования его способностей. Следует научиться понимать его настроение, обращать внимание на взаимоотношения со сверстниками и достижения.
От эмоционального благополучия в этом возрасте зависит успех в жизни. Ласковое и уважительное обращение к маленькому человеку вселяют в него уверенность, и он с удовольствием радует родителей победами. Излишняя строгость приводит к замкнутости и нежеланию заниматься любимым делом.
В дошкольный период закладывается самосознание. Малыши учатся оценивать себя с различных сторон — насколько они отзывчивые, добрые, послушные и старательные. Ключевую роль играют родные люди и близкое окружение. Именно от их поведения напрямую зависит, каким вырастет малыш, по этой причине важно принимать и всячески поощрять его.
У ребенка существенно расширяется палитра эмоций. Кроме радости и грусти ребенок может ревновать, бояться, сердиться. Маме и папе следует больше говорить с крохой и обсуждать все, что он чувствует, учить его разбираться в себе и своих ощущениях. Нужно очень постараться, чтобы малыш получал больше ярких эмоциональных впечатлений, посещал интересные мероприятия, общался со сверстниками обоих полов, ездил с родителями в гости.
Особенности развития маленького ребенка в 3, 4, 5, 6 и 7 лет. На что обратить внимание взрослым?
Психологи утверждают, что главной особенностью этого периода является перетекание одного кризиса в другой. Это время называют самым тяжелым для родителей, поскольку малыши становятся упрямыми и упертыми. Мамы и папы также совершают некоторые ошибки, которые только усложняют ситуацию.
У детей с 3 до 4 лет резко меняется характер, происходит интенсивное развитие интеллектуальной составляющей. Преобладающая форма мышления — наглядно-образная. Малыши активно экспериментируют с новыми словами, у них значительно увеличивается словарный запас, они строят длинные сложные предложения.
В таком возрасте малышам важно много двигаться и развивать уже крупную моторику, а не мелкую. Начинается формирование таких навыков, как скорость передвижения, сила, выносливость, гибкость.
Рекомендации родителям:
- больше играть, бегать, прыгать с ребенком, не препятствовать его активным занятиям;
- приучать малыша к гигиеническим процедурам (мыться, чистить зубы, расчесывать волосы);
- посещать парки, музеи и другие места, где ребенок сможет найти ответы на свои бесконечные «почему»;
- чаще общаться с людьми разного пола и возраста;
- проводить время наедине с крохой;
- не заставлять ребенка заниматься чтением или развлекательными играми, если он противится.
В 4-5 лет дети интенсивно растут и развиваются. Они меняются внешне и приобретают все больше взрослых черт. Малыши лучше ориентируются во взаимоотношениях с окружающими и имеют представление о специфике поведения мальчиков и девочек. Главную роль играет процесс познания, дети задают много вопросов и стремятся получить от мамы и папы новую информацию. Продолжает развиваться речь. Малыш уже может пересказывать сказки, интересно и эмоционально рассуждать об игрушках и других предметах вокруг, сочинять занимательные истории.
Рекомендации родителям:
- по-прежнему отдавать предпочтения активным занятиям в виде бега, прыжков, подвижных игр;
- развивать интерес к настольным и логическим играм, конструкторам, пазлам, поощрять ребенка, если он любит это делать;
- постепенно объяснять крохе, как нужно себя вести в обществе, вводить основы этикета;
- стараться читать больше книг, нагружая интеллект;
- позволять малышу помогать по дому (мыть посуду, замешивать тесто, вытирать пыль и т.д.).
В 5-6 лет ребенок стремится к познанию себя и окружающих. Он понимает характер взаимоотношений и выбирает собственную тактику поведения. Появляются новые качества и потребности. Появляется способность к экспериментам, обобщению. Малыш использует интонации в речи. Словарный запас расширяется, при разговоре применяются синонимы и антонимы, слова с несколькими значениями. Дети понимают, как за собой ухаживать, знают, что такое здоровый образ жизни, стремятся к опрятности.
Советы родителям:
- делать упор на физической активности;
- продолжать прививать навыки этикета, но усложнить задачу, делая упор на отношениях с другими людьми, в том числе пожилыми;
- развивать творчество и любознательность, решать вместе с малышом интеллектуальные задачи.
6-7 лет — один из сложнейших периодов. Ребенок постепенно начинает отделять себя от любимой мамы. Он видит себя самостоятельной личностью и свободно общается со сверстниками. Малыши в таком возрасте способны активно отстаивать свою точку зрения и делать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях. У детей быстро формируются такие двигательные навыки, как усовершенствованные ходьба и бег, прыжки на одной или обеих ногах, в высоту или в стороны.
Советы маме и папе:
- постепенно подготовить ребенка эмоционально к школе, к новой социальной роли;
- читать много книг, в том числе возрастной категории «9+»;
- приучить малыша составлять распорядок дня или недельное расписание;
- больше общаться с ребенком, поскольку он становится очень интересным собеседником.
Развитие ребенка в 3-7 лет накладывает отпечаток на последующую жизнь. По этой причине родители должны внимательно наблюдать за малышом и стимулировать его тягу к новым знаниям, развивать его физически и эмоционально, больше общаться и показывать свою любовь.
автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Теперь вы все знаете о развитии малышей с 3 до 7 лет. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!
Источник
Всех родителей волнуют вопросы: «Растет ли их ребенок нормально? Правильно ли у него лезут зубы? Хороший ли у него вес или рост?» и т. д.
Конечно, если ребенок высокий и выше всех сверстников, родители этим гордятся, редко задумываясь, а хорошо ли это? Но зато родители начинают беспокоиться, если их ребенок невысокий, особенно если речь идет о мальчике.
Вес ребенка почему-то волнует родителей меньше его роста. Мама и папа полного малыша считают, что у них абсолютно здоровый, хорошо упитанный ребенок и только в школьном возрасте начинают задумываться о его лишнем весе.
До начала полового созревания мальчики и девочки имеют в среднем одинаковый рост и телосложение. В развитии ребенка существует два возрастных «скачка»: первый — в течение первого года жизни, второй — в период полового созревания.
Навыки развития детей дошкольного возраста
«Верхи развития». Существуют так называемые «верхи развития» определенных навыков. Нужно помнить, что развитие ребенка носит индивидуальный характер. Поэтому ниже приведен средний возраст, к которому у детей обычно развиваются определенные навыки.
■ 2 года — малыш перестает мочиться в штанишки днем;
■ 3 года — говорит простыми предложениями, остается сухим несколько ночей;
■ 4 года — одевается и раздевается с небольшой помощью родителей;
■ 5 лет — рисует человечка с туловищем, руками и ногами.
Основные особенности, характеризующие физическое развитие дошкольников. У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. У детей в этом возрасте не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка. В возрасте от 4 до 6 лет дети быстро утомляются, но и утомляемость тоже проходит быстро.
Таблицы изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет.
В таблицах 1-6 представлены средние данные по группам. Конечно, деление показателей на «маленький», «средний» и «большой» условно.
Средний рост или вес ребенка находится в пределах величин, указанных в столбце «средний». Такой рост или вес соответствует среднему росту или весу детей этого возраста.
Рост или вес, величина которого находится в пределах указанных в столбцах «маленький» и «большой», величины тоже нормальные, но могут говорить о возможности отставания или опережении ребенком в росте или весе.
Таблица 1
Рост мальчиков от 3 до 7 лет (см)
Возраст | Показатель | ||
маленький | средний | большой | |
3 года | 88,0 | 94,2 | 99,8 |
4 года | 95,5 | 101,3 | 107,2 |
5 лет | 101,5 | 107,7 | 113,8 |
6 лет | 107,7 | 113,8 | 121,8 |
7 лет | 113,2 | 119,7 | 128,0 |
Таблица 2
Вес мальчиков от 3 до 7 лет (кг)
Возраст | Показатель | ||||
маленький | средний | большой | |||
3 года | 12,8 | 14,1 | 16,9 | ||
4 года | 14,2 | 16,0 | 19,4 | ||
5 лет | 15,7 | 17,9 | 21,5 | ||
6 лет | 17,5 | 19,9 | 24,7 | ||
7 лет | 19,0 | 22,2 | 28,5 | ||
Таблица 3 Окружность головы мальчиков (см) | |||||
Возраст | Показатель | ||||
маленький | средний | большой | |||
3 года | 48,6 | 50,5 | 52,6 | ||
4 года | 49,6 | 51,3 | 53,4 | ||
5 лет | 50,1 | 52,1 | 54,2 | ||
6 лет | 50,6 | 52,8 | 54,8 | ||
7 лет | 51,0 | 53,4 | 55,3 | ||
Таблица 4
Рост девочек от 3 до 7 лет (см)
Возраст | Показатель | ||
маленький | средний | большой | |
3 года | 89,0 | 93,7 | 100,6 |
4 года | 94,1 | 99,8 | 106,8 |
5 лет | 100,8 | 106,3 | 113,5 |
6 лет | 106,9 | 112,2 | 120,6 |
7 лет | 112,4 | 118,2 | 128,0 |
Таблица 5
Вес девочек от 3 до 7 лет (кг)
Возраст | Показатель | ||
маленький | средний | большой | |
3 года | 12,4 | 13,6 | 16,5 |
4 года | 13,9 | 15,4 | 18,8 |
5 лет | 15,3 | 17,2 | 21,6 |
6 лет | 17,0 | 19,0 | 24,8 |
7 лет | 19,2 | 21,2 | 28,3 |
Таблица 6
Окружность головы девочек (см)
Возраст | Показатель | ||
маленький | средний | большой | |
3 года | 48,1 | 49,8 | 51,0 |
4 года | 48,6 | 50,7 | 51,9 |
5 лет | 49,1 | 51,2 | 52,5 |
6 лет | 49,6 | 51,8 | 52,8 |
7 лет | 50,0 | 52,1 | 53,3 |
Если рост или вес ребенка ниже величин столбца «маленький» или выше столбца «большой», обязательно проконсультируйтесь с вашим педиатром. Эти показатели могут быть связаны как с особенностями ребенка, так и заболеванием.
Помните, что болезни, сопровождающиеся нарушением роста, приводят в дальнейшем к различным нарушениям физического и психического здоровья.
Рекомендуем посмотреть:
Физическое развитие детей от 5 до 7 лет
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет
Физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет
Физическое развитие ребёнка от 1 до 3 лет
Источник
От автора: Включает примерные показатели развития детей от 3 –х. до 5–ти лет. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в дошкольном возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.
История развития ребенка в период от 3-х лет до 5—
5,5-летнего возраста.
Ведущие показатели развития ребенка в этот период:
1.Длительность, тяжесть и особенности протекания «кризиса трех лет».
2.Адаптация в детском учреждении: умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе, приспособление к требованиям социального окружения, наличие- специфических реакций на посещение детского учреждения.
3.Особенности игры как ведущей деятельности этого возраста.
4.В связи со свойственной этому возрасту дифференциацией моторных функций должно быть выяснено также наличие фактора леворукости или амбидекстрии (отсутствие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.
Страхи младшего дошкольного возраста.
1.В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли(47%) и неожиданных звуков (43%). 2.Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года — темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%).
2. В 4 года — одиночества(31%) и транспорта (22%).
3. У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года — одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года — крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).
4.В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.
5. Мальчики в 3 года чаще всего боятся Бабы Яги (34%), Кощея (28%) и Бармалея (34%).
6.Девочки, соответственно, чаще боятся тех же персонажей в 4 года — в 50, 42 и 47%.
7. В 4 года у 33% мальчиков и 39% девочек выражен страх Волка. Все эти сказочные образы в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей — с отцом.
8.Типичная для данного возраста триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Физическое развитие детей 3-5 лет.
Три года.
1.Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде.
2. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках).
3.В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки.
4.У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки ).
Четыре года.
1. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке.
2.Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки.
3.В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.
Пять лет.
1.Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются.
2.В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.
Таблица речевого развития:
1 год – 1,5 года
б, т, к, ч
1,5 года -2 года
ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х
2 года – 2 года 6 месяцев
сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н
2 года 7 мес. – 3 года 5 мес.
фь, вь, с, з, хь, л
3,5 года – 3 года 8 мес.
ч, щ
4 года – 4 года 6 мес.
ш, ж,
4года 6 мес – 5 лет
рь, р
Развитие детской речи от 2 до 6 лет.
2года 6 месяцев.
Происходит быстрое увеличение словарного запаса.
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.
Повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;
Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)
3 года.
Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.
Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
Называет цвета, форму предметов
Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”. Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
3-4 года.
Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.
Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»
Использует выражения типа: «я думаю, что….», «я надеюсь, что….»
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.
Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
4-5 лет.
Обладает словарным запасом около 3000 слов
Знает свой адрес,
Пользуется предложениями из 5-6 слов.
Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
Умеет пересказать.
Правильно произносит практически все звуки.
Определяет право-лево у себя, но не у других.
Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий)
Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
Считает до 10.
Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, ки т.п. Понимает условное предложение со словом если.Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.
6 лет.
Обладает словарем около 4000 слов
Все звуки произносит правильно.
Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
Пользуется сложными предложениями.
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении
Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
Познавательная деятельность: 3,5-4,5 года.
1.Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей.
2.Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).
3.Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета.
4.Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник.
5.Владеет понятиями “один-много”.
6.Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).
7.Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки
8.Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).
9. Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).
10.Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу.
11.Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.
Изобразительная деятельность:
1.В рисовании используют следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.
2.Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии.
3. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы.
4.В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.
Игра:
1.Любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).
2.Осознает свои действия – может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).
Общение:
1.Со сверстниками играет “рядом”, иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее.
2.В семье проявляет желание многое сделать самому.
Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.
Показатели внимания:
1)Умеет находить сходства и отличия в предметах.
2) Умеет находить сходства и отличия по картинкам, рисункам.
3) Собирает конструктор по образцу
4) Собирает картинку из 3-х или 4-х частей в одну.
5) Повторяет действия за взрослыми: руки вверх – руки в стороны – ногу поднять – ногу опустить.
6) Ребёнок делает хлопок в ладоши, когда взрослый называет определённое слово из списка слов. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши при слове «мяч», когда вы произносите слова: чашка, тетрадь, мороженое, стена, телефон, пирамидка, море, лимон, мяч, ложка, снежинка.
7) Держит в поле зрения 4-5 предметов.
8) Не отвлекается 5-7 минут при выполнении заданий.
9) Еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.
Показатели развития внимания:
К трем годам дети должны:
1.Выполнять задание, не отвлекаясь около 3-4 минут;
2.Удерживать в поле зрения не менее 3-4 предметов;
3.Находить 2-3 отличия между предметами;
4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры;
6.Уметь находить предметы, отличающиеся от других.
К четырем годам дети должны:
1.Выполнять задание, не отвлекаясь около8-10 минут;
2.Удерживать в поле зрения не менее 4-5предметов;
3.Находить 3-4 отличия между предметами;
4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры.
К пяти годам дети должны:
1.Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;
2.Удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
3.Находить 5-6 отличий между предметами;
4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
5. уметь находить одинаковые предметы.
Показатели развития памяти:
К трем годам дети должны:
1.Уметь запоминать не менее 3-4-х предложенных предметов или названных слов;
повторять дословно предложения, состоящие из 2-3-х слов;
2.Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки (по вопросам);
запоминать расположение игрушек (2-3-4), называть по памяти, что где находилось.
К четырем годам дети должны:
1.Уметь запоминать не менее 4-5 предложенных предметов или названных слов;
2. Уметь рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;
3.Повторять дословно предложения, состоящие из 3-4-х слов;
4.Рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;
рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
5.Запоминать расположение игрушек (3-4), называть по памяти, что где находилось.
К пяти годам дети должны:
1.Уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов;
2.Уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки;
3.Пересказывать содержание небольшого произведения или сказки;
4.Помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни;
5.Запоминать и повторять небольшие фразы;
6.Уметь сравнивать два изображения по памяти.
Показатели развития мышления:
К трем годам дети должны:
1.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);
2.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
3.Находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);
4.Знать, кто из животных где живет, что любит есть;
5.Ззнать, какие вещи нужны летом, а какие – зимой;
6.Составлять пирамидку с учетом величины колец;
7.Адекватно действовать с 3-4-х местной матрешкой (разбирать и собирать ее);
8.Составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.
К четырем годам дети должны:
1.Объединять предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);
2.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);
3.Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.);
4.Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;
5.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
6.Находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрелок, чайник без ручки, цветок без лепестков, и т.п.);
7.Находить несоответствия изображений на картинке окружающей действительности (например, цыпленок с заячьими ушами, яблоко на еловой ветке и т.п.);
8.Составлять пирамидку из 5-6 колец с учетом их величины;
9.Адекватно действовать с 5-местной матрешкой;
10.Составлять разрезные картинки из 3-4-х частей.
К пяти годам дети должны:
1.Выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ («Разложи картинки по порядку, чтобы получился рассказ»);
2.Классифицировать предметы по определенным признакам (цвету, форме, величине, количеству);
3.Выделять предмет в группе, не подходящий к общим признакам;
4.Самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;
5.Сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;
6.Знать и называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка;
7.Составлять с учетом величины пирамидку из 8 колец;
8.Адекватно действовать с 6-местной матрешкой;
9.Составлять разрезные картинки из 4-5 частей.
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы 3,5 – 4,5 года.
1.не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)
2.не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов;
3.не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);
4.не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;
5.не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого.
6.не может построить «башенку» из кубиков;
7.не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;
8.не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;
9.не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);
9.не складывает разрезную картинку из двух половинок.
Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы.
1.не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);
2.не понимает «хорошо» и «плохо»;
3.не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), 4.не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;
5.легко отвлекается от любого занятия;
6.не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).
Показатели нормального развития в возрасте детей с 4,5 – до 5,5 лет.
Познавательная деятельность:
1.Знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе). 2.Может ответить на вопросы типа “На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье?
3.Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений.
4.Может по