Таблица периодизация и закономерности психического развития ребенка
Возрастной этап
Признаки возрастного этапа
Социальная ситуация развития
Характеристика ведущей деятельности
Кризисные проявления
Основные новообразования
Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития
Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.
Новорожденность (1-2 мес.)
Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.
Полная биологическая зависимость от матери.
–
Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.
Комплекс оживления
Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .
Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.
Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )
Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.
Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”
Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.
Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.
Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)
Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.
Действия с предметами.
Раннее детство ( 1-3 года)
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.
Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.
Предметно-манипулятивная деятельность.
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.
Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.
«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.
Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.
Дошкольный возраст
(3 – 7 лет)
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.
Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок – дети”. Имитация мира человеческих отношений.
Сюжетно-ролевая игра.
Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.
Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.
Игра.
Младший школьный возраст
(7 – 11 лет)
Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.
Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.
Учебная деятельность.
“Я сам” в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.
Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.
«Школьная жизнь». Учеба.
Подростковый возраст
(11 – 15 лет)
Переход от детства к взрослости. Половое созревание.
Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.
Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.
Становление человека как субъекта собственного развития.
Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).
Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Стремление подростка занять положение в группе сверстников.
Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)
Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.
Первоначальный выбор жизненного пути.
Учебно-профессиональная деятельность.
Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.
Мировоззрение.
Профессиональное самоопределение.
Идеалы. Идентичность.
Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.
Учебно-профессиональная деятельность.
Юнность (от 17 до 20-23 лет )
Первый период взрослой, самостоятельной жизни.
Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.
Учебная, служба в армии или поиск работы.
–
Окончательное самоопределение.
Реализация жизненных планов или поиск себя.
Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.
Молодость ( от 20-23 до 30 лет)
Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.
Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.
Труд.
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.
Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.
Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» – образ.
Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.
Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)
Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.
Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Труд. Творческий труд.
Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.
Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.
Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.
Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.
Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)
Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе
Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел
Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.
Принятие своей жизни.
Жизненная мудрость.
Счастливая старость.
Интегрированность, цельность.
Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.
Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.
На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.
Преподаватель: Великановская Л. А.
Источник
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину — это совокупность установленных принципов и критериев развития ребёнка от момента его рождения до достижения возраста 17 лет. В советской и российской детской психологии научные труды Эльконина используются для прогнозирования личностного поведения детей, а также анализирования периодов развития ребёнка.
Определение и сущность
Возрастная периодизация по доктору Эльконину изучает разные периоды психологического развития детей, охватывая 3 основные эпохи их жизни. В систему возрастных критериев Эльконина включены теории возрастной периодизации, которые принадлежат таким учёным как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович.
В процессе создания собственных критериев возрастной периодизации доктор рассматривал период развития ребёнка в рамках его постоянного контакта с объектами окружающей среды.
Согласно теории Эльконина, структура психологического возраста ребёнка, включает в себя неотъемлемый элемент ведущей деятельности. Во время основной занятости происходит зарождение интереса к другим направлениям в социальной и психологической сфере.
В сознании ребёнка происходят необратимые изменения, которые возникают на определённой стадии взросления. Это психофизиологический процесс, включающий в себя построение личности человека, а также формирование морально-этических критериев.
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя раннее детство, детство и подростничество. Систематизация психологического развития ребёнка ограничена граничным возрастом. Учёный считал, что после достижения детьми 17 лет спрогнозировать его дальнейшее социальное и психологическое поведение невозможно.
Перед ребёнком данного возраста открывается большое количество возможностей и жизненных путей, которые представляют собой огромное разнообразие вариантов взаимодействия с окружающим миром. Основным последователем доктора считается его ученица К.Н. Поливанова, которая является российским психологом и специалистом в области детского развития.
Критерии и принципы
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя следующие критерии, которые являются базовыми в анализе психофизиологического развития детей младшей, средней и старшей возрастной группы:
- на протяжении всех эпох своего взросления дети находятся в условиях беспрерывного взаимодействия с одушевлёнными и неодушевлёнными объектами окружающей среды;
- взрослые люди, находящиеся в ближайшем окружении ребёнка, оказывают непосредственное влияние на формирование его личности и процесс построения сознания;
- ведущая деятельность всех детей основывается на 2 основных сферах взаимодействия, которые включают в себя социальную связь «ребёнок — общественный предмет» или «ребёнок — общественный взрослый»;
- во время познания окружающего мира дети не могут получить исчерпывающую информацию о физических свойствах предмета без непосредственного участия взрослых людей;
- объекты окружающей среды выступают только в роли социально-бытовых ориентиров;
- приобретение навыков и социализация ребёнка осуществляется только во время одновременного контакта с предметами ближайшего окружения и взрослыми людьми;
- в период приобретения опыта социальных, бытовых и психоэмоциональных контактов у детей происходит всестороннее развитие интеллекта, а также приходит понимание того, что они являются частью общества;
- взрослый человек выступает для ребёнка в качестве носителя конкретных видов бытовой или социальной деятельности, подчиняющийся общественным нормам;
- все эпохи и этапы развития детей подчиняются операционно-технической и мотивационно-потребностной линии, которые запускают механизм формирования личности ребёнка.
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя вышеперечисленные критерии, которые применяются в процессе описания особенностей социального, бытового и психологического развития ребёнка, находящегося на определённом этапе своего развития.
В таблице ниже подробно описаны основные принципы возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным:
Название принципов | Описание базовых принципов |
Исторический | Руководство данным принципом позволяет провести эффективный анализ и аналогию детского развития в разные временные эпохи. При этом учитываются социальные, бытовые и психологические условия жизни ребёнка, проживавшего в конкретный исторический период. |
Биогенетический | Этот принцип предусматривает изучение проблем и особенностей детского развития с учётом влияния ряда факторов, присутствующих на определённом отрезке взросления ребёнка. Биогенетический принцип включает в себя изучение условий, в которых он произрастал, объектов окружающей среды, межличностных отношений внутри семьи. Определение движущих сил, являющихся частью психологического развития детей, является обязательным условием составления правильной возрастной периодизации. |
Аналитический | Данный принцип включает в себя глубокий анализ формирования базовых аспектов жизни, эмоциональной и волевой сферы ребёнка. Также тщательному изучению подлежит уровень интеллекта и поведенческие особенности, характерные для детей конкретного возрастного периода. Полученные результаты исследования систематизируются на основании общих критериев. |
Сравнение факторов | В процессе взросления психика ребёнка подвергается влиянию различных факторов, присутствующих в общеобразовательных учреждениях, семье, на улице. Во время составления возрастной периодизации данные аспекты не могут быть оставлены без надлежащего внимания. |
Стабильность развития | Период взросления ребёнка и формирование его личности предусматривает наличие определённого отрезка времени, в течение которого он познает мир, знакомится с объектами окружающей среды, взрослыми людьми, являющимися носителями поведенческих норм и жизненных задач. В этот период у детей не возникает социальных конфликтов и потребности в переходе на новый уровень развития. |
Критические периоды взросления | По мере психологического взросления ребёнка его сознание переходит на более новый уровень взросления. Дети нуждаются в получении новой информации, изучении большого количества объектов окружающей среды, знакомстве и общении с другими людьми, которые не являются частью их привычного общества. Возникновение возрастных кризисов является предвестником начала нового периода жизни и развития личности ребёнка. |
Возрастная периодизация по Эльконину предусматривает физическое и психологическое взросление детей. Переходы на новый этап развития сопровождаются резким изменением внешних данных и личностных характеристик.
Этапы и эпохи
Согласно научной теории Эльконина, весь период детства можно условно разделить на 3 основные эпохи, переход между которыми обусловлен возникновением внутреннего кризиса. Ребёнок начинает ощущать противоречие между приобретёнными операционно-техническими навыками и мотивационной сферой, которая присутствует в настоящее время. Каждая эпоха взросления включает в себя 2 периода развития.
Возрастная периодизация по Эльконину
В зависимости от социально-бытовых и психологических условий, в которых взрослел ребёнок, можно выделить промежуточные фазы взросления. В состав возрастной периодизации по Эльконину не включают пренатальное развитие, так как в данном случае действуют совсем другие механизмы органического созревания. Ниже перечислены основные эпохи и периоды взросления детей всех возрастных групп.
I Эпоха. Ранее детство
Эта возрастная эпоха длится от момента рождения ребёнка и заканчивается после достижения возраста 3 лет. Её началом принято считать наступление кризиса новорожденности, когда происходит противоречие между абсолютной беспомощностью младенца и его полной зависимости от взрослых людей, находящихся в ближайшем окружении.
При этом у новорожденного отсутствуют готовые формы и навыки к самостоятельному общению. Разрешение социального и психологического кризиса происходит на 2 мес. жизни младенца.
Период младенчества
Этот возрастной период начинается после достижения ребёнком 2 мес. и продолжается до 1 года. Социальный аспект развития характеризуется полной связанностью с матерью.
Все виды социальной активности ребёнка проявляются в отношении взрослого человека, который осуществляет уход, проводит с ним наибольшее количество личного времени. В детской психологии данную взаимосвязь именуют термином «Пра-Мы».
Ведущей деятельностью ребёнка является мотивационный аспект в постоянном желании общения с взрослыми людьми. На данном периоде взросления ребёнок приобретает эмоционально-заряженные представления, выделяет себя среди остальной массы людей, различает своё отражение в зеркале, приобретает навыки самостоятельной ходьбы.
Выделяют позднее и раннее младенчество. В последнем случае происходит развитие ситуативно-личностного восприятия. В позднем младенчестве происходит формирование навыков ситуативно-делового общения с развитием моторных функций. Следующий этап возрастного кризиса наступает по достижению 1 года.
Период раннего детства
В возрастной периодизации данный период длится с 1 года до достижения ребёнком 3 лет. Социальное развитие характеризуется появлением относительной самостоятельности, автономностью в передвижении по дому, а также в других условиях окружающей среды.
У ребёнка нарастает повышенный интерес к предметам, что в конечном итоге вызывает необходимость в изменении привычной формы общения. В глазах детей данного возраста взрослые люди воспринимаются в качестве основных помощников, а не в качестве посредников между ними и объектами окружающего мира.
В период раннего детства основной ведущей деятельностью ребёнка является налаживание контактов с окружающими предметами, которые выполняют функцию социального орудия. У детей начинают активно развиваться речевые способности, а также стремление к выполнению задач, которыми заняты взрослые.
У ребёнка появляется собственное «Я», и он чувствует себя полноценным субъектом общества. После похвалы или успешного выполнения поставленных задач у детей данного возраста уже появляется чувство гордости и успешности.
Завершение периода раннего детства также связано с нарастающим кризисом социального развития. По мере взросления ребёнка происходит изменение формата общения со взрослыми, которые находятся в его окружении. Дети требуют большей автономии.
Возрастной кризис перехода на новый этап развития сопровождается яркой симптоматикой в виде следующих психоэмоциональных реакций:
- обесценивание роли взрослых;
- стремление к насилию и деспотизму;
- строптивость;
- выраженное упрямство;
- своеволие.
Степень насыщенности вышеперечисленной симптоматики напрямую зависит от того, в каких условиях воспитывается ребёнок, а также от реакции взрослого окружения.
II Эпоха. Детство
Данная эпоха периодизации по Эльконину охватывает период взросления детей возрастом от 3 до 11 лет. В её состав интегрированы период дошкольного развития и годы учёбы в школе.
Период дошкольного детства
В периоде дошкольного детства находятся дети возрастом от 3 до 7 лет. Это очередная стадия взросления, когда у ребёнка происходит распад взаимосвязи совместной деятельности с людьми, находящимися в их ближайшем окружении.
Поведение взрослых воспринимается в качестве образца для подражания. Ребёнок начинает повторять выполнение тех же самых задач, которыми ранее были заняты окружающие его люди. Основным видом деятельности детей данного возраста являются сюжетно-ролевые игры.
В период дошкольного детства дети приобретают следующие навыки и способности, которые ранее им были недоступны:
- преодоление чувства эгоцентризма;
- понимание первых этических правил, а также осознание хороших и плохих поступков;
- способность к наглядно-образному мышлению;
- формирование мотивационной иерархии, когда ребёнок способен самостоятельно определять необходимость в реализации первичных и вторичных потребностей;
- ощущение своего собственного внутреннего мира;
- возникновение уверенной позиции будущего школьника, жажда обучения или отказ от посещения общеобразовательных заведений;
- мотивация к активному познанию окружающего мира.
Переход от периода дошкольного детства к следующему этапу взросления сопровождается очередным социальным кризисом, который наступает в возрасте 7 лет. Его появление связно с наличием внутренних переживаний, а также личным отношением детей к окружающему миру.
Основные признаки кризиса выглядят следующим образом:
- частое манерничество, когда ребёнок играет какую-либо роль, изображает из себя героя сказок, мультфильмов, животных;
- появляются первые секреты и обдумывание своих поступков;
- мотив обязательного соблюдения поведенческих норм становится важнее, чем желание получить конкретный предмет (игрушку, сладости, объекты окружающей среды).
По достижению возраста 7 лет дети чётко разграничивают добро и зло, а также могут не радоваться предметам, которые получили нечестным путём.
Период младшего школьного возраста
Этот возрастной период характерен для детей, возраст которых от 7 до 11 лет. Социальное развитие ребёнка характеризуется резким изменением формата жизни. В окружении детей появляются социальные взрослые, в качестве которых выступают учителя общеобразовательных учреждений.
Основной ведущей деятельностью ребёнка является учёба, направленная на овладение большим количеством знаний, в различных сферах жизни. Сознание детей поглощено операционно-технической сферой, наличие которой возможно только при условии регулярного посещения школы.
В период младшего школьного возраста ребёнок приобретает следующие навыки:
- произвольное течение психических процессов и развитие сознания;
- способность к долгосрочному планированию;
- теоретический тип мышления;
- рефлексия;
- формирование устойчивой воли и целеустремлённости в процессе реализации поставленных задач;
- интеллектуализация функций психики.
Вместе с наступлением очередного кризиса социального развития завершается целая эпоха детства. В среднем это происходит, когда детям исполняется 12 лет. В связи с началом фазы полового созревания у ребёнка появляется способность к рефлексии своих действий и чувств.
III Эпоха. Подростничество
Это финальная эпоха возрастной периодизации по Эльконину, которая касается детей возрастом от 12 до 17 лет, а также включает в себя 2 основных периода подростничества.
Период младшего подросткового возраста
Период развития детей младшего подросткового возраста начинается после того, как им исполнится 12 лет, а продолжается до достижения 15 лет. Эта стадия взросления ребёнка характеризуется расширением сферы его социальной активности.
Радикальным изменениям подвергается формат общения с родителями, сверстниками, преподавателями общеобразовательных учреждений. Переход в средние классы сопровождается увеличением большего количества учителей и расширением сферы интересов.
Отношения со сверстниками строятся не только на желании наладить дружеские социальные связи, но также содержат в себе элементы выраженной симпатии. Детям прививаются нравственные нормы, касающиеся регуляции межличностных отношений.
В данный период взросления ведущей деятельностью детей является познание другого человека, интимно-личностное общение со своими сверстниками, усвоение правил социального поведения.
Сознание ребёнка находится в условиях мотивационно-потребностной сферы. Приобретаются новые ощущения в виде чувства взрослости, открытие своего обновлённого «Я», которое строится на основе самосознания и личностной рефлексии. Очередной кризис социального развития наступает в возрасте 15 лет.
Дети чувствуют себя взрослыми, что вызывает у них желание получить новое место в социуме. Появляется жажда равноправных взаимоотношений с родителями и другими окружающими людьми. В тот же момент взрослые оказываются к этому психологически не готовы.
Период старшего подросткового возраста
Это наиболее короткий период развития, в котором находятся дети возрастом от 15 до 17 лет. На данном этапе характер ребёнка подвергается качественным изменениям, вызванным активной учебной деятельностью и самообразованием.
Находясь в условиях разнообразия спортивных секций, курсов, факультативов, общения с репетиторами и учителями, оказывается на проге выбора будущей профессии. Основной деятельностью детей данной возрастной группы является приобретение знаний и научных понятий, которые после окончания школы позволят самоопределиться по части дальнейшего жизненного пути.
Эпоха подростничества также завершается кризисом личности, который наступает в 17 лет. Его появление связано со вступлением детей в реалии взрослой жизни, радикальным изменением круга общения и вида деятельности. Перед ребёнком оказывается выбор дальнейшего пути.
Дети продолжают обучение, поступая в специализированные учреждения образования, устраиваются на работу, не требующую профессиональных навыков, либо не предпринимают никаких мер по дальнейшему развитию своей личности. В своих трудах Д.Б. Эльконин обращает внимание на то, что после достижения детьми 17 лет дальнейшую возрастную периодизацию составить практически невозможно.
Значение и роль
Возрастная периодизация, составленная Д.Б. Эльконином, применяется в области изучения детской психологии. Научные труды доктора используются в качестве методического пособия в процессе оценки уровня психологического, социально-бытового и личностного развития ребёнка конкретной возрастной группы.
Возрастная периодизация по Д.Б Эльконину — это комплекс принципов и критериев развития ребёнка, которые охватывают все этапы его взросления. В возрастной периодизации советского учёного отображён период младенчества, детства и подростничества. На всех этапах взросления дети приобретают новые навыки, развивают свои способности, расширяют круг общения.
Переход на новый этап развития сопровождается внутренним кризисом, который позволяет ребёнку осознать своё место в социуме, а также стать полноценным субъектом общества. Труды Д.Б. Эльконина используются детскими психологами в процессе ежедневной профессиональной деятельности.
Видео о возрастной периодизации
Возрастная психология. Концепция Эльконина:
Источник