Таблица одаренность в развитии ребенка

Таблица одаренность в развитии ребенка thumbnail

Консультирование

Показатели одаренности ребенка: шпаргалка для педагогов

Татьяна Васильева
доцент БФУ им. Э. Канта, г. Калининград

Одна из задач педагога-психолога в работе с одаренными детьми — создать условия, которые помогут достичь высоких результатов в той деятельности, которая им интересна. Не менее важно рассказать педагогам об особенностях этих детей, дать рекомендации, какие умения и способности необходимо развивать у одаренного ребенка.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, благодаря которому человек достигает более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренный ребенок — это ребенок с яркими, очевидными, иногда выдающимися достиж

ниями в том или ин

м виде деятельности

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными).

Одаренность может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных — интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических — способностей.

Уровни детской одаренности

Одаренность развивается поэтапно и проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.

Выделяют следующие уровни развития одаренности:

1) психический процесс, который:

·  дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;

·  обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;

·  развивается в одаренность, если созданы благоприятные условия;

2) психическое состояние, которое:

·  возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;

·  стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;

3) личностная черта, свойства, которые:

·  превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;

·  стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.

Одаренность — это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.

Особенности образовательной среды для развития одаренности

Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством раскрытия и развития природных задатков. Ее черты:

·  ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;

·  максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);

·  способность вызывать любопытство, а далее — интерес.

Каждому ребенку в такой образовательной среде взрослые (педагоги, родители) предоставляют возможности и создают условия для того, чтобы попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).

Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в типе образовательной среды, которая служила бы средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта. Такая среда должна:

·  способствовать обучению операционной деятельности;

·  быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;

·  поддерживать развитие творческого мышления;

·  способствовать «проживанию состояния успеха».

Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством личностного становления и самоутверждения. Ее черты: напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям. Она должна:

·  удовлетворять потребность ребенка выполнять интересующую его деятельность (формы работы — от индивидуальной до специальных групп и специальных школ);

·  быть средством личностного становления и самоутверждения;

·  обеспечивать условия для участия в состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. п.

Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен деятельностью, чтобы имел возможность реализовать свои личные устремления.

Педагоги, работая с одаренными детьми, должны создать условия, которые максимально способствовали бы проявлению одаренности как становящегося системного качества, раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.

Показатели одаренности ребенка

Показатели одаренности условно можно распределить на пять сфер: интеллектуальная, творчество, общение и лидерство, художественная деятельность, двигательная.

1. Интеллектуальная сфера

Показатели: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).

Сфера академических достижений:

·  чтение — ребенок выбирает чтение своим частым занятием; демонстрирует богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; желает продемонстрировать умение читать; сохраняет внимание при чтении;

·  математика — ребенок проявляет интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;

·  естествознание — ребенок проявляет внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы, к происхождению предметов и явлений.

Пять сфер, в которых ребенок проявляет одаренность:

• интеллектуальная;

• творчество;

• общение и лидерство;

• художественная деятельность;

• двигательная

2. Творчество

Показатели: пытливость; любознательность; способность «с головой уходить» в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.

3. Общение и лидерство

Показатели: ребенок легко приспосабливается к новым условиям; его предпочитают выбирать в качестве партнера по играм другие дети; в общении он сохраняет уверенность в себе; легко обращается к взрослым; может принять на себя ответственность.

4. Художественная деятельность

Дошкольник может проявить себя в изобразительном искусстве и в музыке.

Показатели:

·  изобразительное искусство — ребенок демонстрирует интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;

·  музыка — ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.

5. Двигательная сфера

Показатели: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; ребенок хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; демонстрирует высокий уровень освоения двигательных навыков.

Читайте также:  Развитие ребенка в эмбриональном периоде

Способности и умения, которые следует развивать у одаренного ребенка

Планируя образовательную деятельность с детьми, педагоги должны знать, какие умения и способности необходимо развивать, чтобы помочь одаренному ребенку.

Умения и способности для развития одаренности

Познавательная сфера:

• кругозор;

• умение переносить усвоенное на новый материал;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, обнаруживать зависимости;

• умение интегрировать и синтезировать информацию;

• чувствительность к противоречиям;

• умение использовать альтернативные пути поиска информации, строить гипотезы, делать выводы, рассуждать;

• любознательность;

• словарный запас;

• критичность мышления.

Творческая сфера:

• способность разумно рискнуть;

• дивергентное мышление; быстроту мышления;

• способность выдвигать оригинальные идеи;

• склонность к изобретательству;

• воображение, интуицию.

Личностная сфера:

• реалистическую Я-концепцию;

• уважение к другим;

• терпимость к особенностям людей;

• склонность к рефлексии;

• терпимое отношение к критике;

• настойчивость в выполнении заданий;

• чувство юмора;

• веру в себя;

• внутреннюю мотивацию.

Скачать в pdf

Большое значение для развития способностей одаренных детей имеют личностные качества педагогов. В рамках консультационной работы педагоги могут проверить себя с помощью специального бланка. Каждое из предлагаемых утверждений оценивается от 0 до 3 баллов (таблица).

Скачать бланк в pdf 

Бланк для ответов

Утверждение

Балл

1

2

3

1. Умею признавать ранее не признанные или неиспользуемые возможности ребенка

2. Уважаю желание ребенка работать самостоятельно

3. Умею воздержаться от вмешательства в творческий процесс ребенка

4. Предоставляю ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели

5. Умею индивидуализированно применять образовательную программу в зависимости от особенностей ребенка

6. Создаю условия для конкретного воплощения творческих идей

7. Предоставляю возможность внести свой личный вклад в общее дело группы каждому ребенку

8. Поощряю работу над проектами, предложенными самими детьми

9. Исключаю какое-либо давление на детей в творческой деятельности

10. Умею создать в группе раскрепощенную обстановку

11. Нахожу возможность одобрить результаты деятельности ребенка в определенной области

12. Побуждаю желание ребенка испытать себя в новой для него области деятельности

13. Подчеркиваю положительное значение индивидуальных различий детей

14. Уважаю, ищу потенциальные возможности отстающих детей

15. Демонстрирую свой энтузиазм

16. Оказываю авторитетную помощь детям, которые высказывают отличное от других мнение и испытывают в связи с этим давление со стороны сверстников

17. Создаю ситуации, при которых ребенок не показывает особых успехов в обучении, имеет возможность тесного сотрудничества с более способными детьми

18. Извлекаю максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей ребенка

19. Ищу возможные точки соприкосновения фантазии с реальностью в процессе обучения

20. Терпимо отношусь к беспорядку в период творческой деятельности детей

21. Активизирую мыслительные процессы детей с помощью частого использования в обращении к ним ключевых слов и фраз: перечислите, расскажите своими словами, объясните смысл, объясните причины

22. Имею чувство юмора

23. Имею реалистичную Я-концепцию

24. Владею саногенным мышлением

25. Умею реалистично мыслить категориями прошлого, настоящего и будущего

Сумма баллов покажет условный уровень психолого-педагогического потенциала педагога в работе с одаренностью ребенка:

0–15 — низкий уровень;
16–30 — уровень ниже среднего;
31–45 — средний уровень;
46–60 — уровень выше среднего;
61–75 — высокий уровень.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте
www. e.psihologsad. ru)

Источник

Карта одаренности детей

(для родителей)

Уважаемые родители! Данная карта поможет вам определить, какой тип одаренности – ин теллектуальный, академический, творческий (креативный) или социальный, – возможно, присущ вашему ребенку. Отметьте качества, характерные для вашего ребенка. Область, в которой окажется наибольшее количество отмеченных качеств, определит тип его одаренности.

1. Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень общих умственных способностей, умственных способностей в одной области знаний):

  1. склонность к философскому осмыслению материала;
  2. нестандартность мышления;
  3. эрудированность в одной или нескольких областях науки, искусства;
  4. индивидуальный стиль деятельности;
  5. неровная успеваемость;
  6. несоответствие общему темпу работы;
  7. странное, непонятное поведение;
  8. неумение общаться, конфликтность;
  9. неспособность понять очевидное (тугодумие);
  10. неподчинение большинству или руководству.

2.        Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):

  1. высокая успеваемость;
  2. устойчивость внимания;
  3. хорошая память;
  4. высокая скорость мышления;
  5. безошибочное воспроизведение материала;
  6. активность;
  7. усидчивость;
  8. целеустремленность;
  9. дисциплинированность;
  10. организованность;
  11. эрудированность;
  12. умение поддержать общее дело;
  13. легкость в общении;
  14. владение богатым словарным запасом;
  15. свобода в выражении мыслей.

3.        Творческая одаренность (креативность):

  1. нестандартность мышления;
  2. индивидуальный стиль деятельности;
  3. развитость воображения;
  4. любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
  5. изобретательность, находчивость;
  6. гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
  7. оригинальность мышления, склонность к необычным решениям;
  8. самостоятельность и независимость в суждениях;
  9. стремление к самостоятельной работе над заданиями, связанными с собственными интересами;
  10. широта и глубина интересов;
  11. устойчивость увлечений и интересов.

4.        Социальная одаренность:

  1. общительность (популярность в классе);
  2. хорошо развитая интуиция;
  3. способность к сопереживанию;
  4. ярко выраженное чувство юмора;
  5. умственное развитие выше среднего;
  6. занятость в различных общественных мероприятиях;
  7. умение принимать решения;
  8. способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
  9. терпимость и терпение в работе с людьми;
  10. инициативность;
  11. ответственность;
  12. организаторские способности.

Таблица результатов типа одарённости учащихся.

Тест-опросник для родителей “Способности вашего ребенка”

Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений опреде лить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте “да” или “нет”на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставь те 1 балл, за каждый отрицательный – 0 баллов.

Читайте также:  Центр развития ребенка оформление группы

1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.  Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10.  Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13.  Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14.  Был ли этот его замысел удачен?

15.  Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты

От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.

От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообра зителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интере сующей его области.

От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих обла стей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.

Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хо роший исполнитель даже в сложных профессиях.

Таблица результатов способностей учащихся.

Тест для учителей “Определение креативности обучающихся”*

Заполнение опросника занимает 10-20 мин. Для оценки креативности по представленному опроснику эксперт наблюдает за социальным взаимодействием интересующего лица в той или иной ситуации (во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т. п.).

Опросник

Оцените по пятибалльной шкале степень проявления каждым учеником приведенных харак теристик. Каждое утверждение оценивается следующим образом: никогда – 1; редко -2; иногда -3; часто – 4; постоянно – 5. По итогам исследования следует заполнить лист ответов.

1. Ребенок ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигает и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагает разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагает дополнительные идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявляет воображение, чувство юмора и развивает гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Находит неожиданное решение какой-либо проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживается сразу занимать первую пришедшую в голову общепринятую позицию, вы  двигает различные идеи и выбирает лучшую из них (независимость, нестандартность).

8. Проявляет уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения; берет на
себя ответственность за нестандартную позицию, отстаивает собственное мнение, содействующее решению проблемы (уверенное поведение с опорой на самого себя, самодостаточность).

Результаты

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оцен ка – 8, максимальная – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов тому или иному уровню креативности.

От 40 до 34 баллов: очень высокий уровень креативности.

От 33 до 27: высокий уровень.

От 26 до 20: нормальный, средний уровень.

От 19 до 15: низкий уровень.

От 14 до 8: очень низкий уровень.

Таблица результатов креативности  учащихся.

Экспертная оценка одаренности*

Данная методика содержит четыре опросника:

  1. “Способность ребенка к обучению”;
  2. “Мотивационно-личностные характеристики ребенка”;
  3. “Творческие характеристики ребенка”;
  4. “Лидерские характеристики ребенка”.

Перед работой с опросниками в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оценку могут проводить как один, так и несколько экспертов одновременно. Аналогично можно оценивать как одного ребенка, так и целую группу детей. Время заполнения опросников не ограничено. Можно заполнить либо все четыре опросника, либо один. Каждый пункт следует оценивать безотноси тельно других. Экспертами могут быть педагоги и воспитатели, хорошо знающие детей. Сумма баллов, набранных обучающимся, соответственно свидетельствует об уровне развития у него тех или иных способностей или характеристик, т. е. одаренности.

Оценочные баллы: постоянно – 4; часто – 3; иногда – 2; редко – 1.

                                                   Опросник 1

“Способность ребенка к обучению”

Читайте также:  Ребенок отстает в весе и развитии

Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.

1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста; осмысленно использует термины;
речь – беглая, выразительная, разработанная.

2. Владеет большим запасом информации в различных областях (интересы выходят за рамки
обычных интересов сверстников).

3. Умеет быстро понимать, запоминать и воспроизводить фактическую информацию.

4. Способен глубоко понимать причинно-следственные связи; пытается выяснить, почему про исходит что-либо; задает много вопросов, ответы на которые помогают раскрыть истинный глубинный смысл вещей (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, лежит в основе поступков и мыслей людей.

5. Легко усваивает основные принципы, быстро делает обоснованные заключения и обобщения по поводу тех или иных людей, событий, предметов; ищет сходство и различие между событиями и предметами.

6. Тонкий и проницательный наблюдатель; в рассказах, фильмах и прочем “видит больше”, чем остальные.

7. Любит читать (или слушать, когда ему читают), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала; любит рассматривать и изучать детские энц иклопедии, атласы.

8. Пытается понять сложный материал, анализируя и разделяя его на составные части;
делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.

Таблица результатов способности к обучению учащихся.

Опросник 2

“Мотивационно-личностные характеристики ребенка”

Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.

1. Глубоко погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в поиске путей реше ния проблемы (иногда бывает трудно переключить его внимание на другую тему).

2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.

3. Выполняя изначально вдохновившую его работу, практически не нуждается во внешней мо тивации и стимуляции.

4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко удовлетворен темпом и результатом своей работы.

5. Предпочитает работать самостоятельно, от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции.

6. Многими “взрослыми” проблемами интересуется больше своих сверстников.

7. Часто отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активно), проявляет упорство в убеждениях.

8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей, ситуации.

9. Его всегда интересуют правда и ложь, добро и зло; часто судит о людях, событиях и предметах, оценивает их.

Таблица результатов мотивационно – личностной характеристики  учащихся.

Опросник 3

“Творческие характеристики ребенка”

Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.

1. Проявляет чрезвычайную любознательность в самых разных областях; постоянно задает вопросы.

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений той или иной проблемы; часто дает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.

3. Настойчив, свободен и независим в выражении своего мнения, в споре бывает эмоциональным и горячим.

4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5. Предпочитает задания на развитие мышления; фантазирует, обладает развитым воображением (интересуется, что произойдет, если…); любит применять, улучшать и изменять идеи и объекты.

6. Обладает тонким чувством юмора, и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смеш ными другим.

7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; для мальчиков – более
свободно проявляет “типично женские качества”, например чувствительность; для девочек – более независима, активна и настойчива, чем ее сверстницы.

8. Обладает чувством прекрасного – уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других,
индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями,
спокойно относится к творческому беспорядку.

10. Не склонен полагаться на авторитетное мнение взрослых без его критической оценки.

Таблица результатов творческой характеристики  учащихся.

       Опросник 4

“Лидерские характеристики ребенка”

Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.

1. Несет ответственность за свои поступки. На него можно положиться – он сделает то, что
обещал, и, скорее всего, сделает это хорошо.

2. В общении с взрослыми чувствует себя так же уверенно, как со сверстниками.

3. Не ощущает беспокойства и дискомфорта, когда его просят показать свою работу всей группе.

4. Пользуется расположением сверстников.

5. Сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками; стремится предотвращать конфлик ты и, как правило, ему это удается.

6. Вполне способен к самовыражению. За счет хорошо развитой речи его легко понять.

7. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях; не выглядит обескураженным, когда меняется привычный уклад.

8. Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться, не любит одиночество.

9. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит деятельностью, в которой принимает участие.

10. Принимает активное участие в различных мероприятиях. Всегда готов участвовать в под
готовке к праздникам, соревнованиям и пр.

11.Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается
спортивными играми.  

Таблица результатов лидерской характеристики учащихся.

ФИ

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Источник