Таблица нервно психического развития ребенка первого года жизни

Таблица нервно психического развития ребенка первого года жизни thumbnail

Уважаемые пользователи! В связи с временными техническими трудностями прием заявок с сайта не работает, просим Вас обращаться в call-центр по телефону: 8 (831) 416-20-60.
Приносим свои извинения, мы делаем все возможное для восстановления работоспособности сайта.

Новости
Детской клиники

18.12.2020

В преддверии праздников искренне желаем всем нашим маленьким пациентам и их родителям здоровья, успехов, счастливого, удачного, волшебного Нового года!

21.09.2020

С радостью сообщаем, что возобновились приемы замечательного врача — детского гинеколога Хрюкиной Татьяны Сергеевны.

15.09.2020

Вакцинация предотвращает тяжелые формы заболевания и осложнения.

Сеть клиник «Персона» - член Ассоциации нижегородских частных медицинских центров

Главная / Детское здоровье: об отделении / Консультации специалистов / Невролог / Основные показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни

Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные в таблице нормы, а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.

ВозрастНавыки

1 месяц

  • Движение глаз становится координированным, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
  • Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
  • Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
  • Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
  • Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
  • Потягивается.
  • Упирается ножками, поддерживаемый под мышки.
  • Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
  • Спит около 20 часов в сутки.
  • 2 месяца

  • Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
  • Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
  • Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
  • Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
  • Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
  • Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
  • 3 месяца

  • Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время – 5-6 минут.
  • Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
  • Наблюдавшееся ранее “беспорядочное искание” ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
  • Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
  • Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.
  • Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
  • Ребенок иногда узнает мать.
  • Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
  • Гуление становится разнообразным.
  • Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
  • 4 месяца

  • Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
  • Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
  • Громко смеется, когда с ним играют.
  • Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
  • Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает “мост”; хватает, гладит и удерживает предметы.
  • Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
  • Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
  • Неудовольствие выражается хныканьем.
  • 5 месяцев

  • Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
  • Различает тон, с которым к нему обращаются.
  • Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
  • Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом “складного ножа”).
  • Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
  • В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
  • 6 месяцев

  • Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
  • Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
  • Эмоциональные проявления более разнообразны.
  • Первые попытки произносить слоги – “ба”,”ма” и т.д.
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
  • 7 месяцев

  • Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
  • Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
  • Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
  • Движения становятся более целеустремленными.
  • Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
  • Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
  • Появляются повторения слогов – “ба-ба-ба”, “ма-ма-ма” и т.д.
  • На вопрос “где?” ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
  • 8 месяцев

  • Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
  • Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.
  • Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
  • По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения (“ладушки”, “до свидания”, “дай ручки” и т.д.).
  • Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
  • Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.
  • 9 месяцев

  • Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
  • Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.
  • Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
  • Подражает взрослому – повторяет за ним слоги.
  • На вопрос “где?” отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
  • Знает свое имя – оборачивается на зов.
  • С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
  • 10 месяцев

  • Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
  • Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -“ав”, корову -“му” и т.д.; произносит наиболее легкие слова – “мама”,”баба”;выполняет простые требования; понимает запрещение.
  • Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
  • 11 месяцев

  • Употребляет первые слова-обозначения (“ав-ав”, “кис-кис”, “дай”).
  • Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос “где киса?” приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
  • По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
  • Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
  • Стоит самостоятельно.
  • Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
  • 12 месяцев

  • Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
  • Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится – все самостоятельно и не от предмета к предмету).
  • Пьет из чашки, сам держит ее.
  • Читайте также:  Развитие умственных способностей ребенка посредством дидактических игр

    Записаться на прием

    Приобрести подарочный сертификат

    20.11.2020

    В клинике «Персона Детство» ведут прием опытные оториноларингологи. Наши специалисты проводят диагностику, лечение и профилактику различных острых и хронических заболеваний верхних дыхательных путей и ушей.

    02.07.2020

    Позволяет контролировать состояние здоровья ребенка, намечать план оздоровительных мероприятий и предупреждать развитие болезней на ранней стадии.

    Попали к Клюжеву Илье Сергеевичу после роддома в ДГБ #1. Как только другие мамочки узнали, что у нас Илья Сергеевич врач, сразу мне сказали, что нам очень повезло, и потом я в этом убедилась сама! В дальнейшем мы не раздумывали, у кого будем наблюдаться, ездим в клинику “Персона”. Я вижу в докторе: профессионализм, пунктуальность, тактичность, внимательность, умение общаться с маленькими пациентами и их мамами. На все мои вопросы я получаю ответ и полностью доверяю Илье Сергеевичу. Всем мамам, кто у меня спрашивает про педиатра, советую именно этого доктора. С уважением, мама маленького Дмитрия, Елена. 🙂

    Хотела оставить отзыв о Наливайко Людмиле Ивановне. Мы 6 лет наблюдались только у этого педатра, в другой клинике, и это действительно самый профессиональный, душевный и добрый доктор из всех, кто нас лечил. В 7 месяцев Людмила Ивановна поставила диагноз моему сыну при очень сложном заболевании, котре не смогли диагностировать врачи 3-х частных и 1-й годсударственной клиники.
    Благодаря Людмиле Ивановне мы вылечили сложнейший случай энтеробактера, ветрянку, и даже Коксаки (когда были за границей), не говоря уже о том, что мы избежали кучи бронхитов и осложнений! Огромное спасибо!! Мамам и Папам Персоны реально крупно повезло, что вы перешли в эту клинику.
    Марина
    мама сыночка Данилки

    Соглашение об обработке персональных данных
    Политика конфиденциальности
    Политика обработки персональных данных
    Любое копирование и использование материалов, размещенных на сайте, возможно лишь с согласия правообладателя. Нарушение авторских прав преследуется по закону. Информация, указанная на сайте, не является публичной офертой.
    © 2009 Web Механика Создание, разработка, продвижение и поддержка сайтов
    © 1994 – 2021 Сеть клиник «Персона» – гинекология, ведение беременности, прерывание беременности, педиатрия, стоматология, УЗИ, физиотерапия, прием анализов, мужское здоровье, офтальмология. Нижний Новгород
    © 2009 Design by Marelyn 

    Источник

    Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

    • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
    • Эмоции;
    • Общие движения;
    • Движения руки и действие с предметами;
    • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
    • Навыки и умения.

    Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

    Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

    Таблица 1. От нуля до шести месяцев

    Показатель

    Возраст в месяцах

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Зрительно-
    ориентировочные реакции

    Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.

    Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой

    Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении

    Узнает мать

    Отличает чужих от близких

     

    Слуховые
    ориентировочные реакции

    Вздрагивает при резком звуке и мигает

    Прислушивается

    Отчетливое слуховое сосредоточение

    Поворачивает голову на звук

    Различает тон, с которым к нему обращаются

     

    Эмоции

    Первая улыбка

    Улыбается в ответ на речь взрослого

    В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек

    Громко смеется

      

    Движения общие

    Пытается держать голову лежа на животе

    Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении

    Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.

    Поворачивается со спины на живот

    Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот

    Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.

    Движения руки и действия с предметами

       

    Захватывает подвешенную игрушку

    Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка

    Свободно берет игрушки из разных положений

    Подготовительные этапы развития речи

    Понимание речи

      

    Начинает гулить

    Продолжительно гулит

    Продолжает долго гулить

    Произносит слоги “ма”, “ба”. Начало лепета

    Навыки и умения в процессах

         

    Берет пищу губами с ложки для кормления

    Читайте также:  Ребенок в 1 год и 6 месяцев развитие характер

     Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев

    Показатели

    Возраст в месяцах

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Движения общие

    Хорошо ползает

    Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее

    Ходит при поддержке за обе руки

    Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

    Самостоятельно стоит без опоры

    Самостоятельно ходит

    Движения руки с предметами действия

    Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую

    Долго занимается игрушками

    Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

    Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой

    Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

     

    Подготовительные этапы развития речи

    Произносит слоги многократно (лепечет)

    Громко, повторно произносит различные слоги

    Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

    Подражает разным слогам взрослого

    Произносит первые слова обозначения:

    “мама”, “ав-ав”, “кис-кис”

    Произносит 8-10 слов

    Понимание речи

    На вопрос “где” находит предмет, лежащий в определенном месте

    По просьбе взрослого делает “Ладушки”, “До свидания”

    Знает свое имя. На вопрос “Где?” находит предмет и достает его из множества игрушек

    Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

    Выполняет элементарные требования взрослых

    Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

    Навыки и умения в процессах

    Пьет из чашки, которую держит взрослый

    Сам держит сухарик или корочку хлеба

    Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.

    Пьет из чашки

    Пьет из чашки

    Сам берет чашку и пьет из нее

    С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

    Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

    Развитие зрения и слуха

    У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

    Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

    Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

    Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

    Развитие эмоциональных реакций

    Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

    Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.
    На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

    На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  “комплексом оживления”.

    К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

    Читайте также:  Препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

    Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

    После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

    К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

    Общие движения

    Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

    При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот. 

    Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

    С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

    Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

    Развитие речи

    Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

    К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов  – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

    В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

    Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

    К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -?” надо” и “нельзя”.

    Советы родителям

    Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

    Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

    Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

    В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

    Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

    В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

    Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

    Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

    С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
    Ваша любовь и ласка  – основа гармоничного развития малыша!

    Источник