Таблица физического развития ребенка в детском саду
Определение уровня физической подготовленности.
Общероссийская система мониторинга физического развития детей, подростков и молодёжи.
(Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г, № 916)
Таблица оценок физической подготовленности детей 4—7 лет в ДОУ,
Мальчики
Возраст, лет, месяцев | Уровень физической подготовленности | ||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |
100 % и выше | 85-99 % | 70-84 % | 51-69 % | 50% и ниже | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
Тест 1. Бег на 30 м, сек | |||||
4,0-4,5 | 8,1 и ниже | 8,2-8,6 | 8,7-9,2 | 9,3-9,9 | 10,0 и выше |
4,6-4,11 | 7,6 и ниже | 7,7-8,1 | 8,2-8,7 | 8,8-9,5 | 9,6 и выше |
5,0-5,5 | 6,9 и ниже | 7,0-7,5 | 7,6-8,1 | 8,2-8,9 | 9,0 и выше |
5,6-5,11 | 6,7 и ниже | 6,8-7,3 | 7,4-7,9 | 8,0-8,7 | 8,8 и выше |
6,0-6,5 | 6,4 и ниже | 6,5-6,9 | 7,0-7,5 | 7,6-8,3 | 8,4 и выше |
6,6-6,11 | 6,1 и ниже | 6,2-6,7 | 6,8-7,3 | 7,4-8,0 | 8,1 и выше |
7,0-7,5 | 5,6 и ниже | 5,7-6,1 | 6,2-6,7 | 6,8-7,4 | 7,5 и выше |
7,6-7,11 | 5,5 и ниже | 5,6-6,0 | 6,1-6,6 | 6,7-7,3 | 7,4 и выше |
Тест 2. Бег на 90 м, сек
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
4,0-4,5 | 28,8 и ниже | 28,9-31,9 | 32,0-35,0 | 35,1-39,2 | 39,3 и выше |
4,6-4,11 | 28,4 и ниже | 28,5-31,5 | 31,6-34,6 | 34,7-38,8 | 38,9 и выше |
Тест 2. Бег на 300 м, сек | |||||
5,0-5,5 | 86 и ниже | 87-102 | 103-119 | 120-140 | 141 и выше |
5,6-5,11 | 81 и ниже | 82-97 | 98-112 | 113-134 | 135 и выше |
6,0-6,5 | 76 и ниже | 77-92 | 93-108 | 109-129 | 130 и выше |
6,6-6,11 | 72 и ниже | 73-88 | 89-103 | 104-125 | 126 и выше |
7,0-7,5 | 68 и ниже | 69-84 | 85-100 | 101-121 | 122 и выше |
7,6-7,11 | 63 и ниже | 64-79 | 80-94 | 95-116 | 117 и выше |
Тест 3. Подъем туловища в сед (количество раз за 30 сек) | |||||
4,0-4,5 | 12 и выше | 11 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже |
4,6-4,11 | 13 и выше | 11-12 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже |
5,0-5,5 | 13 и выше | 12 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже |
5,6-5,11 | 14 и выше | 12-13 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже |
6,0-6,5 | 15 и выше | 13-14 | 11-12 | 8-10 | 7 и ниже |
6,6-6,11 | 15 и выше | 14 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже |
7,0-7,5 | 16 и выше | 14-15 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже |
7,6-7,11 | 17 и выше | 16 | 14-15 | 10-13 | 9 и ниже |
Тест 4. Прыжок в длину с места (см)
возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
4,0-4,5 | 85 и выше | 74-84 | 63-73 | 49-62 | 48 и ниже |
4,6-4,11 | 95 и выше | 84-94 | 73-83 | 59-72 | 58 и ниже |
5,0-5,5 | 105 и выше | 94-104 | 83-93 | 69-82 | 68 и ниже |
5,6-5,11 | 115 и выше | 102-114 | 89-101 | 73-88 | 72 и ниже |
6,0-6,5 | 122 и выше | 109-121 | 96-108 | 80-95 | 79 и ниже |
6,6-6,11 | 128 и выше | 115-127 | 102-114 | 86-101 | 85 и ниже |
7,0-7,5 | 130 и выше | 117-129 | 104-116 | 88-103 | 87 и ниже |
7,6-7,11 | 140 и выше | 127-139 | 114-126 | 98-113 | 97 и ниже |
Тест 5. Гибкость
(по О А. Сиротину, СБ. Шармановой, JI.B. Пигаловой, 1994)
Возраст | Уровни физической подготовленности и оценка | ||||
Высокий | Выше | Средний | Ниже | Низкий | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
4 | >8 | 6—8 | 1—5 | ||
5 | >9 | 7—9 | 2—6 | 0—1 | |
6 | >10 | 9—10 | 3—7 | +1—2 | |
7 | >11 | 9—11 | 4—8 | +2—3 |
Тест. 6. Челночный бег 3 х 10 м (с)
(по Ю.Н.Вавилову, 1955)
Возраст | Уровни физической подготовленности и оценка | ||||
Высокий | Выше | Средний | Ниже | Низкий | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
4 | 12,2—11,9 | 12,5—12,3 | 13,0—12,6 | >13,0 | |
5 | 11,3—11,2 | 12,0—11,7 | 12,5—12,5 | >12,5 | |
6 | 10,9—10,6 | 11,3—11,0 | 11,7—11,0 | >11,8 | |
7 | 10,4—10,0 | 10,9—10,5 | 11,3—11,0 | >11,4 |
Таблица оценок физической подготовленности детей 4—7 лет в ДОУ,
Девочки
Возраст, лет, месяцев | Уровень физической подготовленности | ||||||||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |||||||
100 % и выше | 85-99 % | 70-84 % | 51-69 % | 50% и ниже | |||||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||||||
Тест 1. Бег на 30 м, сек | |||||||||||
4,0-4,5 | 8,3 и ниже | 8,4-8,8 | 8,9-9,4 | 9,5-10,1 | 10,2 и выше | ||||||
4,6-4,11 | 7,9 и ниже | 8,0-8,4 | 8,5-9,0 | 9,1-9,8 | 9,9 и выше | ||||||
5,0-5,5 | 7,2 и ниже | 7,3-7,8 | 7,9-8,4 | 8,5-9,2 | 9,3 и выше | ||||||
5,6-5,11 | 7,1 и ниже | 7,2-7,6 | 7,7-8,2 | 8,3-9,0 | 9,1 и выше | ||||||
6,0-6,5 | 6,8 и ниже | 6,9-7,3 | 7,4-7,9 | 8,0-8,7 | 8,8 и выше | ||||||
6,6-6,11 | 6,5 и ниже | 6,6-7,0 | 7,1-7,5 | 7,6-8,3 | 8,4 и выше | ||||||
7,0-7,5 | 6,0 и ниже | 6,1-6,5 | 6,6-7,0 | 7,1-7,7 | 7,8 и выше | ||||||
7,6-7,11 | 5,8 и ниже | 5,9-6,3 | 6,4-6,7 | 6,8-7,5 | 7,6 и выше | ||||||
Тест 2. Бег на 90 м, сек | |||||||||||
4,0-4,5 | 29,0 и ниже | 29,1-32,1 | 32,2-35,2 | 35,3-39,4 | 39,5 и выше | ||||||
4,6-4,11 | 28,7 и ниже | 28,8-31,8 | 31,9-34,9 | 35,0-39,1 | 39,2 и выше | ||||||
Тест 3. Бег на 300 м, сек | |||||||||||
5,0-5,5 | 86 и ниже | 87-102 | 103-119 | 120-140 | 141 и выше | ||||||
5,6-5,11 | 81 и ниже | 82-97 | 98-112 | 113-134 | 135 и выше | ||||||
6,0-6,5 | 78 и ниже | 79-94 | 95-110 | 111-132 | 133 и выше | ||||||
6,6-6,11 | 74 и ниже | 75-90 | 91-105 | 106-127 | 128 и выше | ||||||
7,0-7,5 | 70 и ниже | 71-86 | 87-102 | 103-124 | 125 и выше | ||||||
7,6-7,11 | 65 и ниже | 66-81 | 82-96 | 97-118 | 119 и выше | ||||||
Тест 4. Подъем туловища в сед (раз за 30 сек) | |||||||||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||||||
4,0-4,5 | 11 и выше | 9-10 | 7-8 | 4-6 | 3 и ниже | ||||||
4,6-4,11 | 12 и выше | 10-11 | 8-9 | 5-7 | 4 и ниже | ||||||
5,0-5,5 | 12 и выше | 11 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже | ||||||
5,6-5,11 | 13 и выше | 11-12 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже | ||||||
6,0-6,5 | 13 и выше | 12 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже | ||||||
6,6-6,11 | 14 и выше | 12-13 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже | ||||||
7,0-7,5 | 15 и выше | 13-14 | 11-12 | 8-10 | 7 и ниже | ||||||
7,6-7,11 | 15 и выше | 14 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже | ||||||
Тест 5. Прыжок в длину с места (см) | |||||||||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||||||
4,0-4,5 | 80 и выше | 68-79 | 56-67 | 42-55 | 41 и ниже | ||||||
4,6-4,11 | 90 и выше | 78-89 | 66-77 | 49-65 | 48 и ниже | ||||||
5,0-5,5 | 95 и выше | 84-94 | 73-83 | 56-72 | 55 и ниже | ||||||
5,6-5,11 | 105 и выше | 94-104 | 83-93 | 69-82 | 68 и ниже | ||||||
6,0-6,5 | 110 и выше | 99-109 | 88-98 | 74-87 | 73 и ниже | ||||||
6,6-6,11 | 120 и выше | 109-119 | 98-108 | 84-97 | 83 и ниже | ||||||
7,0-7,5 | 123 и выше | 111-122 | 99-110 | 85-98 | 84 и ниже | ||||||
7,6-7,11 | 127 и выше | 115-126 | 103-114 | 88-102 | 87 и ниже |
Тест 5. Гибкость
(по О А. Сиротину, СБ. Шармановой, JI.B. Пигаловой, 1994)
Возраст | Уровни физической подготовленности и оценка | ||||
Высокий | Выше | Средний | Ниже | Низкий | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
4 | >10 | 8—10 | 3—7 | 0—2 | |
5 | >11 | 9—11 | 4—8 | 1—3 | |
6 | >13 | 10—13 | 5—9 | 2—4 | |
7 | >18 | 15—18 | 9—14 | 4—8 |
Тест. 6. Челночный бег 3 х 10 м (с)
(по Ю.Н.Вавилову, 1955)
Возраст | Уровни физической подготовленности и оценка | ||||
Высокий | Выше | Средний | Ниже | Низкий | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
4 | 12,4—12,1 | 12,7—12,5 | 13,2—12,8 | >13,2 | |
5 | 11,8—11,4 | 12,2—11,9 | 12,8—12,3 | >12,8 | |
6 | 11,1—10,8 | 11,5—11,2 | 12,0—11,7 | >12,0 | |
7 | 10,6—10,2 | 11,1—10,7 | 11,6—11,2 | >11,6 |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ
ТЕСТ «Бег на 30 метров с высокого старта» (для оценки быстроты и скорости движений).
На беговой дорожке длиной не менее 40 м обозначается линия старта и через 30 м линия финиша.
За линией финиша на расстоянии 5-6 м ставятся яркий флажок или другой ориентир.
Детям дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Рекомендуется проводить забеги по двое, подбирая детей с примерно одинаковой физической подготовленностью. Сначала пробегают девочки, затем мальчики или наоборот. Инструктор по физической культуре (воспитатель) с секундомером стоит сбоку у линии финиша, его помощник с флажком – у стартовой линии и помогает п в организации забегов. По команде помощника «На старт!» дети принимают положение высокого старта, по команде «Внимание!» помощник поднимает флажок вверх, по команде «Марш!» помошник резко опускает флажок вниз, а инструктор по физической культуре (воспитатель) включает секундомер. Дети бегут в полную силу до ориентира, не останавливаясь на линии финиша. Секундомер выключается в момент пересечения линии финиша. Точность измерения – до 0,1 сек. Участникам дается 1 попытка.
ТЕСТ «Бег на 90 м (4-7лет), для определения общей и скоростной выносливости
Проводятся на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. Рекомендуется присутствие медперсонала. Обязательно наличие медицинской аптечки. Время засекают с точностью до 0,1 сек.
Беговую дистанцию размечают таким образом, чтобы участники могли легко ориентироваться и не изменили маршрута во время забега. Рекомендуется проводить забеги группами по 2-3 человека. Участникам дается 1 попытка.
ТЕСТ «Подъем туловища в сед за 30 сек» (для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища у дошкольников обоего пола)
Из И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90°, стопы на ширине плеч, руки скрещены на груди, взрослый прижимает ступни ребёнка к полу. По команде «Марш!» участник выполняет за 30 сек максимально возможное число подъемов туловища до седа, возвращаясь обратным движением в И.П., до касания пола лопатками и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола двумя частями тела: лопатками и затылком. Участникам дается 1 попытка.
ТЕСТ «Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате или мягком грунтовом покрытии (можно использовать яму с песком). Участникам дается 3 попытки. В зачет идет лучший результат.
ТЕСТ «Наклон туловища вперед» (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно- двигательного аппарата, эластичность мышц и связок.)
Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
ТЕСТ «Челночный бег 3 х 10 м (с)» (тест на определение ловкости и координационных способностей. Определяет способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.)
Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участник бежит до финишной линии, кладет мешочек с песком, возвращается к линии старта, берет другой и преодолевает последний отрезок. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Тестируют по 2 человека.
Источник
Физические качества
Критерии оценки
Средства развития
Методы развития
Быстрота
Способность человека совершать действия в мини-мальный для данных условий отрезок времени
Время двига-тельной реак-ции, скорость одиночного движения, час-тота движения
Упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый)
Подвижные игры
Скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание
Упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой
• Повторный
• Переменный (с варьирующими ускорениями)
• Игровой
• Соревнователь-ный
Ловкость
Способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво
Нет общего критерия оценки
Физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет, метание, игры в мяч, прыжки, лазание)
Общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема
Подвижные игры
Совместные упражнения вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами. Применение необычных и.п. (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать)
Изменение скорости или темпа движе-ний; введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов
• Соревнователь-ный
• Игровой
Сила
Способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения
Килограммы – (оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила – абсолютная сила, деленная на вес человека)
Упражнения с повышенной сопротив-ляемостью: упражнения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях)
Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание)
• Метод серийных упражнений
• Метод интервальных упражнений
Гибкость
Способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений тела в определенном направлении
Максимальная амплитуда движений
Выполнение физических упражнений с большой амплитудой
Общеразвивающие упражнения с предметами и без них
Стретчинг – система упражнений, направленных на улучшение гибкости, повышение подвижности суставов
• Метод серийных упражнений (только после разминки)
Равновесие
Способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры
Сохранение устойчивого положения тела в статике и динамике
Движение и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выполняемые на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке); метание
Упражнения, направленные на совер-шенствование анализаторов, обеспечи-вающих сохранение равновесия (качание на качелях; подвижные игры)
• Метод повторных упражнений
• Метод интервальных упражнений
Выносливость
Способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности
Время, в течение которого человек выполняет физическую работу
Циклические упражнения: бег, ходьба
• Метод непре-рывных упраж-нений небольшой интенсивности, повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими перерывами
Источник
В настоящее время наиболее распространенным способом
оценки физического развития является метод взаимосвязи
антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают
гармоничность, пропорциональность их сочетаний, определяют понятие
«физическая красота».
Наиболее важным признаком физического развития является
длина тела. Вес и окружность грудной клетки рассматриваются как
производные длины тела. Другими словами, не важно, какой рост у ребенка (кроме пограничных значений – низкого и очень высокого), важно, чтобы с этим ростом гармонично сочетались показатели веса и окружности грудной клетки. Именно этим будет достигнута та физическая красота, которая генетически заложена и присутствует у здорового человека.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда, с
одной стороны, стандарты 80-90-× годов XX в. стали непригодными в силу
изменившейся биогенной ситуации: на смену акселерации молодого поколения
пришла стабилизация и даже возврат к более низким показателям
физического развития современных детей; с другой стороны, разработка
новых региональных возрастно-половых стандартов требует выделения
абсолютно здоровых (социально благополучных) детей. На фоне переживаемых
Россией экономических трудностей осуществить это весьма проблематично. В
этих условиях вновь появился интерес к генетическим стандартам роста,
идея которых принадлежит Е.А. Шапошникову.
Исследования, проведенные автором, позволили ему
установить ряд ранее неизвестных статистических закономерностей
физического развития детей и подростков. В основе их лежит закон повторяемости равных средних значений массы и средних параметров пропорций при равной средней длине тела. У
детей различных национальностей, различных социальных групп,
проживающих на разных территориях нашей страны и других стран, средняя
масса тела и средние параметры длины туловища, ноги, руки, диаметра
плеч, таза, грудной клетки и других соматометрических признаков, приведенные к одной и той же длине тела, приблизительно одинаковы и остаются практически неизменными при смене поколений.
Объективные нормы физического развития, общие для всего
детского населения, существуют в виде постоянных зон. Средние пределы
средних показателей массы тела (М) и окружности грудной клетки (ОГК) для
каждого значения роста практически одинаковы и находятся в пределах М ±
σR (или М ± 10 %).
Точку зрения Е.А. Шапошникова разделяют многие
отечественные исследователи физического развития детей, правда, с
небольшими изменениями. Несмотря на различие методических подходов, все
авторы едины в главном – оценку физического развития детей и подростков можно проводить на основе единого (генотипического) стандарта. Отклонения
от него свидетельствуют о нарушении взаимоотношений с окружающей
средой, снижении адаптационных возможностей детского организма.
Предлагаем следующую оценку физического развития детей и подростков.
1. Комплексная оценка физического развития детей и
подростков должна содержать не менее трех антропометрических признаков:
рост, вес и окружность грудной клетки в паузе. Нельзя ограничиваться
исследованием лишь роста и веса ребенка, это существенно снизит качество
оценки его физического развития.
2. Значение роста (длины тела) ограничивается лишь
выделением его крайних вариантов: «низкого» и «очень низкого» (1-й и
ниже классы роста) и «очень высокого» (выше 5-го класса роста). Их
определение должно проводиться на первом этапе оценки физического
развития по региональным ростовым стандартам (табл. 1), разработка которых не представляет больших трудностей.
Таблица 1
Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода
Крайние
варианты роста, отражают патологические отклонения и часто связаны с
эндокринными нарушениями в организме. Такие дети требуют консультации
или наблюдения эндокринолога.
3. Варианты роста от «ниже среднего» до «высокого» (1-5-й классы роста) являются вариантами нормы. Определение
степени физического развития связывается в этом случае с оценкой
гармоничности массы тела и окружности грудной клетки и
пропорциональности исследуемых признаков по единым генетическим росто-половым стандартам, разработанным
Е.А. Шапошниковым. В оценочный цикл мы включили показатели окружности
грудной клетки. Данные стандарты пригодны для использования на всей
территории Российской Федерации (табл. 2, 3).
Таблица 2
Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольного возраста
Таблица 3
Оценочная таблица физического развития девочек дошкольного возраста
Примечание. Отставание
или опережение веса обозначаются символами «-» или «+» перед цифрой
степени (±II), а отставание или опережение размера окружности грудной
клетки – после цифры степени (II±).
4. В соответствии с классической схемой,
предложенной еще в 1959 г. А.Б. Ставицкой и Д.И. Арон, комплексную
оценку физического развития принято выражать через понятия «среднее»,
«ниже среднего», «выше среднего», «высокое» и «низкое». Расплывчатость
рассматриваемых понятий как выразителей степени физического развития
связана с тем, что они не являются ни количественными, ни абстрактными
критериями, отражающими отношение к стандарту. «Среднее» может быть,
например, между высоким и низким, горячим и холодным, мягким и жестким и
т. д., а может и усредненным значением в ряду каких-либо показателей
(стандарт роста, веса, окружности грудной клетки). В приложении к оценке
степени физического развития это понятие несет информацию, которая
трудно поддается расшифровке. «Среднее» физическое развитие может
рассматриваться здесь как занимающее среднее положение между «хорошим» и
«плохим», но оно не соответствует понятию «хорошее». «Высокая» степень
физического развития по выраженности роста созвучна понятию «хорошее»,
но это не всегда так. Если высокому росту не соответствует вес и (или)
окружность грудной клетки по стандарту, физическое развитие ребенка
выходит из ряда «хорошего» и может быть отнесено к «ухудшенному» или
«плохому» по стандарту.
Оценка степени физического развития отражает отношение
исследуемого показателя к стандарту и может быть выражена существующими в
русском языке определениями: «хорошее» (I степень), «ухудшенное» (II
степень) и «плохое» (III степень). Их предложил в 1965 г. Н.Г.
Властовский.
Ориентируясь на оценочную схему НИИ гигиены детей и
подростков МЗ СССР, рекомендуем модифицированную схему оценки
физического развития (табл. 4). Она позволяет в упрощенной форме
определить как степень отклонения антропометрических показателей от
стандарта [хорошее (гармоничное), ухудшенное (дисгармоничное), плохое
(резко дисгармоничное) физическое развитие], так и степень
пропорциональности сравниваемых показателей между собой
(пропорциональное, диспропорциональное физическое развитие).
Таблица 4
Оценочная шкала физического развития дошкольников по шкалам регрессии
В процессе оценки физического развития устанавливается выраженность р