Свой вклад в развитие моего ребенка я представляю
Фото: www.all-psy.com
«Маленькие детки — маленькие бедки», а уж большие… Несомненно, подростковый и юношеский возраст полон трудностей и подводных камней — ведь значительную часть опыта взрослой жизни человек впервые приобретает именно здесь.
Проблемы, трудности, психологические травмы, с которыми сталкивается подросток, — насилие, неуспеваемость, употребление алкоголя, криминальное поведение — могут иметь весьма отдаленные последствия. Это психологическое «ружье» может выстрелить не сразу, а лет в 30-40 — например, при создании семьи или воспитании уже собственных детей.
Однако может ли это работать и в другую сторону, позитивную? Да, может, но для этого надо посмотреть на подростка и его окружение не через призму проблемности, а как на ресурс, некий вклад в психологический фонд развития личности молодого человека. Для этого важно найти качества, на которые можно опереться: подростку — в своем развитии, родителям — убедиться, что у их подростка всё, в общем-то, хорошо, а если нет — попробовать восполнить тот ресурс, которого недостает, или поддержать подростка в его создании.
Я хочу поделиться с вами найденной в зарубежной литературе концепцией вкладов в развитие. По результатам многолетних психологических исследований ученые составили список качеств, которые помогают подростку войти во взрослую жизнь и успешно преодолеть неизбежные трудности взросления. Условно эти вклады можно разделить на внешние (окружение подростка) и внутренние (особенности самого подростка).
Чем они полезны? Чем больше этих вкладов у подростков и юношей, тем меньше риск вовлечения в рискованное поведение, и выше шансы на включение в позитивные, социально конструктивные отношения. В качестве прибыли от этих вкладов называются также академическая успешность, помощь другим, способность к лидерству, преодоление трудностей, поддержание физического здоровья и способность дольше ожидать вознаграждения за личный успех (так называемое «отсроченное вознаграждение»). В общем, всё то, что родителям хотелось бы видеть в своих чадах.
Идея вкладов также предполагает, что, когда молодые люди демонстрируют оптимальное развитие, они не просто нормально развиваются как отдельные личности – они включены в значимые отношения и вносят свою лепту в жизнь групп и сообществ, к которым они принадлежат.
Итак, что же это за вклады?
А. Внешние вклады
Это особенности окружения, способствующие здоровому развитию. Они объединены в четыре категории – поддержка, доверие, ограничения в поведении, конструктивное использование времени.
I. Поддержка: первая порция вкладов связана с возможностью получить внимание, заботу и опереться на окружение в трудных ситуациях.
Это когда семья способна дать:
- поддержку и принятие, особенно в случае неудач и трудностей, в том числе и в учебе;
- доброжелательные отношения с родителями, возможность обратиться к ним за советом;
- активную помощь своему ребенку в процессе обучения, поддержку его успехов.
А также это возможность получить:
- поддержку от трех и более взрослых, не являющихся его родителями;
- внимание со стороны соседей, их готовность оказать внимание и заботу;
- позитивный психологический климат в школе: заботливое отношение учителей и поддержку со стороны учителей и сверстников.
Еще важно — готов ли подросток получить помощь и поддержку, даже если они есть?
II. Доверие. Эта часть вкладов — про возможность быть полезным в обществе и получить уважение и признание за свои действия и достижения. Высказать свое мнение и быть услышанным. Про то, что быть молодым престижно и безопасно.
7. Общество рассматривает молодость как ценность и молодые люди это знают.
8. Молодые люди играют важную роль в местном сообществе, рассматриваются обществом как ресурс.
9. Они помогают другим людям один час в неделю или больше – например, в роли волонтеров.
10. Подростки чувствуют себя в безопасности дома, в школе, на улице.
Эта группа вкладов больше зависит от того, в каком обществе мы живем. Родители же могут помочь подростку с поиском тех мест, где его возможности востребованы. Хорошо, если родители своим поведением показывают подростку здоровые способы самореализации и саморазвития.
III. Границы поведения – это не только ограничения, но и защита. Когда правила игры ясно прописаны и последствия их нарушений известны и наступают неизбежно, человеку проще соотнести своё поведение с тем, что от него ждут. Сюда относятся:
- Способность семьи выработать четкие правила и последствия их нарушения и информированность о том, где находится подросток.
- Готовность родителей и других взрослых быть образцом позитивного и ответственного поведения.
А также:
- Наличие школьных правил и четких последствий их нарушения.
- Заинтересованность соседей и их готовность ограничивать поведение подростка в случае необходимости.
- Наличие друзей, ведущих себя ответственно.
IV. Конструктивное использование времени. Да, это что-то из разряда «займись делом». Но это занятия, выбранные самим подростком, а не навязанные извне:
16. творчество (молодой человек проводит три или более часов в неделю, занимаясь музыкой, театром и пр.);
17. молодежные программы (молодые люди проводят три и более часов в неделю, занимаясь спортом, в клубах или организациях в школе);
18. время дома.
Итак, подростку от родителей крайне важно получить доверие, поддержку, ясные и разумные ограничения с учетом возраста, а также уважение его интересов в выборе способов проведения досуга.
Б. Внутренние вклады
Это особенности самого подростка, на которые стоит обратить внимание. В конечном счете для жизненного успеха они значительно важнее школьной успеваемости, выраженной баллами оценок. Включают в себя обязательства в сфере образования, позитивные ценности, социальные навыки (компетенции) и позитивную идентичность.
I. Принятие обязательств в сфере образования. Здесь имеется в виду то, отсутствие чего часто приписывается подросткам и юношам, — мотивация, интерес, активность в учёбе.
19. Мотивация достижения, проявляющаяся в стремлении юноши достичь успехов в учебе.
20. Активная вовлеченность в школьную жизнь и процесс обучения.
21. Выполнение самостоятельной учебной работы минимум в течение 1 часа в день.
22. Забота о собственном учебном заведении.
23. Чтение для собственного удовольствия три и более часов в неделю.
Со стороны родителей здесь требуется не палочная дисциплина, а поддержка подростка с опорой на его реальные интересы: хочет вести свой блог — ок, учимся формулировать мысли; хочет лететь на Марс — наверстываем физику; хочет покорять моря — географию. Интересы сменятся, но пара шагов в нужном направлении будут сделаны.
II. Позитивные ценности — это убеждения подростков, которые помогают им строить здоровые отношения с окружением, оставаясь отдельной личностью, способной принимать свои решения. Важно, чтобы подросток считал значимыми:
24. помощь другим людям;
25. равенство и социальную справедливость;
26. свои убеждения и готовность их защищать;
27. честность даже тогда, когда сказать правду трудно;
28. принятие ответственности за свои действия;
29. воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и от опасных сексуальных связей.
III. Социальные компетентности – это умение общаться, дружить и разрешать сложные ситуации.
- Способность планировать и принимать решения.
- Умение создавать и поддерживать дружеские отношения, способность сочувствовать.
- Знание других культур и умение поддерживать отношения с их представителями.
- Способность сопротивляться негативному влиянию сверстников и избегать опасных ситуаций.
- Стремление к ненасильственному разрешению конфликтов.
Конечно, именно родители показывают образцы таких компетентных людей. Невозможно требовать от подростка уважения, если не уважаются его личные границы. Старайтесь выслушивать своего ребенка, если он что-то рассказывает о себе и, возможно, он захочет услышать ваше мнение и скорее обратится к вам за помощью и советом в трудной ситуации.
IV. Позитивное представление о себе и жизни, которые позволяют ему легче преодолевать трудности и восстанавливаться в случае неудач.
Сюда относятся:
- Чувство контроля над происходящим.
- Высокая самооценка.
- Наличие цели в жизни, ее осмысленность.
- Позитивное, оптимистичное восприятие личного будущего.
Вот, пожалуй, и всё.
Чем мне нравится эта концепция?
Распечатав список и вооружившись карандашом, можно произвести несложный анализ: сколько у подростка, старшеклассника есть внешних вкладов и сколько внутренних. Если у подростка нет источников поддержки в семье и ближайшем окружении, откуда браться внутренним ресурсам? А если нет ни внутренних, ни внешних вкладов, откуда взяться прибыли – успешному, благополучному развитию молодого человека?
Еще один момент из моих наблюдений: если внешние противоречат внутренним, то тут явно что-то не так. Если ваше участие в образовании приводит только к скандалам, головной боли у вас и чувству неуверенности у ребенка, если учитель криком и двойками по предмету хочет восстановить дисциплину и справедливость – это просто не работает.
Под занавес внесу нотку оптимизма: по тем же исследованиям только один из шести проблемных подростков становится проблемным взрослым. Хотите улучшить шансы своего ребенка? Торопитесь делать свои вклады!
Автор: Николай Юдин, психолог-консультант, кандидат психологических наук
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал “Лицей”!
Источник
КАК ВКЛАДЫВАТЬСЯ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?
«Все родители желают видеть своего ребенка успешным» – с этим утверждением невозможно не согласиться. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард. Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.
Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребенка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы сын или дочь гордились своей жизнью, стали счастливыми, нашли любимое дело.
Родители делятся на 2 группы. Первые готовы вкладываться в ребенка, создавая условия для раскрытия заложенного потенциала и формирования новых полезных навыков. От них можно услышать такие высказывания: «У моей Аринки с детства интерес к рисованию. Водим на кружок изостудии, хотим в будущем предложить в художественной школе учиться».
Родители из второй группы считают, что каких-то специальных усилий к развитию ребенка прикладывать не стоит. Таких мам и пап легко узнать по высказываниям: «Ну, мой на трояки учится в школе. Ну что поделать, и мне математика тоже не давалась, выше головы не прыгнешь. На кружки не ходит, книги не читает, неинтересно ему». Плыть по течению, конечно, легко. Но тогда с мечтами об успешности придется распрощаться.
ЧТО НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?
Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Вкладывайте в ребенка свою любовь.
· Если люблю, то забочусь о физическом состоянии и здоровье.
· Если люблю, то обеспечиваю разностороннюю развивающую среду.
· Если люблю, то показываю, сколько в мире интересного.
· Если люблю, то стимулирую к занятию любимым делом и поддерживаю при неудачах.
Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребенок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребенка.
КОДЕКС РОДИТЕЛЕЙ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА
- Любите его. Когда он капризничает, бросает дело на половине пути, обвиняет вас в своих неудачах – все равно любите своего малыша или уже подростка, причем как можно сильнее.
- Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут увлеченность и создадут условия для экспериментов или обучения.
- Интересуйтесь ребенком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «Ты играл с детками в садике?», а «В какие интересные игры ты сегодня играл? Что тебе не понравилось?»
- Объясняйте причины и следствие. Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему наложено вето и как можно изменить ситуацию.
- Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, поддерживайте его шутки, рассказывайте о своем детстве.
- Подавайте личный пример. У родителей, курсирующих от дивана до микроволновки, целеустремленным ребенок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь.
- Помогайте ребенку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
- Удовлетворяйте потребности ребенка. В принципе, они укладываются в перечень основных потребностей любого человека, о которых хорошо рассказал психолог Абрахам Маслоу. Когда ребенок живет в тепле, ласке, принятии, заботе, он стремится к самоактуализации.
Движущая сила развития (а значит, и успеха) – любопытство. Все дети от природы любознательны. Но проявляться это качество может только в условиях безусловной любви и безопасности. Когда ребенок уверен, что родители о нем позаботятся и ради него пойдут на все, он успокаивается, оглядывается вокруг и движется туда, где ему интересно. Следовательно, задача родителей – не навязывать свое видение жизни, свой вектор, а выяснить, что хочет сам ребенок, какие у него способности, наклонности, возможности. И, исходя из этого, создавать условия для развития, стимулировать, поддерживать, воодушевлять, направлять.
Успешный ребенок – это дерево, приносящее плоды.
Чтобы получить спелые плоды успеха, необходимо создавать для развития ребенка благоприятную питательную среду, заботиться о психическом и физическом здоровье, активизировать познавательные процессы с помощью школы и дополнительного образования.
Многие родители на пути к успешному будущему детей совершают одну и ту же ошибку – они не развивают, а обучают. Кому из нас придет в голову посадить ребенка за пианино, показать ему клавиши, на которые надо нажимать, чтобы сыграть «Маленькой елочке холодно зимой», и после этого хвастаться, что наш сыночек – пианист?
Но иногда в стремлении к успешности некоторые родители поступают схожим образом, получая недозрелые плоды. Они вкладывают в ребенка как можно больше знаний, думая, что помогают ему стать умнее и сообразительнее. Вместо тренировки памяти, внимания, мышления мама учит с малышом цифры и буквы. А потом удивляется неусидчивости и стремлению побегать, круша все вокруг.
Развивайте мозг ребенка, вкладывайте в него свое время, терпение, заботу, силы. Так вы заложите фундамент успешного будущего, откроете возможности ребенка и поможете реализовать его прекрасный потенциал. Вклад в развитие ребенка сегодня обеспечит его успех в будущем.
Источник
Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни.
- 1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому.
“Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело”, – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live.
Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей.
- 2. Родители, которые учат детей социальным навыкам.
Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом.
Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены.
“Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему”, – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование.
- 3. Родители с большими ожиданиями.
Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения.
“Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов”, – заявилпрофессор.
Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов.
- 4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом.
Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет.
Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям.
- 5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике.
Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем.
“Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать”, – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета.
- 7. Родители, которые реже испытывают стресс.
Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка.
А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин.
Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям.
- 8. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими.
Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания.
Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения.
Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах.
- 9. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль.
Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии.
Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги.
Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно.
Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми.
- 10. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи.
Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка.
Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку.
По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку.
- 11. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор.
Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки.
Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми.
К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения.
- 12. Родители, которые учат детей самоконтролю.
Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности.
Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей.
Будучи повзрослевшими, они продолжали контролировать своё состояние, зарабатывали больше денег, не становились преступниками и не употребляли наркотические вещества.
- 13. Родители, которые уделяют внимание своим детям.
Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости.
Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование.
- 14. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка.
Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей.
Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша.
Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни.
Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.
Добавим, что ранее авторы проекта “Вести.Наука” (nauka.vesti.ru) также писали о том, как воспитать гения, и о мнении учёных относительно популярного метода воспитания кнута и пряника.
Подписывайтесь на наш канал в Дзен! Еще больше интересного: https://zen.yandex.ru/vesti.ru
Источник