Свободное время ребенка отдых или поле личностного развития

Подросткам необходимо свободное время для собственных интересов, друзей или просто побыть наедине. Если хотите выстроить правильные отношения с вашим ребенком-подростком вам необходимо проводить с ним время наедине.

Как подростки проводят свое свободное время

Все подростки разные. Многим нравится проводить свободное время за покупками, на вечеринках, с друзьями, в социальных сетях, за просмотром фильмов и разными другими занятиями.

Подростки также проводят все больше свободного времени на различных мероприятиях в сфере искусства и спорта. Им не нравится неорганизованное свободное время.

Свободное время с родителями и семьей

Одна из радостей подросткового возраста в том, что вы находите общие интересы с вашим ребенком-подростком. Проводить свободное время вместе это отличный способ узнать своего ребенка лучше и быть в курсе переживаемых ситуаций в его жизни.

Время с вами

Проводить время наедине с одним или двумя родителями одновременно будет счастьем для вашего ребенка, особенно если у вас большая семья. Совместный просмотр фильмов или даже быстрый обед или напиток после какого-либо совместного мероприятия может запомниться особенным образом. Также можно пойти вместе на концерт, или сделать перестановку в комнате вашего ребенка. Все зависит от того, что вам обоим будет интересно.

Конечно, не все сразу удастся реализовать. Возможно, придется сначала обсудить ваши предложения с вашим ребенком, а потом уже начать планировать постепенное совместное времяпровождение.

Если вы делаете это впервые, возможно, вам придется убедить вашего ребенка попробовать. Если же он не горит желанием, можно пригласить с собой одного или двоих друзей вашего подростка.

Если же вы проводите достаточно времени вместе, то это предложение ваш ребенок примет с радостью. Ищите разные способы и продолжайте стараться. Прежде чем выбрать что-то вам обоим подходящее, возможно, придется попробовать много разных вариантов.

Покупки! Многие мамы в восторге от шоппинга с дочерьми. Обычно после походов по магазинам, они заходят в кафе выпить кофе или сока и просто общаются на разные темы. Вначале все испытывают легкий дискомфорт, а потом уже находят в этом что-то особенное и постоянно повторяют это совместное мероприятие.

Семейные мероприятия

Если у вас есть подростки и дети младшего возраста, на семейном собрании можно провести мозговой штурм и позволить им предложить варианты проведения совместного времени. Можно составить списки заданий, которые можно выполнять вместе. Можно составить списки заданий, которые нужно выполнять вместе или только некоторым из вас.

Что можно делать семьей:

· просмотр семейного фильма

· устроить пикник

· сыграть в любимую настольную игру или заняться спортом в парке рядом или даже во дворе

· выбрать блюдо и приготовить его вместе

· планировать проведение совместного отпуска

· прогуляться пешком или покататься на велосипеде

Можно найти очень много приятных совместных занятий. Нужно только начать и вы с нетерпением будете ждать следующего совместного времяпровождения.

Свободное время с друзьями

Ваш ребенок также захочет пообщаться со своими друзьями. Обсуждение и установление некоторых правил досуга с друзьями поможет огранить вашего ребенка от бед и обеспечит его безопасность. Что нужно обговорить о времяпровождении с друзьями

Информация

Сколько вам нужно знать о том, куда и с кем идет ваш ребенок? Что нужно знать вашему подростку о мерах безопасности? Нужно ли вашему ребенку звонить вам, если планы изменятся? Должен ли быть телефон включен все время с друзьями? Как часто вы будете звонить своему ребенку, чтобы убедиться, что ваш ребенок в безопасности.

По мере взросления ребенка вы можете уменьшить степень контроля и активного участия в его делах.

Доступность

Будете ли вы возить его на его мероприятия, или давать деньги на такси. Будет ли он ездить сам на общественном транспорте или ходить пешком?

День открытых дверей

Можно устроить день знакомства с друзьями. Это покажет, что вам важны его дружеские отношения. Одним из способов может быть позволить ему пригласить в гости своих друзей и побыть у вас дома. Надо подумать насколько открытым будет может быть ваш дом. Будет ли ограничение во времени? Будете ли вы кормить детей? Нужно ли вашему ребенку прибраться после друзей?

Деньги

Ваш ребенок понимает, что некоторые занятия стоят денег. Нужно поговорить с ребенком, за что вы готовы платить, сколько и как часто. Можно также поговорить о карманных деньгах. Обсудите в семье, какой суммы достаточно и можно ли каким-то образом зарабатывать.

Свободное время наедине

Иногда вашему ребенку просто захочется провести время в одиночестве. Если он стал больше времени уделять учебе, самостоятельным занятиям, то это показатель того, что ему нужно побыть одному. Это нормально, если только это не занимает все его время, или если это время он не проводит с семьей или друзьями. Кроме того, иногда вашему ребенку может быть скучно! От скуки он будет искать что-то творческое или новое, чтобы заполнить свое время.

Время экрана

Ваш ребенок может проводить часть своего свободного времени в одиночку за телевизором или компьютером/планшетом, играя в видео игры или за мобильным телефоном. Полезное время просмотра для подростков это выбор качественных программ и приложений, и формирование правильных привычек за экраном. Ограничения по времени также являются полезной привычкой. Можно отдельно обсудить сколько времени ребенок может проводить за экраном в будние дни, выходные и на каникулах. Такие меры помогут ребенку научиться правильно управлять своим временем и развить ценные навыки.

Источник

Содержание:

  • Без игры: печальные последствия
  • Швеция и Япония: во что и с кем играть, решают дети
  • Школьная перемена: как правильно

Что делает ваш ребенок 7-12 лет после школы? Почти наверняка вы ответите: идет на кружок (в спортивную секцию, музыкальную школу, занимается дома с репетитором и т.п.). Примерно так же дело обстоит в американских семьях. А вот шведские и японские дети большую часть времени предоставлены самим себе. Хорошо это или плохо — и что теряют школьники, которым не с кем или некогда просто играть?

Сегодня родители уделяют пристальное внимание тому, чем дети занимаются во внешкольное время. Семьи с хорошим достатком стараются обеспечить своих отпрысков интересным (и нередко дорогостоящим!) увлечением. В результате детям, чьи родители не позаботились о том, чтобы записать их в кружок или секцию, не с кем играть после уроков: друзья либо на тренировках, либо на репетициях.

Детство людей, родившихся в 1950-е, 1960-е и даже 1970-е, было совсем иным: они носились по улицам с соседскими ребятами и «бездарно» (с точки зрения современных взрослых) тратили свободные часы. За последние десятилетия ситуация разительно изменилась.

С 1981-го (мне тогда было тринадцать) до 1997-го (незадолго до рождения моего старшего сына) количество действительно свободного времени, которое ребенок проводит вне дома с друзьями, сократилось в два раза. 79% учеников средней школы после уроков или по выходным ходят на внеклассные занятия. Больше половины — практически каждый день. Естественно, с подобным расписанием ни о каких прогулках и речи быть не может. В среднем на долю каждого американского ребенка ежедневно выпадает всего лишь пять-семь минут нерасписанного времени.

Недостаток свободного времени для игр (особенно на свежем воздухе) влияет на физическое и психическое здоровье детей. За последние тридцать лет число больных ожирением в США выросло в три раза; с каждым годом врачи прописывают все больше детских антидепрессантов и психотропных препаратов, направленных на лечение синдрома дефицита внимания. Рахит, близорукость и гиперактивность также распространяются все шире. Отсутствие игр на свежем воздухе пагубно отразилось на уровне самостоятельности: в этом отношении современный пятилетний ребенок едва ли дотягивает до уровня трехлетнего ребенка 1940-х годов.

Без игры: печальные последствия

И тем не менее многие родители продолжают бежать впереди паровоза. Учительница третьих классов в нью-йоркской школе для одаренных детей рассказала мне о мальчике, которого мама фактически лишила каникул. Она решила, что сын должен перескочить через класс по математике, и заставляла его заниматься даже летом.

«Ребенок явно нуждался в разгрузке, а не ускорении, — с грустью заметила учительница. — Полноценные летние каникулы — вот что помогло бы ему сосредоточиться на учебе в новом году».

Свободные игры на открытом воздухе — это все, что угодно, только не пустая трата времени. Они готовят ребенка к настоящей жизни. Профессор престижного колледжа поделилась со мной беспокойством по поводу своих студентов: ей все чаще попадаются растерянные молодые люди, которые «не умеют думать». Они столько времени готовились к поступлению в колледж, что полностью забыли о собственных эмоциональных потребностях.

Двадцать лет назад, в самом начале педагогической карьеры, она читала лекции первокурсникам, которые, скажем, многие годы увлекались римской историей и пришли за тем, чтобы узнать еще больше. Сейчас у детей нет на это времени. Их научили получать хорошие оценки, но не проявлять инициативу или любить свой предмет. Внутренняя мотивация, искренний интерес, страсть, оригинальность мышления — к сожалению, ничего подобного у современных студентов нет.

Вместо этого в аудитории сидят неуверенные и несамостоятельные парни и девушки. Да, они получают отличные оценки, но в их глазах нет и проблеска живой мысли. Они привыкли и все время оглядываться на взрослых, которые говорят им, что делать и что чувствовать.

Швеция и Япония: во что и с кем играть, решают дети

В Швеции родители редко беспокоятся, «правильно» ли играют их дети. Микаэла с удовольствием вспоминает, как в детстве проводила время со старшим братом. Ей было семь лет, ему восемь, и после уроков они были предоставлены самим себе, пока родители не придут с работы. «Нам было так весело вдвоем! Мы постоянно что-то придумывали, качались на качелях, лазали по деревьям и просто валяли дурака», — с улыбкой рассказывает она.

Хотя у них было много друзей, брат изо дня в день оставался для Микаэлы главным товарищем по играм. Конечно, они не всегда ладили, но им приходилось мириться и искать компромиссы, чтобы продолжать общаться. «Я училась видеть ситуацию целиком и думать о последствиях», — вспоминает Микаэла. Когда день ребенка расписан по минутам, то, даже если он с кем-то поссорится, дискомфорт продлится ровно до конца занятия, а потом ему нужно будет ехать куда-нибудь еще. Он просто не успеет в полной мере ощутить, как его слова или действия повлияли на взаимоотношения.

Когда Наоко с мужем и двумя сыновьями приехали в Штаты, они не сразу разобрались в некоторых нюансах американского воспитания. Наоко поначалу совершала немало ошибок. Например, договорилась с подругой, что та приведет своего ребенка поиграть к ним домой, а потом пригласила и других детей. Увидев, что подруга расстроилась, Наоко поняла: так здесь не принято.

В Японии дети школьного возраста сами решают, с кем и где им играть. Ребята могут собраться у кого-нибудь дома, потом пойти в гости или отправиться в парк. Родители не пытаются их развлекать и не придумывают, чем бы им заняться. Дети строят палатки из коробок, отправляются в «экспедицию», бегают друг за другом, изобретают продвинутую версию игры «камень-ножницы-бумага» или просто слоняются по окрестностям. И мамы не напоминают: «Уже пять часов, пора собираться, скоро за тобой приедет папа!». Дети сами следят за временем и знают, во сколько им нужно выйти, чтобы не опоздать.

Школьная перемена: как правильно

Учителя в Японии также осознают важность и необходимость самостоятельных игр. Позволяя ребенку самому решать, как потратить свое время, родители и педагоги дают ему понять, что он способен брать на себя такую ответственность.

Солнечным осенним утром ученики токийской начальной школы высыпают во двор — перемена! Мальчики постарше тут же хватают мяч и начинают играть в футбол, а девочки пытаются освоить одноколесный велосипед. Другие дети крутят яркие обручи, болтают или гуляют. Звенит звонок, и ученики возвращаются в класс. После обеда их ждет еще полчаса свободы, когда они вернутся во двор.

После последнего урока дети снова идут гулять. В большинстве начальных школ детей пускают на игровую площадку и после занятий, чтобы они больше времени проводили на свежем воздухе. Когда звенит звонок, после которого площадка закрывается, они хватают портфели и идут домой.

В своей книге «Искра» Джон Д. Рейти описал замечательный эксперимент, наглядно продемонстрировавший, как физическая активность положительно влияет на работу мозга. В обычной средней школе города Нейпервилл, штат Иллинойс, ученикам предложили перед самыми сложными предметами заниматься спортом. Руководство внесло соответствующие изменения в расписание.

В результате в 1999 году на международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди тридцати девяти стран Нейпервилл занял первое место по естественным наукам и шестое по математике, уступив лишь признанным чемпионам — Сингапуру, Корее, Тайваню, Гонконгу и Японии.

Таким образом, расписание, предусматривающее активный отдых, благотворно влияет на общую продуктивность. Если перемежать интенсивные занятия с интенсивной физической нагрузкой на открытом воздухе, как это делают в Японии, ученики более внимательно слушают учителя в классе. Исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало, что восьми-девятилетние дети куда лучше вели себя на уроке, если перед этим активно отдыхали не менее пятнадцати минут.

Ученику, который целый урок разбирался в сложностях правописания, тяжело быстро переключиться на математику. Но если дать ему возможность выпустить пар, побегать, пообщаться с друзьями, его мозг будет готов к восприятию новых знаний. В 2013 году Американская академия педиатрии однозначно заявила, что отдых между уроками «является важнейшим фактором развития ребенка и способствует укреплению физического и эмоционального здоровья».

Как показало недавнее исследование журнала Pediatrics, 30% американских детей учатся вообще без перерыва. Их лишают перемен, наказывая за плохое поведение, хотя отдых помог бы им сбросить напряжение. Тревожит и тот факт, что школы, испытывающие проблемы с финансированием, сокращают перерывы между уроками, тем самым перекладывая свои проблемы на плечи детей.

Источник

Материалы  к родительскоу собранию.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Родительское собрание
Свободное время и его роль в формировании личности подростка 29.11.2012г.
ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ
Свободное время и его роль в формировании личности подросткаРезультаты анкетирования учащихсяРейтинг успеваемости Выборы на родительскую конференцию (5 чел. с детьми) (06.12.2012г. в 19.00)
Свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Досуговая деятельность – это сфера самовоспитания и самоопределения. Подросток в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности.
Развитие навыков и способностей, умственная и физическая активность в свободное время – все это формирует определенные социальные качества и потому влияет на творческий потенциал и нравственную основу не только личности, но и общества.
В последнее десятилетие социологи и педагоги обращают внимание на проблему неразвитости досуга подростков. Действительно ли подросток выбирает определенный вид досуга, или выбор уже сделан до него? Может быть, он, в сущности, не выбирает, а использует то, что есть? А если выбор сделан, то в пользу свободы для чего-то или от чего-то? Становится ли время досуга пространством самореализации и самосовершенствования, или это время свободы от родительского контроля и надзора учителей?
Человек формируется как личность в разных видах общественной деятельности. Личность подростка находится в процессе социализации, под влиянием различных факторов, это, прежде всего, – особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых семьёй и школой и т.п.
Важным элементом развития личности является ее направленность, т.е. его потребности, интересы, взгляды.Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха. А от того, направлена ли досуговая деятельность подростка на духовное или физическое развитие или в ней преобладает разрушающий и пассивный отдых, зависит развитие личности.
На государство и институты социализации возложена социальная ответственность за создание возможностей для полноценного отдыха. Однако, в конечном итоге развитие личности зависит не только от уровня возможностей, но и от развития потребностей подростка, его навыков, умений, интересов, психологических особенностей – то есть от самой личности подростка, его внутреннего содержания.
Мы знаем – время растяжимо.Оно зависит от того,Какого рода содержимымВы наполняете его… ( Н. Заболоцкий)
Анкета «Свободное время учащихся»
Остаётся ли у тебя свободное время после выполнения домашнего задания?да, много – 6 не очень много – 12 совсем мало – 4не остаётся – 3
Занимаешься ли ты в кружках, в спортивных секциях?в школе – 9вне школы – 2не занимаюсь – 16
Если не занимаешься, хотел бы ты заниматься в кружках или секциях?в школе – 5вне школы – 5не хочу – 17
Гуляешь ли ты на улице?один – 4с друзьями – 18 с родителями – 3не гуляю вообще – 2
Когда ты оказываешься на улице с друзьями, что вы делаете?просто ходите – 15играете в различные игры – 7обсуждаете какие-то проблемы-10сидите на лавочке – 13
Чем ты любишь заниматься дома в свободное время?просматривать научно-популярную литературу, специальные журналы – 0смотреть телевизор, видео – 18играть в компьютерные игры – 14играть в настольные игры – 2заниматься рукоделием – 1 болтать по телефону – 12общаться с родителями – 6лежать на диване, ничего особо не делать – 12чем-то иным – 4
Какие телепрограммы тебе больше всего нравятся? Уральские пельмениСемейные драмы на РЕН-ТВПрокурорская проверкаВечерний УргантДом-2Каникулы в МексикеДиснейСТС,ТНТНовостиВремяВ мире животныхВсё , что идёт по ТВ
В чём ты видишь основной источник получаемых полезных знаний и умений?в учёбе – 12во внеклассной работе в школе – 2в кружках – 4в делах и увлечениях вне школы – 9в общении с родителями – 6в общении с друзьями – 14 в чтении книг – 7в просмотре телепередач – 7в чем-то ином – 4
Анкета «Хорошие ли вы родители?»На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». 1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
9.Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчет результатов. За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
«Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…» Я. Корчак

Источник