Свободное время и его в развитии ребенка

Что сейчас очень часто делают хорошие, неравнодушные родители? Развивают ребенка: записывают к репетиторам, маленьких – в развивающие студии. Детей постарше – в спортивные секции, в музыкальную школу. И совершенно не оставляют им свободного времени. Сейчас таких родителей и таких детей стало очень много. К чему это приводит? Узнайте аргументированное мнение психолога.

Часто сталкиваюсь с тем, что ребенка приводят к психологу и родители не могут найти время, когда ребенок сможет этого психолога посещать. Потому что просто «окон» нет между кружками, репетиторами… И мама спрашивает: «Может, в воскресенье? В воскресенье у него только один репетитор».

На самом деле такие дети часто становятся клиентами психологов. Перегруженные развивающими мероприятиями, они, имея багаж знаний и учебных навыков, отстают в развитии и в других важных вещах.

Вот говорят родители про сына-школьника: «Ему дай свободное время – он в компьютер уткнется на все воскресенье. Ни играть, ни читать, ни с друзьями гулять не хочет». А может быть, ребенка с раннего детства водили из одной развивающей студии в другую, потом – из кружка в кружок, у него просто не было времени, которым он распоряжался сам?

  • И он просто не научился распоряжаться своим временем. Привык не знать, чего он хочет. Потому что распоряжаться своим свободным временем – это и есть развитие.
  • И не научился общаться. С умением общаться со сверстниками ребенок не рождается. Чтобы оно сформировалось, ему нужно много общаться со сверстниками. Потому что общение – это тоже развитие.
  • И рано отвык играть. Если у ребенка отбирали все игрушки («Он уже большой, надо все игрушки куда-нибудь убрать, подарить, выбросить…») Вот он и разучился играть. А игра – это развитие.

Давайте рассмотрим все это подробнее.

Свободное время нужно для умственного развития

Основной способ познания мира в разном возрасте бывает разный. И для ребенка долгое время совсем не главное, показывают ли ему буквы. Если показывают – почему бы и нет? Но не стоит забирать у него игрушки.

Чем старше ребенок, тем сложнее его игры. И не только потому, что он уже где-то «развился умственно» и это проявилось в игре. Он развивается умственно, потому что играет в эти игры.

Свободное время нужно для развития умения общаться

Как ребенок лет до трех – трех с половиной играет с другим ребенком? Что-то отнял, или подошел и этого ребенка потрогал, или совочком по голове ударил. Начинает взаимодействовать. Может подойти и угостить чем-то. Это очень простые действия. И когда родители не дают другого ребенка ударить или что-то у него отнять, показывают, как поделиться, они его учат общаться.

И далее игра намного усложняет и развивает это взаимодействие. Детям очень важно играть друг с другом. Потому что в игре они познают правила, по которым живут окружающие.

Если ребенок «под завязку» загружен всякими кружками, репетиторами, секциями, он развивается умственно или физически, но не психологически. Не развивается умение общаться, замечать, что чувствует другой человек, понимать, как на это реагировать.

Способность дружить, сотрудничать, договариваться. Позже – умение влюбиться и общаться с противоположным полом. Вот эти «гляделки», потом – как подойти и заговорить… Это все происходит в неформальном общении.

Не обольщайтесь насчет школы (и разных кружков, кстати, тоже). В школе свободного общения крайне мало. Школа организована, структурирована уроками. А ребенку нужна своя доля общения вне школы.

У перегруженных и мало общающихся детей часто бывают проблемы с тем, чтобы за себя постоять. Они либо часто дают себя в обиду, либо бывают очень агрессивными. Бывают проблемы с тем, чтобы подойти и познакомиться. Или бывают постоянные конфликты, и ребенок не понимает, почему так происходит. Потому что развитие общения не происходило.

Свободное время и свободный выбор нужны для развития индивидуальности

И в конце концов, в свободное время формируется индивидуальность ребенка. Сейчас очень часто называют творчеством действия по шаблону. Люди раскрашивают раскраски (например, мандалы), или делают поделки по алгоритму (скажем, алмазная живопись – красиво), или раскрашивают картину по цифрам. А создавать свое не могут, если в детстве у них не было возможности свободно играть, самим выбирать, как провести время. Какую игрушку взять с полки, что нарисовать.

Потом родители удивляются, что сын или дочь не знает, чего хочет, когда приходит время поступать в университет. А ведь он давно уже не знает, что ему нужно!

Вывод прост. Когда ваш сын попросит записать его в определенную спортивную секцию, сделайте это. Если будет в ней заниматься – хорошо. Если не будет – тоже нормально. Он, подрастая и развиваясь, находится в постоянном поиске, проясняет, какой он человек, что ему нравится, что подходит.

Или, если девочка хочет не танцевать, а рисовать, позвольте ей учиться рисовать. В таких вещах очень важно с ребенком считаться. Это развитие его личности. Это его возможность быть собой. Искать себя – неповторимого, уникального человека. И взрослым важно уважать этот поиск.

Умственное развитие, конечно, тоже очень важно. И накопление знаний важно. Умейте определять, что важнее. Один кружок и один репетитор. Или пара репетиторов. Умейте останавливаться, решать, когда хватит.

Если ребенок учится в музыкальной школе, где занят каждый день, подумайте: а надо ли записывать его куда-то еще? Подумайте о балансе свободного времени и обучения – это важно.

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

практикующий психолог, переводчик литературы по психотерапии, преподаватель курсов переподготовки и повышения квалификации

Источник

Как вы относитесь к свободному времени? Конечно, положительно, ответит каждый. А что вы делаете в свободное время? Вы проводите его активно? Как много этого времени вы уделяете семье? Чем заняты дети? Играете ли вы вместе с ними? Так много вопросов, чтобы попытаться разобраться, что такое свободное время и для чего оно необходимо современному человеку.

Читайте также:  Реферат на тему развитие личности ребенка

В связи со всеми этими размышлениями у меня возникла идея провести опрос в классе, где учится мой ребенок (4-й класс), в одной из витебских школ. И узнать чем и как живут современные дети.

Что для ребенка значит понятие «свободное время»?

Свободное время — это то время, когда человек отдыхает от основного занятия. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники — от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором. Другой занимается самообразованием. Третий путешествует. Свободное время для человека — это неотъемлемая часть его жизни.

Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегда тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились.

Свободное время для наших детей — это прежде всего отдых, а не смена деятельности. В этом возрасте детям хочется иметь не менее 3 часов на отдых и разгрузку от учебы. Но что же происходит сейчас? Не успел ребенок прийти из школы, как родители почти сразу же отправляют его на всяческие дополнительные занятия: танцы, вокал, спортивные секции, модельные агентства, робототехника.

Часто ребенок даже не успевает нормально поесть, не говоря уже о том, чтобы успеть немного отдохнуть. Да, дополнительное образование – это замечательно. Наши дети развиваются и физически, и эстетически, и технически. Но это не должно перегружать ребенка и обязательно соответствовать его интересам и желаниям.

На первый вопрос «Что современные дети 10-11 лет понимают под «свободным временем» были получены следующие ответы:

• Отдых

• Веселье

• Время, которым я распоряжаюсь сам

• Время, которое я могу посвятить своим играм

• Это ничего не делать

• Это когда я могу расслабиться

• Время, когда я могу отдохнуть и заняться чем хочу

• Когда я гуляю с друзьями

• Отдых от учебы – самый популярный ответ

Что такое классики и резиночки? 

Следующий вопрос касался того, как дети проводят свободное время. Ответы детей показали, что достаточно активно:

— играют на улицы в подвижные игры,

— общаются с родителями, 

— играют в настольные игры,

то есть, не только разговаривают по телефону или сидят в социальных сетях, как многие думают.

Конечно, способы проведения свободного времени современных школьников 10-11 лет и их родителей в таком же возрасте отличаются. Ведь проведение досуга зависит не только от выбора человека или его семьи, но и от исторических условий, в которых он существуют. 

Поэтому вопросы были заданы и родителям, чтобы сравнить, что и как поменялось за эти годы. Например, сейчас у каждого в семье есть компьютер. Поэтому вопрос, сколько времени ребенок проводит за компьютером, для взрослых мы заменили на время, проводимое в детстве у телевизора.

Да, компьютеры и другие современные гаджеты, а также социальные сети и интернет уже вошли в жизнь каждого ребенка. Но мы спросили, в какие подвижные игры любят играть дети и играли их родители. И каждый ребенок назвал как минимум одну игру. Так что не только компьютерные в приоритете у наших детей. Хотя игры у них другие: некоторые дети даже не знают, что такое резиночки и классики, которые были очень популярны в конце ХХ века. ????

Дети хотят больше времени проводить с родителями…

Последний вопрос был о том, что чаще всего дети делают в свободное время, что для них привычнее. Играть с друзьями. Это актуально для всех поколений. ????  Современные школьники любят слушать музыку, играть в настольные игры, рисовать. Возможно, этому способствует то, что появились новые возможности: у всех есть телефон, любую настольную игру можно купить в магазине. Дети, конечно, любят общаться в социальных сетях, но они также любят общаться с родителями. Раньше дети больше времени проводили во дворе, больше общались со своими сверстниками.

Делаем вывод: за последние 25-30 лет в обществе произошли изменения, которые повлияли на проведение свободного времени детей. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, интернет, социальные сети и сотовые телефоны. Неудивительно, что современные школьники не представляют свою жизнь без всего этого. 

Но главное, я поняла, что в семьях существуют определенные традиции, которые передаются от родителей к детям, общие семейные дела.

Дети любят своих родителей, любят проводить с ними время и играть, любят активный отдых. К сожалению, родители современных детей сами принадлежат уже к «неиграющему» поколению. И времени на игры с детьми у взрослых регулярно не хватает. 

Но откупиться от детей не получится. Исключив свое непосредственное участие в жизни детей, мы лишаем их жизнь душевности, которую ни за какие деньги не купишь, без которой их мир обеднеет. Помните, как точно подметил Король из сказки «Золушка»: «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — благородным». 

Наталья Абазовская. 

Фото из открытых источников.

Источник

Александра Кононович
Досуговая деятельность и ее значение в дошкольной педагогике

Слово «досуг» появилось в древности, о нем упоминал еще Аристотель. В России этот термин появился в xv в. Досуг это свободное время, а свободное времяпровождение с пользой для души и тела называется досуговой деятельностью.

Досуг происходит от слова «достигать». Главное направление досуга, это восстановление духовных и развитие физических сил человека. Еще в древности свободному времяпровождению уделялось большое значение. Организации праздников, театру, искусству, уделялось большое внимание.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 2 калининград

Досуг это – свободное время человека от своей основной занятости. Человек своим свободным временем может распоряжаться самостоятельно по своему усмотрению. Ведь досуг это развитие личности человека. Досуг и свободное время это слова синонимы. Свободное время направленное на обогащение культурных ценностей человека является деятельностью. Деятельность в свободное время является досуговой деятельностью.

Досуговая деятельность это свободное время проведенное активно и направлена на удовлетворение потребностей человека. В досуговой деятельности происходит познание собственной личности и окружающего мира.

Досуговая деятельность – осознанная и направленная активность человека,в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которого он может выразить себя, собственный интересы.

К. Д.Ушинский писал:«Если человек не знает что ему делать в часы досуга, то тогда портится его голова и сердце и нравственность.» Неумение организовывать досуги для себя и особенно для окружающих, говорит о низкой культуре человека.

В своих работах великие педагоги, такие как Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо и др., описывают рекомендации, как нужно организовать свободное время ребенка, чтоб он раскрыл свои скрытые таланты. Как приобщиться к культуре своего народа, а так же почитать и уважать традиции своей семьи, используя для этого свободное время.

Только в шестидесятые годы, в педагогике, начинает уделять внимание досугу. Появляются первые работы по организации досуговой деятельности (Н. А. Ахметова, Н. А. Запорожец, С. А. Шмаков). В педагогике начинают разрабатываться новые направления – организация досуга. Перед педагогическим составом встает задача организация досуга с целью формирования личностный рост ребенка. Такая задача может быть решена только в совместной и взаимной деятельности.

В научных трудах Т. С. Комаровой, Г. П. Орлова, Н. А. Ветлугиной, Б. А. Титов, Э. В. Соколова, В. А. Сухомлинского описывается свободное время ребенка и его организация. Они придают большое значение правильно продуманной организации свободного времени ребенка. И свидетельствуют о том, что таким образом у ребенка в процессе разнообразных игр происходит всестороннее развитие личности. У детей формируются интересы, развиваются навыки, способности и закрепляются знания полученные на занятиях. Досуг описывают как совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которого удовлетворяются

связывает прошлое и будущее,

– творчество, которое способствует самовыражению,

– просвещение, которое служит развитию ума и т. д.

Б. А. Титов пишет, что досуг, это позитивное явление и его можно рассматривать как творческое поведение в свободное время.

Досуговая деятельность оказывает огромное влияние на воспитание, развитие детей. На физические, психические, и духовные потребности. И дальнейшее развитие человеческих сил.

Э. В. Соколов рассматривает досуг, как свободное время, когда можно сделать выбор занятий, где используется и физическая и умственная активность.

Э. В. Соколов предлагает несколько видов досуга:

– отдых, служит для восстановления сил,

– праздник, который сегодняшний день досуг рассматривается как приоритетное направление в дошкольной организации и он является основой формирования культуры ребенка. Досуговые мероприятия для детей, это сфера, в которой ребенок себя может раскрыть, показать и выявить свои таланты, умения и знания. Раскрываются его истинные потребности. Развивается его правильное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В сфере досуга дети более открыты, более взаимодейственны друг с другом, более дружелюбны. Детский досуг социализирует, развивает и готовит детей к взрослой жизни. В условиях досуга происходит контакт человека с миром, а так же развиваются его духовно – культурные ценности. В организации досуговой деятельности принимают участие музыкальный руководитель, воспитатель, старший воспитатель, педагоги дошкольной организации и родители.

Одна из самых главных и основных задач досуга, является условием для эмоционального отдыха детей. Н. А Ветлина и Н. Б. Зацепина в своих работах показывает, что досуг организуется взрослыми для того, чтобы создать комфортные условия и снять психическое и физическое напряжение дома в семье и в группе, а так же для создания комфортных условий, особенно в дошкольной организации. А на сегодняшний день, в дошкольной организации, досуг рассматривается как развлечение и проведение праздников и утренников, ребенка не учат правильно и с пользой занимать свое свободное время.

В свободное время, дети должны заниматься интересной по их мнению и содержанию деятельностью, которая вызывает в них чувство уверенности, радости, формирует новые способности, уверенности в своих силах. Расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками. Насыщенная и интересная деятельность детей, насыщает их положительными эмоциями, тем самым благоприятно влияет на физическое и духовное воспитание, что позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы.

Досуговая деятельность, при известных обстоятельствах, становится важным фактором общего развития детей. Любимые занятия, интересное время провождение для детей, является важным фактором и поддерживает эмоциональное здоровье в каждом ребенке.

Досуговая деятельность способствует комфортному выходу из стрессов, каких- то мелких беспокойств. Ценность такой деятельности, заключается в том, что досуг помогает ребенку реализовать и выявить все то лучшее, что имеется в нем. Таким образом, задача и цель педагога в дошкольной организации досуговой деятельности – научить детей полезно и творчески проводить свое свободное время. И создавать при этом благоприятные условия для формирования и развития целостной личности ребенка.

С. А. Шматков подразделяет досуг на группы:

Первая группа досугасвязана с функцией восстановление сил ребенка: прогулка, спорт, игры, забавы.

Вторая группа досугасвязана с развитием духовных ценностей: чтение книг, рассказывание сказок, просмотр телепередач, фильмов, посещение выставок, музеев, путешествии.

Третья группа досуга связана с развитием духовных потребностей и с трудовой деятельностью: спортивно-игровая, художественно-театральная, и научно- исследовательская досуговая деятельность.

Четвертая группа досуга учебная: конкурсы, походы, лагеря.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в детском саду

С. А. Шматков говорит, что детский досуг и его интересы постоянно меняются, в зависимости от ценностей семьи и меняются интересы детей и целенаправленность досуга.

М. Б. Зацепина [19] выделяет три типа отношений к организации досуга:

Первая – полное безразличие т. е педагогическая безнадзорность.

Вторая – излишняя заорганизованность, когда ребенок не имеет право выбора, а взрослые настаивают.

Третий – поиск путей форм и средств, методов которые соединяют в единое целое познание и развлечение.

В третьем случае взрослый сосредотачивает свое внимание на формирование у детей интереса к данному мероприятию и положительного эмоционального результата.

Важным качеством любой досуговой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной, прежде всего ребенку для максимального и активного участия с его стороны.

В досуговой деятельности, в большей степени удовлетворяются личные потребности ребенка, которые отражаются в дальнейшем в первую очередь в духовности. Деятельность, которая протекает в свободное время на основе интереса и желания участия в ней, непосредственно связана с учебной деятельностью, в ней удовлетворяются познавательные потребности. Но конечно главное, что в досуговой деятельности имеет место быть удовлетворение духовных потребностей. [36]

В связи с этим, необходимо помнить и знать, что интерес является стимулом в досуговой деятельности. Поэтому, при проведении и организации досуга для детей в дошкольной образовательной организации, должны учитываться интересы детей. Интерес является неотъемлемым условием в организации досуга. Если какая либо деятельность перестает вызывать интерес у ребенка, то ребенок просто отказывается участвовать в ней. Необходимо постоянно стимулировать, активизировать проявление интереса и создавать постоянно новый интерес досуговой деятельности.

Жизнь ребенка очень насыщенна, столько новой для него информации вокруг, поэтому ребенок тратит очень много физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне, детская досуговая деятельность, осуществляется только на основании детских игр, что помогает снять дневное напряжение. Именно во время досуговой деятельности и происходит восстановление утраченных физических и психологических сил. Во время досуга, дети получают огромное удовольствие от участия в нем. Участвуя в играх и развлечениях, дети реализуют потребность в движении, могут проявлять инициативу легкость, активность, сообразительность и все это происходит во время досуговой деятельности.

Система образования в России, на сегодняшний день терпит очень большие изменения. И конечно же, это коснулось и системы дошкольного образования. На этапе современного развития, в дошкольном образовании одним из важных вопросов является поиск более новых методов форм образования и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня, очень большое внимание уделяют формированию и воспитанию личности ребенка. Личностные качества человек приобретает в следствии обучения и воспитания т. е формируются и развиваются. Личность ребенка развивается в обучении, приобретении знаний, умении и навыков. Большое значение в формировании личности ребенка имеет творческая деятельность, она формирует эмоциональное отношение к миру. Огромный вклад в формировании личности ребенка и его творческой деятельности вносит дошкольная образовательная организация. И немаловажную роль в дошкольной образовательной организации имеет досуговая деятельность.

Жизнь ребенка в ДОО невозможно представить без веселых досугов без развлечения и праздников. Досуговая деятельность осуществляется в дошкольной организации через дополнительное образование. В организации и проведении досуговых мероприятий реализуются множество поставленных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, познавательные.

Существуют множество форм организации детских досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации.Такие как: спортивные, музыкальные, фольклорные, театральные, речевые досуги и т. д.

Досуги в детском саду очень разнообразны по форме содержанию и эмоциональной насыщенности. В процессе досуговых мероприятий,решаются задачи важных направлений: нравственного, эстетического, физического, трудового и интеллектуального воспитания.

В работе по организации досуговых мероприятий для дошкольников необходимо придерживаться некоторым принципам.

-принцип позитивности (создания дружелюбной атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);

-принцип саморазвития (реализация творческих возможностей, способностей каждого участника мероприятия);

-принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);

-принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);

-принцип духовности (установление взаимосвязи и понимание высших ценностей,приобретении своего духовного мира: здоровье, добро, счастье, развитие внутреннего мира ребенка);

-принцип индивидуальности (индивидуальное, физическое и психическое развития, ребенка). [22 c-8]

Досуговая деятельность ребенка связана с развитием познавательных потребностей. Освоением его реального мира. В процессе участия в досуговой деятельности от ребенка требуется активность, и напряжение, при этом выявляется и формируются способности к саморазвитию и самовыражению. [22 c- 91]

На сегодняшний день многие дети дошкольного и школьного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребенка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.

Проведение досуговых мероприятий, способствуют укреплению детского организма в целом, создают положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребенка. [16]

Каждый ребенок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир. Задача ДОО и педагога, организовать оптимальную для возраста ребенка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта, досуговое мероприятие.

Итак: проблема свободного времени и его организация является предметом изучения многих авторов. Досуг занимает свободное время, которое является личной сферой человека. Досуг, это способ к совершенствованию и самореализации. Использование досуга как средство развитие детей в период дошкольного детства, является актуальной проблемой дошкольной педагогики. Решением вопроса, является организация и взаимодействия педагога и родителей.

Источник