Связь психического развития ребенка с изобразительной деятельностью
Nbsp;
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
Психологические особенности дошкольного возраста
реферат по предмету «Возрастная психология»
Выполнил: студент 2 курса
заочного отделения направления
«Педагогическое образование»
Егорова К.В.
Проверил: к.п.н., доцент
Старовойт Наталья Васильевна
Содержание:
Введение3
1. Игра в дошкольном возрасте4
2. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребёнка7
3. Восприятие сказки в дошкольном возрасте9
4. Учение и развитие психических процессов в дошкольном возрасте11
5. Основные психологические новообразования в дошкольном возрасте15
6. Кризис семи лет17
Заключение19
Список литературы20
3
Введение
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь?
4
Игра в дошкольном возрасте
Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, – это сюжетно-ролевая игра.
Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.
Что же составляет предмет этой деятельности? Это – взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.
Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно “овладевает” взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д. Б. Эльконина.
5
Как же это происходит? Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра – образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает “пустой” промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д. Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства. Многие исследователи связывают проблему возникновения игры с проблемой искусства.
Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры такова:
Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
Существовало мнение, что в игре все может быть всем (В. Штерн). Но, как считал Л. С Выготский, так может рассуждать человек, забывший свое детство. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Какое значение имеет символика игры? По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий
6
дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.
Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих – в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.
Последний компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.
Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
7
Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребёнка
В современном индустриальном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другие типы деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная деятельность; элементарный труд; восприятие сказки; учение.
Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает внимание художников, педагогов и психологов (Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, Н. А. Рыбников, Р. Арнхейм и др.).
По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельное подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок – одна из таких опор.
Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт – рисунок.
В статье “Предыстория развития письменной речи” Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. Символ имеет сходство с тем, что он обозначает, знак такого сходства не имеет. Детские рисунки – символы предметов, так как они имеют сходство с изображаемым, слово такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком. По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения, мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи.
Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и
8
рисование, совершается ребенком с определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале (“домик из кубиков и “домик” на рисунке). Продукты изобразительной деятельности – не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т.п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. Цвет как категория для ребенка начинает уже существовать.
Первоначально (до этого) он опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета. Только благодаря отрыву этих свойств от предмета становится возможной работа с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования Д. В. Запорожца, Л. А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер.
Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д.
Еще одна функция детского рисунка – функция экспрессивная. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным, в рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры. Посредством рисунка можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.
Наконец, последнее. Излюбленный сюжет детских рисунков – человек – центр всей детской жизни. Несмотря на то, что в изобразительной деятельности ребенок имеет дело с предметной действительностью, реальные отношения и здесь играют чрезвычайно важную роль. Однако эта деятельность недостаточно выводит ребенка в мир зрелых социальных отношений, в мир труда, в котором участвуют взрослые люди.
9
Источник
Изобразительная деятельность как средство психического развития ребенка
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и других показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают её специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н.Н. Поддъяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.
В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творчески инициативе.
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое.
На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, Н.А. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий способности в комплексе и выделила следующие их особенности:
1) Способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко “входить” в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;
2) Творить по законам красоты;
3) Оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
4) Самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.
По исследованиям Н.А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.
Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.
Восприятие всех видов искусства и воспроизведение отдельных их явлений требует способности их эстетической оценки.
Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:
– искренность, непосредственность переживаний;
– увлеченность, “захваченность” деятельностью;
– активизация волевых усилий, способность к вхождения в изображаемые обстоятельства;
– специальные художественные способности к вхождению в изображаемые обстоятельства;
– специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.
Показатели качества творческих действий включает в себя:
– внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;
– создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;
– применение известного в новых ситуациях;
– нахождение новых приемов решения;
– быстрота реакции;
– хорошая ориентировка в новых условиях;
– нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.
К показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:
– нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;
– своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;
– соответствие продукции элементарным художественным требованиям.
“Один рисунок стоит тысячи слов”. Это восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею изобразительного искусства. Именно этот вид деятельности имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному и психическому развитию.
Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – всё это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.
Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая её все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать.
В формировании психических процессов неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой отражение действительности.
Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
При проведении занятий по изобразительной деятельности воспитатель использует методы и приемы работы с детьми, чтобы донести определенное содержание, сформировать у детей знания, умения, навыки.
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного “Программой воспитания и обучения в детском саду”.
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира и из сообщений педагога (объяснения, рассказа, указаний и т.д.), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.д.), то выделяют методы: наглядные, практические, используемые не только на занятиях, но и в повседневности.
Изобразительная деятельность как один из её видов – рисование привлекает каждого ребенка. Рисование, как определенный вид деятельности имеет два вида техник: традиционный (кисть, карандаш) и нетрадиционный.
Если следовать концепции Л.С. Выготского, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций. Рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. В этом развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и способностей, овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей деятельности на специфику развития изобразительной деятельности в тот или иной период социального развития ребенка.
Дети без всякого специального намерения своими рисунками отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей, ребенок, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором он живет. Усваивая ориентации окружающих людей, ребенок вырабатывает и свою личную позицию, свои частные идеалы.
Эффективное художественно-эстетическое развитие личности ребенка на занятиях изобразительным искусством обусловлено, в первую очередь, использованием в образовательной системе богатства мировой культуры и искусства.
Рисование – сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся сложная личность ребенка и которая сама оказывает существенное влияние на формирование личности.
По словам М. Шкляровой: “Нетрадиционные техники рисования” помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать немного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.
Одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка являются печатка. А с помощью геометрических печаток можно создать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, пакеты для подарков и т.д. не менее интересный способ рисования поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях.
Следующий способ – с помощью обыкновенных ниток. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объемным.
Но рисовать можно не только поролоном, печаткой и с помощью ниток, существуют и другие нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как: рисование пальчиками, “ладонная” техника, фотокопия (рисование свечей), отпечатки листьев, кляксография, расчесывание краски и другие.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё! И цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и другие.
Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.
Таким образом, из всего выше сказанного можно подвести итог, что изобразительная деятельность, в частности рисование, лепка, аппликация и конструирование имеет большое значение. С помощью изобразительной деятельности ребенок воплощает в естественных образах, всё то, что он познал ранее. Это является, своего рода, способом выражения своих мыслей.
Во время занятий изобразительной деятельностью дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, безусловно, использовать в своей речи слова, описывающие предметы и действия.
В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности воображения и других психических процессов. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы, содержание которых заимствовано из литературных произведений.
Источник