Связь физического и психического развития ребенка до года

Связь физического и психического развития ребенка до года thumbnail

Физическое и психическое развитие детей всегда волнует родителей. Основными критериями правильного развития малыша до года являются рост, вес, окружность грудной клетки и головы, а также активность. Если ребенок по каким-либо показателям начинает отставать от своей возрастной группы, родители начинают волноваться, стараясь, нагнать убежавших вперед сверстников. Надо ли это делать? Какие существуют отклонения от нормы? Как нужно оценивать психофизическое развитие детей?

Психическое развитие ребенка
Период младенчества – один из самых важных в развитии ребенка. Именно в первые 18 месяцев закладывается глубинное чувство доверия к людям, которое очень легко подорвать своими неумелыми действиями.
Первый год жизни напрямую связан с матерью. Увы, но ребенка, только что появившегося на свет, воспринимают не как личность со своими потребностями, а больше как сладкого, пухленького «пупсика», которому нужно дать вовремя попить, поесть, немного с ним поиграть, а потом убаюкать и уложить спать.
Между тем, ребенок рождается с активным восприятием реальности, с огромным желанием установить контакт с мамой, а вслед за ней – с окружающим миром. Это его самое большое желание, его базовая потребность, и малыш хочет реализовать ее в первую очередь. Другое дело, что его потребность в общении до поры до времени скрывается в маленьком теле, которым кроха еще не очень умеет владеть, да и озвучить свои желания он тоже не может.
Понаблюдайте за новорожденным, как он реагирует на человеческий голос – в норме в полгода ребенок поворачивает голову на звук и пытается поймать взгляд мамы. И когда это ему удается, он чрезвычайно радуется этой возможности общения, пусть пока и невербального. В раннем возрасте ребенок учится откликаться на свое имя, различать голоса, интонации, настроение говорящего, выражать собственные эмоции с помощью звуков и мимики.

Ошибки, приведшие к различным психологическим травмам, в основном совершаются в первый год жизни малышей их мамами, с которыми они эмоционально сильно связаны. Не даром практически во всех семьях успокоить ребенка может только мама. Порой это является основной претензией к мужу: «Почему ты не в состоянии успокоить его? Я так устала!» Мамы забывают, что для малыша в первый год жизни наибольшее значение имеют отношения именно с мамой, энергию папы ему предстоит познать несколько позже. Однако это не означает, что ответственность лежит только на плечах мамы, на отце она также лежит, даже в большей степени. Если мама не ощущает поддержку, не чувствует себя защищенной, она становится неуравновешенной, взвинченной. Автоматически это настроение передается ребенку с ее молоком, через руки, взгляды. Малыш будет копировать эмоции мамы, которые будут выражаться в беспокойстве, плаче, плохом аппетите и сне.

Если малыш видит раздраженную маму, которая с вымученной улыбкой говорит: «Сладкий мой!», то воспринимает все сигналы одновременно – и напряжение, и улыбку сквозь слезы, и желание скрыть свое истинное состояние. Но что самое удивительное – все эти эмоции кроха адресует себе. Он думает, что во всех бедах виноват именно он. И это чувство может быть пронесено через всю жизнь. Отсюда берет свои корни отношение к миру по сценарию «жертва-агрессор». Годовалые малыши еще не умеют перекладывать ответственность на других, им кажется, что весь мир крутиться вокруг них, а значит все эмоции тоже связаны только с ним. Все органы чувств малыша направлены на маму, он буквально сканирует ее и делает выводы обо всем белом свете, исходя из настроения самого дорогого и пока единственного на свете существа.
Помните, что его психическое развитие напрямую зависит от вас и вашего настроения. Любая нетерпимость, невнимательность или наоборот излишняя взбудораженность по отношению к малышу всегда приносят отрицательный результат.

Физическое развитие ребенка

Рост, вес, а также пропорциональное развитие отдельных частей тела являются основными показателями того, что физическое развитие ребенка идет нормально. Существуют таблицы, по которым дается оценка физического развития детей, но они не всегда бывают верными, так как степень физического развития зависит и от генетических особенностей, и от социальной среды.
Существуют эндогенные и экзогенные факторы, оказывающие влияние на вес, рост, размеры головы и грудной клетки малыша. К первым относят эндокринные железы, поскольку именно они вырабатывают гормоны, влияющие на рост – соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Ко вторым относятся условия, в которых пребывает ребенок: своевременное и достаточное питание, возможность двигаться, получение в достаточном количестве свежего воздуха и новых впечатлений и т.д.
Особенности физического развития детей могут быть связаны со следующими факторами: родился ли малыш доношенным, какой рост и вес имели его родители при рождении, получает ли он питание в достаточном для его возраста количестве, нет ли каких-либо нарушений, отклонений и заболеваний. Если малыш не соответствует указанным в таблицах показателям, это не значит, что он плохо развивается.

Читайте также:  Концепция выготского об аномальном развитии ребенка

Психофизическое развитие детей – общие показатели

Рост.
К тому моменту, как малышу исполнится год, его рост должен составлять 72-75 см, т.е. в среднем здоровый малыш прибавляет в росте за первый год 25 см. Эти показатели опираются на рост при рождении 48-52 см. Но, естественно, если родители малыша низкорослые, то его показатели могут быть ниже нормы.
Вес.
К 6 месяцам вес малыша должен удвоиться, а к году – утроиться. Средние показатели массы тела годовалых малышей колеблются около  10-10,5 кг. Но тут тоже есть свои подводные камни. Недоношенные малыши набирают вес медленнее, но к году уже догоняют своих доношенных ровесников. Также на вес влияет и генетика, то есть, если родители имеют худощавое телосложение, то и ребенок будет худощавым, и слишком большая прибавка в весе может быть сигналом начинающегося эндокринного заболевания. Естественно, на вес влияет количество еды. Не следует малыша закармливать. Он сам знает, сколько и когда ему нужно съесть пищи.

Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни
Связь физического и психического развития ребенка до года

В заключении хочется сказать, что физическое и психическое развитие ребенка зависит не только от того что и как он ест, но и от вашей любви. Доказано, если ребенка любят, если с ним занимаются, его развитие идет быстрее.

Автор: Елена Чуденцова

Источник

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

Читайте также:  Доска для развития ребенка купить в харькове

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Источник

ирина осипова
Взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического здоровья детей

Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).

Читайте также:  Психическое развитие ребенка с нарушением слуха

Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление. Щелованов Н. М. выяснил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Установлен и тот факт, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи,во многом зависит от факторов биологических:течение беременности, осложнение при родах, состояние здоровья малыша и т. д.

Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками-залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.

Так например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие нагрузки в садике и после, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется

Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и их психических качеств позволяет более объективно судить о процессе физического воспитани

Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.

Доказано что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания. Но не все родители знают, что при правильном организованном физическом воспитание уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.

Необходимо подбирать такие упражнения, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка. Дети, которые не занимаются физическими упражнениями, медленно развиваются. Но помните, двигательная активность ребенка раннего и дошкольного возраста не должна быть сильно перегруженной. Избегайте интенсивных и длительных нагрузок, поскольку все это связано с большими затратами энергии. В раннем возрасте, энергия для малыша необходима для развития организма. Поэтому помните, что чрезмерная физическая нагрузка может привести к дисгармонии в росте и развитии органов и систе

Зачем нужно соблюдать режим дня?

Правильно составленный режим дня – является основой жизни ребенка, главным условием хранения его здоровья. Если правильно соблюдать режим дня, который соответствует возрасту ребенка, то такой режим обеспечивает нормальное развитие организма, а от этого зависит своевременное и правильное умственное и физическое развитие, настроение и поведение. Дети, которые приучены к режиму, очень подвижны во время бодрствования, не отказывается от пищи, не капризничает, спокойно и быстро засыпают в положенное время, сон очень спокойный и крепкий, просыпаются всегда в хорошем настроении.

При нарушении режима, особенно если сокращать время сна или нарушать его периодичность, это часто приводит к переутомляемости нервной системы и даже к ее истощению.

Ребенок становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, заторможенным, вялым. Все эти состояния неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья. У ребенка понижается сопротивляемость к заболеваниям, пропадает аппетит.

Если прогулки, сон, кормление, купание, проводятся в одно время, то организм малыша привыкает к такому распорядку, устанавливается стереотип поведения, и ребенок делает всегда все с удовольствием.

Источник