Связь дополнительного образования и школы в развитии ребенка

  Терёнина С.А.

педагог дополнительного образования

  МБУДО «Центр искусств»

  г. Салават

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО  И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Раньше в школьном образовании существовала цель – передача знаний, формирование умений и навыков под заданный для всех школ «мифический» образ всесторонне и гармонически развитой личности. Теперь же все более набирает силу другая сторона образования, предлагающая не «формовку личности под шаблон», а создание условий для развития всех задатков, способностей, наклонностей, заложенных в каждом ребенке.

 «Живой ребенок сложнее любого самого современного космического аппарата. И для того, чтобы довести ученика до запуска в большую жизнь, необходимо научиться взаимодействовать вокруг проблем, требующих определенных усилий всех образовательных систем», – отмечают авторы книги «Управление современной школой» Марк Поташник и Александр Моисеев. В последнее время развитие средней общеобразовательной школы во многом сосредоточено на таких мероприятиях реформы, как ЕГЭ, поступление в вузы. Кажется, дополнительное образование выпало из поля внимания реформаторов. Но в то же время набирает силу другая тенденция: для приема в вузы и другие профессиональные учебные заведения все более значительными становятся не только оценки, полученные на экзамене, но и личные индивидуальные успехи учащегося, так называемый «Портфель достижений». А в нем и содержится вся информация о том, что выпускник школы посещал художественную или музыкальную школы, участвовал в творческих конкурсах, работал в различных кружках, иными словами, не ограничивал себя рамками школьной программы. Этот фактор становится еще более актуальным при рассмотрении вопроса о профилизации обучения в школе. Так что дополнительное образование набирает вес в силу своей ориентированности на интересы ребенка и его социальную адаптацию в среде.

До недавнего времени школьная и внешкольная педагогика существовали в лучшем случае параллельно, а в худшем – действовали в расходящихся направлениях. В последнее время ситуация меняется. В ряде случаев создаваемые учебно-воспитательные комплексы включили в свою структуру учреждения дополнительного образования – такие как художественную, хореографическую, музыкальную школы и даже школы и центры искусств.

Опыт перенесения в школьные условия целостных, сложившихся образовательных систем, имеющих собственные традиции, отработанную технологию, не так уж велик. Но суть проблемы сводится к задаче адаптации одной образовательной системы к другой, изменению некоторых элементов внедряемой системы с целью ее «вживания» в существующую школьную систему, т.е. создания так называемого «единого образовательного пространства». При этом главным условием адаптации является сохранение ее сущности, «самости».

Сам термин «дополнительное образование» представляется весьма условным, ибо ребенок являет собой веер траекторий развития, и никому не дано предугадать, какая встреча, какое взаимодействие и с какой средой будет для него решающим.

Порой воздействие педагога дополнительного образования на личность ребенка перевешивает влияние целого педагогического коллектива школы и тем самым становится для воспитанника основным, а все остальное – дополнительным. Нередко мудрый педагог дополнительного образования, зацепившись за что-то интересное ребенку, вытягивает личность в целом, меняя систему ценностей, личностные ориентации. Подобный педагогический прорыв может совершить и школьный учитель, но с внешкольником он в слишком неравном положении, ибо дополнительное образование по самой своей сути личностно ориентировано, индивидуализировано. К «внешкольнику» не приходят «из-под палки», а только тогда, когда сформирована хотя бы первичная мотивация, есть какой-то интерес к данному виду деятельности. Сама добровольность выбора является мощным педагогическим фактором.

Школа же всегда в силу своего социального происхождения будет оставаться в определенной степени учреждением формальным, хотя бы в смысле неизбежного соблюдения обязательных для всех норм и правил. Иное дело – внешкольная педагогика, которая в ее сущностном виде исповедуют личностную философию образования, ориентированную на интерес ребенка, и его социальную адаптацию в среде. «В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера, это вложение средств в будущее страны» (В.В. Путин).

Излишне напоминать, что многие обстоятельства нашей жизни работают на снижение адаптационного потенциала ребенка. Очевидно, что и школа вносит в это свою значительную лепту. Неизбежный шок, который испытывает ребенок при поступлении в детский сад, впервые отрываясь от матери; адаптационный синдром первого класса, стрессы, связанные с перегрузкой программ; не всегда корректный выбор педагогических технологий; наконец, авторитарный стиль общения, до сих пор неизжитый в школе, – все это мстит за себя повышенной заболеваемостью детей.

Конечно, многое в последние годы можно отнести за счет социального и экономического положения страны в целом. Но надо заметить, что и сама школа вносит свой вклад в процесс ухудшения здоровья детей. Не случайно еще в 20-е годы Л.С. Выготский писал, что болезни детей школьного возраста – это «школьные болезни» по преимуществу, т.е. болезни, в которых выражаются неблагоприятные влияния обучения на ребенка.

90% инновационной деятельности школ сводится к углублению и расширению содержания образования за счет ввода в учебный план дополнительных предметов.

Поэтому адаптация учащихся к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей своего решения.

Подвижная психика ребенка, свой для каждого тип и темп созревания интеллекта бесконечно пугают стройную картину любой педагогической системы. А это значит, что, пытаясь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его психофизиологических особенностей и склонностей, необходимо помнить о том, что все наши подходы носят ориентировочный, приблизительный характер. Мы имеем дело с хрупкой, изменчивой природой растущего человека.

Каждый возраст рождает в ребенке свои потребности и вопросы. В зависимости от темперамента и индивидуальных особенностей ребенок высказывает их вслух или никак не проявляет вовсе, однако же живет с ними.

Материал занятий строится так, чтобы в нужный момент к ребенку пришла та информация, в которой он нуждается для правильного гармоничного развития.

Потребности и нужды детей бывают возрастные и индивидуальные. Конечно, ребенок нуждается в знаниях, которые предлагает ему школа. И не только потому, что он будет жить в мире, в котором ему надо многое знать, но еще и потому, что он будет жить в мире, в котором ему надо многое знать, но еще и потому, что различные знания развивают разные стороны существа человека. Не только физическое тело формируется по законам, общим для всех людей, но и его духовно-душевная сущность.

Чтобы она правильно и здоровым образом развивалась, ребенку в определенном возрасте необходимо слушать сказку и научиться читать, писать, считать, а в другом возрасте ему следует познакомиться с законами физик и химии, читать романтические баллады и т.д. То есть, как в определенном возрасте у всех детей начинают меняться зубы и происходит половое созревание, так же каждый возраст рождает в ребенке свои  потребности и вопросы.

Но чтобы в средней и старшей школе ученики были способны к такому творческому живому мышлению, позволяющему им легко делать «открытия», в младших классах надо заложить для этого фундамент: научить душу детей быть подвижной и гибкой, этому способствуют занятия искусством. И если школьные программы в этом смысле ограничены, то у дополнительного образования больше возможностей.

Дополнительное образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Становится все более очевидным, что прорыв в методологии образования связывается с проникновением искусства во все сферы образования. И это обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Первое из этих обстоятельств носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества.

 Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода «защитный» пояс, охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма, и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источником формирования агрессивного поведения.

Второе обстоятельство, связанное с изменением представления об общепринятых идеалах выражаются в осознании ограниченности рационального объяснения мира, а тем самым, в продолжении взгляда на человека, как на сугубо рациональное существо, и выявлении смыслообразующей, мотивирующей функции искусства в становлении личности.

Третье педагогическое обстоятельство заключается, как правило, в растущем интуитивном понимании того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира.

Основная цель развития детей заключается в формировании более глубокого, осмысленного духовного мира учащихся, их эстетического вкуса через воздействие различных видов искусств в их комплексе. Детей необходимо подвести к пониманию, что внутренняя музыка живописных полотен, литературных произведений – это музыка эмоций, музыка чувств, музыка страстей.

Сравнивая языки различных искусств, находят между ними много общего:

– мелодия сродни линии, силуэту, штриху;

– музыкальный лад сродни колористическому строю живописного произведения;

– ритмическая организация, темп, динамика имеют место в развитии художественного образа практически каждого вида искусства.

В результате учащиеся начинают понимать, что в искусстве сокрыта активная созидательная сила, направленная на воспитание чувств, на развитие образного мышления, художественного воображения, способности к восприятию нового.

«Искусство помогает «вытащить»  из детских душ все самое необыкновенное, что так просто не раскрывается».

В настоящее время художественно-эстетическое образование в школе осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная литература», а также с помощью различных факультативов, кружков и других форм внеклассной работы. А углубленно  художественно-эстетическим образованием дети занимались в специальных школах и студиях.

Что такое специализированная школа (музыкальная, художественная, хореографическая и другие)? Туда идут дети, наделенные определенным даром. «Там их перемалывают мощные жернова, после чего выживают лишь самые способные, те, кто становятся профессионалами». Ребенок, который не имеет «комплекта» способностей, необходимого для профессионала, не интересует специализированную школу.

И что же мы видим: с одной стороны – профессиональное обучение небольшой группы детей, а с другой стороны – множество детей, от художественного творчества практически полностью отлученных.

Какие же конкретные качества нужны для занятий искусством? И как эти качества выявлять, «измерять» и развивать?

Этим определяется сверхзадача преподавателя дополнительного образования на базе общеобразовательной школе: общаться со всеми, уметь видеть в каждом ученике уникальную личность с присущим ему творческим потенциалом. Личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не вполне осознала себя, и нуждается в его помощи. Главное – чтобы ученик почувствовал, что благодаря искусству он как бы размыкает границы повседневного Я, получает опыт расширенного самоощущения в мире. Чтобы он испытал предчувствие, хотя бы смутное, собственных творческих возможностей.

Однако, педагог может только создать условия, а не предопределить путь ученика: не все же рождаются для того, чтобы осуществить себя именно в художественном творчестве.

В связи с этим и ориентация художественно-эстетического образования в основной школе не столько на технологизм, сколько на чувственно-эмоциональную сторону процесса обучения.

С чего обычно начинается приобщение к какому-либо виду искусства? Начинать же надо с развития того отношения к жизни, благодаря которому человек чувствует себя художником, порождает самостоятельные художественные замыслы, т.е. через процесс активного наблюдения и переживания различных проявлений окружающего мира. Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания. Известно, что разум и чувства очень сложно привести в равновесие, гармонию. И средством, снимающим противоречия между эмоциями и интеллектом, является танец. Доказано, что человек, владеющий своим телом, гармоничен не только в движениях, но и в собственных мыслях.

© Терёнина С. А., 2018

Источник

Елена Николаевна Антоненко
Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе

Сегодня школа и учреждения дополнительного образования –партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования, складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.

Взаимодействие школы и УДО предполагает организацию совместной деятельности самих детей и педагогов, в которой проявлялась бы их субъектная позиция. Следовательно, взаимодействие – это:

• организация связей, контактов, ведущих к обога­щению результатов педагогической деятельности;

• организация отношений, общения людей разного положения, возраста, опыта (педагогов, детей, представителей органов государственного управ­ления, в основе которых – добровольность, общность интересов, равенство, полезность;

• организация вхождения воспитательных структур в окружающий социум и освоение его общими усилиями субъектов взаимодействия.

Особенность взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования заключается в том, что управление осуществляется не по директивно-нор­мативным установкам извне, «сверху», а преимуще­ственно через лидеров, которые являются инициатора­ми, организаторами совместных действий, носителями идей, замыслов, новаций, авторами воспитательных программ, систем.

На современном этапе, как показывает опыт организации взаимодействия, инициатором чаще выступает учреждение дополнительного образования. Программы до­полнительного образования, разрабатываемые во вне­школьных учреждениях, наглядно показывают детям практическую значимость получаемых знаний, обозна­чают сферы их применения в окружающей жизни и этим привлекательны для школьников. А школьных педагогов эти программы привлекают новизной подхо­дов, инновационными педагогическими технологиями.

Знакомство педагогов дополнительного образования со шко­лами-соседями, поиск партнеров, единомышленников нередко приводит к тому, что школьного учителя пригла­шают поработать педагогом дополнительного образо­вания или методистом. Освоившись, он нередко сам становится организатором более широкого сотрудни­чества школы и учреждения дополнительного образо­вания.

Цель, конкретные задачи, содержание взаимодей­ствия школы и учреждения дополнительного образова­ния определяются исходя из:

• наличия общего и специфического в этих учреж­дениях, определенного в нормативных государ­ственных документах, уставах, положениях;

• особенностей конкретного учреждения, направ­ления его деятельности, воспитательной системы (уровня ее развития, социального заказа кон­кретного социума (запросы семьи; потребности, интересы детей и возможности их удовлетворения).

Общее в деятельности школы и УДО: 1) ребенок, его воспитание и развитие как цель педагогической деятельности; 2) кадры – в основном педагогические; 3) социально-при­родная среда.

Специфика данных образовательных учреждений заключается в 1) конкретных задачах по реализации общей цели, 2) в позиции взрослого и ребенка в педагогически орга­низованном процессе, 3) в содержании и направлен­ности видов деятельности, 4) в показателях результатов их деятельности.

Так, воспитание в школе происхо­дит в значительной степени через обязательную программируемую государством учебную деятель­ность, строго регламентированную, с четко обозначенными правами и обязанностями участников про­цесса обучения – учителя и ученика, со стабильной системой оценок. В деятельности учреждений дополнительного образования воспитание – это про­цесс развития ребенка в добровольно выбираемой деятельности детского демократического сообщества (группы, кружка, объединения клубного типа, сек­ции, в содружестве со сверстниками и взрослыми – руководителями-воспитателями. Такая деятельность по личному выбору предполагает активную субъект­ную позицию ребенка в определении ее содержания, форм, результативности.

В различных видах дея­тельности, осуществляемой учащимися в УДО процесс познания практикоориентирован, индивидуален, личностно значим по результатам, приближен к реалиям окружающей жизни, способ­ствует самореализации личности. Например, ученик в школе изучает на уроках географии и биологии природу родного края, природные явления и т. д., получает при этом теоретические знания. В то же время, он, будучи воспитанником туристско-краеведческого центра, осваивает основные специальные знания, умения в походе, экспедиции, коллективной краеведческой, исследовательской деятельности и способен успешно их применять на практике в раз­личных жизненных ситуациях, грамотно ориентиро­ваться на незнакомой местности по карте, компасу, природным приметам, провести экскурсию с млад­шими школьниками и т. д.

Поэтому именно через выявление специфики каждого об­разовательного учреждения, его воспитательной систе­мы важно строить взаимоотношения, сотрудничество, существенно дополняя, обогащая друг друга.

Важным фактором, влияющим на характер и содер­жание взаимодействия, является окружающая среда – со­циум (природный, социальный, культурный, экономиче­ский). Именно объекты окружающей среды часто стано­вятся реалиями, на основе которых организуется совместная деятельность школы и учреждения дополни­тельного образования. Совместная деятельность на базе среды способствует выведению воспитательных систем «за стены» своего учреждения, включению их в социум, педагогическому освоению среды, превращению ее в фактор воспитания детей и взрослого населения. В одном социуме объединяющими факторами могут быть уникальные природные зоны (леса, парки, усадьбы, реки, в другом – исторические памятники, культурные центры (театры, музеи, народные традиции, ремесла, экономические, научные, производственные объекты.

Для партнеров общей для сотрудни­чества может стать, например, туристско-краеведческая деятельность как компонент основного и дополнительного об­разования. Тогда формы сотрудничества должны быть адекватны этому общему содержанию деятельности,а именно: совместные походы, экспедиции, лагеря, слеты, комплексные экскурсии, интегрированные занятия. Воспитание на традици­ях национальной культуры может стать основой взаимо­действия школ с гуманитарным, культурологическим уклоном и Дворцов творчества детей и молодежи (их организационных структур – отделов декоративно-при­кладного искусства, художественной самодеятельности, фольклорных студий, и т. д.). Объекта-ми их общей деятельности будет создание музеев на­родного быта, темати-ческих выставок, организация народных праздников, фольклорных фести-валей, концертных программ, национально-драматических студий и т. д.

Взаимодействие школ и учреждений дополнитель­ного образования на основе общих направлений дея­тельности способствует созданию в окружающем соци­уме новых центров воспитания и образования различ­ной содержательной направленности, удовлетворяю­щих многообразные потребности, увлечения детей. Одни центры могут действовать на базе школ, другие – на базе учреждений дополнительного образования, а третьи могут создаваться совместными усилиями по месту жительства, при музеях, стадионах, предприятиях. Соз­дание таких центров расширяет сферу влияния воспи­тательных систем образовательных учреждений, выяв­ляет новые перспективы их развития.

Общая деятельность положительно влияет и на со­ответствующие звенья воспитательных систем взаимо­действующих учреждений. Растет профессионализм взрослых, меняется их педагогическое мышление, позиция по отношению к детям, окружающему миру вне школы. Вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс, программы. Появляются новые идеи, инициа­тивы. В результате взаимодействия зарождаются, оформляются новые воспитательные модели (системы, отвечающие специфике социума, образовательных учреждений, а главное – заполняющие досуг детей содер­жательной деятельностью.

Общая деятельность порождает высшую форму взаимодействия — сотрудничество, которое характери­зуется:

а) постоянством, разнообразием деловых контактов на разных уровнях (руководителей, педагогов, отдельных структур, детских объединений);

б) реальным позитивным влиянием друг на друга, взаимопониманием, взаимоуважением, доверием;

в) готовностью оказать помощь друг другу.

Формы работы, которые рождаются в сотрудни­честве, становятся традициями в социуме («праздник улицы», «день города», фестивали детского творчества, туристско-краеведческие слеты, спортивные эстафеты, осенние ярмарки, экологические десанты, вахты памя­ти, вечера «В кругу семьи» и др.). Создаются совместные дет­ские досуговые центры, клубы по интересам (пресс-центры, «детские биржи труда» и т. д., организуется канику­лярное времяпрепровождение (городские лагеря, площадки). На базе предприятий, учреждений создаются профориен-тационные центры.

Взаимодействие предполагает не только постоян­ное сотрудничество, совместную деятельность, но и установление деловых контактов разового, эпизодиче­ского характера.Тут имеются в виду: информирован­ность друг друга о наиболее значительных делах, собы­тиях в деятельности учреждений; оказание помощи в разработке и реализации инновационных программ; участие в отдельных мероприятиях; индивидуальные консультации; обмен методическими, дидактическими материалами; решение вопросов, касающихся детей – учащихся школы и воспитанников учреждения дополнительного образования; разовые привлечения педагогов-специалистов к работе учреждения.

Опыт убеждает в том, что именно из таких разо­вых, эпизодических деловых контактов может развить­ся полноценное взаимодействие высшего уровня – по­стоянное сотрудничество.

Приведем примерный перечень форм взаимодейст­вия,проверенных практикой:

• привлечение педагогов школ к работе учрежде­ний дополнительного образования (руково­дителями детских объединений, методистами, консультантами, а также в качестве участников конференций, смотров, конкурсов и т. д.);

• привлечение педагогов дополнительного образо­вания к работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного обра­зования и т. д.);

• создание совместных детских объединений опре­деленной профильной направленности;

• организация на базе школ филиалов учреждений дополнительного образования;

• подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми;

• совместное участие в праздновании знаменательных дат, событий;

• проведение летних походов, экспедиций, созда­ние лагерей труда и отдыха;

• совместная экспериментальная работа по кон­кретным проблемам воспитания, образования;

• подготовка методических, дидактических посо­бий, программ к действующим воспитательным системам;

• проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей; повышение педагогического мастерства сотрудников учреж­дений;

• совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т. д.).

В практике взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспита­ния детей, рациональной его организации.Такими формами можно назвать: рабочие совеща­ния-семинары педагогов школ и учреждений дополни­тельного образования по конкретным вопросам вза­имодействия (например, разработка программы празднования юбилейных дат в 2012 г.: 130-летие со дня рождения классиков белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа, 100-летие со дня рождения Максима Танка); научно-практические конфе­ренции по определению содержания, результативности взаимодействия и т. д.

В ходе делового сотрудничества складывается ди­намическая структура информирования, согласования деятельности школы, учреждения дополнительного об­разования с учетом специфики субъектов. Становятся традиционными встречи руководителей, совместно проводимые заседания методических объединений, встречи педагогов, методистов-организаторов конкрет­ных общих дел, встречи активов школьников и воспи­танников учреждений дополнительного образования, конкретных детских объединений (классов, кружков, отрядов).

На базе такого взаимодействия возможно возник­новение общего коллектива взрослых – единомышленников; новых детско-взрослых самодеятельных объ­единений по интересам (экологического, гражданско-патриотического, туристско-краеведческого, спортив­ного, культуроло-гического характера); временных структур в период летних каникул. Эти образования могут стать ядром новых воспитательных систем в со­циуме.

Обратим внимание также на то, что весьма значительна роль учреждений дополнительного образования в организации шестого школьного дня. Введение пятидневной учебной недели внесло коррективы не только в деятельность школы, но и в деятельность учреждений дополнительного образования: в учебные планы и программы, расписание занятий, кружков и объединений, определило пути взаимодействия и координации с учреждениями образования, культуры, детскими и молодежными общественными организациями.

При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня его организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования. Содержание и организация совместной деятельности между ними имеют определенные различия, которые необходимо учесть при разработке программ деятельности в шестой школьный день.

Формируя модель воспитательного процесса УДО в этот свободный день, прогнозируя его результаты, необходимо изучить мнения педагогов школы, ребят и родителей. Также важно привлечь администрацию школы, ребят из активистов, представителей родительского актива к обсуждению и разработке программы. Для более полного анализа социального состава, уровня, интересов и потребностей учащихся целесообразно перед началом учебного года провести социологические исследования среди педагогов учреждения дополнительного образования, школ и жителей микрорайона (например, провести анкету «Твои ожидания в субботний школьный день» и т. п.). Кроме этого, необходимо представить информационную справку о состоянии и возможностях учреждения дополнительного образования. Она предназначается в первую очередь для тех, кто впервые знакомится с деятельностью учреждения.

Источник