Светлана кондратьева если у ребенка задержка психического развития

Светлана кондратьева если у ребенка задержка психического развития thumbnail

Консультация.

Адресат: родители детей средней коррекционной группы.

Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей с ЗПР.

Задачи:

  1. Дать родителям знания об особенностях развития детей с ЗПР.
  2. Раскрыть основные направления работы с детьми с ЗПР.
  3. Дать рекомендации

Предварительная работа: 

  • Анкетирование родителей. Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
  • Подготовка презентации «Что такое ЗПР?»
  • Разработка буклета «Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития».
  • Подбор литературы   по данной теме для родителей.

Материал:

Мультимедийное оборудование для показа презентации.

Буклет «Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития»

Ход:

Выступление психолога.

Сегодняшнее мероприятие посвящено теме «Что такое ЗПР?». Чаще  всего ЗПР проявляется при поступлении ребенка в школу или в детский садик, когда становятся очевидными нехватка у ребенка запаса общих знаний, ограниченность в представлениях, незрелость в мышлениях, отсутствие способности к занятиям интеллектуальной деятельностью. Безусловно, такой диагноз способен вызвать дрожь у родителей, но не надо поддаваться отчаянию. Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Под задержкой психического развития  понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. То есть такие психические процессы, как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С.Певзнер и Т.А.Власова выделяют следующие.

1. Неблагоприятное течение беременности:

– болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

– хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

– токсикозы, особенно второй половины беременности;

– токсоплазмоз;

– интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

– несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

2. Патология родов:

– травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);

– асфиксия новорожденных и ее угроза.

3. Социальные факторы:

– педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы;

– неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

Признаки задержки психического развития у детей:

Наиболее ярким признаком ЗПР специалисты называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.

Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания плюс повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Общение со сверстниками носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребенок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается редко.

У детей с ЗПР – низкий уровень познавательной активности, замедленный темп переработки информации, работоспособность снижена.

При всем этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Основные направление помощи детям с ЗПР.

При условии оказания своевременной помощи ЗПР у детей подвластно коррекции. При подозрении на ЗПР ребенок должен в обязательном порядке пройти обследования у психотерапевта, дефектолога, психолога, логопеда.

В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи – лечения. Почему же часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.

Из выше изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.

В любом случае назначение и рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный результат коррекционной работы с их ребенком.

При этом очень важным условием является понимание родителей того, что некоторое отставание ребенка – это не показатель его лени, а характерные последствия заболевания, которые могут быть преодолены при соответствующем подходе.

Очень важно, чтобы ребенок с ЗПР посещал коррекционную группу, где он получит квалифицированную помощь. Правильно подобранные методы воспитания и обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ЗПР окажут положительное влияние на динамику их развития.

Кроме того, родители могут получить консультацию по проблемам развития их ребенка. И с учетом этих рекомендаций организовать деятельность ребенка дома. Так как именно родители являются главными учителями своих детей. И обязательно обеспечьте ребенку с ЗПР атмосферу любви — ведь Вы знаете, что в этом — секреты счастья для любого ребенка! 

В чем состоит психокоррекционная работа в детском саду?

1.​ Индивидуальный подход

2.​ Предотвращение наступления утомляемости

3.​ Активизация познавательной деятельности

4.​ Проведение подготовительных занятий

5.​ Обогащение знаниями об окружающем мире

6.​ Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления

7.​ Проявление педагогического такта.

Консультации по вопросам развития, воспитания и обучения своего ребенка Вы получите индивидуально на приеме у специалиста.

Сейчас Вашему вниманию предлагаем общие рекомендации:

– Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.

– Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.

– Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в детский сад до полного выздоровления.

– Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.

– Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

– Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

– Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок – дети очень любят выступать, петь, рисовать.

Спасибо за Ваш интерес, что Вы не остаетесь равнодушными. Есть ли у Вас вопросы по теме? (Вопросы-ответы).

Уважаемые родители, благодарю за внимание. Если у Вас возникнут еще какие-нибудь вопросы по теме «Что такое ЗПР?», рекомендую Вам книгу “Если у ребенка задержка психического развития”. Автор – Юлия Кондратьева. В книге содержатся советы специалиста родителям дошкольников, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Из книги Вы узнаете о подробной классификации заболевания, его диагностике и видах коррекционной работы с детьми. А также для Вас подготовлен буклет «Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития».

Памятка для родителей, воспитывающих детей

с диагнозом «задержка психического развития»

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.

Характерные особенности детей с ЗПР:

∙​ Снижение работоспособности

∙​ Повышенная истощаемость

∙​ Неустойчивое внимание

∙​ Недостаточность произвольной памяти

∙​ Отставание в развитии мышления

∙​ Дефекты звукопроизношения

∙​ Бедный словарный запас слов

∙​  Ограниченный запас общих сведений и представлений

∙​ Трудности в счёте и решении задач по математике

∙​ Своеобразное поведение

∙​ Низкий навык самоконтроля

∙​ Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Если вы приводите своего ребёнка на обучение в специальное коррекционное учреждение, то знайте, что в обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогической работы:

1.​ Индивидуальный подход

2.​ Предотвращение наступления утомляемости

3.​ Активизация познавательной деятельности

4.​ Проведение подготовительных занятий

5.​ Обогащение знаниями об окружающем мире

6.​ Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления

7.​ Проявление педагогического такта.

Рекомендации:

– Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.

– Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.

– Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в детский сад до полного выздоровления.

– Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.

– Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

– Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

– Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок – дети очень любят выступать, петь, рисовать.

Источник

Если у ребенка задержка психического развития…

В книге содержатся советы специалиста родителям дошкольников, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Из книги родители узнают о подробной классификации заболевания, его диагностике и видах коррекционной работы с детьми. Предназначена для родителей детей-дошкольников, практических работников ДОУ.

Другие товары в серии «Советы специалистов родителям»

Если ребенок плохо говорит. ФГОС, Нищева Наталия Валентиновна

364рубКупить

Книга адресована прежде всего родителям самых маленьких россиян и отвечает на многие интересующие их вопросы. Прочитав книгу, мамы и папы дошколят узнают, как развивается речь ребенка в первые шесть лет жизни, каковы причины нарушений речевого развития, куда обращаться, если речевое развитие малыша явно не соответствует норме, какие исследования проводят специалисты для того, чтобы выявить причины возникших нарушений. Пособие пригодится и педагогам дошкольных образовательных организаций, как воспитателям, так и учителям-логопедам, при подготовке к консультациям для родителей и родительским собраниям. Для них в приложения включена методика проведения исследования речевого развития дошкольников с двух до семи лет, которая несомненно может заинтересовать и родителей дошколят. В приложениях представлены игры и упражнения для домашних занятий с ребенком и дневник развития речи ребенка.

Если ваш ребенок дерется, Сертакова Наталья Михайловна

94рубКупить

В пособии раскрываются причины детской агрессии дошкольников, предлагаются игровые методики для устранения агрессивного поведения дошкольников. Пособие предназначено для родителей, педагогов ДОУ.

Если вы хотите стать хорошим папой…, Пазухина Ирина Александровна

153рубКупить

В книге автор поднимает вопрос о роли отца в воспитании ребенка первых лет жизни. Книга будет интересна родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также студентам педагогических колледжей и дошкольных факультетов педагогических вузов.

Если вы растите дочь…, Климина Лариса Владимировна

98рубКупить

Книга адресована родителям девочек дошкольного возраста, она поможет им разобраться в особенностях развития дочерей, понять и раскрыть те возможности, которые заложены самой половой принадлежностью их ребенка. Книга расскажет и о традициях воспитания девочек на Руси, и о современных тенденциях педагогики, поможет молодым родителям ответить на многие возникающие у них вопросы.

Если ребенок отстает в развитии…, Верещагина Наталья Валентиновна

75рубКупить

В книге содержатся советы специалиста родителям детей раннего возраста, имеющих отставание в развитии. Специалист рассказывает о причинах отставания ребенка в развитии, мешающих нормальному развитию факторах, возможных вариантах отставания, видах медицинского обследования и центрах помощи таким детям.
Книга предназначена для родителей детей-дошкольников, практических работников ДОУ.

Если вы недавно стали мамой… Часть 2, Мухина Елена Александровна

75рубКупить

Эта книга адресована всем мамам малышей от рождения до трех лет. В ней собраны советы по воспитанию, закаливанию и развитию ребенка, ответы на многие вопросы, которые каждый день встают перед молодой мамой.

Если ребенок часто болеет…, Мамаева Марина Аркадьевна

98рубКупить

В книге автор делится опытом решения одной из актуальных проблем педиатрии сегодняшнего дня — часто болеющие дети. Рассмотрены вопросы диагностики, лечения и оздоровления таких детей. Книга будет интересна родителям детей дошкольного и школьного возраста, а также начинающим педиатрам и студентам педиатрических вузов и училищ.

Если вы играете с ребенком дома…, Кириллова Юлия Анатольевна

127рубКупить

В данной книге представлены подвижные игры для родителей с детьми от 3 до 7 лет. Разнообразные игры средней и малой подвижности, с предметами и без, речевые игры, игры-забавы и другое способствуют: удовлетворению потребности ребенка в движении; развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков; накоплению и расширению двигательного опыта; развитию координации движений, внимания, ловкости, сообразительности. Совместные с родителями игры и упражнения положительно влияют на формирование у ребенка стремления заниматься физической культурой.
Книга рекомендуется родителям, работникам детских образовательных учреждений, гувернерам, организаторам детского досуга, а также будет полезна студентам педагогических колледжей и дошкольных факультетов педагогических институтов.

Если у ребенка нарушен слух…, Сунцова Александра Сергеевна

74рубКупить

Данная книга предназначена родителям, воспитывающим ребенка с нарушением слуха. Автор книги надеется, что его знания и опыт помогут родителям справиться с эмоциональными трудностями, правильно выбрать дошкольное учреждение. В книге также в краткой форме изложены основы воспитания дошкольника.

Источник

Серия: “Советы специалистов родителям”

В книге содержатся советы специалиста родителям дошкольников, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Из книги родители узнают о подробной классификациизаболевания, его диагностике и видах коррекционной работы с детьми. Предназначена для родителей детей-дошкольников, практических работников ДОУ.

Издательство: “Изд. Детство-Пресс” (2011)

ISBN: 978-5-89814-662-7

Другие книги схожей тематики:

    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Ефимов Олег Игоревич, Ефимова Виктория ЛеонидовнаЗачем ребенку речь? Диалоги невролога и логопеда о развитии особых детейАутизм, алалия, синдром Дауна, задержка психического развития… Если у ребенка один из этих диагнозов, для ро­дителей актуален вопрос: «Заговорит ли когда-нибудь мой ребенок?» Группа детских… — @Диля, @ @ @ @ Подробнее…2018421бумажная книга
    Ефимов О.Зачем ребенку речь? Диалоги невролога и логопеда о развитии особых детейАутизм, алалия, синдром Дауна, задержка психического развития… Если у ребенка один из этих диагнозов, для ро 173;дителей актуален вопрос: 171;Заговорит ли когда-нибудь мой ребенок? 187;Группа… — @Диля, @ @- @ @ Подробнее…2017415бумажная книга
    Ефимов Олег Игоревич, Ефимова Виктория ЛеонидовнаЗачем ребенку речь? Диалоги невролога и логопеда о развитии особых детейАутизм, алалия, синдром Дауна, задержка психического развития… Если у ребенка один из этих диагнозов, для ро дителей актуален вопрос: Заговорит ли когда-нибудь мойребенок? Группа детских… — @Диля, @(формат: 125×200, 384 стр.) @ @ @ Подробнее…2018241бумажная книга
    Олег Ефимов,Виктория ЕфимоваЗачем ребенку речь? Диалоги невролога и логопеда о развитии особых детейАутизм, алалия, синдром Дауна, задержка психического развития… Если у ребенка один из этих диагнозов, для родителей актуален вопрос:«Заговорит ли когда-нибудь мой ребенок?»Группа… — @ @(формат: 125х200 мм, 384 стр.) @ @ @ Подробнее…2016337бумажная книга

    См. также в других словарях:

    • задержка психического развития —      развитие психическое: задержка парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом.… …   Большая психологическая энциклопедия

    • задержка психического развития —  (ЗПР)    особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями,… …   Дефектология. Словарь-справочник

    • Нарушение умственного развития — Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 …   Википедия

    • Нарушения умственного развития — Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 …   Википедия

    • Патология умственного развития — Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 …   Википедия

    • Де́тские параличи́ — непрогрессирующие неврологические расстройства, возникающие в результате повреждения нервной системы на разных этапах развития. Различают детские периферические параличи (см. Родовая травма новорожденных (Родовая травма новорождённых)) и детские… …   Медицинская энциклопедия

    • Недоно́шенные де́ти — дети, родившиеся в сроки от 28 до 37 недель внутриутробного развития и имеющие массу тела ниже 2500 г, длину 45 см и менее. В зависимости от массы тела при рождении различают 4 степени недоношенности: I степень недоношенные, родившиеся с массой… …   Медицинская энциклопедия

    • ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ — (англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость …   Большая психологическая энциклопедия

    • Синдром Прадера-Вилли — МКБ 10 Q87.1 МКБ 9 …   Википедия

    • Прадера-Вилли синдром — Синдром Прадера Вилли [[Image: |190px|center| ]] МКБ 10 Q87.1 …   Википедия

    • Свинец — (Lead) Металл свинец, физические и химические свойства, реакции с другими элементами Информация о металле свинец, физические и химические свойства металла, температура плавления Содержание Содержание Происхождение названия Физические свойства… …   Энциклопедия инвестора

    Источник