Сущность словарной работы и ее значение в развитии ребенка
ТЕМА: Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка ………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………………………….13
Введение
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка.
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.
К.С.Аксаков
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. П. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.
Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.
Значение словарной работы:
- словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
- овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
- усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления;
- своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Для того, чтобы ребенок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, мы должны постоянно обогащать его лексический багаж. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни и общении. Работа над словом уточняет представления детей, углубляет их чувства, организует социальный опыт.
Задачи словарной работы:
- обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
- уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
- активизация словаря, т. Е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
- устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. Наиболее трудные для детей слова необходимо предлагать им неоднократно, в течении длительного периода и использоваться на многих занятиях.
1-я младшая группа. Детям сообщаются сведения об отдельных предметах домашнего обихода, которые их окружают (одежда, мебель, посуда), их назначении, основных деталях. Дети усваивают элементарные сведения о еде, о частях своего тела в связи с воспитанием гигиенических навыков, учатся выделять некоторые свойства предметов. Каждый ребёнок третьего года должен запомнить своё имя и фамилию, имена и отчества воспитателей, родителей.
2-я младшая группа. Детям сообщается значительно больше сведений об их групповой комнате и других основных помещениях детского сада (кабинет заведующей, кухня и т.д.). Предметы, с которыми знакомят детей, больше детализируются, обобщаются по сходству. Ребёнок должен запомнить свой домашний адрес, возраст, имена и отчества няни, медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
Средняя группа. Дети этой группы должны свободно ориентироваться в помещениях детского сада, уметь выделять в предметах качества, сравнивать предметы между собой. Они должны получить сведения о жизни семьи, о труде родителей, родственников дома и на работе.
Старшая группа. При ознакомлении с предметами дети должны больше узнавать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах, правилах обращения с предметами из этого материала. Дети учатся находить в предметах общее и различное, классифицировать их. Узнают о процессах изготовлениях некоторых предметов (одежда, мебель и др.). Каждый ребёнок этого возраста должен помнить адрес своего детского сада, ориентироваться в ближайшем микрорайоне.
Подготовительная группа. Ребёнок седьмого года жизни должен иметь подробные сведения об окружающих предметах, правильно пользоваться ими (посуда, гигиенические принадлежности, постель), свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Дети должны твёрдо усвоить правила поведения в помещении, в общественных местах, на улице.
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
– овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
– рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение.
– введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.
Приёмы словарной работы:
Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
Методы словарной работы:
Выделяются две группы методов:
1. Метод накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря).
2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Рассмотрим подробнее эти методы:
- Рассматривание и обследование предметов. Например, рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.
- Наблюдение. Например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.
- Осмотры должны быть интересны детям.
- Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.
- Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.
- При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления.
- При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать подсказ начала слова.
- Целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей, в ДХШ).
- Рассматривание картин с малознакомым содержанием. Например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т.п.).
- При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.
- Чтение художественных произведений. Например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объяснить детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:
- Рассматривание предмета.
- Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.
- Проговаривание слов детьми.
- Замена авторских слов словами, близкими по значению.
- Подбор слов для характеристики героев.
- Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
- Показ видеофильмов, мультфильмов. Например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» – знакомство с вымершими животными, средой их обитания).
Методы для закрепления и активизации словаря:
- Рассматривание игрушек (используется во всех возрастных группах).
- Рассматривание картин (направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь).
- Дидактические игры и словарные игры.
- Дидактические упражнения.
- Загадывание и отгадывание загадок.
Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Заключение
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред.пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
Источник
Сущность
словарной работы и
ее значение для речевого
интеллектуального
развития ребенка.
«Словарная
работа – целенаправленная педагогическая
деятельность, обеспечивающая эффективное
освоение словарного состава родного
языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1]
В
современной методике словарная
работа рассматривается как целенаправленная
педагогическая деятельность, обеспечивающая
эффективное освоение словарного состава
родного языка. Развитие словаря понимается
как длительный процесс количественного
накопления слов, освоения их социально
закрепленных значений и формирование
умения использовать их в конкретных условиях
общения.
Слово
обеспечивает содержание общения. Свободная
устная речь опирается прежде всего на
владение достаточным словарным запасом.
Для
того чтобы раскрыть сущность и значение
словарной работы с детьми, ее место
в общей системе работы по развитию
речи, обратимся к характеристике
слова, его роли в языке и речи.
В
современной научной литературе
слово рассматривается как знак,
обозначающий результат познания, мышления.
В слове кодируется познавательный
опыт. Язык как средство общения
– это прежде всего язык слов. Словами
называются конкретные предметы, отвлеченные
понятия, выражаются чувства и отношения.
Лингвисты
выделяют такие обязательные свойства
слова, как фонетическая выраженность,
грамматическое оформление, семантическая
валентность, т.е. наличие значения
и способность слова сочетаться
с другими словами. Отсюда вытекает
важный методический вывод о необходимости
овладения словом в единстве его
лексического, грамматического значений
и языковой формы (звуковой, морфологической)
на основе активного использования в речи.
Главной
особенностью слова является единство
его лексического и грамматического
значений. Лексические значения –
сгустки человеческих знаний об определенных
сторонах действительности, без их
усвоения невозможно овладение речью
как средством общения и орудием
мышления. Значение слова имеет сложное
строение. Во-первых, в нем можно
выделить предметную отнесенность, т.е.
обозначение предмета, номинацию. В
семантике слова различают и
вторую сторону – систему абстракций
и обобщений, которая скрывается
за словом, систему связей и отношений,
которая в нем выражается. Например,
слово стол указывает на определенный
предмет – стол, но вместе с тем
выделяет существенный признак предмета
– наличие настила от корня
стил, постилать, настилать, а также обозначает
столы любой формы, любого вида.
Соотношение
наглядных образных компонентов
слова с абстрактными, обобщающими
в разных словах разное. Человек пользуется
словами, выбирая одно из возможных значений.
Реальное употребление слова всегда является
процессом выбора нужного значения из
целой системы всплывающих альтернатив.
С
физиологической точки зрения слово
является универсальным средством
сигнализации, которое может заменить
все возможные для человека раздражители.
Усвоение слова есть образование
временной нервной связи между
ним и образом объекта реального
мира. Эти связи образуются в коре
головного мозга по законам, открытым
И. П. Павловым. Слово только тогда
становится заменителем реального
предмета, когда в его основе есть
конкретные представления. Бывает, что,
запомнив слово, ребенок не всегда соотносит
его с действительностью. В этом
случае нарушается связь между первой
и второй сигнальными системами
и искажаются его представления об окружающем
мире. Физиологическая сущность слова,
так же как и его лингвистические характеристики,
обусловливают такой принцип в обучении
языку и речи, как наглядность.
С
психологической точки зрения значение
есть обобщение, выражающее понятие. Значение
слова есть «единство обобщения
и общения, коммуникации и мышления».
«Обобщение и значение слова суть
синонимы». Именно в значении слова
«завязан узел того единства, которое
мы называем речевым мышлением» (Л.
С. Выготский). Взгляд на слово как
на «феномен мышления» определяет своеобразие
и роль словарной работы с детьми.
Она тесно связана с развитием
познавательной деятельности, с накоплением
представлений об окружающей жизни,
с формированием элементов понятийного
мышления.
Следует
различать значение и смысл слова.
Смысл – это содержание слова
в речи, в определенном контексте.
Слово в речи может приобретать различные
смысловые и эмоционально-экспрессивные
оттенки в зависимости от своего сочетания
с другими (сравните, например, значение
слова тяжелый в предложениях: Тяжелый
груз; Особенно тяжелые испытания выпали
на нашу долю в начале войны – С. Смирнов;
За ним повсюду Всадник Медный тяжелой
поступью скакал – А. Пушкин; Склонила
тяжелую голову рожь – Я. Дягутите). Большая
роль в изменении смысла слова в речи принадлежит
также интонации, с которой оно произносится.
Ребенок
только тогда может освоить значение
слова, когда оно будет употребляться
в словосочетаниях, предложениях, связном
высказывании. Поэтому формирование
словаря должно проходить в тесной
взаимосвязи с развитием связной
речи детей. С одной стороны, в
речи создаются условия для выбора
наиболее подходящих по смыслу слов, для
действительного освоения лексики
языка, а с другой – точность и
разнообразие словарного запаса является
важнейшим условием развития самой
связной речи.
Таким
образом, для выяснения сущности
словарной работы в детском саду
очень важно подчеркнуть, что
значение слова можно определить
на основе установления трех сторон: 1)
соотнесенности слова с предметом,
2) связи слова с определенным
понятием, 3) соотнесенности слова с
другими лексическими единицами
внутри лексической системы языка
(В. А. Звегинцев). Усвоить значение слова
– значит овладеть всеми его сторонами.
Особенности
развития словаря
по возрастным группам.
Особенность
словарной работы в дошкольном учреждении
состоит в том, что она связана
со всей воспитательно-образовательной
работой с детьми. Обогащение словарного
запаса происходит в процессе ознакомления
с окружающим миром, во всех видах
детской деятельности, повседневной
жизни, общении. Работа над словом уточняет
представления ребенка, углубляет
его чувства, организует социальный
опыт. Все это имеет особое значение
в дошкольном возрасте, поскольку
именно здесь закладываются основы
развития мышления и речи, происходит
становление социальных контактов,
формируется личность.
В развитии словаря
детей дошкольного возраста выделяют
две стороны: количественный рост словарного
запаса и его качественное развитие, т.е.
овладение значениями слов.
Остановимся
кратко на характеристике каждой из сторон.
Количественный
рост словаря. Дошкольный возраст –
период быстрого обогащения словаря. Его
рост находится в зависимости
от условий жизни и воспитания,
поэтому в литературе данные о
количестве слов дошкольников одного
и того же возраста очень разнятся
между собой.
- Первые осмысленные
слова появляются у детей к концу первого
года жизни. В современной отечественной
методике нормой считается 10–12 слов к
году. - После 1,5 лет
обогащение активного словаря происходит
быстрыми темпами, и к концу 2-го года жизни
он составляет 300 – 400 слов. - К 3-м годам
может достигать 1500 слов. Огромный скачок
в развитии словаря происходит не только
и не столько за счет заимствования слов
из речи взрослых, сколько за счет овладения
способами образования слов. Развитие
словаря осуществляется за счет слов,
обозначающих предметы ближайшего окружения,
действия с ними, а также отдельные их
признаки. В последующие годы количество
употребляемых слов также быстро возрастает,
однако темпы этого прироста несколько
замедляются. Третий год жизни – период
наибольшего увеличения активного словарного
запаса. - К 4 годам
количество слов доходит до 1900. - В 5 лет –
до 2000 – 2500 - А в 6 – 7 лет
до 3500 – 4000 слов.
Особенно
быстро увеличивается число существительных
и глаголов, медленнее растет число
используемых прилагательных. Это объясняется,
во-первых, условиями воспитания.
Задачи
и содержание словарной
работы.
Важную
роль играет обогащение речи дошкольников
словами, обозначающими качества и
свойства предметов, а также элементарные
понятия. Эти задачи появляются в
средней группе и особенно важное
значение приобретают в старших.
Переход
к обобщениям возможен тогда, когда
ребенок накопил достаточный
запас конкретных впечатлений об
отдельных предметах и соответствующих
словесных обозначений.
В
старшей и подготовительной к
школе группах детей приучают
дифференцировать качества, свойства
предметов по степени их выраженности
(кисленький, кисловатый, кисло-сладкий,
кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные
ранее понятия (посуда кухонная, чайная).
В этих группах, особенно в подготовительной
к школе, уделяется внимание ознакомлению
детей с образным словарем, синонимами,
антонимами, эпитетами, сравнениями.
Ребенка
дошкольного возраста, особенно старшего,
следует приучать воспринимать, т. е.
слышать, понимать и отчасти запоминать,
и использовать в речи отдельные
простые по содержанию, доступные
ему выражения из народно-разговорной
фразеологии, в том числе устойчивые
словосочетания, пословицы и поговорки.
Маленькому ребенку трудно усвоить
общее значение словосочетания, которое
не зависит от конкретного смысла
слов, его составляющих (на седьмом
небе и т. п.). Поэтому воспитатель
должен включать в свою речь выражения,
смысл которых будет ясен детям
при определенной ситуации или при
соответствующем объяснении, например:
вот тебе и раз, капля в море,
мастер на все руки, уши вя-щт, водой
не разольешь, держать себя в руках и т.
п.
Закрепление
и уточнение словаря. Эта задача
понимается прежде всего как помощь ребенку
в освоении обобщающего значения слов,
а также в их запоминании.
Все
виды труда выдвигают широчайшие
возможности для обогащения речи
детей. В трудовом общении с детьми
им должна быть дана номенклатура разнообразных
материалов, орудий труда и их частей,
многочисленных трудовых действий и приемов.
Большие
возможности для обогащения и
активизации словаря представляет
бытовая деятельность (еда, одевание
и пр.). Чрезвычайно важна для
развития словаря детей их трудовая
деятельность, особенно коллективная.
Детям становится понятно значение многих
слов, потому что они связаны с чувственными
восприятиями, а характер трудового общения
способствует использованию ребенком
приобретенных слов и закреплению их в
памяти.
Методы
и приемы словарной
работы.
Собственно,
каждое слово, произносимое человеком,
является живым словом, но мы в ряду
занятий по развитию речи под названием
«занятия по живому слову» подразумеваем
такие занятия, которые не требуют
иллюстративного материала, а черпают
содержание из готовых запасов представлений
детей.
Развитие
речи и словаря детей, овладение
богатствами родного языка составляет
один из основных элементов формирования
личности, освоения выработанных ценностей
национальной культуры, тесно связано
с умственным, нравственным, эстетическим
развитием, является приоритетным в
языковом воспитании и обучении дошкольников.
Формирование
возможностей речевого общения дошкольников
предполагает включение в жизнь
ребенка в детском саду, специально
спроектированных ситуаций общения (индивидуальных
и коллективных), в которых воспитатель
или учитель ставит определенные
задачи развития речи, а ребенок
участвует в свободном общении.
В этих ситуациях расширяется
словарь, накапливаются способы
выражения замысла, создаются условия
для совершенствования понимания
речи.
При
организации совместных специальных
игр ребенку обеспечены возможность
выбора языковых средств, индивидуального
«речевого вклада» в решение
общей задачи – в таких играх
у детей развивается способность
выражать собственные мысли, намерения
и эмоции в постоянно меняющихся
ситуациях общения.
Методика
развития словаря в
процессе обучение
рассказыванию по картинам.
В практике
дошкольного обучения речевые задачи
решаются на специально организованных
занятиях по развитию речи, которые
носят, как правило, комплексный
характер.
Наиболее
оправданная форма обучения дошкольников
рассказыванию — дидактическая
игра, которая имеет определенную
структуру: дидактическую задачу, игровые
правила и игровые действия.
Предлагаемое
пособие включает в себя игры как
с изображенным на картине объектом,
так и в целом по содержанию
всей картины.
Часть
игр направлена на обучение ребенка
описательному рассказыванию, часть
— опосредованно касается содержания
картины и направлена на развитие
воображения. Сформированные у детей
умения систематизировать, классифицировать,
прогнозировать и преобразовывать
в дальнейшем могут использоваться
ими при построении собственных
рассказов.
Источник