Сущность словарной работы и ее значение для развития ребенка
ТЕМА: Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка ………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………………………….13
Введение
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка.
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.
К.С.Аксаков
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. П. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.
Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.
Значение словарной работы:
- словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
- овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
- усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления;
- своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Для того, чтобы ребенок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, мы должны постоянно обогащать его лексический багаж. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни и общении. Работа над словом уточняет представления детей, углубляет их чувства, организует социальный опыт.
Задачи словарной работы:
- обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
- уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
- активизация словаря, т. Е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
- устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. Наиболее трудные для детей слова необходимо предлагать им неоднократно, в течении длительного периода и использоваться на многих занятиях.
1-я младшая группа. Детям сообщаются сведения об отдельных предметах домашнего обихода, которые их окружают (одежда, мебель, посуда), их назначении, основных деталях. Дети усваивают элементарные сведения о еде, о частях своего тела в связи с воспитанием гигиенических навыков, учатся выделять некоторые свойства предметов. Каждый ребёнок третьего года должен запомнить своё имя и фамилию, имена и отчества воспитателей, родителей.
2-я младшая группа. Детям сообщается значительно больше сведений об их групповой комнате и других основных помещениях детского сада (кабинет заведующей, кухня и т.д.). Предметы, с которыми знакомят детей, больше детализируются, обобщаются по сходству. Ребёнок должен запомнить свой домашний адрес, возраст, имена и отчества няни, медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
Средняя группа. Дети этой группы должны свободно ориентироваться в помещениях детского сада, уметь выделять в предметах качества, сравнивать предметы между собой. Они должны получить сведения о жизни семьи, о труде родителей, родственников дома и на работе.
Старшая группа. При ознакомлении с предметами дети должны больше узнавать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах, правилах обращения с предметами из этого материала. Дети учатся находить в предметах общее и различное, классифицировать их. Узнают о процессах изготовлениях некоторых предметов (одежда, мебель и др.). Каждый ребёнок этого возраста должен помнить адрес своего детского сада, ориентироваться в ближайшем микрорайоне.
Подготовительная группа. Ребёнок седьмого года жизни должен иметь подробные сведения об окружающих предметах, правильно пользоваться ими (посуда, гигиенические принадлежности, постель), свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Дети должны твёрдо усвоить правила поведения в помещении, в общественных местах, на улице.
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
– овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
– рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение.
– введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.
Приёмы словарной работы:
Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
Методы словарной работы:
Выделяются две группы методов:
1. Метод накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря).
2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Рассмотрим подробнее эти методы:
- Рассматривание и обследование предметов. Например, рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.
- Наблюдение. Например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.
- Осмотры должны быть интересны детям.
- Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.
- Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.
- При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления.
- При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать подсказ начала слова.
- Целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей, в ДХШ).
- Рассматривание картин с малознакомым содержанием. Например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т.п.).
- При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.
- Чтение художественных произведений. Например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объяснить детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:
- Рассматривание предмета.
- Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.
- Проговаривание слов детьми.
- Замена авторских слов словами, близкими по значению.
- Подбор слов для характеристики героев.
- Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
- Показ видеофильмов, мультфильмов. Например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» – знакомство с вымершими животными, средой их обитания).
Методы для закрепления и активизации словаря:
- Рассматривание игрушек (используется во всех возрастных группах).
- Рассматривание картин (направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь).
- Дидактические игры и словарные игры.
- Дидактические упражнения.
- Загадывание и отгадывание загадок.
Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Заключение
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред.пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
Источник
Сущность
 словарной работы и
 ее значение для речевого
 интеллектуального
 развития ребенка.
   «Словарная 
 работа – целенаправленная педагогическая
 деятельность, обеспечивающая эффективное
 освоение словарного состава родного
 языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1]
   В
 современной методике словарная 
 работа рассматривается как целенаправленная
 педагогическая деятельность, обеспечивающая
 эффективное освоение словарного состава 
 родного языка. Развитие словаря понимается
 как длительный процесс количественного
 накопления слов, освоения их социально
 закрепленных значений и формирование
 умения использовать их в конкретных условиях
 общения.
   Слово
 обеспечивает содержание общения. Свободная
 устная речь опирается прежде всего на
 владение достаточным словарным запасом.
   Для
 того чтобы раскрыть сущность и значение
 словарной работы с детьми, ее место 
 в общей системе работы по развитию
 речи, обратимся к характеристике
 слова, его роли в языке и речи.
   В
 современной научной литературе
 слово рассматривается как знак,
 обозначающий результат познания, мышления.
 В слове кодируется познавательный
 опыт. Язык как средство общения 
 – это прежде всего язык слов. Словами
 называются конкретные предметы, отвлеченные
 понятия, выражаются чувства и отношения.
   Лингвисты
 выделяют такие обязательные свойства
 слова, как фонетическая выраженность,
 грамматическое оформление, семантическая 
 валентность, т.е. наличие значения
 и способность слова сочетаться
 с другими словами. Отсюда вытекает
 важный методический вывод о необходимости 
 овладения словом в единстве его 
 лексического, грамматического значений
 и языковой формы (звуковой, морфологической)
 на основе активного использования в речи.
   Главной
 особенностью слова является единство
 его лексического и грамматического 
 значений. Лексические значения – 
 сгустки человеческих знаний об определенных
 сторонах действительности, без их
 усвоения невозможно овладение речью 
 как средством общения и орудием 
 мышления. Значение слова имеет сложное 
 строение. Во-первых, в нем можно 
 выделить предметную отнесенность, т.е.
 обозначение предмета, номинацию. В 
 семантике слова различают и 
 вторую сторону – систему абстракций
 и обобщений, которая скрывается
 за словом, систему связей и отношений,
 которая в нем выражается. Например,
 слово стол указывает на определенный
 предмет – стол, но вместе с тем 
 выделяет существенный признак предмета
 – наличие настила от корня 
 стил, постилать, настилать, а также обозначает
 столы любой формы, любого вида.
   Соотношение
 наглядных образных компонентов 
 слова с абстрактными, обобщающими
 в разных словах разное. Человек пользуется
 словами, выбирая одно из возможных значений.
 Реальное употребление слова всегда является
 процессом выбора нужного значения из
 целой системы всплывающих альтернатив.
   С
 физиологической точки зрения слово 
 является универсальным средством 
 сигнализации, которое может заменить
 все возможные для человека раздражители.
 Усвоение слова есть образование 
 временной нервной связи между 
 ним и образом объекта реального 
 мира. Эти связи образуются в коре
 головного мозга по законам, открытым
 И. П. Павловым. Слово только тогда 
 становится заменителем реального 
 предмета, когда в его основе есть
 конкретные представления. Бывает, что,
 запомнив слово, ребенок не всегда соотносит 
 его с действительностью. В этом
 случае нарушается связь между первой
 и второй сигнальными системами
 и искажаются его представления об окружающем
 мире. Физиологическая сущность слова,
 так же как и его лингвистические характеристики,
 обусловливают такой принцип в обучении
 языку и речи, как наглядность.
   С
 психологической точки зрения значение
 есть обобщение, выражающее понятие. Значение
 слова есть «единство обобщения 
 и общения, коммуникации и мышления».
 «Обобщение и значение слова суть
 синонимы». Именно в значении слова 
 «завязан узел того единства, которое 
 мы называем речевым мышлением» (Л.
 С. Выготский). Взгляд на слово как 
 на «феномен мышления» определяет своеобразие 
 и роль словарной работы с детьми.
 Она тесно связана с развитием 
 познавательной деятельности, с накоплением 
 представлений об окружающей жизни,
 с формированием элементов понятийного 
 мышления.
   Следует
 различать значение и смысл слова.
 Смысл – это содержание слова 
 в речи, в определенном контексте.
 Слово в речи может приобретать различные
 смысловые и эмоционально-экспрессивные
 оттенки в зависимости от своего сочетания
 с другими (сравните, например, значение
 слова тяжелый в предложениях: Тяжелый
 груз; Особенно тяжелые испытания выпали
 на нашу долю в начале войны – С. Смирнов;
 За ним повсюду Всадник Медный тяжелой
 поступью скакал – А. Пушкин; Склонила
 тяжелую голову рожь – Я. Дягутите). Большая
 роль в изменении смысла слова в речи принадлежит
 также интонации, с которой оно произносится.
   Ребенок
 только тогда может освоить значение
 слова, когда оно будет употребляться 
 в словосочетаниях, предложениях, связном 
 высказывании. Поэтому формирование
 словаря должно проходить в тесной
 взаимосвязи с развитием связной 
 речи детей. С одной стороны, в 
 речи создаются условия для выбора
 наиболее подходящих по смыслу слов, для 
 действительного освоения лексики 
 языка, а с другой – точность и 
 разнообразие словарного запаса является
 важнейшим условием развития самой 
 связной речи.
   Таким
 образом, для выяснения сущности
 словарной работы в детском саду
 очень важно подчеркнуть, что 
 значение слова можно определить
 на основе установления трех сторон: 1)
 соотнесенности слова с предметом,
 2) связи слова с определенным
 понятием, 3) соотнесенности слова с 
 другими лексическими единицами 
 внутри лексической системы языка
 (В. А. Звегинцев). Усвоить значение слова 
 – значит овладеть всеми его сторонами.
   Особенности
 развития словаря 
 по возрастным группам.
   Особенность
 словарной работы в дошкольном учреждении
 состоит в том, что она связана 
 со всей воспитательно-образовательной 
 работой с детьми. Обогащение словарного
 запаса происходит в процессе ознакомления
 с окружающим миром, во всех видах 
 детской деятельности, повседневной
 жизни, общении. Работа над словом уточняет
 представления ребенка, углубляет 
 его чувства, организует социальный
 опыт. Все это имеет особое значение
 в дошкольном возрасте, поскольку 
 именно здесь закладываются основы
 развития мышления и речи, происходит
 становление социальных контактов,
 формируется личность.
    В развитии словаря
 детей дошкольного возраста выделяют
 две стороны: количественный рост словарного
 запаса и его качественное развитие, т.е.
 овладение значениями слов.
   Остановимся
 кратко на характеристике каждой из сторон.
   Количественный 
 рост словаря. Дошкольный возраст – 
 период быстрого обогащения словаря. Его 
 рост находится в зависимости 
 от условий жизни и воспитания,
 поэтому в литературе данные о 
 количестве слов дошкольников одного
 и того же возраста очень разнятся
 между собой.
- Первые осмысленные
 слова появляются у детей к концу первого
 года жизни. В современной отечественной
 методике нормой считается 10–12 слов к
 году.
- После 1,5 лет
 обогащение активного словаря происходит
 быстрыми темпами, и к концу 2-го года жизни
 он составляет 300 – 400 слов.
- К 3-м годам
 может достигать 1500 слов. Огромный скачок
 в развитии словаря происходит не только
 и не столько за счет заимствования слов
 из речи взрослых, сколько за счет овладения
 способами образования слов. Развитие
 словаря осуществляется за счет слов,
 обозначающих предметы ближайшего окружения,
 действия с ними, а также отдельные их
 признаки. В последующие годы количество
 употребляемых слов также быстро возрастает,
 однако темпы этого прироста несколько
 замедляются. Третий год жизни – период
 наибольшего увеличения активного словарного
 запаса.
- К 4 годам
 количество слов доходит до 1900.
- В 5 лет –
 до 2000 – 2500
- А в 6 – 7 лет
 до 3500 – 4000 слов.
   Особенно 
 быстро увеличивается число существительных 
 и глаголов, медленнее растет число 
 используемых прилагательных. Это объясняется,
 во-первых, условиями воспитания.
   Задачи 
 и содержание словарной 
 работы.
   Важную 
 роль играет обогащение речи дошкольников
 словами, обозначающими качества и 
 свойства предметов, а также элементарные
 понятия. Эти задачи появляются в 
 средней группе и особенно важное
 значение приобретают в старших.
   Переход
 к обобщениям возможен тогда, когда 
 ребенок накопил достаточный 
 запас конкретных впечатлений об
 отдельных предметах и соответствующих 
 словесных обозначений.
   В
 старшей и подготовительной к 
 школе группах детей приучают
 дифференцировать качества, свойства
 предметов по степени их выраженности
 (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий,
 кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные
 ранее понятия (посуда кухонная, чайная).
 В этих группах, особенно в подготовительной
 к школе, уделяется внимание ознакомлению
 детей с образным словарем, синонимами,
 антонимами, эпитетами, сравнениями.
   Ребенка
 дошкольного возраста, особенно старшего,
 следует приучать воспринимать, т. е.
 слышать, понимать и отчасти запоминать,
 и использовать в речи отдельные 
 простые по содержанию, доступные 
 ему выражения из народно-разговорной 
 фразеологии, в том числе устойчивые
 словосочетания, пословицы и поговорки.
 Маленькому ребенку трудно усвоить 
 общее значение словосочетания, которое 
 не зависит от конкретного смысла
 слов, его составляющих (на седьмом 
 небе и т. п.). Поэтому воспитатель 
 должен включать в свою речь выражения,
 смысл которых будет ясен детям 
 при определенной ситуации или при 
 соответствующем объяснении, например:
 вот тебе и раз, капля в море,
 мастер на все руки, уши вя-щт, водой
 не разольешь, держать себя в руках и т.
 п.
   Закрепление
 и уточнение словаря. Эта задача
 понимается прежде всего как помощь ребенку
 в освоении обобщающего значения слов,
 а также в их запоминании.
   Все
 виды труда выдвигают широчайшие
 возможности для обогащения речи
 детей. В трудовом общении с детьми
 им должна быть дана номенклатура разнообразных 
 материалов, орудий труда и их частей,
 многочисленных трудовых действий и приемов.
   Большие
 возможности для обогащения и 
 активизации словаря представляет
 бытовая деятельность (еда, одевание
 и пр.). Чрезвычайно важна для 
 развития словаря детей их трудовая
 деятельность, особенно коллективная.
 Детям становится понятно значение многих
 слов, потому что они связаны с чувственными
 восприятиями, а характер трудового общения
 способствует использованию ребенком
 приобретенных слов и закреплению их в
 памяти.
   Методы 
 и приемы словарной 
 работы.
   Собственно,
 каждое слово, произносимое человеком,
 является живым словом, но мы в ряду
 занятий по развитию речи под названием 
 «занятия по живому слову» подразумеваем 
 такие занятия, которые не требуют 
 иллюстративного материала, а черпают 
 содержание из готовых запасов представлений 
 детей.
   Развитие 
 речи и словаря детей, овладение 
 богатствами родного языка составляет
 один из основных элементов формирования
 личности, освоения выработанных ценностей 
 национальной культуры, тесно связано 
 с умственным, нравственным, эстетическим
 развитием, является приоритетным в 
 языковом воспитании и обучении дошкольников.
   Формирование 
 возможностей речевого общения дошкольников 
 предполагает включение в жизнь 
 ребенка в детском саду, специально
 спроектированных ситуаций общения (индивидуальных
 и коллективных), в которых воспитатель 
 или учитель ставит определенные
 задачи развития речи, а ребенок 
 участвует в свободном общении.
 В этих ситуациях расширяется 
 словарь, накапливаются способы 
 выражения замысла, создаются условия 
 для совершенствования понимания 
 речи.
   При
 организации совместных специальных 
 игр ребенку обеспечены возможность 
 выбора языковых средств, индивидуального 
 «речевого вклада» в решение 
 общей задачи – в таких играх 
 у детей развивается способность 
 выражать собственные мысли, намерения 
 и эмоции в постоянно меняющихся
 ситуациях общения.
   Методика
 развития словаря в
 процессе обучение
 рассказыванию по картинам.
В практике
 дошкольного обучения речевые задачи
 решаются на специально организованных
 занятиях по развитию речи, которые 
 носят, как правило, комплексный 
 характер.
Наиболее 
 оправданная форма обучения дошкольников
 рассказыванию — дидактическая 
 игра, которая имеет определенную
 структуру: дидактическую задачу, игровые 
 правила и игровые действия.
Предлагаемое 
 пособие включает в себя игры как 
 с изображенным на картине объектом,
 так и в целом по содержанию
 всей картины.
Часть
 игр направлена на обучение ребенка 
 описательному рассказыванию, часть 
 — опосредованно касается содержания
 картины и направлена на развитие
 воображения. Сформированные у детей 
 умения систематизировать, классифицировать,
 прогнозировать и преобразовывать 
 в дальнейшем могут использоваться
 ими при построении собственных 
 рассказов.
Источник
