Сухомлинский о творческом развитии ребенка

Сухомлинский о творческом развитии ребенка thumbnail

ХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ ВЕЛИКОГО СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ, ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО. И ПУСТЬ СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕГО УЖЕ НЕ ЗНАЕТ, ОТ ЭТОГО ЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ НЕ ТЕРЯЮТ СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ, А ВОЗМОЖНО ДАЖЕ НАОБОРОТ, СТАНОВЯТСЯ СВОЕВРЕМЕННЫМИ КАК НИКОГДА.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное — личность ребенка. Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка. Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения. Каждая из этих книг стоит того, чтобы стать обязательной к прочтению каждым учителем перед началом учебного года. А родителям его книги стоило бы выдавать в роддоме при выписке.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ:

1.    Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

2.    У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.

3.    Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

4.    Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

5.    Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

6.    Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

7.    Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

8.    Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

9.    Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.

10. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.

11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О СЕМЬЕ:

1.    Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

2.    Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

3.    Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

4.    Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

5.    Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

6.    Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.

7.    Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

8.    Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.

Читайте также:  Модели физического и психического развития ребенка

9.    В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

10. Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О ДОБРЕ И ЗЛЕ:

1.    Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

2.    Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.

3.    Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

4.    Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.

5.    Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.

6.    Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

7.    Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.

8.    С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

9.    Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

10. Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.

12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ:

1.    Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

2.    Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.

3.    Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.

4.    Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

5.    Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

6.    Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

7.    Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.

8.    Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.

9.    Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.

10. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.

11. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления

12. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что— то миру, создать своими руками какие— либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему— то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О ШКОЛЕ И УЧИТЕЛЯХ:

1.    Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

2.    Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.

3.    Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.

Читайте также:  Муниципальная дошкольная образования центр развития ребенка

4.    Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.

5.    Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

6.    Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.

7.    Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.

8.    Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

9.    Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

10. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.

11. Как часто приходится слышать от нашего брата учителя: ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он… Хочется сказать: не спешите с выводом — на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова — безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы. 

Источник

Ольга Кириленко
Эстетическое воспитание. Труды В. А. Сухомлинского и наше время. Из опыта работы 1 часть

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» четко определена главная цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Я считаю, что в настоящее время процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением как отечественной, так и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Всестороннее развитие маленького человека невозможно без развития творческих способностей. В психологии и педагогике специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности изучались такими известными людьми как Н. А. Ветлугина, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др. Они отмечали, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности.

Именно поэтому, одним из актуальных направлений модернизации системы образования, как мы видим в принятых в 2013г. ФГОС ДО, считается художественно-эстетическое развитие и воспитание детей, как одно из основных средств духовно-нравственного и культурного развития личности. В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах ДО также говорится о том, что искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни детей – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.

Художественно-эстетическоеразвитие включает в себя:

развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства – художественной литературы и фольклора, музыки, живописи;

формирование элементарных представлений и знаний о видах искусства;

воспитания умения сопереживания героям художественных и музыкальных произведений

умение реализовать самостоятельный творческий замысел в изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности

воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Художественно-эстетическая деятельность – это специфическая для детей деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть свои способности, возможности, увидеть продукт своей деятельности – рисунки, поделки. В этой деятельности он может реализовать себя как творческая личность. Таким образом, в соответствии со ФГОС ДО, каждый педагог чётко может определить стоящие перед дошкольным образованием, и перед каждым педагогом лично, задачи о развитии творческих задатков, талантов (а ведь каждый ребенок – оригинал) в детях, впоследствии, так необходимого в жизни.

Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического воспитания для всестороннего, гармоничного развития детей.

«Мир спасет красота»,- писал известный русский писатель Федор Михайлович Достоевский. И сегодня, в наше жестокое время, многим людям не хватает умения видеть красоту в повседневной жизни, создавать ее самим, чувствовать прекрасное и воспитывать эти умения в своих детях. Для нас, педагогов, решение этой проблемы стоит на первом месте. Ведь от того, как педагог смотрит на жизнь, искусство, природу зависит, как будут смотреть на все это его дети, воспитанники. Перед нами очень остро стоит задача заметить и развить у детей не только умение видеть и ценить прекрасное, но и систематически развивать и совершенствовать творческие, изобразительные способности детей.

Читайте также:  Развитие и ум маленького ребенка

Выдающиеся педагоги прошлого века В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий рассматривали эстетическое воспитание в единстве с нравственным, трудовым и физическим развитием. «Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства», – писал В. А. Сухомлинский. /Сухомлинский В. А. «Избранные произведения в 5-ти томах», Киев, 1980г., т. 4, с. 387./ Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира, в красоте человеческих отношений духовное благородство, доброту, сердечность и на этой основе утверждать прекрасное в самом себе. Одним из важнейших условий решения этой задачи является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поверхностные знания и окостенение мысли и фантазии – первый враг эстетического воспитания. Вместе с тем, объем и глубина знаний, усвоенных в детские годы, еще не говорят об эстетической культуре и воспитанности: есть люди, усвоившие массу знаний, но невежды в мире прекрасного…

«Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина этой эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному». Надо сказать, что эстетическое воспитание занимает в системе учебно-воспитательной работы особое место. Оно имеет многогранные связи со всеми сферами духовной жизни личности ребенка и всего детского коллектива. Именно поэтому весь наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка – умственный и физический труд, творческие отношения, дружбу, любовь –проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь, красоты возвышает меня…

Очень многое зависит в жизни ребенка от того, как он сможет увидеть прекрасное, кто ему это покажет, объяснит и научит. Но и эта сторона общего развития зависит от множества факторов, условий и предпосылок. Интеллектуальное и эстетическое развитие начинается с рождения ребенка и успешно продолжается в детском саду. Даже у самых маленьких детей, в младших группах детского сада, есть возможность наблюдать прекрасное вокруг себя в эстетически оформленной приемной, групповой комнате, на участке для прогулки. Воспитатели стараются внести во все режимные моменты элементы красивого, интересного и познавательного. Например, со вкусом подобранные обои, занавеси в спальнях и групповых помещениях, передовые дизайнерские находки в оформлении приемной, физкультурного зала, лестничных переходов, галереи. Особым вниманием хочется отметить работу музыкальных руководителей при оформлении музыкальных залов к утренникам и праздникам, проводимых в нашем детском саду. Красивые драпировки, неожиданные цветочно-декоративные композиции создают красоту и уют и доставляют эстетическое удовольствие не только нашим воспитанникам, но и родителям, и гостям праздников. С первых дней пребывания ребенка в детском саду, мы стараемся научить его видеть, воспринимать, чувствовать, понимать красоту окружающего мира – природы и общечеловеческих отношений.

«Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, – увидел и изумился, и начал создавать новую красоту», – так прекрасно и вдохновенно написал В. А. Сухомлинский. Вот именно поэтому, для того, чтобы так видеть окружающую нас красоту природы, в каждом ребенке нужно /опять же, по словам В. А. Сухомлинского/ «нянчить еще одно очень чуткое, своенравное дитя – эстетическое чутье ребенка». /т. 1, с. 189/. Важно разглядеть в ребенке способности, развивать их, учить воспринимать тончайшие нравственные оттенки того, что узнается, познается и исследуется. Надо научиться чувствовать эстетические переживания другого человека через слова, образы, музыку, изобразительное искусство. Для воспитания чрезвычайно важно суметь показать детям прекрасное в обычной, нашей будничной жизни. По словам В. А. Сухомлинского «найти уголки красоты и мгновения красоты, которые ребенок должен увидеть, почувствовать, понять, запечатлеть навсегда в своем сердце».

Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова педагога. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка только тогда, когда он увидит эту красоту своими глазами. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного, любование произведениями изобразительного искусства – это как открытое окно в мир красоты. Каждому педагогу и родителям надо стремиться научить ребенка видеть, чувствовать прекрасное, и умению на всю жизнь сохранить эту способность к восхищению красотой.

Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, способного жить и творить по «законам красоты».

Таким образом, вся система эстетического воспитания должна обеспечить целостное эстетическое развитие ребенка,что связано с решением таких задач:

• Обогатить личность ребенка художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства;

• Обучить начальным, самым общим, навыкам самостоятельной деятельности в искусстве;

•Развить с помощью занятий по изодеятельности и музыке природные силы и психические свойства личности: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление;

Воспитывать эстетические чувства.

• Сформировать устойчивое эстетическое сознание.

Источник