Сухомлинский о педагоге и его роли в развитии и воспитании ребенка

Сухомлинский о педагоге и его роли в развитии и воспитании ребенка thumbnail

Невообразимо широк диапазон творческой мысли  В.А. Сухомлинского. Нет, по сути ни одной сферы педагогической деятельности, куда бы не проник его глубокий критический ум, обнаруживая и ликвидируя «белые пятна», заполняя теоретические пробелы смелыми конструктивными идеями, прокладывая тем самым надёжные и перспективные пути  школьной практике [см.:1,2,3].

Сегодня, когда идёт новое прочтение Сухомлинского, можно без тени сомнения утверждать, что он был в первых рядах тех деятелей науки и культуры, чья бескомпромиссная и страстная проповедь правды, гуманизма, свободы и защиты человеческого достоинства не позволила погаснуть светильнику милосердия и доброты, внутренне готовила приход нового педагогического мышления.

За свои неполные 52 года Сухомлинский написал более 50 книг, опубликовал сотни журналов и статей, около 1200 художественных миниатюр – рассказов и сказок для детей. Высокоинтеллектуальный дар соединился в нём с художественным талантом. Он, как Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Дмитрий Ушинский, Януш Корчак и Антон Макаренко, писал высокохудожественным языком.

В педагогической работе не просто найти критерии оценки её результативности. И всё же главным критерием, пожалуй, является то, какие граждане выходят из стен школы, насколько прочно усвоены ими полученные  знания и в целом система приобщения к интеллектуальным богатствам, выработанным человечеством, как глубоко и основательно проникли они в естество понятий Гражданственность, Честь и Достоинство.

В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это постоянное духовное обогащение ребёнка. Его целью было  возвышение человека. «Каждый без исключения школьник, – подчёркивал педагог, –  должен быть не только учеником, готовящимся к будущей жизни, но и человеком, живущим богатой, полнокровной, духовно насыщенной жизнью уже сейчас, в школьные годы» [4]. Любое педагогическое, как и социальное явление,  любое педагогическое действие павлышский новатор оценивал с позиции пользы для ребёнка, для человека вообще. Сухомлинский исповедовал педагогику гуманизма и доброты. Он писал: «Мы вступаем в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» [5; т.4,с.558]. И ещё одно важное замечание сегодняшним педагогам: «Поменьше трескучих фраз о любви к человеку вообще, побольше конкретных дел, сердечного участия в жизни, в творении радостей» [5; т.2,с.197]. В действительной любви к детям, постоянной заботе о них – источник и педагогического новаторства, и жизненного подвига В.А. Сухомлинского.

 Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем. Но, «для того чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться», – справедливо утверждал Сухомлинский [6; кн. 1, с. 36].   Об этом он говорит во многих своих работах: «Сердце отдаю детям», «Проблема воспитания всесторонне развитой личности», «Разговор с молодым директором школы» и др.

      Основным смыслом образования становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был преподавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами всестороннему развитию обучающегося. Поэтому требуется перемена отношений в системе “учитель-ученик”, на установление связи и сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов преподавания. Процесс общего социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.

            Важным элементом в системе нравственного воспитания, разработанной Сухомлинским, представляется то, что можно обозначить как деятельностный подход. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой идеей деятельности, как таковой, а со средством становления и развития, прежде всего, нравственности обучаемого. «Надо «открыть буквально перед каждым, даже самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своём «Я», черпать силы из человеческого достоинства, чувствовать себя не обделённым, а духовно богатым» [5; кн. 1, с. 79].То есть в процессе и результате использования форм, приёмов и методов образования рождается человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые удовлетворяют его стремление в саморазвитии, самореализации.   Поэтому целью данного подхода является личность, способная оценивать себя и свои возможности, выбирать способы своей активности, контролировать её ход и результат. Обучаемый для педагога – субъект учебно-познавательной, воспитательной работы – видится в качестве человека, который обладает целостностью, многообразием свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в труде, общении, познании, самообразовании, совершенстве своего внутреннего мира.

           В разработанной Сухомлинским программе нравственного воспитания содержится перечень качеств, имеющих первостепенное значение для формирования облика «настоящего Человека». Самыми главными качествами, которыми должен обладать воспитанник, учитель считал способность делать добро, развитая совесть,  самодисциплина, нравственный долг: человека перед человеком, обществом, отечеством, отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями, отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами. [5; т.4, с. 553]. В книге Василия Александровича «Как воспитать настоящего человека», состоящей из нескольких десятков поучений, подробно говорится о том, как воспитать в себе эти качества.

            Важным источником развития личности обучающегося является увлекательная перспектива, связанная с его будущим, которая зависит от усилий самого обучающегося, его работоспособности, постоянно и тонко стимулируемых учителями-воспитателями. В такие минуты ученик поднимается «на ступеньку не только в умственном, но и в моральном развитии»; он ощущает «себя мыслящим человеком» и начинает «смотреть на себя другими глазами» [5; т.1, с. 503].

            Личностный подход предполагает, что и педагоги и учащиеся относятся к каждому человеку, как к самостоятельной ценности, не как средство достижения своих целей. Преподаватель и обучаемый, в свою очередь, находятся в позиции равноправия и сотрудничества. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы к саморазвитию, изучает его активность, создаёт условия для самодвижения. Сухомлинский считал, что учитель помогает ребёнку стать «сооткрывателем в стране знаний». Эволюция личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Поэтому здесь необходим индивидуально-творческий подход. Он предполагает мотивацию учебной и других видов деятельности, направленных к конечному результату, но так, чтобы обучаемые испытывали радость достижения собственных целей, сознание своего роста и развития.

Нравственное развитие ребёнка, считал Сухомлинский, должно представлять собой постоянный процесс, а моральные понятия обогащаться, углубляться, превращаясь постепенно в глубокие и сознательные убеждения, выполняющие функцию реальных регуляторов жизнедеятельности человека, его поведения. Нравственность, являясь «ядром» внутреннего мира человека, делает его неповторимой личностью.

            Сложность образовательного процесса, занимающего значительное место в судьбе обучаемых, не даёт ощутимого, зримого результата сразу после его завершения. Продуктом обучения и воспитания является всё последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия нельзя контролировать непосредственно. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берёт на себя ответственность за тех, кому он будет преподавать, вместе с тем, он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть педагогом, учителем, воспитателем. В.М.Сухомлинский говорил, что нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога.

            Для того, чтобы достойно осуществлять педагогическую деятельность, необходимо принятие ряда обязательств. Во-первых, объективная оценка и знание своих возможностей, сильных и слабых сторон. И это очевидно. Я.Корчак говорил: “Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобстве, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых, якобы, заботой о благе детей”. Во-вторых, педагог должен обладать культурной, интеллектуальной деятельностью (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания),  культурой поведения, общения. Педагог- это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Ученики тянутся к людям широко и самостоятельно мыслящим, сильным духом. Педагогике хорошо известна воспитательная сила примера. Психологической основой этого действия является склонность молодёжи к подражанию. По образному выражению К.Д.Ушинского, пример – это “плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно”. В-третьих, обязательными составляющими педагогики являются уважение, знание внутреннего мира, понимание своего обучаемого. Он должен быть понят педагогом и принят независимо от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения, даже социальное положение и внешние данные. Поэтому педагогу стоит чаще представлять себя ребёнком, учеником, чтобы понять, что интересует обучаемых, что радует, что утомляет, что обижает. И, наконец, последнее, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых и в то же время выступает в качестве партнёра и человека, облегчающего педагогическое общение. Сухомлинский В.А. замечал, что “важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ”.

Читайте также:  Педагогические условия развития ребенка в период дошкольного детства

            Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой – гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению проблем, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам. Поэтому он обязан развивать свои организаторские, коммуникативные способности. При этом необходимо заинтересовать обучаемого, завлечь его, пробудить интерес к предмету, учёбе в целом. «Для ребёнка, -писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой”.

            Преподавателю необходимо совместно с детьми проживать и переживать всё, что происходит каждый день в учебном заведении. И помогают в этом именно игровые методы обучения, так как игра прививает интерес и готовность к учению, развивает познавательные способности. Тогда годы учёбы станут радостными, и ребята не оттолкнутся от педагога и будут жить с ним подобной жизнью. Если преподавателю удаётся совместить обучение с игрой, то это позволяет решить проблему”скучности”. Ведь древние греки знали, что учиться надо играя. Не случайно, понятие “образование” на греческом языке созвучно понятию “игра”.

            Таким образом, необходимо, чтобы профессиональные качества педагога соотносились со следующими постулатами – заповедями его психолого-педагогической деятельности, как уважение обучаемого. Вспомним золотое правило нравственности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Необходимо иметь терпимость к человеческим недостаткам и слабостям, тактичность. Немаловажен постоянный поиск возможности саморазвития и самосовершенствования педагога, ведь всем известно, что тот, кто не учится сам, не может развить вкус к учению у других. Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер, формирует характер. Педагог должен быть Личностью, это его профессиональная характеристика. Чудо из чудес – ребёнок, молодой человек. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, видеть в нём невидимое и быть уверенным в том, чего ещё нет в новом благодарном человеке – вот работа преподавателя, учителя. И это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимающийся своим самообразованием.

           Сухомлинского отличали энциклопедическая образованность, широкая эрудиция. Он читал первоисточники на девяти языках народов мира, хорошо рисовал, играл на скрипке и сопилке, мог часами декламировать наизусть страницы русской поэзии и прозы, мастерил руками. Вечный ученик, он потому и стал Учителем с большой буквы.

            Важнейшим показателем успешности преподавателя является умение создать атмосферу доброжелательности на занятии, привить интерес к предмету, поощрять любые позитивные действия учащегося, терпеливо ожидать результатов деятельности, улыбчивость, чувство юмора.

           Практически все исследователи указывают на тот факт, что для достижения успеха на музыкальном поприще все успешные лидеры постоянно развивали в себе такие качества,  как стойкость в преодолении жизненных и творческих препятствий; способность быстро подниматься после неудач, стремление добиваться своей цели.

              М.Г.Коган, ярко проявивший себя в трёх видах музыкально-художественной деятельности: как пианист, педагог, методист – исследователь, выделяет три главных звена в цепи предпосылок успешности музыкальной деятельности: ясное видение цели, умение сосредоточить внимание на ней, страстная  и  настойчивая воля к её достижению. По его мнению, наличие этих предпосылок ещё не гарантирует приобретение мастерства, но «врата к этому мастерству открываются лишь тому, кто работает, соблюдая эти условия» [7, с. 114].  Автор утверждает, что эти же качества необходимы для достижения мастерства и, конечно же, лидирующего положения в любой области человеческой деятельности. В том числе и педагогической.

Учитывая специфику профессии учителя музыки,  нужно осознавать, что необходимо умение мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей.  В.А.Сухомлинский, считал, что  «держа в руках скрипку, человек не способен сделать плохое». В этой связи одну из важных задач он видел в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребёнку скрипку.

Не менее сложно научить ребенка или подростка справляться с проблемами, возникающими на пути его образования. Ведь музыканты – чуткие и нежные люди, часто из-за неудачи они могут опустить руки и разочароваться в собственном призвании. Если в целом говорить о творческих профессиях, то надо признать, что уровень субъективных факторов, личностного, индивидуального значительно выше в сравнении с иными профессиями. И в этом смысле обучение всегда сопряжено с определенными сложностями, тем более без встречного желания ученика, выраженного в стремлении к саморазвитию. И это стремление в ученике надо уметь воспитать.

                Надо учитывать и то, что «доминирующим мотивом учебной деятельности студента выступает внутренний, учебно-познавательный мотив, где важнейшим фактором мотивации учения является интерес и склонность студента к своей будущей профессиональной музыкально-педагогической и хормейстерской деятельности» [8, с. 126].

            Только если обучаемый поймёт, что он личность, он будет уважать себя, будет достаточно уверенный в своих силах человек. Станет открытым для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития. Самое главное приобретение в период обучения – это чувство собственного достоинства, вера в то, что он знает, умеет и может. И достичь этого можно только добром, ибо только добро, порождает добро. Так завещал замечательный педагог, гуманист В.А.Сухомлинский.

            Достойно  носить звание педагога и родителя – это жить в согласии с древнекитайской мудростью: с рождения до трёх лет – ребёнок твой бог, с трёх до десяти – от твой раб, с десяти лет- ребёнок твой друг!

Литература

1.Борисовский А.М. В.А.Сухомлинский. М.: Просвещение,1985. 128 с.

2.Мухин М.И. Педагогическая система В.А.Сухомлинского: традиции и новаторство. Соликамск: Изд-во СГПИ, 1999. 3888 с.

3.Рындак В.Г. Учитель Сухомлинский. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008, 508 с.

4.Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского. М.: институт развития личности РАО, 1994. 184 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные произведения,: В 5 т. Киев: Радянська школа,1979- 1980.

6. Теория и практика воспитательных систем / Редкол.: Л.И.Новикова (отв. ред.): В 2 ч. М.:ИТП и МИО РАО, 1993.

7. Коган Г.М. У врат мастерства: психологические предпосылки успешности пианистической работы / Г.М.Коган. – М.: Советский композитор, 1961. – 116 с.

Читайте также:  Обучение и воспитание в развитии личности ребенка

8. Становление и развитие личности и профессионализма студента в процессе музыкального образования: компетентностный подход: коллективная монография / Е.Н.Берёзкина [и др.]; науч. ред.: А.С. Петелин, Л.Г.Лобова. – Воронеж:  ВГПУ, 2014. – 388 с.

Источник

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография 

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга  на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой.  После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района.  Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика,  возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка в игре

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний.  Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Сухомлинский  — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973. 
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980. 
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем… — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

  • В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
  • Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8. 
  • К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12. 
  • “Учитель — совесть народа…” : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9. 
  • Мы продолжаем себя в детях : [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
  • Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
  • Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
  • «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
  • Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978.  № 39.
  • Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
  • Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. —  1964, № 7.
  • Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
  • Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
  • Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
  • Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
  • Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
  • Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
  • Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
  • Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник