Субъекты социального воспитания и развития личности ребенка
Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.
Цель социального воспитания: Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.
Задачи социального воспитания:
1. Формирование социальной компетентности;
2. Достижение социального самоопределения;
3. Достижение жизненного успеха;
4. Выживание в обществе.
Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно – образовательных организациях).
Субъекты социального воспитания — конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.
Личность как субъект социального воспитания.
Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т. е. преобразование его в собственные ценности и ориентации.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
2. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.
4. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям.
Принципы социального воспитания.
1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.
Принципы воспитания (по А.В. Мудрику) – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций.
1. Принцип природосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, А. Дистервег. К.Д. Ушинский.) Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.
2. Принцип культуросообразности (Дж. Локк, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.) Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.
3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.
4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.
5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.
6. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
7. Принцип коллективности социального воспитания. Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
8. Принцип диалогичности социального воспитания Суть: предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование ценностей.
Методы социального воспитания: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические, перевоспитание и самовоспитание, арт-терапии.
Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.
Методы работы социального педагога – это способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы.
Прием – это устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.
Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога. Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система.
Методы социального воспитания подразделяются:
I. В зависимости от того, на что они направлены:
– формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);
– формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);
– самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);
– формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.
II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:
– организация деятельности;
– метод общения;
– опека;
– самореализация и индивидуальная коррекция действий.
III. В зависимости от характера влияния среды на личность:
– общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;
Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:
– методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.);
– методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);
– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.)
– методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т. д.).
При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:
– социально-педагогической помощи и поддержки – психолого-педагогической коррекции;
– социальной адаптации;
– профилактики;
– реабилитации – исследовательские методы.
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:
– диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
– профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);
– организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными;
– формирования сознания личности;
– стимулирования деятельности и поведения индивида;
– организации познавательной, практической деятельности и поведения.
– социально-экономические (денежная помощь;
– установление льгот, единовременных пособий, компенсаций;
– патронаж, бытовое обслуживание и др.);
– организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).
Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности.
В перевоспитании используются следующие методы:
– метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;
– метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;
– метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;
– метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.
Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».
Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на.важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.
Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.
Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.
Биографический метод — исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.
Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.
Метод музыкотерапии, арттерапии:
– Арт-терапия – это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия при работе с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей происходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности, меняет свою психологическую реальность.
– Музыкотерапия – это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью.
Источник
Основные понятия
Субъект – носитель и источник активности (индивид, малая или большая группа), направленной на познание и сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.
В процессе социального воспитания принимают участие субъекты трех видов: индивидуальные (конкретные люди), групповые (контактные общности людей), социальные (организации, управленческие структуры).
Объект – существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания практического воздействия субъекта, а более узко – предмет, явление, на который направлена какая-либо активность субъекта.
В педагогике объектом можно считать педагогическую действительность в целом и ее отдельные фрагменты, процессы и явления. Такой общий подход позволяет рассматривать в качестве объекта социального воспитания целенаправленное развитие человека в воспитательных организациях.
Целенаправленное развитие человека как объект социального воспитания
Объект социального воспитания – процесс относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных организациях.
Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.
Развитие человека идет с момента его зачатия и до смерти. Развитие – процесс многопланный. Это и развитие отдельных систем организма (костной, мышечной, кровеносной и др.), и психических функций человека (ощущений, восприятия, памяти и др.), и личностных характеристик (самосознания, уровня притязаний и т. д.).
Исследования отечественных ученых позволяют считать, что развитие человека детерминируется рядом источников и обстоятельств:
-природными задатками как условиями и предпосылками;
-сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником развития;
-социальной средой как потенциальным источником развития;
-противоречием между образом жизни и возможностями человека, а именно между местом, занимаемым им в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место, как движущей силой;
-собственной деятельностью человека по овладению действительностью как движущей силой;
-собственной активностью человека по преодолению противоречий; при этом «спонтанность» развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности.
Развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач – естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических.
Личность как индивидуальный субъект социального воспитания
Личность можно рассматривать индивидуальным субъектом социального воспитания исходя из того, что будучи целеустремленной системой, она активно влияет на себя, на обстоятельства своей жизни и на окружающую среду.
Личность становиться индивидуальным субъектом социального воспитания постольку и в той мере, поскольку в жизнедеятельности воспитательных организаций создаются условия для реализации и развития ряда ее потребностей. Чем благоприятнее эти условия, тем более активно проявляет себя личность субъектом социального воспитания.
В науке существует множество определений, перечней и классификаций потребностей. Одной из наиболее обобщенных и полных можно признать классификацию американского психолога Абрахама Маслоу, который выделяет пять групп базовых потребностей человека:
-физиологические потребности (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);
-потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);
-потребности в контактах и любви, в принадлежности и общности;
-потребности в признании, оценке, уважении (в т. ч. в самоуважении), в стремлении к компетентности, достижению успехов, авторитету;
-потребность в самоактуализаций.
Сущностная самореализация – это стремление раскрыть свои возможности и дарования в контакте с миром и утвердиться в процессе успешной реализации себя. Стремление к внешней реализации наиболее рельефно проявляется, например, в юности в попытках выделиться и утвердиться с помощью экстравагантности внешнего облика, эксцентрического поведения и т. д.
Коллектив как групповой субъект социального воспитания
Коллектив можно определить формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. Он может рассматриваться как групповой субъект социального воспитания, исходя из ряда объективно присущих ему характеристик.
Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как открытую и автономную систему. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими общностями.
В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.
Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных ценностей: ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями; ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми; ценности, носителями которых являются люди, входящие в коллектив.
В любом коллективе складываются две структуры отношений – формализованная и неформализованная.
Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать способным решать стоящие перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения, в которые включены все члены коллектива, и отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива.
Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы.
Характер отношений в коллективе определяется полем интеллектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях.
Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития его членов, делая их одной из характеристик коллектива как субъекта социального воспитания.
Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т. е. создает возможности для развития человека. Поэтому содержание жизнедеятельности можно считать одной из характеристик коллектива как субъекта социального воспитания.
Социальные субъекты системы воспитания
В качестве социальных субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием.
Воспитательные организации есть субъект социального воспитания. Их можно рассматривать по трем основаниям:
Во-первых, в воспитательных организациях человек целенаправленно включается в сотрудничество с другими людьми.
Во-вторых, организуемая жизнедеятельность создает условия для проявления человеком своей активности в различных сферах.
В-третьих, содержание жизнедеятельности организации создает возможности для преодоления ряда противоречий, возникающих в процессе развития человека.
К органам управления социальным воспитанием относятся создаваемые государством органы, задачей которых является управление воспитанием на разных уровнях: национальном, региональном, муниципальном. Органы управления создают стратегию социального воспитания в пределах своей компетенции; обеспечивают систему социального воспитания необходимыми кадрами; и определяют состояние системы социального воспитания.
136. Сущность и содержание социализации личности. Задача социализации личности.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития, различаются они и в современном обществе. Любое общество стремиться сформировать определённый тип человека в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным и этическим идеалам. Содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.
В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах сохраняя определённую специфику приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (урбанизация, информатизация, экологические и демографические сдвиги).
Содержание процесса социализации определяется её сущностью и предполагает реализацию следующих направлений:
1. Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями женщина и мужчина – полоролевая социализация.
2. Профессиональная социализация. Общество заинтересованно в том, чтобы его члены могли и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности.
3. Семейная социализация. Общество заинтересовано в том, чтобы его члены создали прочную семью, усвоили роли.
4. Политическая социализация. Общество заинтересовано, чтобы его члены участвовали в общественно-политической жизни.
5. Правовая социализация. Общество заинтересованно в том, чтобы люди были законопослушными гражданами.
6. Экономическая социализация. Общество заинтересованно в том, чтобы люди владели законами экономики и могли ими пользоваться и т. д.
Выше обозначенные направления характеризуют человека, как объект социализации, но человек становится полноценным членом общества выступая прежде всего субъектом социализации.
Как субъект человек в процессе социализации не только усваивает социальные ценности культуры общества, но и реализует собственную активность, самореализуется и саморазвивается.
Таким образом, для человека как субъекта социализации она становится успешной, если получает развитие его личность.
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе. Чтобы решить эти задачи, человек ставит перед собой определённые цели, достижение которых объективно направлено на решение задач специфически для его возраста.
Задачи социализации:
1 группа – естественно-культурные.
Естественно-культурные задачи предполагают достижение на каждом возрастном этапе физического и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определённой степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живёт; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, мимика, позы, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, физическое саморазвитие, оздоровление организма); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями. Всё это имеет определённые нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т. д.
2 группа – социально-культурные.
Социально-культурные задачи – познавательные, морально- нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определённый период его истории. Эти задачи определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.
Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщённости к определённому уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определённого уровня сформированности ценностей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т. д.
Задачи социально-культурного ряда имеют как бы 2 слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства. С другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причём эти 2 слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично.
3 группа – социально-психологические.
Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, её самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определённой меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определённого уровня самоуважения и меры самопринятия.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определённой позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека личностями. Самореализация может иметь разные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворённости результатом и процессом самореализации.
Возрастные задачи – объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведёт к их решению. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознанны или почувствованы задачи, и от ряда других обстоятельств, цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.
Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.
Решение задач всех трёх названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешёнными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешённая в определённом возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определённый период времени она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.
Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 270; Нарушение авторских прав
Источник