Субъективные условия развития ребенка в семье

Субъективные условия развития ребенка в семье thumbnail

Психология развития ребенка — одна из наиболее интен­сивно разрабатываемых областей психологии, в пределах которой опубликованы десятки тысяч научных работ. Большой вклад в психологию развития внесли многие видные советские ученые – Л. С. Выготский, Б. Г. Анань­ев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Мясищев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и другие. Глубоко изучены познавательные процессы и их развитие в детстве (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. В. Давыдов, Л, А. Венгер), мотивация и ее формиро­вание у ребенка (Л. И. Божович), ход развития социаль-

-17-

ной перцепции (А. А. Бодалев), моральное развитие детей (Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон), сензитивные и критические периоды в развитии (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. С. Лейтес), роль коллектива и вза­имоотношений в нем для развития детей (А. В. Петров­ский, Я. Л. Коломинский), влияние общения с матерью на развитие ребенка (М. И. Лисина) и многое другое. Как фундаментальная научная дисциплина психология развития ребенка лежит в основании многих областей практики, связанных с воспитанием и обучением.

Консультативная практика также опирается на до­стижения психологии развития, использует добытые нау­кой факты и закономерности. Нет никакой возможности даже очень кратко пересказать все релевантные кон­сультативной практике факты и закономерности из об­ласти детской психологии. Практические задачи консуль­тативной деятельности, однако, заставляют по-своему структурировать данные психологии развития, акценти­ровать те из них, которые непосредственно ориентируют консультативную практику. Точка зрения психолога-консультанта на данные психологии развития строится прежде всего на том, что объектом его анализа выступают различные формы неблагополучного развития и его причины. Эта точка зрения, далее, определяется двумя практическими задачами: распознать неблагополучие и его причины в данном конкретном случае и наметить, а затем и осуществить психологическое вмешательство в ход этого развития, повлиять на его причины или небла­гоприятные условия.

Психология развития ребенка показывает, что факто­ры, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптималь­ному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низко­му самоуважению, недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты психического развития с точки зрения консультативной практики удобно предста­вить как расположенные на оси, заданной двумя по­люсами.

На одном полюсе группируются факторы объективные,

-18-

выступающие как предпосылки или условия развития. К таким детерминантам относятся макросоциальные фак­торы — экономический и культурный уровень общества, наличествующие системы воспитания, уровень соци­альной заботы о ребенке, этнокультурные традиции; воспитания. Другой подкласс объективных детерминант; психического развития – это микросоциальные процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка, – в семье, в группе детского сада или классном коллективе. Третий подкласс — это факторы соматопсихические, ко­торые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не менее представляют собой объективные предпосылки его раз­вития. К ним относятся наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития, болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.

Перечисленные объективные факторы психическогого развития объединяются тем, что сам ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие эти объективные детерминанты. Другими словами, эти процессы отвечают не нуждам данного, конкретного ре­бенка, а потребностям других людей, групп или социальных общностей или общества в целом, хотя, конечно, другие люди стараются учитывать актуальные или будущие потребности ребенка. Что касается соматопсихических факторов, то и здесь выступает еще не сам ребенок, а его организм с его особенностями, которые формирова­лись помимо потребностей, воли, действий самого ребен­ка.

Другой полюс образуют субъективные факторы, ко­торые, хотя и находятся под воздействием и в зависимос­ти от первых, составляют внутреннюю логику развития, точнее — саморазвития ребенка. Эти факторы включаютспецифику развития потребностно-мотивационной сфе­ры, особенности формирования его сознания и самосозна­ния, его поведенческого стиля.

Промежуточное положение занимают факторы, которые возникают на пересечении действия факторов объективных и субъективных, на пересечении векторов, иду­щих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с другими людьми — в семьеи в других коллективах.

Читайте также:  Развитие мотивационной сферы ребенка дошкольника

Обобщающие теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант всех трех

-19-

перечисленных типов, которое образует реальную, эмпи­рически выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития (Е. Erikson, 1963). Для практики пси­хологической консультации такое синтетическое видение важно, но, однако, не менее необходим и аналитический подход. Действительно, выявление группы факторов, преимущественно повлиявших на возникновение нару­шений детского развития, в конкретном случае предопре­деляет и выбор одной из трех принципиальных стратегий психотерапевтической консультативной помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их личност­ных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних проблемах, 3) центрации на взаимоотно­шениях детей и родителей, их общении.

Выделение этих трех возможных стратегий обуслов­ливает и то, что для индивидуально ориентированной психотерапевтической модели психологической помощи наибольший интерес из объективных детерминант пси­хического развития представляют те, которые так или иначе связаны с родителями, их влиянием на ребенка. Макросоциальные влияния могут быть подвергнуты коррекции в ситуации работы с конкретной отдельной семьей в наименьшей степени; а воздействия на внесемейные микросоциальные процессы требуют включения тех звеньев психологической службы, которые ориентирова­ны на работу в детских коллективах. Соматопсихические факторы, без сомнения, необходимо учитывать в ходе диагностической работы и консультирования родителей, однако их природа относится в большей мере к компетен­ции медицины. Влияние этих факторов на детское раз­витие и взаимоотношения в семье описано в отечествен­ной литературе (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Лебе­динский, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко). Таким обра­зом, первостепенный интерес с точки зрения практичес­ких задач психологической помощи семье представляют три группы детерминант: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье.

Источник

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности.

Проанализировав работы Б.М. Бим-Бада и С.Н. Гаврова (4), А.Г. Харчева (34),  Л.Б. Шнейдер (36) и других, можно сформулировать следующее рабочее определение семьи: это исторически обусловленная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, которые связаны между собой брачными и/или родительскими отношениями, общим бытом, эмоциональной поддержкой, ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения.

В этом определении подчеркивается именно воспитательное значение семьи, важность этой ее задачи для личности каждого человека и для общества в целом.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (38) выделяют следующие функции семьи: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую и воспитательную, которую мы рассмотрим несколько подробнее. Воспитательная функция семьи заключается в необходимости удовлетворения потребностей взрослых людей в позициях отцовства и материнства, в контактах с детьми, в передаче и знаний и опыта, в возможности родителей «реализоваться» в детях.  В свою очередь, эта функция удовлетворяет потребность детей в любви и заботе, в социализации и подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе.

Структура семьи, по определению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений (38). Они предлагают выделить два типа семей в соответствии с их структурой. В семьях первого типа (авторитарная семья) власть сосредоточена в руках одного члена семьи, а все остальные ему подчиняются. В семьях второго типа (демократическая семья) присутствует равноправие.

С. Минухин и Ч. Фишман (20) предлагают несколько иной взгляд на структуру семьи, используя предложенный А. Кестлером термин «холон» для описания семьи как  одновременно и части, и целого. В семейном холоне образуется три соединения: супружеское, родительское и возрастное (братско-сестринское). В рамках данной работы нас в наибольшей мере интересует родительский холон.

Взаимодействия внутри родительского холона включают семейное воспитание ребенка, где он обучается наиболее эффективным способам коммуникации. Его чувство адекватности формируется в зависимости от того, как старшие реагируют на него, он узнает, какое поведение вознаграждается и какое не поощряется. И, наконец, в родительской подсистеме ребенок получает опыт семейного стиля преодоления конфликтов и переговоров. Родительский холон может быть разнообразным по составу. Он может включать, например, дедушку или тетю, или, наоборот, исключать кого-либо (например, одного из родителей). По мере роста ребенка и по мере изменения его потребностей родительская подсистема должна меняться, обеспечивая тем самым гармоничные отношения в семье.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 1 года до 3 лет

Таким образом, следует отметить, что семья является основным институтом воспитания.  То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.  Отношения между людьми в семье наиболее глубокие и прочные. По мнению Ю.В. Шилова, можно выделить 4 типа отношений в семье:

  • психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения;
  • психологические, включают открытость, доверие, заботу, взаимную моральную и эмоциональную поддержку;
  • социальные, содержат распределение ролей, материальную зависимость, а также статусные отношения;
  • культурные – это внутрисемейные связи и отношения, обусловленные обычаями, традициями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.д.), внутри которой данная семья возникла и существует (35).  

На семейное воспитание детей оказывает влияние вся эта сложная система отношений.

По определению Е.Г. Силяевой (28), факторы семейного воспитания – это те базовые условия, движущие илы, которые способствуют возникновению процессов развития и изменения личности ребенка. Можно разделить эти факторы на две группы: объективные и субъективные.

В группу объективных факторов семейного воспитания включаются следующие: экологические условия жизни семьи, качество которых отражается на здоровье и физическом росте ребенка;  место проживания семьи в территориальном и социокультурном контексте; этническая принадлежность семьи, оказывающая влияние на способы и характер взаимоотношений родителей и детей, обычаи и традиции воспитания, которых придерживаются член семьи; материальные и статусные условия жизни семьи, которые способствуют удовлетворению бытовых и социальных потребностей ее членов.

В группу субъективных факторов семейного воспитания включаются следующие: порядок рождения и ролевая позиция в семье (старший, средний, младший, единственный ребенок); структура семьи; степень близости контактов с родственниками, в том числе со старшими членами семьи, что создает психологическую защищенность, связь поколений, передается опыт, формируются семейные традиции; формы общения в семье в свободное время, способы проведения досуга определяют степень общительности ребенка, развитие его умения выстраивать контакты с другими людьми; социально-психологический климат в семье; прошлый опыт детства самих родителей, их общение со своими родителями; формы и виды деятельности, в том числе профессиональная, учебная деятельность родителей.

Таким образом, анализ факторов семейного воспитания указывает на то, что на ребенка большое влияние оказывают и место проживания, и статус семьи, и стиль общения членов семьи между собой, и климат в семье, и формы деятельности, характерные для семьи, т.е. весь комплекс условий ее существования.

Основная задача семьи, по мнению Г.М. Андреевой, – подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе. Этот процесс носит двусторонний характер: с одной стороны, происходит усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны, этот опыт только тогда становится значимым для человека, когда он преобразуется в его собственные ценности и установки (2).

В.Н. Мясищев указывал на то, что ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, так как семья выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с социальными, этническими и бытовыми отношениями, поэтому они играют особую роль в формировании личности ребенка (21).

По мнению В.Я. Титаренко, ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи (33).

Таким образом, семья таит в себе широкие возможности для общения и усвоения богатства общественных отношений и многообразных проявлений человеческой сущности. При этом, как считает Э. Эриксон, наиболее важным обстоятельством для  психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных, то есть глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникающими в результате слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Совокупность этих духовных ценностей составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность, которая играет незаменимую роль в формировании личности (39).

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
4. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. 352 с.

Читайте также:  Центр развития ребенка управление делами президента российской федерации

20. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 304 с.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. 356 с.

28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192 с.

33. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. 351 с.
34. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. 220 с.
35. Шилов Ю.В. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). – СПб.: Петрополис, 2000. 416 с.
36. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.

38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. 512 с.
39. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.

Источник

семья — это социальная микросреда, в которой создаются благоприятные или неблагоприятные условия реализации потенциальных возможностей ребенка. Семья — это первая социальная среда, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании его личности. Именно от семьи в значительной степени зависит, какие именно индивидные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие. Именно в семье он получает первый опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. В первую очередь от семьи зависит формирование характера, поведенческих стереотипов, полоролевая идентификация ребенка, уровень его самооценки, ценностные ориентации и др.

Вместе с тем, под термином «семья» подразумевается целый ряд параметров, факторов, условий, которые окружают и воздействуют на ребенка в течение долгого времени. Все обусловленные семьей «средовые» условия развития ребенка можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным условиям относятся: материальное положение семьи, условия ее жизни, социальный статус и уровень образования родителей и другие. Следует заметить, что объективные факторы действуют не впрямую, а через создание определенных условий для развития ребенка. Например, более высокие доходы семьи обычно создают условия для более разнообразных занятий, кружков, возможностей использования компьютера, т.е. создают условия для развития задатков ребенка. Плохие жилищные условия могут привести к тому, что у ребенка не будет в квартире своего личного, неприкосновенного пространства, что ведет к формированию таких черт, как пассивность, боязнь ответственности, неуверенность в К субъективным характеристикам семьи, непосредственно влияющим на формирование и развитие личности ребенка, относятся: психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные и социально-перцептивные аспекты взаимоотношений, характер супружеского взаимодействия, личностные особенности родителей, стиль и методы семейного воспитания, психолого-педагогическая компетентность родителей, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, прародителями, другими людьми и т.д.

ребенок в семье включен в систему межличностных отношений на разных уровнях. Это:

– Детско-родительские отношения (включающие отношения с матерью и отношения с отцом как отдельные, не во всем совпадающие системы);

– Отношения между сиблингами (братьями и сестрами);

– Отношения со старшим поколением (бабушкой, дедушкой, возможно, другими родственниками);

– Отношения внутри подсистемы соответствующего ребенку пола (мать, бабушки, сестры — для девочки; отец, дедушки, братья — для мальчика);

– Отношения с подсистемой противоположного ребенку пола.

Каждый из этих уровней, с психологической точки зрения, включает в себя следующие компоненты:- эмоциональный компонент – чувства и эмоции, испытываемые по отношению друг к другу;-поведенческий компонент — набор ролей, сложившиеся поведенческие стереотипы, отражающие индивидуальные особенности членов семьи, особенности коммуникации между членами семьи;- когнитивный компонент — знания, представления о семейных ценностях, способах разрешения противоречий и т.п.- социально-перцептивный компонент – восприятие и понимание членами семьи друг друга.

Семейное воспитание — это направленные на ребенка, в большей или меньшей мере осознаваемые воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Родители, осуществляющую воспитательную деятельность, как субъекты любой другой деятельности, характеризуются целой совокупностью качеств, имеющих многоуровневый характер, среди которых можно выделить:-психофизиологические особенности, темперамент родителя и личностные качества родителя;-мотивацию воспитательной деятельности;

-уровень развития педагогических способностей, уровень психолого-педагогической компетентности, специальных знаний по воспитанию детей, опыт.

Источник