Структура семьи ребенка с отклонениями в развитии
Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной.
Модели семейных взаимодействийДети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации.Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: •> Супружеская (муж — жена)♦ Родительская (родитель — ребенок) ♦>Сибсовая (брат — сестра)♦♦♦ Расширенная семейная (экстрасемейная) — взаимодействие с друзьями, профессионалами и др. Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.
Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой друг друга.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо.
Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Присутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с другими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, когда возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.
52.Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии.
Дети с нарушенным развитием (проблемы в развитии, недостатки психофизического развития, отклонения в развитии) – это дети, имеющие отклонения от нормативного развития психических функций, вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы
Классификация, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым (1990):
1) дети, имеющие сенсорные нарушения (зрение и слух);
2) дети, имеющие интеллектуальные нарушения (задержка психического развития и умственная отсталость);
3) дети, имеющие нарушения речи;
4) дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата;
5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;
6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием [Ростовых Е.И.].
В.В. Лебединский (2003) выделил шесть видов дизонтогенеза. Классификация отклонений в развитии:
1. Психическое недоразвитие, т.е. умственная отсталость.
2. Задержанное развитие — полиформная группа, в которую входят инфантилизм, нарушения школьных навыков, недостаточность высших корковых функций и т. д.
3. Повреждение психического развития, т.е. ребенок имеет довольно длительный период нормального развития, который нарушается заболеваниями (главным образом, центральной нервной системы) или травмами.
4. Дифицитарное развитие. К нему относятся нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное развитие — совмещение задержанного развития и недоразвития.
6. Дисгармоническое развитие — нарушенное формирование личности (различные формы психопатий) [Лебединский, В.В.].
Как правило, к ребенку с аномальным развитием, предъявляются заниженные требования и запросы. Зачастую проявляется чрезмерная гиперопека и права на проявление собственной активности у него нет. А это закрепляет за ребенком инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в себе и своих силах, что приводит к трудностям в общении и социальной адаптации [Т.В. Городова. Семья как ядро]. Правильное развитие ребенка становится невыполнимым, если в семье имеется психологический дискомфорт. У него формируются беспомощность, чувство эмоциональной изоляции и угрозы со стороны потенциально враждебно настроенного окружения [Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С].
В некоторых семьях можно наблюдать такие формы отношения к ребенку с отклонением в развитии, которые нарушают адекватный процесс социализации. Например, когда родители подсознательно «отвергают» своего ребенка. То есть родители недостаточно взаимодействуют со своим ребенком, отсутствует интерес к нему, может проявляться грубое отношение или даже физическое наказание. Ребенок из-за этого думает не только о том, что он «не такой как все», но и том, что он не достоин любви и внимания. В итоге у него развивается неуверенность в себе, заниженная самооценка, наблюдается пониженный фон настроения [Кожанова Т.М.].
Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями слуха, делятся на две группы: родители с нормальным слухом и родители, которые также страдают нарушениями функции слуха. В зависимости от этого можно выделить несколько типов отношений родителей к ребенку: нереалистическое отношение, полное принятие, сверхопека и безразличие. Для родителей с нарушениями зрения характерна такая же ситуация. То есть, если к рождению незрячего или плоховидящего ребенка в семье незрячих родителей относятся с пониманием, то появление слепого ребенка у здоровых родителей приводит к нарушению детско-родительских взаимоотношений.
53.Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений (психологический «портрет» ребенка-сироты, воспитывающегося в закрытом учреждении).
Говоря о психологических особенностях детей воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.
Дошкольный возраст.Дети-сироты дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Дети, воспитывающие в условиях детского дома, не владеют игровой деятельностью; с интересом следуют за игровыми действиями воспитателя, выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправным участником не могут.
Младший школьный возраст. Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью, изменяется ход его жизни и деятельности. Но для детей из детского дома не только новое посещение школы, а также переход из одного закрытого учреждения в другое. У младших школьников из детских домов, как правило, не сформирован мотив к учебной деятельности, недостаточно развита способность изучать предметы.
Подростковый возраст.Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка.
54.Психологические особенности детей – воспитанников закрытых учреждений (психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма»).
Госпитализм – это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом. Госпитализм — это неблагоприятные, важнее психические, условия госпитальной атмосферы. Госпитализму больше подвержены дети и пожилые люди.
Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.
Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.
Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения. У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.
Синдром госпитализманаблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.
Признаки синдрома госпитализма:задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.
55.Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения.
Основные направления, принципы и методы работы психолога в детском доме или школе-интернате в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Здесь также необходима и диагностическая, и коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность. Вместе с тем в работе практического психолога в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития, личности и поведения.
1.Готовность к школьному обучению.
Развитие мышления.
3.Развитие и коррекция через игру( специальные предметы (игрушки) для развития мышления).
4.Самосознание. (отношение к себе).
Источник
Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии
Семья ребенка с отклонениями в развитии.
Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по – другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.
Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно – адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.
Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:
Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно – агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);
– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Источник