Структура психики ребенка с нарушениями в развитии

метки: Функция, Дефект, Первичный, Развитие, Психический, Вторичный, Высокий, Инсульт

структура нарушенного развития определяется особенностями взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи в традиции, идущей еще от работ Л. С. Выготского, принято обозначать структурой нарушенного развития.

  • Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора.
  • Вторичные нарушения — нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной. И в силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных, носят обратимый характер, т. е. поддаются коррекции.

Чем теснее та или иная функция связана с первично нарушенной, тем более выраженным будет ее вторичное отклонение; И наоборот, чем «дальше» функция расположена от первично нарушенной, тем более она сохранна.

  • Третичные или неспецифические нарушения — обычно обозначают как нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с первично поврежденной.

Соотношение первичных и вторичных нарушений часто описывается через такую характеристику как вектральность, выделяют 2 вида:

Первый — «снизу вверх» — типичный для ситуаций, когда первично нарушена какая-то элементарная психическая функция, а вторично недоразвиваются более сложные, базирующиеся на ее основе функции.

Диалектика процесса психического развития такова, что, формируясь на базе элементарных функций, более сложные впоследствии оказывают на них активирующее влияние.

На этом положении базируется представление о втором виде вектральности — «сверху вниз»,— ситуации, при которых вторичное недоразвитие высших функций оказывает обратное, негативное влияние по отношению к более элементарной, первично нарушенной функции.

Проблема соотношения первичных и вторичных симптомов дизонтогенеза не так проста, как может показаться на первый взгляд. В реальной диагностической практике бывает не так легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскируют первичный симптом.

17 стр., 8042 слов

Нарушения высших психических функций при инсульте

Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Инсульт: общая характеристика заболевания 1.1 Исторические сведения и факты 1.2 Виды инсульта и их характеристика 1.3 Группы риска, симптомы и диагностика инсульта Глава 2. Высшие психические функции 2.1 Происхождение высших психических функций, их строение и механизм функционирования 2.2 Условия диагностики нарушений высших психических функций 2.3 Общая характеристика …

13. Личностные реакции на первичный дефект

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, несоответствие уровня развития возрастной норме, нарушения межфункциональных связей.

Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговые дисфункций и т. д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Возможны несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование– часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

14. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии

Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л.С.Выготскому. Структура дефекта состоит из первичного, вторичного и следующих порядков дефектов (нарушений).

27 стр., 13188 слов

Отклоняющееся развитие (дизонтогения). Психологическая диагностика и коррекция при дизонтогениях. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития.

… нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию … реагирования на те или иные негативные воздействия. 8. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития Понятие о первичном и вторичном дефектах развития … также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: …

Механизмы возникновения вторичных отклонений.

  1. Основной механизм вторичных нарушений обуславливается наличием межфункциональных связей между различными компонентами психики.
  2. Следующий механизм связан с сензитивными периодами становления разных сторон психики. Принцип действия этого механизма в общих чертах сводится к следующему. В момент действия патогенного фактора, прежде всего, нарушаются стороны психики, находящиеся в фазе наиболее интенсивного развития. Вероятнее всего предположить, что в периоды сензитивной активности явно снижается эффективность работы компенсаторных механизмов, что приводит к снижению толерантности, как всей психики, так и отдельных ее сторон.
  3. Коммуникативный механизм проявления системных отклонений. Деятельностью этого механизма объясняется формирование однотипных нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей и подростков с разными вариантами отклонений в развитии. Нарушение коммуникативного пространства между ребенком и взрослым может проявиться в деформации социальной ситуации развития, одним из конкретных вариантов которой является неправильное воспитание.
  4. Деятельностный механизм формирования системных отклонений связан с нарушением процесса формирования умственных действий.
  5. Депривационный механизм.

    Своеобразие жизненной ситуации большинства детей с отклонениями в развитии характеризуется влиянием сразу нескольких видов депривации. Среди них первичные, или клинические связаны с недостатками зрения, слуха, речи и двигательной активности.

15. Основные подходы в решении проблемы «норма-патология». Уровневая концепция в решении проблемы «норма-патология»

Проблема нормального и нарушенного развития представляет собой частный вариант более общей проблемы «норма-патология».

6 стр., 2895 слов

Психолого-педагогические причины нервно-психических отклонений

Психолого-педагогические причины нервно-психических отклонений Развитию нервно-психических отклонений способствуют биологические, филогенетические и психологические факторы. Человеческое существо рождается биологически незавершенным и проходит длительный … целостному личностному феномену и связанному с ним системно-организованному механизму психической регуляции, а только лишь к какому-то его …

  • интуитивно-эмпирический подход. Явление считается нормальным или ненормальным без использования каких бы то ни было заранее оговариваемых критериев, чисто интуитивно.
  • частотный. Его исходные положения весьма просты — чем чаще встречается то или иное явление, чем более оно распространено, тем больше вероятность того что это нормально. И наоборот.
  • культурально-релятивный подход — одно и то же явление в одной и той же культуре, но в разное время может оцениваться по-разному (то как нормальное, то как патологическое).
  • адаптации, т. е. способности быстрой приспособляемости к физическим и социальным изменениям.
  • Гуманистический подход. -делались попытки дать описание самоактуализирующейся личности, как образца нормы, некоего эталона для подражания. Список характеристик самоактуализированной личности весьма широк, но наиболее типичные ее свойства:
  • позитивное восприятие мира,
  • ориентация на будущее,
  • устойчивая позитивная самооценка,
  • терпимость к людям,
  • чувство юмора.
Читайте также:  Как заниматься с ребенком в 1 год для развития речи форум

Уровневый подход.. С его точки зрения в существовании человека выделяется 3 уровня его бытия: соматический, психологический, уровень морального самосознания.

Неким вариантом «идеальной нормы» можно считать благополучие человека на всех 3-ех уровнях его существования.

16. Основные условия нормального психического развития по лурия. Причины отклонения в психическом развитии

Норма психического развития: это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

… социальном и познавательном развитии человека; с особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха; психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью слышащим ребенком и их учетом … построения теории речевого развития положения позволяют обосновать и развить важнейшие принципы коммуникативной системы обучения языку: выделение функции общения как важнейшей …

По мнению А. Р. Лурии, в качестве основных условий нормального психического развития можно представить в виде следующих составляющих: сохранность речевых систем, физическое здоровье, адекватное по возрасту воспитание и обучение, сохранность анализаторных систем, сохранность структур и функций ЦНС.

Причины отклонения в ПР:

1. Патогенные факторы. Это биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности) и психосоциальные.

2.Эндогенные причины (наследственные, внутренние)

3.Изменение наследственных структур (мутации)

4.Генные мутации, хромосомные

2.Психосоциальные факторы отклоняющегося развития. Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

3.Факторы резистентности и уязвимости.

Понятие уязвимости – это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству.

Резистентность – противоположность уязвимости. Дети – жестокое обращение – не заболевают психическим расстройством. Люди, у которых несмотря на наличие уязвимости пусковых факторов, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные.

4.Опосредующие факторы.

Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.

3 стр., 1079 слов

Развитие речи детей с нарушением зрения

1.1.   Влияние зрительной патологии на развитие речи детей раннего возраста   За последние годы изменились внутренние биологические, врожденные и наследственные условия развития детей с нарушением зрения, которые сказываются на формировании познавательной сферы и личности ребенка. Разработанные системы коррекции и компенсации зрительного дефекта медико – психолого – педагогическими …

Все сказанное означает, что результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим сочетанием его характеристик и свойств самого индивида.

Таким образом, проблема причинной обусловленности отклонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.

9. Общие закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.

К общим относят закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. это закономерности которые в одинаковой мере присущи и нормально развивающимся детям, и детям с нарушениями развития. Развитие человека проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. Движущими силами психического развития являются неравномерность процесса, а также противоречия между потребностями и возможностями ребенка. На каждом этапе развития противоречия приобретают конкретный специфический характер. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», свои «ведущие психические функции» (Л.С.Выготский), своя «ведущая деятельность» (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

На каждом возрастном этапе обнаруживается сензитивность (избирательная чувствительность).

закономерности развития, присущие как онтогенезу, так и дизонтогенезу:

-неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер;

-гетерохронность –несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций;

-неустойчивость развития – изменение динамики развития, проявляющееся в кризисах развития;

-сензитивность развития – наличие отдельных периодов повышенной восприимчивости развития психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию);

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения. Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы. В зависимости от …

-кумулятивность развития – накопление результатов развития каждой предшествующей стадии, при котором они включаются в последующую стадию, определенным образом трансформируясь.

-дивергентность-конвергентность хода развития – дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция, свертывание – с другой.

10. Модально-специфические закономерности пр у детей с нарушениями онтогенеза

К модально-специфическим относят закономерности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии. Это свои, обусловленные конкретным

Читайте также:  Центр развития ребенка в переделкино

дефектом, сложные специфические особенности, отличающие одну категорию детей от другой

Закономерности при интеллектуальной недостаточности следующие:

-слабость психической активности или активности психического отражения (Л.С.Выготский);

-рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности (В.Г.Петрова);

-Недоразвитие регулирующей функции речи.

-возможность формирования нейропсихических связей на наглядной основе без вербализации, т.е. со значительно меньшим, чем в норме, участием словесной системы (В.И.Лубовский).

Закономерности при ЗПР следующие:

-низкий уровень познавательной активности при относительно высоких потенциальных возможностях обобщения и отвлечения, проявляющихся при сотрудничестве со взрослым.

-Запаздывание в проявлении неологизмов (словотворчества) в речи детей с ЗПР .

У неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления несоразмерно, письменная речь приобретает большее значение в сравнении с устной и др.

В.И.Лубовский указывает, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих. Этот факт объясняет те трудности, которые возникают при дифференциальной диагностике нарушений развития у детей.

11. Модально-неспецифические закономерности пр у детей с нарушениями онтогенеза.

Модально-неспецифические закономерности — общие для всех детей с дизонтогенезом, независимо от характера основного нарушения (свойственны детям с интеллектуальной недостаточностью, с сенсорными нарушениями, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т.д.).

Они были систематизированы и обобщены в трудах Т.А.Власовой и В.И.Лубовского :

-Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с дизонтогенезом.

Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л.С.Выготскому. Структура дефекта состоит из первичного, вторичного и следующих порядков дефектов (нарушений).

СТРУКТУРА ДЕФЕКТА:

Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Вторичные, или системные, нарушения представляют собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Например, вторичным дефектом при нарушении слуха является нарушение речи.

Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, но исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Вторичные нарушения и сохранные функции являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия.

Наличие первичного нарушения автоматически не приводит к появлению вторичных отклонений, формирование которых связано с действием разнообразных механизмов. Одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре последних при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста. Кроме того, различия во многом зависят от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается.

В результате сочетания первичных и вторичных нарушений формируется сложная картина нарушений, которая с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

Источник

 Общие закономерности психического развития

Процесс развития — единый процесс, в котором:

  • каждый последующий этап развития
    зависит от предыдущего,
  • каждый последующий способ реагирования
    зависит от достигнутого ранее.

 Структура дефекта психического развития

Л. С. Выготский говорит о необходимости различать:

  1. первичный дефект и
  2. вторичные осложнения развития.

Он пишет о том, что неправильно было бы выводить все симптомы, все особенности психики умственно отсталого ребенка из основной причины его отсталости, т. е. из факта поражения его головного мозга. Поступать так значило бы игнорировать процесс развития. Отдельные симптомы находятся в различном и чрезвычайно сложном отношении к основной причине. «Все симптомы не выстраиваются в один ряд, каждый член которого находится в совершенно тождественном отношении к причине, породившей весь ряд»18, — пишет Л. С. Выготский.

Эти чрезвычайно важные, еще не получившие адекватной оценки мысли Л. С. Выготского имеют, разумеется, более широкое значение. Они важны не только для дефектологии, но и для психопатологии в целом.

Л. С. Выготский предлагает при оценке развития психики умственно отсталого ребенка отличать ядерные признаки* умственной отсталости от вторичных и третичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром.
* (Недостаточно хорошо, по его мнению, изученные, но в основном определенные).

Далее Л. С. Выготский пишет:

  • «Первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психологических функций. Под этим разумеют обычно недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, слагающихся и возникающих в процессе социального развития ребенка.
  • При этом замечательным является тот факт, что само по себе недоразвитие высших психологических функций не является обязательно связанным с картиной дебильности»19.

Различение первичных и вторичных дефектов развития имеет, по мнению Л. С. Выготского, не только теоретический, но и сугубо практический интерес в том смысле, что вторичные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающимися лечебно-педагогическому воздействию. Но об этом несколько позже.  

 Концепция своеобразия истории развития умственно отсталого

Л. С. Выготский приходит к важнейшему выводу:

  • умственно отсталый
    «принципиально способен к культурному развитию,
  • принципиально может выработать в себе
    высшие психические функции,
  • но фактически оказывается часто культурно недоразвитым
    и лишенным этих высших функций»
    .

Он объясняет это своеобразием истории развития умственно отсталого.

Для того чтобы понять суть концепции Л. С. Выготского, следует разобраться в том, что он подразумевает под своеобразной историей развития олигофрена. В этой связи мы приведем рассуждения Л. С. Выготского, содержащиеся в его работе «Развитие высших психических функций».

Л. С. Выготский обосновывает необходимость различать культурный и биологический процессы развития. Он говорит о тесном сплетении этих двух линий развития в реальной жизни обычного ребенка: «

Культура человечества слагалась и созидалась при условии известной устойчивости и постоянства биологического человеческого типа. Поэтому ее материальные орудия и приспособления, ее социально-психофизиологические институты и аппараты рассчитаны на нормальную психофизиологическую организацию

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам педиатр

»20.

Выготский продолжает: «Эта связь, приуроченность той или иной стадии или формы развития к определенным моментам органического созревания возникала столетиями и тысячелетиями и привела к такому сращиванию одного и другого процессов, что детская психология перестала различать один процесс от другого и утвердилась в той мысли, что овладение культурными формами поведения является столь же естественным симптомом органического созревания, как те или иные телесные признаки. Впоследствии эти симптомы стали приниматься за самое содержание органического развития. Сперва было замечено, что задержка в развитии речи или невозможность овладения письменной речью в определенном возрасте является часто симптомом умственной отсталости. Впоследствии эти явления стали приниматься за самое существо того состояния, симптомами которого они могут явиться при известных условиях. Вся традиционная дефектология, все учение о развитии и особенностях аномального ребенка еще более, чем детская психология, была проникнута идеей однородности и единства процесса детского развития и располагала в один ряд первичные — биологические — особенности дефективного ребенка и вторичные — культурные — осложнения дефекта»21.

Далее Л. С. Выготский пишет о том, что «основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, расхождение обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка». В этой мысли Л. С. Выготского о расхождении двух планов развития ребенка с неполноценной нервной системой следует искать ключ к пониманию своеобразия этого развития. Биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно, т. е. с самого младенческого возраста, усваивать культуру человечества. А эта культура преподносится ребенку в форме привычных для человеческого общества приемов и обычаев воспитания, рассчитанных на здорового ребенка. Особенно остро выступает это несоответствие в периоды раннего и дошкольного воспитания.

 Наглядное представление теории Л. С. Выготского

Чтобы наглядно представить теорию Л. С. Выготского, можно прибегнуть к сравнению умственно отсталого ребенка с растением, которое имеет плохие корни. Они оказываются непроницаемыми для соков в тех слоях, которые могли бы дать им питание, и открывают свои поры там, где слой почвы сух или ядовит. Такое растение, развиваясь в адекватных для него условиях, могло бы зацвести. В обычных условиях оно практически остается худосочным и чахнет, не достигнув вершин развития.

Следовательно, нужно переделать почву, т. е. систему культурного воспитания в младенческом и дошкольном возрасте. Это не значит, что тогда может быть достигнуто беспредельное развитие больного ребенка. Но это значит, что остаются неизвестными пределы, которых могла бы достигнуть олигофренопедагогика и психология в развитии высших психических процессов у умственно отсталых детей.

 Ядерные признаки умственной отсталости

Высшие психические функции — высшие формы памяти, мышления, характера, — продукт культурного развития, а не биологического созревания. Это культурное развитие возможно, но оно лишь ограничено ядерными признаками умственной отсталости:

  • плохой восприимчивостью ко всему новому,
  • недостаточной активностью.

Дисгармоничный рост потребностей — проявление влияния расхождения между биологическим и культурным развитием умственно отсталого ребенка. Для того

чтобы уяснить динамику развития потребностей умственно отсталого ребенка, следует сопоставить ее с путями развития потребностей у нормального

ребенка.

Потребность в новых впечатлениях является ведущей в психическом развитии младенца — гласит гепотеза Л. И. Божович, представляющаяся нам правомерной и вполне согласующейся со многими установленными фактами. Потребность младенца в новых впечатлениях, развиваясь, перерастает в собственно познавательную потребность, т. е. стремление узнавать окружающий мир.

Эта потребность, пишет Л. И. Божович, в отличие от других первичных потребностей, имеет перспективный характер и становится побудительной силой всего дальнейшего психического развития. «Сила этой потребности, — пишет Л. И. Божович, — по-видимому, связана с тем, что к моменту рождения, когда кора вступает в действие, она еще не закончила своего формирования ни в структурном (анатомическом), ни тем более в функциональном отношении. А так как развитие органа совершается в процессе его функционирования, то и развитие головного мозга происходит в процессе восприятия им все новых и новых раздражителей, вызывающих реактивную деятельность коры больших полушарий»22. Это функциональное развитие коры происходит благодаря все более и более пробуждающейся у ребенка активной ориентировочной деятельности.

Эта ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях более всего ослаблена у младенцев с неполноценной корой головного мозга, что отмечено многими авторитетными исследователями. Еще С. С. Корсаков в своем классическом описании глубоко умственно отсталой, страдавшей микроцефалией, отметил, что у нее «отсутствует одна из особенностей человеческой психики, определяемая в непреодолимой потребности психической жизни нормального человека — потребности испытать окружающее»23.

Сочувственно цитируя это мнение С. С. Корсакова, Г. Е Сухарева в своей книге об олигофрениях добавляет: «И у детей, страдающих олигофреиней, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир»24. Ученица Г. Е. Сухаревой М. Г. Блюмина, изучавшая, детей-олигофренов дошкольного возраста, также обращает внимание на выраженную у них слабость познавательной ориентировочной деятельности. Она отмечает, что для детей-олигофренов дошкольного возраста характерны вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности.

Видимо, это ядерный симптом, прямо вытекающий из неполноценности коры (недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности). Физиологически он до сих пор мало изучен. Лишь в работе Н. П. Парамоновой содержатся важные указания на присущее умственно отсталым необычно быстрое угасание ориентировочного рефлекса, затрудняющее и резко замедляющее выработку новых условных рефлексов.

«Ядро дебильности» — так назвал Л. С. Выготский то, что содержит признаки неполноценности корковой деятельности, изученные достаточно хорошо:

  • Слабость ориентировочной деятельности;
  • Слабость замыкательной функции коры;
  • Инертность нервных процессов;
  • Повышенная склонностью к охранительному торможению.

Источник