Структура индивидуальной карты развития ребенка

Структура индивидуальной карты развития ребенка thumbnail

Заполнение карты индивидуального развития ребенка позволяет воспитателю следить за интеллектуальным и эмоциональным развитием своих воспитанников. Не все малыши любят ходить в детский сад. Среди инноваций, которые были в последние годы внедрены в отечественное воспитание, интерес представляет ФГОС ДО.

индивидуальная карта развития ребенка

Специфика нового подхода

Этот стандарт дает воспитателю возможность по-новому подходить к своей профессиональной деятельности в ДОУ. Помогает ему в этом и специальная карта индивидуального развития ребенка. Дошкольника воспитатель совместно с психологом, логопедом, иными специалистами изучает на протяжении всего периода его нахождения в детском саду. Их интересует особенности развития, достижения, индивидуальные особенности малыша. Такая карта позволяет отмечать динамику, своевременно вносить корректировки в индивидуальную развивающую траекторию, созданную для каждого малыша его наставником.

Ориентация образовательного процесса на среднестатистического ребенка, здоровье которого не отклоняется от возрастных особенностей, не позволяет малышам, имеющим отклонения в развитии, полноценно ощущать себя в окружающем обществе, демонтировать свои творческие и интеллектуальные способности и возможности.

индивидуальная карта развития ребенка в детском саду

Основная задача

Карта индивидуального развития ребенка с ОВЗ позволяет решать такие проблемы, обеспечивает личностное-ориентированный подход к дошкольному образованию.

Педагог фиксирует малейшие положительные изменения в речи малыша, его движениях, взаимоотношениях со сверстниками, помогает ему решать появляющиеся вопросы.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ помогает воспитателю своевременно выявлять отклонения в развитии малышей, подбирать эффективные методики для решения вопросов.

Основная задача, которую ставит ФГОС перед воспитателем, — создание приемлемой обстановки для полной реализации каждого ребенка.

Индивидуальная карта развития ребенка по ФГОС способствует созданию педагогом оптимальных условий для формирования и социализации, эмоционального, общефизического, интеллектуального и творческого развития личности.

индивидуальная карта развития ребенка в ДОу

Психологические аспекты

В возрасте от 3 до 7 лет наблюдаются масштабные психические изменения личности ребенка, которые влияют на последующую социализацию. Осуществляется процесс развития непрерывно, поэтому для малыша дошкольного возраста важно участие в его жизни не только воспитателя, но и семьи.

В настоящее время во всех ДОУ ведется индивидуальная карта развития ребенка. Она позволяет родителям вносить некие изменения в деятельность воспитателя, а также дополнительно заниматься с малышом по тем вопросам, которые ему даются сложнее всего на занятиях в ДОУ.

специфика заполнения карты развития малыша

Теоретические аспекты

Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду — это тот документ, который содержит основную информацию о достижениях малыша, его успеваемости. Если у малыша есть психические отклонения, педагог обязательно отмечает их.

Существуют определенные правила, согласно которым она ведется. К примеру, в разделе «Физические изменения» информацию указывает инструктор по физической культуре, ведущий непосредственные занятия с малышами. Воспитатель ведет «маршрут» (ИОМ).

Структура

Индивидуальная карта развития ребенка является тем документом, где присутствуют следующие разделы:

  • общая информация;

  • психические и физические изменения;

  • интеллектуальные достижения;

  • успеваемость;

  • творческие способности;

  • индивидуальный образовательный маршрут;

  • готовность к школьной жизни.

Общие сведения

Индивидуальная карта развития ребенка предполагает указание данных о самом воспитаннике, его семье. Отмечается наименование образовательной организации, сроки обучения, группа, воспитатель, дополнительные занятия, посещаемые ребенком. Также в данном разделе отмечают интересы, увлечения, основные достижения малыша.

Ежегодно в этом разделе отмечают вес и рост ребенка, группу здоровья, присутствие (отсутствие) хронических и острых заболеваний. Когда малыш только поступает в ДОУ, индивидуальная карта развития ребенка в детском саду заполняется на него частично. Например, отмечается уровень адаптации к дошкольному учреждению. Если проводятся спортивные соревнования (прыжки, выносливость, бег, метание), инструктор учитывает не только скорость передвижения малыша, но и его поведение во время испытаний. К примеру, при сдаче бега на 30 метров указывается не только время забега, но и изменение дыхания, координация движений, концентрация внимания.

Диагностируемые параметры

К ним относятся психические процессы: память, внимательность, речь, мышление. Также отмечаются личностные качества: темперамент, самооценка. Индивидуальная карта развития ребенка, образец которой представлен в статье, включает вопросы, касающиеся лидерских качеств.

Среди достижений, характерных для воспитанников детских дошкольных учреждений, отмечают творческие способности. Помимо основных разделов воспитатель может включать и подразделы, позволяющие составлять подробную характеристику ребенка.

карта индивидуального развития ребенка с овз

Пример составленной карты

Как должна выглядеть карта индивидуального развития ребенка? Образец заполнения предлагается ниже.

Петров Сережа, 5 лет. ДОУ «…», город …

Речевые навыки: имеет достаточный словарный запас, владеет связной разговорной речью, составляет рассказ по услышанной сказке.

Читайте также:  10 месяцев ребенку развитие что должен уметь комаровский

Познавательные навыки: характерна любознательность, интерес к защите окружающей среды, логическое мышление.

Коммуникативные навыки: хорошие отношения со сверстниками, взрослыми людьми.

Творческие навыки: отлично владеет ножницами, аккуратно выполняет задания по ИСО, аппликациям.

Физическая активность: подвижность соответствует возрастным особенностям.

Карта индивидуального развития ребенка, образец заполнения которой предлагается выше, должна быть подписана воспитателем и иными специалистами. Обязательно проставляется дата заполнения разделов.

Образовательный маршрут

В карте учета индивидуальных особенностей дошкольника должен присутствовать подробный образовательный маршрут, а также рекомендации для последующего обучения и воспитания. Чтобы ИОМ получился грамотным, важно выделять конкретные промежутки времени, на протяжении которых он будет заполняться педагогом. К примеру, впервые такую карту педагог заполняет на малыша 3-4 лет, который первый раз пришел в ДОУ. Через определенный временной промежуток (1-2 месяца) воспитатель отмечает первые достижения малыша, выделяет его положительные и отрицательные качества. К примеру, дошкольник не любит делать аппликации (негативные параметры), легко составляет рассказ по услышанной сказке (положительные черты).

Чтобы карта индивидуального развития реализовывалась, давала желаемые результаты, важно отмечать на ней (2-3 раза в неделю) психологический, интеллектуальный, физический рост дошкольника. Также в карте отмечаются рекомендации для родителей, соблюдение которых способствует положительной динамике саморазвития ребенка.

Для фиксации изменений в коммуникативных навыках педагог ежедневно задает ребенку определенные вопросы: «Расскажи, как это называют», «Поясни, что за звуки ты услышал». В рамках работы с родителями своих воспитанников педагог предлагает варианты для закрепления пройденного материала в домашних условиях.

как вести контроль за развитием ребенка

Значимость индивидуальных карт

Благодаря информации, указываемой в картах, возможно своевременное выявление и корректировка психического и эмоционального состояния малыша. Они позволяют воспитателям оказывать своевременно поддержку и помощь детям, прогнозировать психические заболевания, подбирать методики для адаптации дошкольников к урокам в начальной школе.

Лист динамики индивидуального роста малыша

Проявляется ИПС в следующих моментах:

  • форма, в которой малыш использует информацию (символы, образы, слова);

  • путь обработки сведений (ассоциативные связи, интуиция, логика);

  • скорость переработки;

  • условия и продолжительность качественной познавательной деятельности;

  • вариант и результативность управления познавательным процессом;

  • распределение репродуктивных и продуктивных вариантов познавательной деятельности;

  • способы и условия устранения неудач, достижения успеха;

  • факторы, которые влияют на мотивацию дошкольника

Индивидуализация ведется по трем направлениям:

  • учебная работа;

  • формы занятий;

  • время взаимодействия

Она необходима на протяжении всего занятия. Воспитатель подбирает оптимальные способы выявления творческих способностей каждого ребенка, вооружившись инновационными методиками воспитания и обучения.

карта индивидуального развития ребенка образец заполнения

Как может выглядеть карта выпускника детского сада?

Пример ниже.

Фамилия, имя.

Тип нервной системы: стабильный. Преобладает левое полушарие головного мозга.

Скорость деятельности: в начале дня энергичен, к концу дня темп работы снижается. Работоспособность ярче всего проявляется в первой половине суток (до обеда).

Основная репрезентативная система: кинестетическая, аудиальная. Отмечается средняя мотивация к процессу приобретения новых знаний, умений, навыков.

Способности: ярче всего проявляются математические способности. Способен выявлять связи между отдельными элементами, выстраивать логическую цепочку, находить правильный алгоритм решения конкретной задачи.

Коммуникативные навыки: не обладает лидерскими качествами, испытывает проблемы в общении со сверстниками.

Основные рекомендации: равномерное распределение учебных и физических нагрузок в течение дня для снижения тревожности, нервозности ребенка. Поддержка родителей, проведение свободного времени в кругу семьи, стимулирование любой инициативы, проявляемой малышом.

Составленная характеристика с указанием конкретных проблем данного малыша – это возможность избежать проблем при его поступлении в начальную школу. Именно поэтому в рамках новых ФГОС ведется тесное взаимодействие между воспитателями, детскими психологами, учителями начальных классов.

Подведем итоги

При составлении индивидуальной карты развития на ребенка его наставник пользуется определенной схемой:

  1. Детский психолог осуществляет предварительную диагностику познавательных и личностных качеств ребенка, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, проводит встречи и беседы с малышами, их родителями, воспитателем. На базе полученной информации им составляется первичная карта по форме, утвержденной в ДОУ.
  2. Воспитатель совместно с детским психологом разрабатывают развивающий маршрут для дошкольника, доводят его до родителей (законных представителей).
  3. Если в процессе реализации ИОМ появляются трудности, воспитатель своевременно вносит изменения в индивидуальную карту дошкольника, меняет методы и приемы развития и воспитания.

Новые образовательные стандарты, введенные в систему дошкольного образования, способствовали индивидуализации развития каждого малыша, проведению ранней диагностики одаренности.

Читайте также:  Подходы изучения развития личности ребенка

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 – ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ р.п. ПЕРВОМАЙСКИЙ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 19»

МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16»

  1. Тульская область, Щекинский район, р.п. Первомайский, ул.Л.Толстого, д. 6 Б ,
  2. Тел.: 6-35-78
  3.   электронная почта – detskisad19@mail.ru

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

_____________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Карта индивидуального развития дошкольника (далее – Карта) предусмотрена для аккумулирования информации о процессе освоения ребенком содержания образовательных программ:  образовательной программы дошкольного образования (далее – ОПДО) и дополнительных общеразвивающих программ (далее – ДОП).

    Индивидуальная карта развития дошкольника предусмотрена для внесения сведений о ребенке, обучающемся по ОПДО, разработанной в соответствии со следующими документами:

– Конституция РФ, ст.43, 72.

-Конвенция о правах ребёнка (1989 г.).

-Федеральный закон «Об образовании в РФ».

-Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1

-СанПиН 2.4.1.3049 – 13

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  № 273-Ф

-ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

 Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».

Карта разработана в целях:

–         осуществления мониторинга развития ребенка дошкольного возраста и построения индивидуальной траектории его развития в соответствии с образовательными потребностями и возможностями;

–         осуществления преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;

–          обеспечения поддержки у родителей позитивного отношения к исполнению своих обязанностей, как участников образовательных отношений в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее – ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности интегративных качеств.

Периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель).

При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика.

1 — низкий уровень (Н);

2 – достаточный (средний) уровень (Д);

3 – оптимальный (высокий) уровень (О).

Условные обозначения:

н.г. – начало года

к.г. – конец года

II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Фамилия, имя, ребёнка___________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Дата поступления в детский сад ___________________________________________

Дата начала наблюдений_________________________________________________

Дата окончания наблюдений______________________________________________

Состав семьи, ее социальный статус________________________________________

  • Мать______________________________________________________________________________
  • Отец ______________________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________

III. ОБЩИЕ АНТРОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

(заполняется мед.работником) на начало/ конец учебного года

Ранний

возраст

(1,5-2 лет)

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 лет)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Рост (см)

Вес (кг)

Группа здоровья

Степень адаптации к условиям ОУ (заполняется в ячейке, соответствующей возрасту поступления в ОУ)

Ведущая рука

Условно: Степени адаптации к условиям ОУ:

1)легкая адаптация: – временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); -аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2)Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3)Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4) Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
Читайте также:  Основные направления развития ребенка дошкольного возраста фгос дошкольного

2-ой год жизни

3-й год жизни

4-й  год жизни

5-й  год жизни

6-й  год жизни

7-й  год жизни

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Относится к группе часто болеющих детей

Преобладающий эмоциональный фон

  • Положительный
  • Ровный, уравновешенный
  • Отрицательный

Адекватность эмоциональных реакций (на замечания, похвалу, конкретную ситуацию)

  • ярко выражена
  • недостаточно выражена
  • неадекватность

Способность к контролю эмоций

  • выражена
  • недостаточно выражена
  • не способен контролировать

Агрессивность

  • дружелюбный
  • агрессивный адекватно ситуации
  • агрессивный в любой ситуации

Тревожность

  • спокойный, уверенный
  • тревожный
  • возбудимый, присутствует моторное беспокойство

Активность

  • активный
  • гиперактивный
  • пассивный

Инициативность

  • инициативный
  • иногда проявляет инициативу
  • безынициативный

Темп работы

  • быстрый
  • средний
  • медленный

Самостоятельность

  • самостоятельный
  • нуждающийся в поддержке: в различных видах деятельности, в общении, в быту

Самооценка (может проявляться в чувстве собственного достоинства, самоуважении)

  • адекватная
  • завышенная
  • заниженная

Потребность в общении с окружающими

  • ярко выражена
  • на среднем уровне
  • недостаточна
  • не выражена

Контактность

  • легко вступает в контакт, общительный
  • контакт и общение затруднен
  • замкнут, необщителен

Конфликтность

  • умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми
  • конфликты возникают, но редко
  • часто ссорится с детьми

Положение ребенка в группе сверстников

  • лидирующий
  • выполняет команды и второстепенные роли
  • подчиняющийся

Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе

  • сформированы
  • недостаточно сформированы
  • не сформированы

Получает удовольствие от продуктивных занятий

Любознателен

Рекомендации по развивающему обучению ребенка:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

2-ой год жизни

3-й год жизни

4-й  год жизни

5-й  год жизни

6-й  год жизни

7-й  год жизни

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Внимание:

  • Устойчивое
  • Недостаточно устойчивое
  • Неустойчивое

Память:

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Моторная
  • Смешанная
  • Без выраженных особенностей
  • Медленно запоминает и быстро забывает
  • Быстро запоминает и забывает

Мышление:

  • Соответствует возрасту
  • Не соответствует возрасту

Восприятие:

  • Соответствует возрасту
  • Имеются нарушения зрительного восприятия
  • Имеются нарушения слухового восприятия
  • Комплексные нарушения восприятия

Уровень усвоения программы по разным видам деятельности:

  • Игра
  • Ориентируется ли  в игровой задаче
  • Умеет ли в процессе игры регулировать свои желания
  • Выполняет ли этические нормы поведения во время игры
  • Развитие речи:
  • Соответствует возрасту
  • Речь невнятна
  • Скудный словарный запас
  • Речь грамматически неправильная
  • Запинки в речи
  • Речи нет
  • Ознакомление с окружающим:
  • Соответствует возрасту
  • Частично соответствует
  • Не соответствует возрасту
  • Иное
  • ФЭМП
  • Соответствует возрасту
  • Частично соответствует
  • Не соответствует возрасту
  • Иное
  • Художественная литература
  • Развитие движения:
  • Мелкая моторика
  • Общая моторика
  • Устойчивость интереса к ДА
  • Изобразительная деятельность  
  • Лепка
  • Аппликация
  • Рисование
  • Конструирование
  • Культурно-гигиенические навыки:
  • Соответствуют возрасту
  • Недостаточно сформированы
  • Практически не сформированы
  • Основные трудности в общении:
  • Трудностей нет
  • Не умеет поддерживать игру
  • Предпочитает быть в одиночестве
  • Плачет, не идет а контакт
  • Конфликтен
  • Темп деятельности:
  • Соответствуют возрасту
  • Сонлив и вял в течении дня
  • Неравномерный
  • Работает медленно с невниманием
  • Темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотичная» и «бестолковая»
  • Соматическое здоровье:
  • Болеет редко
  • Часто болеет простудными заболеваниями
  • Имеет хронические заболевания
  • Плохой аппетит
  • Долго засыпает и беспокойно спит

Рекомендации по развитию ребенка:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ОПДО

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПДО

 (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ)

Образовательная область ОПДО

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Физическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Художественно-эстетичес