Строительные игры необходимы для развития ребенка
Значение строительной игры в развитии ребенка
«Дети, – писал К. Ушинский, – не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитятки та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным способом.
Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семёнович писал, что одни из видов игрушек – различные материалы. Они «представляют собой самый дешёвый и самый благородный (благодарный) игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Строительная игра и её воспитательное значение.
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени связана с сюжетно ролевой игрой и рассматривается как её разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, дома, дороги и многое другое. В строительных играх они не только отражают (изображают) окружающие предметы, постройки, копируя их, но и приносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной – основным является ознакомление с окружающей деятельностью людей с применением техники и её использования.
Воспитателю важно учитывать взаимодействие сюжетно-ролевой и
строительной игры. Строительство часто возникают в процессе сюжетно – ролевой: игра пароход неизбежно требует его постройки и так далее. Однако, строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят машину, а затем уже поехали на ней и играют в шофёра и пассажиров. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений и овладение детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительный задачи способствует развитию конструктивного мышления.
На занятиях со строительными материалами осуществляется развитие сенсорных способностей детей, как умение целенаправленно рассматривать игрушки (предметы) и сооружения, расчленять их на части (геометрические формы), сравнивать, видеть общее и различное, делать обобщения, то есть ребёнок учится наблюдать, запоминать и воспроизводить, сосредотачивать внимание на последовательности действий.
Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети применяют доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Большая роль принадлежит деятельность руки, связанная с работой сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке, как тонкому органу осязание, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предмете более полным, более глубоким. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и ротового (речевого) аппарата, человек имеет возможность воздействовать на внешний мир. Строительные игры способствуют развитию речи детей, они обогащают её новыми понятиями, терминами.
Строительная игра ценна и тем, что доставляет большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувствами радости при решении разнообразных конструктивных задач. Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, конусы, полушария), дополнительные (пластилин, арки, кольца, трубы) и вспомогательные для украшения построек. В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, листики, тростинки и другие. Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленно обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:
а) расширение представлений об окружающем мире, совокупности и сочетание в нём строительных форм;
б) обучение приема конструирования, побуждение самостоятельности их мышления;
в) воспитание трудолюбия, правильных взаимоотношений детей в их коллективе.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее соединяющие пластины, доски. По размерам кубики и кирпичики должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьется координация движений рук можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, мало устойчив в постройках, а поэтому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчения детей. Материала должно быть достаточно, чтобы дети могли играть вс,е кто желает . В играх детей двух – трёх лет нет замысла или сюжета, малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, несоответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичи и так далее. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий мир и ещё сложен для них. Поэтому малышам двух – трёх лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у малышей . Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки – дворик, заборчик и организуют на этой основе игры. У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку – маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Ребёнку воспитатель дает коробку – ящичек, в котором находятся игрушки – кукла, маленький медвежонок и строительный материал – кубики, кирпичики в достаточном количестве чтобы построить 2-3 стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приемов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет строение детей и выражает радость при их успехе. Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки, домики, лесенки, заборчики, побуждает отражать видимое в постройках и строительных играх. Целесообразно обучать детей строительным приемам путём использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжета строительных игр.
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоского изображения (фотография, рисунок) в объемную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учить детей соотносить цель и процесс строительства с результатом. Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике использования наглядных пособий (иллюстраций, фотографий), простых технических рисунков, обучение способом перевода плоского изображения в объемную постройку.
Воспитатель уделяет большое значение (внимание) хранению строительного материала, использование его ребёнком, участие его в уборке материала после игры. Крупный строительный материал хранится в определённом, постоянном месте комнаты. Детали складываются аккуратно, устойчиво, иначе, рассыпавшись при случайном толчке, они могут ушибить ребёнка. Ребёнок должен брать материал и укладывать его после игры под контролем и с помощью взрослого. Воспитатель знакомит ребёнка с порядком хранение строительного материала, приучает соблюдать его, поощряет при правильном выполнении его требований, проверяет, как сложен материал после игры, помогает детям.
Для строительных игр широко используется природный материал: снег, вода, песок, камешки, ветки, шишки, тростинки и так далее. Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят игрушки. Малышам для игры даются обычно маленькие формочки и маленькие совочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок. Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не рассыпался, ящики -песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют, закрываются сетками, чтобы песок не загрязнился и вместе с тем проветривался. Играя со снегом, дети разгребает его лопатками, насыпают горки. Поощряя игры со снегом, воспитатель следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и, вместе с тем, предупреждает чрезмерную активность, чтобы они не перегревались.
Воспитатели учит выкладывать из камешков узоры на дорожках, площадках. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения пространственных ориентировок.
Таким образом, строительные игры, при правильном руководстве ими, являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого воображения и отображения явления окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.
Источник
Макаренко Людмила
Характеристика игр со строительным материалом для всех групп детского сада
Характеристика игр со строительным материалом.
План:
1. Характеристика игр со строительным материалом.
2. Виды конструирования.
3. Игры с природным материалом.
4. Условия для развития игр со строительным, природным материалами.
5. Руководство играми со строительным материалом в разных возрастных группах.
1. Характеристика строительно-конструктивных игр.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, в следствии чего, они в большей степени, чем какие- либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Игры со строительным материалом можно отнести к разряду «рубежных» (по определению А. Н. Леонтьева, посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Различаются следующие виды строительного материала:
– специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Старинный замок», конструкторы);
-природный (песок, снег, глина);
-подсобный (доски, ящики, коробки).
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижные, дидактические).
Наличие игрового замысла, свободное его развитие, вариативность решения – все это содержит творческий характер игр со строительным материалом.
1. Виды конструирования.
В теории и практике сложилось несколько видов конструирования:
• Конструирование по образцу- самый распространенный вид конструирования.Он имеет много положительного: у детей формируются различные умения, овладевают общими способами действий, усваивают последовательность действий.
• Конструирование по заданной теме- подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но ограниченной темой.
• Конструирование по собственный замыслу- сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно, ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, набирает материал, реализует замысел.
• Конструирование по условиям- содержит большие развивающие возможности. Ребенок самостоятельно определяет длину и высоту постройки.
У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, потому что необходимо их сочетать в образовательной работе, на протяжении всего дошкольного детства.
2. Игры с природным материалом.
Такие игры рано входят в жизнь ребенка, но без специального обучения дети не приобретают необходимого умения, а также игры с природным материалом однообразны и малосодержательны.
Но они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли, настойчивости.
Различают:
1. Игры с водой
2. Игры со снегом.
3. Игры с песком
В результате в старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не всякая вода прозрачная, почему не все предметы плавают и т. д.
Так в играх с песком, снегом ребенок получает представления о свойствах природного материала, он может сравнить, обобщить, делает из этого материала различные постройки.
4. Условия для развития игр со строительным природным материалом.
Для развития игровой деятельности необходимо создавать следующие условия:
1.Организовывать игровую среду: подобрать материал, соответственно задачам развития конструктивной деятельности дошкольного возраста;
2. Обеспечить время и место для игр со строительным материалом;
3. Бережное отношение к постройкам, сооружениям- все это необходимо воспитывать в ребенке.
4. Создавать условия для обыгрывания построек (следует подобрать мелкие игрушки);
5. Объединить детей для совместных построек;
6. Учить детей бережно обращаться с конструктивным и строительным материалом.
5. Руководство строительно- конструктивными играми в разных возрастных группах.
Перед воспитателем стоит 2 задачи:
1) Научить строить
2) Научить играть со своими постройками
Младшая группа
Особенности:
– у детей нет устойчивых замыслов к постройке
– интересен сам процесс действия со строительным материалом
– в процессе строительства дети по случайному сходству дают название постройке, и часть ее меняют
– у малышей к разрушению меньше интереса, чем к созданию
– дети, не достроив до конца, начинают в нее играть
Задачи руководства:
Научить строить и играть с постройкой.
Приемы: показ, объяснение.
Объяснение и игра идут одновременно. У детей нет коллективных построек.Содержание простое: стул, стол, забор, лестница.
Средняя и старшая группы
Особенности:
– умение отобрать нужный материал для постройки
– заранее предвидят постройку
– есть стремление к разнообразию постройки
– строят медленно и не всегда развертывается сюжетно- ролевая игра
Задачи руководства:
1. Научить создавать постройки по содержанию.
2. Учить строить прочно.
3. Учить строить коллективно, распределяя роли.
4. Учить разворачивать вокруг постройки разнообразные игры.
Приемы: Напоминание виденного, вопросы, показ отдельных приемов, детальное рассматривание образца.
Подготовительная к школе группа
Хорошими особенностями игр детей подготовительной группы является более полное и точное осуществление замысла и содержания, четкая организация распределения ролей, взаимная ответственность.
Источник
Татьяна Певнева
Картотека строительно-конструктивных игр для детей 5–7 лет
Картотека
строительно-конструктивных
игр
Для детей 5-7лет
Содержание:
1. «Построим дом»
2.«Собери и построй»
3.«Какая постройка рассыпалась?»
4.«Мастерская форм»
5.«Архитектор»
6.«Счастливый остров»
7.«Разные дома»
8.«Конструируем из палочек»
9.«Построй по схеме»
10.«Накладываем детали»
11. Игра «Строим забор»
12.«Выкладывание фигур»
13.«Сопоставь»
14.«Посчитай и сконструируй»
15. Игра «Построим башенку для принцессы»
16.«Построй по модели»
17.«Моделирование по схеме»
18.«Построим магазин для кукол»
19.«Зоопарк для диких животных».
20.«Зоопарк».
21.«Построим дом для животных».
22.«Гараж».
23.«Построим дом для зайчика».
24.«Построим дом для медведя».
25.«Терем для животных».
26.«По желанию детей».
27.«Гаражи для машин».
28.«Дом для гномиков».
29.«Мебель для куклы».
30.«Строительство домиков для котят разной величины».
31.«Грузовые машины».
32.«Гаражи для транспорта».
33.«Осень в лесу».
34.«Дом для Дюймовочки».
35.«Подарки для малышей».
36.«В мире фантастики».
37.«Строители».
38.«По выбору детей»
39.«Красивые здания».
40.«Мой город».
41.«Гаражи и машины».
42.«Детский городок».
43. Построим домик в деревне».
1. «Построим дом»
Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши, соответствующие величине данного дома.
Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.
Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.
2.«Собери и построй»
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.
Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.
Ход:
Вариант 1.
Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.
Вариант 2.
Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой.Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.
3.«Какая постройка рассыпалась?»
Цель: Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.
Материал: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.
4.«Мастерская форм»
Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.
Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.
Ход:
Вариант 1.
Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.
Вариант 2
Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям.Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т. д.
5.«Архитектор»
Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.
Материал: Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.
Ход:
Вариант 1.
Полоски разложить в беспорядке.Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.
Вариант 2.
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.
6.«Счастливый остров»
Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.
Материал: Разноцветные геометрические фигуры и их части.
Ход: Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.
7.«Разные дома»
Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.
Материал: Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинкеесть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.
Ход: Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.
В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.
8.«Конструируем из палочек»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.
Ход игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
9.«Построй по схеме»
Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал: схемы построек, строительный набор.
Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.
10.«Накладываем детали»
Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.
Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).
11. Игра «Строим забор»
Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал: Строительные наборы
Ход игры. Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.
Мы решили строить дом
Для своих зверушек.
Дом построен,и теперь
Нам заборчик нужен.
Доски обтесали,
Крепко прибивали.
Тук – тук, перестук,
Доски обтесали,
Тук – тук, перестук
Крепко прибивали.
12.«Выкладывание фигур»
Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.
Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.
Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений.После выполнения задания спрашивают: ” Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты ты? Сколько здесь одинаковых фигур?”
13.«Сопоставь»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др., на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру “На что похоже?” – отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.
14.«Посчитай и сконструируй»
Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.
Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.
15. Игра «Построим башенку для принцессы»
Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал: Строительные наборы
Ход игры. Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает еёна стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Дети строят башенку, используя строительный набор и подручный материал.
16.«Построй по модели»
Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.
Материал: объемные модели, строительный конструктор.
Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)
17.«Моделирование по схеме»
Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.
Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой – схемы сооружений. Дается задание – отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.
18.«Построим магазин для кукол»
Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.
Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка.Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.
19.«Зоопарк для диких животных».
Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных);
продолжать учить обыгрывать свою постройку.
Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.
20.«Зоопарк».
Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.
Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.
21.«Построим дом для животных».
Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.
Игра: Детям предлагается выбрать одно – два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.
22.«Гараж».
Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.
Игра:Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.
23.«Построим дом для зайчика».
Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.
Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…
24.«Построим дом для медведя».
Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.
Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.
25.«Терем для животных».
Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.
Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.
26.«По желанию детей».
Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.
27.«Гаражи для машин».
Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.
Основное содержание: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.
28. «Дом для гномиков».
Цель: Закрепить умение конструировать объекты (дома) в соответствии с определёнными условиями.
Основное содержание: дети строят дома разной конструкции.
29.«Мебель для куклы».
Цель: Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.
30.«Строительство домиков для котят разной величины».
Цель: Закрепить знания понятий «большой – маленький»; развивать конструктивные умения, речь.
Игра: Кукла обращает внимание на то, что котята жалобно мяукают, потому, что у них нет домов, им холодно. Просит детей построить для котят домики из строительного материала по размеру котят, чтобы они поместились в домике
31.«Грузовые машины».
Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.
32.«Гаражи для транспорта».
Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.
33.«Осень в лесу».
Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.
Игра: из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.
34.«Дом для Дюймовочки».
Цель: Закрепить навыки работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость, интерес к деятельности, речь.
Игра: Дюймовочке негде жить и дети с помощью цветной бумаги, спичечных коробков, клея, кистей, ножниц, салфеток, изготавливают мебель и устраивают в коробке жилище для Дюймовочки.
35.«Подарки для малышей».
Цель: Повысить самооценку детей; поупражнять в ручных умениях; доставить радость от поделки, сделанной своими руками.
Игра: Самоделкин предлагает детям сделать подарки для малышей, в новогоднюю неделю все должны получить подарки. Чтобы детям не жалко было отдавать, Самоделкин предлагает сделать две поделки.
36.«В мире фантастики».
Цель: Предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
37.«Строители».
Цель: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развива