Стресс влияние на развитие ребенка

Стресс влияние на развитие ребенка thumbnail
Влияние стресса на головной мозг ребенка

Рейтинг
34

Информация о негативном влиянии стрессов на когнитивную сферу ребенка и советы родителям

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни. Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми. Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.

Старая реакция на новые проблемы

Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу. Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление. Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.

Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет. Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро. Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.

Испытывает ли ребенок хронический стресс?

Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок. Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).

Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами

Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.

Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.

Как различные виды стресса влияют на ребенка

Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола. Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.

Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать. Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем. Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)

Стресс: им можно заразиться

Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.

Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.

Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.

Можно ли лечить стресс другим стрессом?

Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.

Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.

Мощное противоядие

Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.

Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам. Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам. В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.86 из 5 на основе
7 оценок.

Развитие ребенка
21.07.2016

Источник

У детей избыточный или длительный ответ организма на стресс может повлиять на их развитие. Стресс может оказывать вредное воздействие на обучение, поведение и их здоровье на протяжении всей жизни.

Умение справляться с трудностями является важной частью развития здорового детства. Когда ваше тело находится под угрозой, оно реагирует, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол.

Когда угроза активирует системы реагирования на стресс маленького ребенка в среде, характеризующейся поддерживающими отношениями со взрослыми, эта среда смягчает психологические последствия. Поэтому они разрабатывают здоровые системы реагирования на стресс. Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, и ребенок видит нарушение в этих отношениях, это может повлиять на его системы и структуру мозга.

Читайте также:  Творческое и эстетическое развитие ребенка в москве

В отсутствие отношений реагирования со взрослыми, осуществляющими уход, системы реагирования на стресс у ребенка переключаются и остаются в состоянии повышенной готовности. Общие эффекты увеличивают вероятность задержек в развитии, проблем с обучением и поведенческих проблем у детей. Кроме того, они более подвержены риску диабета, болезней сердца, депрессии, наркомании, алкоголизма и других проблем со здоровьем в зрелом возрасте.

Исследования показали, что хронический и тяжелый стресс может стать токсичным для развивающегося мозга и биологических систем. Значительные ситуации в жизни, такие как бедность, жестокое обращение, отсутствие заботы или агрессивная среда, могут быть пусковыми механизмами.

Стресс влияние на развитие ребенка

Стресс в детстве

Опыт раннего детства играет важную роль в том, как мозг развивается и функционирует. Взаимодействие между ребенком и его окружением влияет на долгосрочное обучение, поведение и здоровье. Чтобы развить здоровую структуру мозга, для ребенка очень важно иметь восприимчивых родителей. Кроме того, они должны развивать позитивные отношения. 

В общем, реакция на стресс — это физиологическая реакция на неблагоприятное событие или сложные обстоятельства. Это вызывает биохимические изменения в нервной, эндокринной и иммунной системах. Тем не менее, стресс не всегда негативная вещь. Он может быть положительным, терпимым или токсичным.

Положительная реакция на стресс необходима для роста и развития ребенка. Ребенок получает поддержку через социальные и эмоциональные амортизаторы, такие как спокойствие и защита родителей. Ребенок приобретает мотивацию и сопротивление после каждого положительного стрессового ответа.

Реакции на токсичный стресс являются более серьезными, частыми и стойкими. Точно так же организм реагирует в большей степени, и эти биохимические реакции потенциально могут негативно повлиять на структуру мозга.

В терпимых реакциях на стресс, когда неприятности устранены, мозг и органы полностью восстанавливаются, если ребенок защищен восприимчивыми отношениями. Таким образом, их родители должны поддерживать их как в социальном, так и в эмоциональном плане.

Стресс влияние на развитие ребенка

Токсический стресс у детей

Токсический стресс у детей является ненормальной реакцией на стресс. Это приводит к устойчивому повышению уровня кортизола. Кроме того, существует стойкое воспалительное состояние, при котором организм не может исправить эти изменения. Это происходит независимо от того, прошел стресс или нет.

Токсический стресс приводит к постоянной активации реакции на стресс. В частности, тело не может вернуться к нормальной жизни. Отсутствие поддержки, уверенности или эмоциональной привязанности со стороны лиц, осуществляющих уход, может помешать нормальной реакции на стресс.

Токсический стресс у детей является очень серьезной проблемой. Дети, которые испытывают токсический стресс, подвержены риску неблагоприятных долгосрочных последствий для здоровья. Тем не менее, многие из эффектов могут проявиться только в зрелом возрасте. Эти неблагоприятные последствия для здоровья включают неадекватные навыки преодоления стресса. Кроме того, они могут быть подвержены риску психического заболевания, нездорового образа жизни или физических заболеваний.

Чем более неблагоприятен опыт ребенка, тем больше вероятность того, что задержки развития и последующие проблемы со здоровьем проявятся. Например, болезни сердца, диабет, токсикомания, депрессия и другие.

Стресс влияние на развитие ребенка

Развитие мозга и токсический стресс

Дети испытывают внешнее поведение, такое как агрессия, и внутреннее поведение, такое как тревога и депрессия. Проблема заключается в том, что такое поведение не является уникальным для детей, чье развитие затронуто стрессом и травмой. Часто люди, окружающие ребенка, видят только агрессивного ребенка. Они не видят ребенка, который просто пытается заставить кого-то осознать боль, в которой он находится.

Травма, которая вызывает токсический стресс и его последствия, также может иметь тонкий эффект нормализации. Дети, которые не имеют более широкого представления о мире, могут подумать, что насилие в семье является нормальным явлением или что насилие в обществе так же естественно, как дождь.

С точки зрения развития, ребенок, который испытывает трудности, подвержен риску постоянных изменений структуры мозга, эпигенетических модификаций и измененной генетической функции. Долгосрочные последствия для здоровья и развития имеют решающее значение и включают повышенный риск заболеваний, связанных со стрессом.

Реакция на токсический стресс влияет на нейроэндокринно-иммунную сеть. Следовательно, это также приводит к длительному и ненормальному ответу кортизола. Результирующая иммунная дисрегуляция, которая включает стойкое воспалительное состояние, увеличивает риск и частоту инфекций у детей.

Кроме того, ученые считают, что реакция на токсический стресс может привести к другим  психологическим расстройствам,  таким как депрессивные расстройства, отсутствие самоконтроля, посттравматическое стрессовое расстройство и психоз.

Кроме того, мы знаем, что взрослые, которые испытывали трудности в раннем детстве, также страдают от большего количества физических заболеваний и плохих результатов в отношении здоровья. Эти плохие последствия для здоровья варьируются и включают в себя алкоголизм, хроническую обструктивную болезнь легких, депрессию, рак, ожирение, мысли о самоубийстве или заболевание коронарной артерии, а также многие другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Стресс у детей — широко распространенное явление, не только затрагивающее психику ребенка, но и влияющее на физическое здоровье и функционирование всех систем и органов. Это состояние появляется в моменты резкого изменения окружающей обстановки, психоэмоционального окружения, после резких изменений в сформировавшейся жизни.

Причины и симптомы стресса у подростков и детей дошкольного возраста

Основными причинами стресса у детей являются различные проблемы социального характера:

  • переезд семьи на новое место жительства;
  • развод родителей и разлука с одним из близких людей;
  • увлечение просмотром телевизора и видеоиграми агрессивного характера;
  • стрессы у родителей, особенно у матери;
  • шокирующие для ребенка события в жизни;
  • проблемы, связанные с посещением яслей и детского сада.

Первые месяцы посещения ребенком детского сада приводят к длительному нервному перенапряжению для него. Необходимость в ежедневном расставании с мамой, перемены в питании и распорядке дня, новая окружающая обстановка и люди — все эти факторы формируют стресс у ребенка после садика.

Особенности проявления и признаки стресса у ребенка выражаются в следующем:

  1. Повышенное нервное напряжение, сопровождающееся высоким уровнем бодрствования и повышенным контролем.
  2. Повышенная суетливость, постоянные опасения и беспокойства из-за мелочей.
  3. Взвинченность на грани нервных срывов.
  4. Постоянные тревоги, страхи, эмоциональная нестабильность.
  5. Нарушения сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон.
  6. Дефицит внимания, проблемы с памятью.
  7. Повышенная утомляемость.
  8. Мышечные напряжения, в отдельных случаях сопровождающиеся болями.

Длительные неврозы, особенно хронического характера, в юном возрасте приводят к развитию тяжелых хронических заболеваний, риск возникновения проблем с сердцем возрастает вчетверо.

Лечение стресса у детей

В первую очередь врачи рекомендуют, если есть возможность, устранить причину эмоционального напряжения у ребенка. Во всех случаях такая психологическая защита дает хорошие, а часто и быстрые результаты.

Для нормализации психического состояния прописываются различные препараты успокаивающего действия: настойка валерианы или пустырника. Для улучшения обменных процессов в головном мозге назначают ноотропные препараты.

Детский стресс эффективно лечится с помощью массажа шеи и плеч, хвойных ванн и ванн с морской солью, а также с помощью электросонтерапии.

Читайте также:  Детский сад центр развития ребенка марьино

Как помочь ребенку справиться со стрессом

помощь ребенку со стрессомПри решении вопроса о том, как снять стресс у ребенка в домашних условиях, родителям рекомендуется обратить внимание на:

  • гигиену сна;
  • здоровое питание;
  • регулярные физические упражнения;
  • прием витаминно-минеральных комплексов.

Регулярная физическая нагрузка по утрам и в течение дня снимает нервное и психическое напряжение, укрепляет нервную систему. Достаточно заниматься 30-40 минут 3-6 раз в неделю. Важно избегать тренировок на голодный желудок (за исключением легкой разминки) и по прошествии 1,5 часа после последнего приема пищи.

В вопросах питания важно наладить полноценное обеспечение детского организма достаточным количеством витаминов и минералов. У детей, часто подверженных нервным расстройствам, в организме не хватает магния. Нехватка магния, независимо от раздражителей, резко усиливает депрессивные состояния, перевозбуждает нервную систему.

Для восполнения магния рекомендуется употреблять продукты с повышенным содержанием витамина В6, способствующего усвоению этого микроэлемента. Также рекомендуется снизить содержание поваренной соли в пище, так как соль снижает содержание магния в продуктах питания. Поваренную соль при желании можно заменить морской.

Настоятельно рекомендуется ввести в рацион ребенка витаминно-минеральные комплексы, содержащие магний и витамин В6. Это особенно важно в холодное время года, когда наблюдается сезонное снижение содержания магния в детском организме.

Последствия влияния стресса на организм подростка и дошкольников

Подростковый стресс негативно сказывается на состоянии нервной системы и влияет на общее здоровье ребенка, вызывает развитие нарушений сна, бессонницы, приводит к нервным расстройствам. Во взрослой жизни это может вызвать нарушения в развитии речи, заболевания кожи, сердечно-сосудистые болезни.

Источник

Мы стремимся обеспечить своим детям максимальное благополучие, самым искренним образом прилагаем все усилия для этого, не всегда, правда, понимая из чего собственно это благополучие складывается.

Главное, за что борется любой родитель – это хорошее питание, образование, одежда, игрушки и прочее.

Чтобы этого достичь родителям зачастую приходится много времени уделять работе, а ребенку много учиться, посещать дополнительные занятия в школе, кружки, секции, занятия языками и много чего еще.
Все стараются следовать намеченному плану, однако, кроме желаемых успехов приходит постоянное чувство усталости и подавленности, ребенок часто плачет, злится или, наоборот, пугается или замыкается в себе.

От чего так происходит?

Детский стресс

Бесконечный круговорот событий

Уже не раз обсуждалось, что скорость жизни в наши дни очень высока, окружающая среда насыщенна информацией и раздражающими факторами. Мы постоянно находимся под натиском новостей, рекламы, предложений о покупке и других бесконечных стимулов.

Среда и общественные ожидания без конца диктуют нам и нашим детям, что нужно делать, что непременно иметь, к чему стремиться, и чего в результате достичь. Все время нужно куда-то бежать чтобы что-то успеть, быстро собираться, потому что кругом пробки и дорога отнимает много времени, лечь попозже, чтобы что-то еще сделать, а то завтра будет некогда… Далеко не все взрослые чувствуют себя хорошо в таком потоке, а уж какое влияние он оказывает на детей и говорить не приходится.

Присмотритесь к ребёнку

Вы замечали, сколько детей вокруг выглядят несчастными? Это несложно различить: счастливый здоровый ребенок всегда чем-то занят, энергичен и беззаботен. Однако, часто мы видим отрешенные детские лица, блуждающий потерянный взгляд или откровенно грустный вид.

Сейчас большое количество детей страдают приступами паники, продолжительного плача, частыми ночными кошмарами, страхом оставаться в одиночестве, сильными вспышками гнева.

И дело совсем не в том, что современные дети избалованны, имеют слишком много материальных благ и вещей или крайне эгоцентричны.

Современная жизнь может оказывать слишком стрессовое воздействие на психику ребёнка. Это связано, помимо прочего, и с гиперчувствительной реакцией детей на стресс.

Как ребёнок реагирует на стресс

Каждый живой организм обладает способностью вычислять и избегать угрозу. Детям присущи самые совершенные биологические системы защиты от опасностей. Их организм отвечает на стресс гораздо быстрее и сильнее нашего. Это имеет эволюционное значение, т.к. дети куда более уязвимы.

Природа защищает ребенка, наделяя его повышенной чувствительностью ко всем возможным угрозам и опасностям. Тело и мозг ребенка эффективно вычисляют потенциальные угрозы.

В качестве моментального ответа происходит выброс адреналина и кортизола, которые обуславливают реакцию по типу бегства или сопротивления.

Кроме того, дети не могут постоять за себя, поэтому они должны остро реагировать на происходящее, в том числе и для того, чтобы привлекать внимание родителей. Сейчас ситуация вокруг такова, что этим защитным системам сложно отличить реальна ли угроза или это «ложная тревога».

Выяснение причин истерики у ребенка
Ответ выходит скорее быстрым, чем точным.
Реакция развивается либо в связи с внешними сигналами тревоги, либо внутренними сигналами стресса, такими как учащение сердцебиения, частоты дыхания, которые могут быть вызваны вовсе не опасностью. При этом, если частота пульса и дыхания возрастает, мозг решает, что происходит что-то угрожающее.

Существует довольно много данных, полученных в ходе исследований, о том, насколько пагубно сказывается на здоровье и развитии ребенка постоянно повышенный уровень кортизола. В таком состоянии нервная система ребенка не может нормально функционировать и развиваться.

У ребенка в современном мире, внутренние реакции защиты запускаются от постоянного шума вокруг, необходимости много сделать или постоянных перемещений с места на место в след за спешащим родителем. Повышенные ожидания в школе, слишком много домашних заданий и маленькое количество времени для игр повышают уровень стресса.
Все вместе складывается в ускоренный темп жизни, который учащает сердцебиение и дыхание, что в результате приводит к катастрофе.

Что же мы можем с этим сделать?

Не каждый может или хочет замедлить темп жизни и сделать какие-то вещи проще и спокойней.

Даже если вы не в силах кардинально поменять свой образ жизни, есть некоторые возможности, которыми вы точно можете воспользоваться.

Максимально повысить количество и качество активностей, приносящих удовольствие

Исследование в области позитивной психологии показывают, что соотношение положительных и отрицательны эмоций должно быть не меньше чем 3:1, т.е. позитивных переживаний требуется в три раза больше, чем негативных для того, чтобы мы могли чувствовать себя благополучно.

  • Не приходится ожидать, что жизнь сама предоставит такое количество положительных эмоций, но в наших силах намеренно повышать его путем концентрации на переживаемых удовольствиях, даже если они маленькие.
  • Например, не выпить свой кофе обливаясь из пластикового стаканчика на бегу, а выделить себе 10 минут на спокойный «кофебрейк». Почувствуйте, какой горячий и ароматный напиток у вас в чашке. Почувствуйте его запах, оцените его крепость. Сделайте глубокий вдох и выдох, затем еще глоток. И не надо срочно кому-то звонить, параллельно искать что-то в интернете, а свободной рукой еще копаться в папке с документами или сумке.
  • Проверьте, если вы «выпадете» из всего этого процесса только на 10 минут, ничего страшного не произойдет, вы все успеете. Подумайте только о том, какой отличный у вас кофе, как он вам нравится, и как хорошо вот так просто присесть на минутку «и пусть весь мир подождет».
  • Возможно, получится так не сразу, порой бывает трудно менять привычки, но освоив такие пятиминутки «только для себя», вы сразу почувствуете положительный эффект от них. Ребенку даже не понадобится ничего объяснять, просто дайте ему немного времени по дороге куда-то на посещение детской площадки или для того, чтобы покачаться на качелях. Вы можете просто присесть с ним на лавочку на улице и съесть мороженное не на ходу.
  • Вечером обязательно вспоминайте и мысленно выделяйте по крайней мере три вещи, которые в течение дня доставили вам удовольствие. Проговаривайте это с ребенком, спросите, что может назвать он, поделитесь своими переживаниями. Важно, чтобы у него тоже сформировалась такая привычка, чтобы засыпая он мог подумать «а как же все-таки хорошо, что сегодня…».
Читайте также:  Джон медина правила развития мозга вашего ребенка аудиокнига

Как стресс влияет на поведение ребенка: простые шаги к укреплению благополучия

Найти время успокоиться

Для детей большую пользу могут принести даже 5 минут в день спокойствия и ровного дыхания.
Нормальная частота сердцебиения и дыхания позволяют почувствовать безмятежное, но в тоже время сосредоточенное состояние разума.

  • Ребенку важно почувствовать и запомнить это состояние, что в последствии он мог к нему сознательно возвращаться. Если получиться отвести больше времени на это – еще лучше. Медленные упражнения с концентрацией а ощущениях и сознательном контроле, такие как йога, например, могут помочь. Существуют так же специальные техники, например медленно считать до четырех в течение вдоха и выдоха, при повторении 5-10 раз весьма эффективно.
  • Есть некоторые удачные варианты адаптированных для детей форм медитации, которые не только успокаивают эмоции, но помогают улучшить концентрацию и способность к обучению. Ребенок в состоянии стресса не может эффективно учиться, так как стресс угнетает и внимание и память.
  • Дома перед сном, спокойное купание в теплой ванне и сказка перед сном – простой, но очень действенный ритуал, способствующий глубокому сну и восстановлению сил.

Создать свои небольшие «ритуалы» обычных действий

Дети по своей природе консерваторы. Для них комфортна ситуация, когда все вокруг привычно, предсказуемо и идет своим чередом. При таком положении вещей, они чувствуют себя спокойно и безопасно, что способствует развитию и освоению знаний. Если ваши обычные повседневные действия будут стабильны и знакомы, ребёнку будет значительно легче.

Например, ритуалом может быть процесс отхода ко сну, когда вы вместе сначала собираете игрушки, готовите кровать, зашториваете окно, отправляетесь принимать ванну, затем сказка и т.д. Или совместный ужин, когда вы накрываете на стол, расставляете стулья, потом едите, потом чай и проч.

Даже дорога в садик или школу может быть ритуалом, вы проходите по определенному маршруту, примечаете любимую клумбу или большое дерево, кормите голубей в сквере или что-то еще.
Такие действия помогут ребенку чувствовать безопасность, создадут ощущение размеренности и предсказуемости жизни, которое ему необходимо.

Делиться переживаниями и поддерживать друг друга

Семейные мероприятия, когда мы ждем и слушаем друг друга, не только успокаивают нас, но и помогают нашим телам настраиваться друг на друга. Такая настройка – это биологический процесс, когда мы оказываемся на «одной волне» с теми, кого мы поддерживаем и от кого зависим.

Этого не происходит, когда каждый занят своими делами, и все пересекаются лишь эпизодически, несмотря на то, что живут в одном доме.

Ощущение себя на «одной волне» с окружающими помогает ребенку чувствовать себя защищенным.

Создать свой «сундук сокровищ»

Создание приятных воспоминаний, позволяет возвращаться к позитивным переживаниям, которые они несут снова и снова, это очень мощная поддержка в трудные минуты. Сделайте вместе с ребенком специальную коробку, в которую он может собирать фотографии, рисунки, открытки, билетики или другие мелкие сувениры, да все, что ему покажется ценным и будет напоминать о приятных поездках или событиях.

Перебирайте вместе эти сокровища и вспоминайте события с ними связанные, чтобы почувствовать еще раз переживание радости, когда требуется поднять настроение.

Приятные планы

Планируйте вместе с ребенком приятное времяпрепровождение в обозримом будущем. Обсуждайте, куда вы поедете в отпуск, чем вы там будете заниматься, что посетите или как будет устроен ваш день. Постарайтесь, чтобы это выглядело не как обмен парой фраз, а как кратковременное погружение в приятную фантазию.
Это позволит испытать прилив радости и положительные эмоции уже сейчас.

Отмечайте вместе на календаря грядущие позитивные события и поездки, пусть даже маленькие, как «заехать погулять в парк в субботу».

Принятие и одобрение

Постоянное давление оценки достижений стало обычным для современного детства. Детство уже больше не период свободы и беззаботности, когда можно расти и изучать мир вокруг, следуя по своему собственному пути. Большинство детей сейчас имеют очень плотное и жесткое расписание, которое призвано увеличивать достижения.
К сожалению, это приводит к печальным последствиям.

Мама с мальчиком

Вы – единственный человек, который может обеспечить вашему ребенку чувство, что его одобряют и им восхищаются.
Не за то, что он лучше всех учится в классе и на него возлагают большие надежды, а просто потому что он такой один, особенный, ни на кого не похожий ни в своих сильных сторонах, ни в слабостях. Обращайте внимание на то, что у него уже получилось, но только подчеркивайте, что он это освоил, а не то, что он теперь пойдет еще дальше.

Такая обратная связь учит ребенка ценить то, что уже сделано, то что уже есть, и придает сил и веры в себя. Ощущение своего отличия от многих остальных, в чем бы оно не заключалось придает оптимизм на будущее, помогает лучше понять себя. Говорите ребёнку то, что вы видите, а не то, что хотели бы увидеть.

Вовремя замечать признаки стресса у ребенка

Внимательно следите за благополучием своего ребенка, если он часто испытывает чувство страха, гнева или подавленности, это важный сигнал о том, что не все в порядке. Такие эмоции могут быть следствием образа жизни, который не то, чтобы опасный или полон угроз, но слишком быстрый или занятой.

Детям присуща потребность в неспешном течении времени. Вам не нужно полностью менять свою жизнь разумеется, но постарайтесь найти место в ней для этих полезных небольших изменений к лучшему.

Подумайте и решите, какое маленькое улучшение можно сделать уже сегодня. Предпринимая пусть даже самые крошечные шаги, вы скоро увидите, как улучшилась ваша повседневная жизнь и насколько спокойней стал ваш ребёнок.

Алина Нафикова

Алина Нафикова

Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).

Задать вопрос

Источник