Стребелева схема протокола обследования речевого развития ребенка 5 лет

Протокол обследования устной речи

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________

Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________

Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________

Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________

Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата

Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________

 круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________

Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________

Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________

Присасать к твердому небу_______________________________________________________________

Состояние общей и мелкой моторики

  • Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
  • По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
  • Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
  • Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Инструкция: «Повтори за мной предложение».

Бабушка сушила мокрое белье на веревке.

(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)

Инструкция: «Повтори за мной слова».

Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________

Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________

Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________

Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________

Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________

Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________

Жук – ножи_________________________

Свистящие(характер нарушений)

Шипящие(характер нарушений)

С

Ш

С ‘

Ж

З

Ч

З ‘

Щ

Ц

Сонорные (характер нарушений)

Другие звуки (характер нарушений)

Л

Л ‘

Р

Р ‘

Состояние слоговой структуры слова

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

  • Повтори слова

Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________

Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________

Парикмахер __________________мотоциклист___________________

  • Повтори предложение

Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________

У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Проверка состояния фонематического восприятия

  • Повтори за мной слоговые ряды и слова

та-да-та ____________________________                        да-та-та ___________________________

ка-га-га ____________________________                        га-га-ка ___________________________

па-ба-па____________________________                       ба-ба-па___________________________

кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________

том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • Скажи, какой первый звук в слове

А – Аня, аист, астра_____________

О – осы, Оля, окна______________

И – Ира, ива, ил________________

У – улица, уши, Уля_____________

  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)
Читайте также:  Основные этапы эмоционального развития ребенка

С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________

К – кошка____________________окно______________________мак_____________________

  • Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)

Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________

 Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________

Фонематический синтез

  • Составь слова из звуков

[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________

[п],[о],[ч],[к],[а]_______________

  • Фонематические представления

Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.

Например, на звук  [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности словарного запаса

Исследование номинативного словаря

  • Назови, какие ты знаешь?

•овощи_____________________________________________________________________

•фрукты ____________________________________________________________________

•одежда ____________________________________________________________________

•обувь ______________________________________________________________________

•мебель_____________________________________________________________________

•времена года _______________________________________________________________

•транспорт __________________________________________________________________

•дикие животные_____________________________________________________________

•домашние животные _________________________________________________________

•птицы _____________________________________________________________________

•цветы______________________________________________________________________

•деревья ____________________________________________________________________

•грибы _____________________________________________________________________

•ягоды _____________________________________________________________________

•профессии _________________________________________________________________

  • Назови предмет по его описанию

Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________

Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________

Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________

  • Знание обобщающих слов

Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________

Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________

Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________

Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________

Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________

Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________

Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________

Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________

Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________

Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________

Мак, роза, василек_______________________________________________________________

Береза, сосна, рябина____________________________________________________________

Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________

Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________

Повар, маляр, врач_______________________________________________________________

  • Подбор синонимов

Радость ________________________печаль___________________________________________

Врач___________________________шофер____________________________________________

Исследование атрибутивного словаря

  • Подбор определений к словам:

Например: Туча черная

Лес _____________________________________дом____________________________________

Небо ___________________________________дорога___________________________________

Мама __________________________________книга____________________________________

  • Подбор относительных прилагательных

Стол какой(деревянный), а стакан?»

Вата_________________________________замок_______________________________________

Ранец _______________________________шуба________________________________________

Ваза ________________________________снег_________________________________________

Ремень______________________________море________________________________________

Мед________________________________лист_________________________________________

  • Подбор антонимов

широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________

весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________

прямой _____________________ сухой ____________________  холодный _________________

Исследование предикативного словаря

  • Называет действия. Кто как передвигается?

Собака _________________________лошадь__________________________________________

Ворона _________________________человек_________________________________________

Червяк __________________________бабочка________________________________________

Рыба ___________________________черепаха________________________________________

  • Кто как голос подает?

Собака __________________утка________________________петух________________________

Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________

Жук_____________________кошка______________________волк_________________________

  • Действия людей различных профессий

Маляр___________________________портной_________________________________________

Врач_____________________________парикмахер_____________________________________

Летчик___________________________тракторист______________________________________

Исследование грамматического строя речи

  • Исследование способности словоизменения
  • образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

стул

ведро

воробей

дом

пчела

ухо

утёнок

окно

  • Образование существительных множественного числа

Дом-дома-домов

Дерево-________________________________________________________________________

Яблоко_________________________________________________________________________

Окно-окна-окон

Марка_________________________________________________________________________

Стол___________________________________________________________________________

Шар___________________________________________________________________________

Книга_________________________________________________________________________

Вишня_________________________________________________________________________

  • Согласование прилагательных с существительными

(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)

Шарф____________________________Шапка_________________________________________

Пальто___________________________

  • Образование названий детенышей

у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

Исследование способности словообразования

  • образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________

Читайте также:  Центр развития ребенка в санкт петербурге центральный район

стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________

кровать__________________ложка______________________кукла________________________

  • образование прилагательных от существительных

Дерево-деревянный

Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________

Кожа_________________________железо__________________шелк______________________

Бумага_______________________кружево_________________

  • образование глаголов префиксальным способом

Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)

  • образование притяжательных прилагательных

У зайца хвост заячий, а у волка?_____________________________________________________

 У лисы?_________________________________________________________________________

У зайца голова заячья, а у волка?____________________________________________________

У лисы?_________________________________________________________________________

  • Согласование существительных с числительными

– 1 –

ухо

– 2 –

– 5 –

помидор

стул

ручка

Обследование связной речи

  • составление рассказа по картинке__________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • пересказ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ

СЕРИЯ 1

1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Что люди надевают на голову, когда идут на улицу?_________________________________

Что люди надевают на руки зимой? _______________________________________________

Чем пришивают пуговицу? ______________________________________________________

Что нужно людям, чтобы лучше видеть? __________________________________________

Чем режут бумагу? ____________________________________________________________

Что нужно взять на улицу, если идет дождь? ______________________________________

2. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

Спрячь игрушку_______________________________________________________________

Куда спрятал машинку? ________________________________________________________

Спрячь машинку под коробку ___________________________________________________

Поставь машинку на коробку____________________________________________________

Поставь коробку около домика __________________________________________________

3. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Шар и шары __________________________________________________________________

Гриб и грибы _________________________________________________________________

Кукла и куклы ________________________________________________________________

Яблоко и яблоки _______________________________________________________________

Стул и стулья _________________________________________________________________

СЕРИЯ 2

1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Коса и коза ___________________________________________________________________

Ложки и рожки ________________________________________________________________

Мышка и мишка _______________________________________________________________

Сабля и цапля _________________________________________________________________

2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Звуки ________________________________________________________________________

3. ИГРА «ЭХО».

Повтори:

па-ба ________________________________________________________________________

та-да ________________________________________________________________________

па-па-ба ______________________________________________________________________

та-да-та _____________________________________________________________________

па-ба-па ______________________________________________________________________

та-та-да _____________________________________________________________________

СЕРИЯ 3

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.

Яблоко ________________ Чашка __________________

Кошка _________________ Машина_________________

Морковь _______________ Пальто __________________

Часы __________________ Конфеты ________________

Груша _________________ Кастрюля _______________

Корова ________________ Корабль __________________

Лук ____________________ Шарф ___________________

Лиса __________________ Репа ______________________

Яйцо __________________ Халат_____________________

Диван _________________ Слон ______________________

Слива _________________ Черепаха __________________

Аквариум ______________ Памятник_________________

Играет _______________________________________________________________________

Читает _______________________________________________________________________

Катается _____________________________________________________________________

Кормит ______________________________________________________________________

2. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.

Игрушки _____________________________________________________________________

Одежда ______________________________________________________________________

Овощи _______________________________________________________________________

3. СКАЖИ НАОБОРОТ.

Здоровая —больная ____________________________________________________________

Чистые — грязные _____________________________________________________________

Белый — черный ______________________________________________________________

Толстая — тонкая _____________________________________________________________

Высокий —низкий _____________________________________________________________

4. НАЗОВИ ЛАСКОВО.

Цветок — цветочек ____________________________________________________________

Шапка — шапочка ____________________________________________________________

Кольцо —колечко _____________________________________________________________

Скамейка — скамеечка _________________________________________________________

СЕРИЯ 4

1. ПОВТОРИ.

Машина ______________________________________________________________________

Полотенце ____________________________________________________________________

Бабочка ______________________________________________________________________

Матрешка_____________________________________________________________________

Пуговица_____________________________________________________________________

Лягушка______________________________________________________________________

Мыльница____________________________________________________________________

2. НАЗОВИ.

Кастрюля_____________________________________________________________________

Черепаха_____________________________________________________________________

Корабль______________________________________________________________________

Памятник_____________________________________________________________________

Аквариум_____________________________________________________________________

3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

СЕРИЯ 5

1. БЕСЕДА.

Сколько тебе лет? _____________________________________________________________

Какие игрушки ты любишь? _____________________________________________________

Каких животных ты знаешь? ____________________________________________________

Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? _______________________________________

Читайте также:  Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребенка

Как его зовут?_________________________________________________________________

2. РАССКАЖИ.

Кого видишь на картинке?_______________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делают мальчики? __________________________________________________________

С кем играла (играл) девочка (мальчик)? __________________________________________

Куда бегут дети? ______________________________________________________________

Почему побежали дети? ________________________________________________________

3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.

« Мячик » ____________________________________________________________________

«Бычок» _____________________________________________________________________

СЕРИЯ 6

1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

В, на, за, под, из, с, со, из-под-_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. НАЗОВИ МНОГО.

Белка —белки __________

Кукла — куклы _________

Письмо — письма _______

Охотник — охотники ____

Гнездо — гнезда_________

Петух — петухи _________

Колесо —колеса ________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

СЕРИЯ 5

1. БЕСЕДА.

Сколько тебе лет? _____________________________________________________________

Какие игрушки ты любишь? ____________________________________________________

Каких животных ты знаешь? ____________________________________________________

Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? ______________________________________

Как его зовут?

2. РАССКАЖИ.

Кого видишь на картинке?_______________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делают мальчики? __________________________________________________________

С кем играла (играл) девочка (мальчик)? __________________________________________

Куда бегут дети? ______________________________________________________________

Почему побежали дети? ________________________________________________________

3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.

« Мячик » ____________________________________________________________________

«Бычок» _____________________________________________________________________

СЕРИЯ 6

1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

В, на, за, под, из, с, со, из-под-_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. НАЗОВИ МНОГО.

Белка —белки __________

Кукла — куклы _________

Письмо — письма _______

Охотник — охотники ____

Гнездо — гнезда_________

Петух — петухи _________

Колесо —колеса ________

3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. ПОДБЕРИ СЛОВО.

Кошка пушистая и котенок у нее (какой?) _________________________________________

Лиса рыжая и лисенок у нее (какой?) _____________________________________________

Зайчиха серая и зайчонок у нее (какой?) ___________________________________________

Собака черная и щенок у нее (какой?) _____________________________________________

СЕРИЯ 7

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания _________________________________________________________

надувание щек ________________________________________________________________

наморщивание ________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка ______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо __________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ____________________________________________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить губы ________________________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу _________________________________________________

пощелкать язычком ____________________________________________________________

«часики» _____________________________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте _______________________________________

«улыбка» — «трубочка»________________________________________________________

«трубочка» — «улыбка» ________________________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание_______________________________

языка на верхнюю губу _________________________________________________________

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание_______________________________

языка на нижнюю губу__________________________________________________________

«улыбка» _____________________________________________________________________

«показать язычок киске» ________________________________________________________

Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё_________________________________________________________

Согласные: м, л, б______________________________________________________________

т, д, н _______________________________________________________________________

в, ф __________________________________________________________________________

к, г, х________________________________________________________________________

с, сь, з, зь ____________________________________________________________________

ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________________________

л, ль, р, рь ____________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

Источник