Стребелева педагогическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии
СТРЕБЕЛЕВА Е.А. – доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО. Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.
Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях.
Автор подхода к психолого – педагогической диагностике нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, системы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений”.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Соавторы: А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова
Аннотация
В учебном пособии освещены общие вопросы становления специальной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения. Рассмотрены содержание, методы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Даны вопросы и практические задания для студентов, а также список дополнительной литературы.
Книга может быть также использована практическими работниками специальных дошкольных и родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Соавтор: Г.А. Мишина
Аннотация
Учебное пособие знакомит студентов с понятийным аппаратом, основными теоретическими положениями, принципами и инструментарием диагностики отклоняющихся вариантов познавательного развития детей, а также с практическим применением методов психолого-педагогической диагностики развития детей.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся на факультетах коррекционной педагогики педагогических вузов, факультетах медицинской психологии психологических и медицинских вузов, оно будет полезно для практикующих работников дошкольных учреждений комбинированного и компенсирующего видов.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания)
Аннотация
В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.
Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, и студентам учреждений высшего образования.
ДОШКОЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА
Соавтор: Катаева А.А.
Аннотация
В учебнике излагаются вопросы теории и практики дошкольной олигофренопедагогики, раскрываются особенности психического и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также методы коррекционно-воспитательной работы с ними.
Книга предназначена для студентов педагогических институтов, а также для учителей-дефектологов и воспитателей специализированных (коррекционных) детских садов для детей с нарушениями интеллекта.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Соавтор: Екжанова Е.А.
Аннотация
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (IQ в пределах 50—69). Вместе с тем апробация программы показала, что дети с умственной отсталостью в умеренной форме (IQ в пределах 35—49) при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе овладевают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития. В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Методические рекомендации
Соавтор: Екжанова Е.А.
Аннотация
В данном пособии представлены методические рекомендации к разделам программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности» и «Эстетическое развитие».
Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Пособие для учителя-дефектолога
Аннотация
В пособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, а также студентам дошкольных и дефектологических факультетов педагогических вузов.
В основу пособия положено вышедшее в 2001 году издание авторов А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».
ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Книга для педагога-дефектолога
Аннотация
В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.
Адресуется учителям-дефектологам, психологам, преподавателям колледжей и вузов, слушателям семинаров и курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов, родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ /НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ/
Аннотация
Иллюстрации наглядного материала соответствуют главам и разделам книги Е.А. Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» и являются наглядно-практическим приложением к ней. Пособие рекомендуется использовать в процессе занятий с детьми для формирования определенных умственных действий. При грамотном подходе к работе педагог сможет научить ребенка целостному восприятию ситуаций, изображенных на картинках, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования. Картинный материал окажет значительную помощь в формировании соотношения между словом и образом, умений выполнять классификацию и систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.
#Специальная_педагогика@autosanimus
#Коррекционно_развивающие_занятия@autosanimus
#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Нарушения_развития #Нарушения_интеллекта #Умственная_отсталость #Коррекция #Дефектология #Органическое_поражение_ЦНС #Autosanimus
Источник
Ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто называют «особым ребенком», «ребенком с особыми нуждами». Это свидетельствует о том, что такого ребенка воспринимают как человека, которому с детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего жизнь начинается, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.
В связи с этим именно семья, родители, мама обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. При этом семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих, тревожащих вопросов. Для того чтобы семья стала для ребенка с ограниченными возможностями реабилитационной, развивающей средой первое, что необходимо – это здоровый психологический климат в ней. Незнание и неумение родителей рождает тревогу, напряжение и может стать причиной отказа от ребенка. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, актуализировать ее интеграционный потенциал, что в результате позитивно сказывается не только на состоянии ребенка, но и на всех членах семьи, повышая ее благополучие и стабильность, способствует профилактике отказов.
Начинать работу с семьей необходимо с самого начала — с рождения ребенка с ограниченными возможностями, когда негативные изменения личности родителей еще не стали стойкими и поддаются коррекции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ в Отделе ранней помощи ГОБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» основао на реализации «Программы коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ОВЗ».
Целью данной программы является: коррекция родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучение родителей взаимодействию с ребенком, эффективным приемам реабилитации.
Программа направлена на решение следующих задач:
оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
формирование у родителей активной жизненной позиции;
формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе гармонизации внутрисемейных взаимоотношений, формирования у родителей минимальных представлений о нормативах развития детей, его особенностях при определенных нарушениях.
Система работы с родителями включает следующие этапы:
I. Диагностика – организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности проведенной работы.
Используемые методики:
«Экспресс-диагностика семейного состояния», Р.В.Овчарова.
Диагностика профессиональной и родительской тревожности, А.М. Прихожан (вариант для родителей).
Опросник «Анализ семейного воспитания», Э.Г.Эйдемиллер.
Опросник «Сенсорные предпочтения», Н.Л.Васильева.
Анкета по итогам года.
Диагностическая работа осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью психолога с родителями ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Этот этап рассчитан на 5 занятий и служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и родителями ребенка, исследования психологических особенностей каждого родителя и подготовки их к работе в группе.
II. Коррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
На данном этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого родителя, но и внутри группы при взаимодействии участников. Совместными усилиями на групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи.
Этап коррекционной работы рассчитан на 10 групповых занятий.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять блоков работы:
1. Ритуал приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. В ходе развития группы контроль над его исполнением постепенно переходит к членам группы.
2. Разминка: используются специальные упражнения для снятия эмоциональной напряженности участники группы и способствующие их физическому раскрепощению, сокращению эмоциональной дистанции, пониманию невербального поведения и выражению своих чувств с помощью мимики и жестов.
3. Основная часть: состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач этапа коррекционной работы. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.
обсуждение домашнего задания (в кругу).
упражнения, связанные с темой занятия.
подвижные игры.
упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах).
домашнее задание.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку участниками группы своего эмоционального состояния «здесь и теперь» и полученной в ходе занятия информации.
5. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
III. Этап обучения направлен на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
На данном этапе работы психолог знакомит родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с особенностями развития детей, помогает определить наиболее эффективные способы внутрисемейного взаимодействия, обучает родителей приемам коррекционной работы.
Содержание работы включает обучение родителей способам развития и формирования:
двигательной сферы и навыков самообслуживания;
мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
речи и коммуникативной сферы ребенка;
ведущей (игровой) деятельности ребенка.
Обучение проводится специалистом на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка. Возможно привлечение логопеда и дефектолога с целью повышения эффективности процесса обучения.
Данный этап работы рассчитан на 15 групповых занятий, каждое из которых включает следующие блоки работы:
1. Ритуал приветствия позволяет поддержать атмосферу группового доверия и принятия, настроить членов группы на совместную работу.
2. Основной блок включает в себя описание нормативов развития детей раннего возраста, особенностей развития при определенных нарушениях и проведение игр и упражнений в соответствии с темой занятия, сопровождаемое комментариями специалиста по особенностям применения той или иной игры при взаимодействии с ребенком.
3. Рефлексия занятия предполагает оценку участниками группы своего эмоционального состояния «здесь и теперь» и полученной в ходе занятия информации.
4. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
В ходе поэтапной реализации всех блоков работы родители обучаются способам взаимодействия с ребенком и другими членами семьи, коррекционно-развивающим приемам и методам, что благотворно сказывается на развитии ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями, качестве его жизни, наиболее ранней социализации и интеграции в дошкольное образовательное учреждение.
При комплектовании группы с целью посещения консультативного центра, выявлено, что оптимальное число детей и их родителей для одновременного посещения не более 10 челевек.
Для работы с родителями подготовлены анкеты, договор об оказании консультативных услуг и книга отзывов и предложений.
На первичной консультации родители заполняли анкеты и беседовали со специалистами. Тогда же проводилась диагностика ребенка, выявлялись особенности его индивидуального развития. При необходимости назначаются дополнительные консультации.
С родителями, которые приняли решение посещать консультативный центр, был заключен договор об оказании консультационных услуг, провелась беседа о правилах поведения в учреждении, правах и обязанностях участников воспитательно-образовательного процесса. Затем в соответствии с рекомендациями специалистов и пожеланиями родителей был составлен план индивидуальной работы с ребенком. В процессе реализации в него вносились коррективы.
В рамках работы консультативного центра с родителями проводились фронтальные занятия и индивидуальные консультации. В центре работают все специалисты (логопед, психолог, специалист по изодеятельности, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре),медицинские сестры, старший воспитатель, воспитатели с большим педагогическим опытом. Родители знакомятся с системой работы ДОУ и здесь же получают знания и практические умения по самым разнообразным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Целью КЦ является оказание консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основные задачи КЦ:
1. Оказание всесторонней помощи родителям детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
3. Поддержка всестороннего развития личности детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
4. Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
5. Оказание содействия в социализации детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
6. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями
7. Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей
В своей работе консультативный центр ориентируется на запрос семьи, он выясняется непосредственно при общении с родителями. Работа консультативного центра обычно осуществляется в нескольких направлениях:
1. Социально-правовая деятельность
2. Психокоррекционная деятельность
3. Психолого-педагогическая деятельность
4. Информационно-просветительская деятельность.
Первое направление предполагает социально-правовую поддержку семей и включает такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров; индивидуальные юридические консультации семьи; составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.); выпуск информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.) для семей, воспитывающих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Психокоррекционная деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психологической помощи родителям и членам семьи имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей обсуждаются специально отобранные темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играют тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.
В процессе психолого-педагогической деятельности происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка в условиях семьи, совместные с родителем игровые развивающие занятия с детьми, обучение способам эффективного взаимодействия с ребенком, практикумы-семинары для родителей, тренинги.
Информационно-просветительская деятельность – данной работе способствует издание информационной литературы по актуальным вопросам воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями (буклеты, справочник, информационные листы, памятки и др.), оформление информационных стендов, происходит сотрудничество со средствами массовой информации.
Анализируя деятельность консультативного центра педагогического сопровождения семей имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, хочется отметить, что родители стали активным участником воспитания и развития ребенка, повысилась их уверенность в собственных силах и сформировался позитивный взгляд на ситуацию, они добились более яркой позитивной динамики развития ребенка и его оптимальной социальной адаптации.
То обстоятельство, что данная инновационная модель была создана на базе детского сада, позволяет родителям имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями развивать детей в разных направлениях, выявлять, раскрывать, развивать их склонности и индивидуальные возможности.
Становится возможной ранняя диагностика нарушений и своевременная ее коррекция; квалифицированная комплексная помощь семье, и как результат, полноправное партнерство педагогов, специалистов и родителей с целью развития ребенка.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 124; Нарушение авторских прав
Источник