Стратегия воспитания и развития ребенка
- Избранные документы со справками к ним
- Поиск по всем документам
Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”
Избранные документы со справками к ним
Вчера
16 сентября, среда
15 сентября, вторник
14 сентября, понедельник
13 сентября, воскресенье
12 сентября, суббота
11 сентября, пятница
1
Календарь
Сентябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
2020
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом “Поиск”
Выбрать материалы текущего раздела за период
Архив
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Источник
ДОКЛАД
ПО КУРСУ “ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ”
ТЕМА «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Выполнил (а):
Килина Екатерина Константиновна
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых
поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям
XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному
созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи
является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом
Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности,
воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором
сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая
идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватных
динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны,
учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и
психологические реалии их развития.
Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает
нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об
основополагающих правах родителей.
Стратегия направлена на реализацию Указов Президента Российской
Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также
постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации.
Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями
«Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и
предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному
воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в
воспитании детей.
В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление
единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как
гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.
Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества,
направленные на решение задач формирования российской идентичности
подрастающего поколения. Стратегия утверждает главенство семьи в
вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка
с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Стратегия
закладывает основы системы противодействия националистическим,
экстремистским вызовам и рискам современного детства.
Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус
социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на
основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта,
достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический
системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного
потенциала детей и подростков.
Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной
системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных
результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые
ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и
другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие
социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в
жизни, обществе и профессии.
Целью стратегии является определение приоритетов государственной
политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания,
механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающих
становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных
основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в
мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации,
межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачами стратегии являются создание условий для консолидации усилий
институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего
поколения на основе признания определяющей роли семьи;
обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия
ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышению их
социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе
образования субъектов Российской Федерации;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной
социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности
образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных,
экскурсионно-туристических и других организаций;
обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей, требующих
особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Приоритетами государственной политики в области воспитания
являются:
- воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству,
национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
- поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к
авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и
обучение детей перед всеми иными лицами;
- защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным
российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
- обеспечение условий для физического, психического, социального, духовнонравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – жертв вооруженных и
межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф,
стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в
виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.)
- формирование позиции личности по отношению к окружающей
действительности;
- воспитание языковой культуры детей;
- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных
общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнессообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания
подрастающего поколения граждан Российской Федерации.
Основными направлениями развития воспитания являются развитие
социальных институтов воспитания таких, как
- Поддержка семейного воспитания:
- Развитие воспитания в системе образования:
- Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
- Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
Механизмами реализации Стратегии являются следующие:
Правовые:
- совершенствование законодательной защиты определяющей роли семьи,
приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей, защиту их прав и
интересов в системе воспитания.
Организационно-управленческие:
- разработка и реализация комплексных планов мер по реализации Стратегии
на трёхлетние периоды;
- сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций
дополнительного образования детей и иных организаций в сфере воспитания;
- укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в
воспитании детей;
- системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта
работы в области воспитания;
- создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих
эффективность воспитания в системе образования;
Кадровые:
- содействие развитию педагогических компетенций у родителей;
- модернизация системы педагогического образования, повышения
квалификации и переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью
обеспечить соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам
современного общества;
Научно-методические:
- проведение научных исследований в области воспитания и социализации
детей;
- развитие исследований в области семьи и семейного воспитания детей;
- проведение прикладных исследований по изучению роли и места СМИ,
Интернета в развитии личности ребёнка;
- разработка методического обеспечения реализации Стратегии;
Финансово-экономические:
- обеспечение многоканального финансирования системы воспитания из
федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет механизмов
государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских
средств;
Информационные:
- использование современных информационных и коммуникационных
технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения
взаимодействия всех субъектов системы воспитания;
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций в интересах
ребенка, дистанционных форм воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья;
- организация информационной поддержки Стратегии воспитания с
привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ; усиление
воспитательного потенциала медиа-образования в образовательных организациях.
В нашем комплексе все направления воспитательной работы строятся с
учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций в
рамках стратегии развития воспитания в Российской Федерации:
- Гражданское и патриотическое воспитание
- Духовно-нравственное воспитание:
- Приобщение детей к культурному наследию:
- Физическое развитие и культура здоровья:
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- Экологическое воспитание
- Ученическое самоуправление и детские объединения
- Поддержка семейного воспитания
- Интеллектуально-познавательное
- Профилактика правонарушений.
Источник
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Цель Стратегии
Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачи Стратегии
- создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
- обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;
- сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
- обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизмы реализации Стратегии
Правовые:
- развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере воспитания детей в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области воспитания;
- совершенствование законодательной защиты определяющей роли семьи, приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей, защиту их прав и интересов в системе воспитания.
Организационно-управленческие:
- разработка и реализация комплексных планов мер по реализации Стратегии на трёхлетние периоды;
- принятие субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ комплексных планов развития воспитания в соответствии со Стратегией, совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях на основе современных механизмов управления;
- консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
- эффективная координация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
- сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и иных организаций в сфере воспитания;
- укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
- системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области воспитания;
- создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность воспитания в системе образования;
- организация мониторинга эффективности реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.
Кадровые:
- дальнейшее повышение престижа профессий педагога, воспитателя; создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;
- развитие кадрового потенциала, в части воспитательной компетентности педагога, разработка и введение профессиональных стандартов специалиста в области воспитания; содействие развитию педагогических компетенций у родителей;
- модернизация системы педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью обеспечить соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества.
Научно-методические:
- проведение научных исследований в области воспитания и социализации детей;
- развитие исследований в области семьи и семейного воспитания детей;
- проведение прикладных исследований по изучению роли и места СМИ, Интернета в развитии личности ребёнка;
- разработка методического обеспечения реализации Стратегии.
Финансово-экономические:
- создание в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации необходимых ресурсов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
- обеспечение многоканального финансирования системы воспитания из федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет механизмов государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских средств;
- создание и продуктивное использование гибкой системы стимулирования субъектов воспитательного процесса.
Информационные:
- использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы воспитания;
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций в интересах ребенка,
- дистанционных форм воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация информационной поддержки Стратегии воспитания с привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ;
- усиление воспитательного потенциала медиа-образования в образовательных организациях.
Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания:
- содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;
- сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;
- популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
- содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
- расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
- поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования:
- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
- содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
- полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
- расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;
- развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
- создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;
- создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
- создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
- содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;
- применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
- улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
- поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;
- широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;
- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций
Гражданское и патриотическое воспитание:
- формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
- разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
- формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное развитие:
- воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
- формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию:
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей; совершенствование деятельности библиотек;
- создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Физическое развитие и культура здоровья:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
- формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости; распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
- развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
- становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
- взаимодействие с ними.
Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:
- значимость воспитания в общественном сознании;
- укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;
- повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;
- доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
- разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;
- укрепление и развитие кадрового потенциала с?