Стратегия развития ребенка в дошкольном образовании
Библиографическое описание:
Хованская, Т. Ю. Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения / Т. Ю. Хованская, Д. И. Афонина, О. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4380/ (дата обращения: 25.09.2020).
Современные условия жизни нацеливают общество на его активное движение, быстрое приспособление к прогрессивному развитию всех отраслевых сфер, а также овладение навыками беспрепятственного межличностного взаимодействия. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации.
Данная позиция является концептуальной в плане подготовки подрастающего поколения. Поэтому определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общества, готового к постоянному преобразованию, созданию чего-то нового и неповторимого на основе сформированных ключевых компетенций. Такое возможно только при организации в дошкольном учреждении необходимых условий для раскрытия всех своих способностей при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний. Детский сад сегодня — это открытое пространство для детей, родителей, социума.
Основная стратегия развития нашего дошкольного учреждения заключается в создании единой образовательной среды ДОУ отвечающей современным требованиям воспитательно-образовательной работы с детьми и реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающей равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются:
− повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий и дополнительного образования
− повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе, через использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
− обновление предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения в соответствие с Федеральными государственными требованиями
− усовершенствование взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе, взаимодействие с социальными институтами.
Для малыша, посещающего детский сад, очень важно, как обустроена окружающая его среда, насколько она для него понятна и безопасна. Детский сад не зря называют вторым домом для ребят.
В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары созданы определенные условия безопасного, здорового, комфортного, инновационного развития детей.
Здоровье и безопасность — это одно из значимых направлений работы дошкольного учреждения. Одна из главных задач пребывания детей в детском саду — укрепление и сохранение здоровья детей, создание условий, способствующих безопасному пребыванию детей в учреждении.
В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары созданы необходимые условия для ознакомления детей от 3 до 7 лет с основными аспектами безопасности и сохранения жизни и здоровья. На территории учреждения имеется автогородок, где в теплое время года проводятся различные мероприятия по дорожной безопасности. Мероприятия по укреплению здоровья проводятся на спортивной площадке совместно с другими ДОУ.
Одним из важных приоритетов развития дошкольного учреждения является развитие познавательных способностей детей. Лаборатория юных исследователей в детском саду — первый шаг к новым открытиям.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду № 78 г. Чебоксары оборудована и функционирует лаборатория маленьких исследователей, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для опытно-исследовательской деятельности дошкольников. На занятиях в лаборатории дошколята получают уникальную возможность исследовать на современных микроскопах с различными объективами, а также использовать большой набор инструментов и препаратов для обучения азам научной работы.
Сегодня робототехника в детском саду стала одной из центральных дисциплин учебного и воспитательного процесса. Педагоги уверены, что чем раньше познакомить ребенка с простыми механизмами, первыми алгоритмами и несложными техническими задачками, тем проще ему потом будет адаптироваться к школе и в жизни
В рамках реализации программы «От Фребеля до робота. Растим будущих инженеров» в детском саду № 78 г. Чебоксары оборудована и функционирует лего-студия, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для конструирования. На занятиях ребенок учится строить и воплощать в жизнь собственные образы, создавать необычные вещи. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает, будущих инженеров и конструкторов. Исследования показывают, что практически все дети, поступающие в технические ВУЗы, занимались лего-конструированием в детском саду, школе и в дополнительных кружках.
Данные направления деятельности осуществляются с детьми в форме основной образовательной деятельности на занятиях по познавательному развитию и как дополнительные образовательные услуги по разработанным программам.
Акцент на получение детьми дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения еще один приоритет развития современного образовательного учреждения. Для того чтобы максимально удовлетворять образовательные запросы родителей в нашем дошкольном учреждении функционирует 11 дополнительных образовательных услуг по разным направлениям:
− логоритмика;
− подготовка к обучению в школе;
− английский для дошколят;
− занятия нетрадиционными техниками рисования;
− тестопластика;
− детский фитнес;
− хореография;
− танцы;
− лего-конструирование;
− юные исследователи (занятия в лаборатории);
− чтение по кубикам Зайцева
Еще одним актуальным осуществления образовательной деятельности в ДОУ является сотрудничество с социальными партнерами.
Новой формой сотрудничества в сфере образования является частно — государственное партнерство, которое успешно апробировано учреждениями высшего и среднего профессионального образования и осваивает и современное дошкольное образование.
В МБДОУ «Детский сад № 78» г.Чебоксары, помимо 18 муниципальных групп имеются четыре частные группы, которые в соответствии с договором арендует автономная некоммерческая организация «Пишичитайка». Это партнерство представляет собой альянс между государством и бизнесом в целях реализации образовательных проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений. Данная форма партнерства представляет собой наиболее простую и наименее обязывающую форму партнерства. Реализация совместной деятельности сторонами соглашения зависит исключительно от доброй воли сторон. Технологическая схема работы состоит в добровольном совместном планировании действий, соответствующих соглашению, и реализации этих действий.Координация деятельности осуществляется уполномоченными представителями АНО «Пишичитайка» и МБДОУ «Детский сад № 78 «Колосок» г. Чебоксары.
Такая модель взаимодействия, позволяет повышать эффективность и качество образовательного процесса, развивает его прикладную направленность, максимально позволяет использовать интеллектуальные, материальные, информационные и человеческие ресурсы для разработки инновационных проектов.
На сегодняшний день АНО «Пишичитайка» и МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары реализуют совместный проект «Мы вместе».
Цель проекта — создание работающей модели частно-государственного партнерства, обеспечивающей эффективное управление образовательным учреждением и повышение качества оказания образовательных услуг.
Развитие дошкольного учреждения — это целенаправленный процесс, который предусматривает четкое взаимодействие с родителями. Интересы родителей тесно переплетаются с задачами дошкольного учреждения.
Многие родители, понимают необходимость раннего развития детей. С целью наиболее комфортного прохождения данного этапа в жизни детей и их родителей в нашем дошкольном учреждении запланирована работа центра развития детей раннего возраста «Детвора (детство, творчество, развитие) “.
Целью деятельности центра раннего развития является гармоничное развитие ребенка раннего возраста посредством развития его психомоторных свойств, а также их социализация.
Задачицентра раннего развития:
− создание эмоционального комфорта у детей и взрослых;
− всестороннее развитие ребенка в процессе непрерывного общения с творчеством, физической культурой, игрой;
− повышение уровня компетентности у родителей в вопросах подготовки ребенка к посещению детского сада, взаимодействия и установления взаимоотношений с ребенком с применением форм, методов и средств деятельности.
Для достижения целей и результативности работы центра раннего развития в дошкольном учреждении необходимо создать такие развивающие блоки, как центр физического развития «Физкультура вместе с мамой», располагающиеся в спортивном зале, центр творческого развития детей «Художники в памперсах», центр сенсорно-познавательной деятельности «Я — сам».
Проведение занятий в разных центрах-студиях поспособствует тому, что ребенок будет чувствовать себя комфортно в любых условиях детского сада, что способствует успешной адаптации детей к дошкольному учреждению в будущем.
Миссия детского центра заключается в том, чтобы помочь ребенку развить необходимые личностные качества, навыки, таланты, которые в будущем сделают его успешным взрослым.
Комплексная, слаженная работа дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи — эффективно способствует развитию человека будущего.
Литература:
- Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004 г.
- Детский сад Будущего: методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой — М.:ТЦ Сфера, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. No1155).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, чебоксары, ребенок, образовательный процесс, раннее развитие, дополнительное образование, необходимое оборудование, образовательная деятельность, образовательное учреждение.
Похожие статьи
Особенности организации дополнительных образовательных…
Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.
дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ…
Организация дополнительного образования в условиях…
Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана…
Дополнительные образовательные услуги в дошкольном…
Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации.
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа…
образовательный процесс, детский сад, дошкольное…
Самыми главными аргументами использования ДОК в образовательном процессе является развитие у детей основных мега качеств [2, с. 27]
Перспективы развития и внедрения идеи дистанционных обучающих конкурсов в образовательный процесс довольно актуальны и…
Интеграция дополнительного образования детей…
– широкое обсуждение ФГОС дошкольного образования в коллективах учреждений дополнительного образования детей, поиск
Организация дополнительного образования в условиях… Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс…
Основные направления инновационного развития дошкольного…
Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию…
детский сад, инновационная деятельность, образовательное…
Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию…
Дошкольное образование в России | Статья в сборнике…
Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме.
Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и
Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и…
Организация дополнительных платных образовательных услуг…
детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.
Источник
Краткое описаниие стратегии развития детского сада, рабочий материал к написанию Программы развития ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель – детский сад для детей от 2 до 7 лет, реализующий целостное и разностороннее развитие детей дошкольного возраста в рамках концепции программы «Детство».
Стратегия
- Реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому ребёнку индивидуальную сферу деятельности, необходимую для его развития;
- Развитие ресурсного, материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- Создание эмоционально комфортного климата в учреждении для всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители);
- Повышение внутренней и внешней конкурентоспособности педагогов учреждения на местном, районном и краевом уровне.
- Развитие системы дополнительного образования (платного и бесплатного) в разных формах и видах деятельности детей.
- Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе детского сада.
- Формирование информационно-ресурсного фонда учреждения.
Выполнение данной стратегии обеспечивается за счёт:
- Создания условий повышения квалификации педагогических кадров
- Создание системы морального и материального стимулирования качественного профессионального труда
- Создание системы дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных
- Развитие материально-технической базы учреждения
Реализация стратегии строится на следующих принципах:
- Компетентностного, программно-целевого подхода, который предполагает единую систему целеполагания, планирования, рефлексии и своевременное внесение корректив в работу учреждения;
- Преемственности данной программы развития и образовательной программы, выбранной педагогическим коллективом ДОУ;
- Информационной компетенции участников образовательного процесса о происходящем в ДОУ;
- Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации развития ДОУ;
- Включение в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.
Для управления реализации стратегии создаётся Совет МДОУ детский сад №10 «Теремок» на основании пункта 7.8 Устава ДОУ.
Контроль реализации осуществляется Педагогическим Советом МДОУ детский сад №10 «Теремок», Советом учреждения, экспертным советом ММЦ.
Миссия МДОУ детский сад №10 «Теремок»
- Удовлетворение социального заказа родителей воспитанников – создание комфортного психолого-педагогического микроклимата для детей дошкольного возраста.
- Организация воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с 2 до 7 лет. Охрана жизни и здоровья детей. Создание условий для становления социальных потребностей дошкольника через реализацию основной общеобразовательной программы детского сада «Детство»
- Удовлетворение потребностей ребёнка дошкольного возраста в реализации ведущего вида деятельности, развитие всех психических и физических свойств, помощь и коррекция недостатков семейного воспитания.
- Конкурентно способность всех субъектов образовательного процесса (ребёнок, педагог, родитель) среди равноправных социальных институтов, конкурентно способность среди других дошкольных учреждений города и района за счёт повышения уровня профессионального мастерства педагогов, обновления и развития окружающей среды, установления открытой модели взаимодействия.
- Сохранение положительного имиджа и статуса детского сада, обеспечивающего качественное содержание детей, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, хорошую готовность детей к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегия развития воспитания
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”1. Утвердить прилагаемую Стратегию разв…
- Мне нравится
Источник
Стратегия развития ДОУ на переходный этап к ФГОС.
Доклад на августовскую конференцию
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Для поэтапного перехода нами была разработана «Дорожная карта» по внедрению ФГОС ДО по 5 направлениям:
1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое
2. Организационное
3. Кадровое
4. Финансово-экономическое
5. Информационное
Введение ФГОС требует определения стратегии и систему мер, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО.
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2016 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «Управление», «Кадровый потенциал», «Ребенок», «Родитель», «Здоровье», «Безопасность», обеспечивающими участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Блоки взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.
Стратегическая цель нашего учреждения лежит в: создании воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.
Тактические цели учреждения: прежде всего это –
1. Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью учреждения.
Основные задачи затрагивает тематические блоки:
1. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях деятельности в режиме развития (блок «Управление»).
2. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения (блок «Кадровый потенциал»).
3. Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, включения в практику работы новых форм дошкольного образования (блок «Ребенок»).
4. Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (блок «Родитель»).
5. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок «Здоровье»).
6. Привести в соответствие с требованиями ФГОС предметно- развивающую среду и материально-техническую базу учреждения (блок «Безопасность»).
Для полноценного развития детского сада встала перед нами необходимость в разработке плана развития (2014-2019гг) на перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного перехода к ФГОС.
При этом моделью в нашем понимании будет выступать система пространств ДОУ, фиксирующих развитие участников образовательного процесса во взаимодействии, а также показатели их взаимосвязанной деятельности.
Мы считаем, что в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Для успешной работы с родителями наши педагоги придерживаются принципов взаимодействия как:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Также достичь положительных результатов по развитию детей дошкольного возраста было бы невозможно без активного взаимодействия дошкольного учреждения с социумом.
Для социализации детей детского сада и создания открытой системы мы стараемся поддерживать связь с общественностью, учреждениями образования, здравоохранения и др. Педагогический коллектив строит свою работу по развитию детей в тесном контакте с внешними организациями, круг, которых расширяется с каждым годом. Со всеми ними дошкольное образовательное учреждение заключает договоры о сотрудничестве.
Результаты взаимодействия с социокультурными центрами города позволяет нам:
• направить образовательный процесс на решение сложных проблем;
• улучшить образовательную работу с детьми (одаренными детьми, а также с детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании);
• всю работу по формированию и укреплению физического, психического и духовного развития проводить в тесном контакте со специалистами социокультурных, образовательных учреждений.
Мы считаем, что изменение в первую очередь должно начинаться с педагогического состава, в связи с этим в годовой план ДОУ мы включили работу над мотивационно-психологической и теоретической готовностью внедрения ФГОС ДО.
Планируем разработать проект «Успешный воспитатель», который будет ориентирован на индивидуальный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности педагогов учреждения, и, в свою очередь, способствующего повышению качества образовательной услуги.
Как желаемый результат, мы видим воспитателя – организатором и активным помощником.
Личность может воспитать, только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.
Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит и от созданий условий для его реализации.
Принципы построения предметно-развивающей среды:
• насыщенность;
• полифункциональность;
• трансформируемость;
• вариативность;
• доступность;
• безопасность.
Предметно-развивающую среду мы постарались организовать таким образом, чтобы максимально обеспечить полноценное развитие личности детей по всем основным образовательным областям, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Сейчас детский сад работает по общеобразовательной программе «Детство».
Стараемся на данный момент обучить педагогов на курсах, семинарах. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т. е. та, классно-урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Мы считаем, что принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.
Наряду с этим существует ряд проблем, одним из главных проблем внедрения считаем нехватка денежных средств. Надеемся на нормативно-подушевое финансирование, мы тогда сможем решить проблему приобретения УМК.
5
Источник